ПК 4.4. Педагогические разработки
методическая разработка по теме
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методика работы организации дифференцированной работы младших школьников на уроках математики
(по материалам курсового исследования)
Нуриева Екатерина Илдусовна
Научный руководитель – Дрокина М.В., преподаватель кафедры математики и информатики высшей квалификационной категории
В настоящее время педагогика переходит на развивающее, личностно-ориентированное обучение и на первый план теперь выдвигается развитие каждой конкретной личности, с выявлением её индивидуальности, а значит необычайно остро встаёт проблема дифференцированного подхода к обучению. [1]
Дифференцированный подход в обучении младших школьников целесообразно рассматривать как возможность индивидуализации в условиях одного класса. При использовании любых форм и методов обучения в школе нельзя учесть все индивидуально-психологические особенности. Индивидуализация всегда относительна, поскольку учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного ученика, а в группе, во внимание принимаются те особенности, которые важны с точки зрения учения. Ряд педагогов предлагают для объединения детей в группы учитывать следующие критерии: подготовленность (знания, умения, навыки); степень развития общих умственных способностей; развитие общеучебных умений; отношение к предмету и учению в целом.
Целью курсового исследования являлось изучить теоретические и методические основы дифференцированного подхода на уроках математике в начальных классах. Задачи нашего курсового исследования раскрывают его цель, к ним относятся такие задачи, как:
- Подробно изучить сущность дифференциации обучения младших школьников.
- Ознакомиться с критериями дифференциации обучения младших школьников.
- Изучить способы дифференциации учебной работы младших школьников и применение их на уроках математики.
- Рассмотреть организацию деятельности по реализации дифференцированного обучения младших школьников на уроках математики.
- Выяснить возможное использование дифференцированного обучения, как средства повышения эффективности учебной деятельности младших школьников на уроках математики.
Методы исследования включают в себя анализ, синтез, обобщение методов изучения дифференцированной работы в начальной школе.
Исследование дифференциации в обучении математике показало, что изучение этого вопроса является в настоящее время очень актуальным.
В ходе работы мы определили, что дифференциация – это такая система обучения, которая ставит своей целью создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей, она характеризуется формированием групп учащихся, сходных по какому-либо комплексу свойств и качеств, среди которых основными являются обученность, обучаемость, познавательный интерес. [2] Число и разнообразие способов реализации дифференцированного подхода в школе зависит от творческой направленности учителя, от его педагогического мастерства, от умения работать сразу со всем классом и с каждым учеником в отдельности.
М.В. Фоменкова, Н.Н. Хаустова полагают: «Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика». [3; с.42]
Таким образом, одна из важнейших задач начального образования - это создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться. Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Зачастую учитель вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это неизбежно приводит к тому, что "сильные" ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, а "слабые" обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к средним, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, мышления, памяти. Поэтому, нужно, чтобы каждый ученик работал в полную силу, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода. [2]
Курсовое исследование продолжено нами в 2016-2017 учебном году в виде выпускного квалификационного исследования на тему: Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики посредством дифференцированного подхода.
Список литературы
- Деменёва Н.Н, Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики [Текст]: Методическое пособие / Н.Н. Деменёва – М.: АРКТИ, 2005. – 88 с.
- Подласый И.П, Педагогика начальной школы [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей / И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 400 с.
- Фоменкова М.В., Хаустова Н.Н., Дифференциация в обу¬чении математике [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей /М.В. Фоменкова, Н.Н. Хаустова – М., 1999.
Предварительный просмотр:
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ РФ
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, на социальный запрос, который сформировался в нашем обществе за период реформ.
Основные цели и содержание образования в нашей стране задаются федеральными законами "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Содержание образования и его направленность отражают стандарты всех уровней и ступеней образования, разрабатываемые по заказу правительственного органа научными и общественными организациями системы образования, и образовательные программы.
На современном этапе уровень образования каждого человека и интеллектуально-профессиональный потенциал общества в целом рассматриваются как стратегический ресурс. Отсюда вытекают принципиально новые требования общества к системе образования, которая должна быть ориентирована на дифференциацию и индивидуализацию обучения, социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Так возникает необходимость дифференциации и индивидуализации обучения.
Индивидуализация — это процесс учета и развития индивидуально-психологических особенностей личности учащихся всеми формами и методами системы обучения в школе.
Индивидуализация образования в школе осуществляется через:
- вариативность содержания:
- базовый компонент;
- школьный компонент.
Организацию образовательного процесса:
- занятия по индивидуальному выбору;
- уроки;
- индивидуальный план (мастер-классы);
- интенсив (английский язык);
- индивидуальное обучение;
- семинары;
- практикумы;
- лекции;
- консультации;
- экскурсии;
- тренинги.
Формы образовательного процесса:
- коллективные;
- групповые;
- индивидуальные;
- самостоятельные.
Методы образовательного процесса:
- проблемно-поисковые;
- проблемные;
- экспериментальные;
- проектные;
- аналитические;
- самостоятельные;
- фронтальные.
Ориентация учебно-воспитательного процесса на формирование индивидуальности учащегося определяет и характер дифференциации обучения.
Дифференциация обучения учащихся выступает как способ индивидуализации педагогического процесса и практически может быть организована за счет базового образования, на основе которого будет осуществляться конструирование всех компонентов образования.
Различают следующие виды дифференциации:
- региональную – по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);
- внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки);
- в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, лицейские, классы компенсирующего обучения и т.д.);
- межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы);
- внутриклассную, или внутрипредметную (группы в составе класса).
В отличие от зарубежных стран, где дифференцированное обучение учащихся введено в старшем звене, в средних общеобразовательных школах Республики Татарстан дифференцированное обучение вводится во всех звеньях учебно-воспитательного процесса.
В средней общеобразовательной школе дифференциация обучения организуется через систему подбора и создания специальных условий для учащихся с целью развития их индивидуальных особенностей и личностных качеств.
Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса в нашей школе реализуется в:
- вариативности учебных планов, содержания;
- в предоставлении возможности свободного выбора и самовыражения в сфере образования на основе способностей, склонностей, интересов и потребностей;
- в развитии сферы внеурочной деятельности ребенка.
Оправдали себя следующие способы дифференциации:
- содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается;
- содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные;
- задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т.д.);
- используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников;
- предоставляется самостоятельный выбор учениками одного из нескольких предложенных вариантов заданий. Чаще всего используется на этапе закрепления материала.
Каждый человек – единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В процессе обучения , воспитания и управления мы должны учитывать прежде всего индивидуальность и неповторимость каждого человека.
Список литературы
- Подласый И.П, Педагогика начальной школы [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей / И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 400 с.
- Унт И.Э., Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей / И.Э. Унт - М., 1990.
- School-box.ru: образовательный портал – 2012-2015, school-box.ru.
- Академик: словари и энциклопедии: образовательный портал – 2000-2015, http://dic.academic.ru/
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Согласованно: Утверждено:
____________________ ______________________
Программа внеурочной деятельности
«Чудеса своими руками»
Для 1 класса
Направление деятельности: общекультурное
Возраст: 7- 8 лет
Срок обучения: 1 год
Составители:
Челябинск, 2016 г.
ОглавлениеСтр. | |
| 3 |
| 8 |
| 12 |
| 14 |
| 17 |
| 17 |
| 19 |
| 20 |
| 22 |
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Чудеса своими руками» предназначена для работы с учащимися 1 класса. Она разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом начального общего образования второго поколения на основе социального заказа родителей и учащихся.
В программе внеурочной деятельности «Чудеса своими руками» реализуется общекультурное направление, через которое способствует воспитанию ценностного отношения к прекрасному, формированию основ эстетической культуры, культуры общения, развитию способностей видеть и ценить прекрасное.
Актуальность программы
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Особое значение приобретает проблема творчества, когда развитие способностей детей, выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Цель программы внеурочной деятельности: развитие творческих способностей учащихся, овладение начальными технологическими знаниями, воспитание трудолюбия и уважительного отношения к людям и их труду.
Задачи:
- развивать эмоционально-ценностное отношение к социальному миру через формирование позитивного отношения к труду;
- развивать способности и равноправное сотрудничество на основе уважения личности другого человека;
- осваивать трудовые умения и навыки, осмыслять технологии процесса изготовления изделий в практической деятельности;
- развивать познавательные мотивы, интересы, любознательность, инициативность;
- осваивать приемы и способы работы с различными материалами и инструментами, соблюдать правила техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места.
Особенности реализации программы
Программа внеурочной деятельности «Чудеса своими руками рассчитана на учащихся 1 класса (7-8 лет). Работа на занятиях организуется с учётом возрастных особенностей учащихся. Учащиеся не любят однообразного труда, который их впоследствии утомляет и у них пропадает работоспособность и интерес к труду. Поэтому на каждом занятии нужно менять методы и формы работы. Важно, чтобы в работе учащиеся могли проявить свою фантазию и творчество. Учащиеся, видя готовые поделки, учатся оценивать свою работу и работу товарищей, осознавать значимость своего труда. Во время изготовления поделок, учащиеся развиваются в разных направлениях. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета. Участие ребенка в изготовлении вещей и украшений для интерьера своими руками, дарении подарков – это часть социализации, вхождения в обычаи, традиции семьи.
Срок реализации программы
Программа внеурочной деятельности «Чудеса своими руками» рассчитана на один год обучения. Количество часов: 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 1 час. Программа состоит из относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности и направлен на решение своих собственных педагогических задач.
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- принцип деятельности;
- принцип вариативности;
- принцип творчества.
Направления содержания программы:
- аппликация из различных материалов;
- работа с бумагой;
- работа с тканью;
- работа с пластилином.
Основные формы организации деятельности на занятиях:
- коллективная;
- индивидуальная;
- групповая.
Формы контроля знаний
Чтобы помочь ребёнку справиться с большой и трудной задачей познания, необходимо руководствоваться в работе определёнными принципами:
- необходимо постоянно поощрять все усилия ребёнка и его стремление узнать что-то;
- исключить отрицательную оценку и результатов его действий;
- сравнивать результаты ребёнка только с его собственными, а не с результатами других детей.
Оценка деятельности учащихся происходит по следующим критериям:
- качество выполнения изучаемых на занятии приёмов, операций и работы в целом;
- степень самостоятельности;
- уровень творческой деятельности.
Планируемые результаты
Личностные:
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные:
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка результатов работы.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Предметные:
- использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
- приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | В том числе | Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий. | |
теоретических | практических | ||||
Раздел 1. Аппликация из различных материалов (7 ч) | |||||
1. | Вводное занятие. Сбор материалов. | 1 | - | 1 | Экскурсия, час общения. |
2. | Обрывная аппликация «Мой любимый персонаж». | 1 | - | 1 | Индивидуальный творческий проект. |
3. | Аппликация из природных материалов «Осенние деньки». | 1 | - | 1 | Индивидуальная деятельность. |
4. | Аппликация из бисера «Моё любимое животное». | 1 | - | 1 | Творческий проект. |
5. | Аппликация из бросового материала «Человек будущего». | 1 | - | 1 | Индивидуальный творческий проект. |
6. | Аппликация из салфеток «Сказочный персонаж». | 1 | - | 1 | Коллективный творческий проект. |
7. | Выставка работ учащихся. | 1 | - | 1 | Выставка. |
Раздел 2. Работа с бумагой (10 ч) | |||||
8. | История возникновения бумаги. | 1 | 1 | - | Игра-беседа. |
9-10. | Базовые формы оригами. | 2 | - | 2 | Индивидуальная деятельность. |
11. | «Праздничный тюльпан» в технике оригами. | 1 | - | 1 | Индивидуальная деятельность. |
12. | Техника «Квиллинг». | 1 | 1 | - | Конференция. |
13. | Базовые формы «Квиллинга». | 1 | - | 1 | Индивидуальная деятельность. |
14. | Аппликация в технике квиллинг «Жители леса». | 1 | - | 1 | Творческий проект в группах. |
15. | Коллективная работа в технике квиллинг «Аквариум». | 1 | - | 1 | Коллективный творческий проект. |
16. | Поздравительная открытка из бумаги. | 1 | - | 1 | Индивидуальная творческая деятельность. |
17. | Выставка работ учащихся. | 1 | - | 1 | Выставка. |
Раздел 3. Работа с тканью. (11 ч) | |||||
18. | Появление ткани. Виды ткани. | 1 | 1 | - | Игра-путешествие. |
19. | «Завязываем узелки». | 1 | - | 1 | Индивидуальная деятельность. |
20. | Учимся пришивать пуговицу. | 1 | - | 1 | Индивидуальная деятельность. |
21. | Плетение косичек из ниток. | 1 | - | 1 | Тренировка. |
22. | Плетение феничек из ниток. | 1 | - | 1 | Тренировка. |
23. | Аппликация из ткани «Город, в котором я живу». | 1 | - | 1 | Творческий коллективныйпроект. |
24. | Виды швов. | 1 | 1 | - | Игра-путешествие. |
25-27. | Вышивка крестиком. | 3 | 1 | 2 | Индивидуальная деятельность. |
28. | Выставка работ учащихся. | 1 | - | 1 | Выставка. |
Раздел 4. Работа с пластилином. (5 ч) | |||||
29. | Первичный инструктаж «Как работать с пластилином». | 1 | - | 1 | Групповая творческая деятельность |
30-32. | Коллективная работа «Создание зоопарка». | 3 | - | 3 | Творческий коллективный проект. |
33. | Заключительное занятие «Выставка работ». | 1 | - | 1 | Выставка. |
Итого: | 33 | 5 | 28 |
Содержание изучаемого курса
Раздел 1. Аппликация из различных материалов (7 ч)
Состоит из следующих тем:
- Вводное занятие. Сбор материалов.
- Обрывная аппликация «Мой любимый персонаж».
- Аппликация из природных материалов «Осенние деньки».
- Аппликация из бисера «Моё любимое животное».
- Аппликация из бросового материала «Человек будущего».
- Аппликация из салфеток «Сказочный персонаж».
- Выставка работ учащихся.
В этом разделе учащиеся должны познакомиться с понятием аппликация, её видами, композицией, техникой выполнения аппликации из различных материалов, познакомиться с техникой безопасности при работе с ножницами, клеем. В начале изучения раздела проводится беседа по предстоящей работе, в конце изучения раздела - выставка работ учащихся.
Раздел 2. Работа с бумагой (10 ч)
- История возникновения бумаги.
- Базовые формы оригами.
- Базовые формы оригами.
- «Праздничный тюльпан» в технике оригами.
- Техника «Квиллинг».
- Базовые формы «Квиллинга».
- Аппликация в технике квиллинг «Жители леса».
- Коллективная работа в технике квиллинг «Аквариум».
- Поздравительная открытка из бумаги.
- Выставка работ учащихся.
В разделе учащиеся познакомятся с понятиями: бумага, оригами, базовый формы оригами, квиллинг, базовые формы квиллинга, коллективная работа. Научаться: методике выполнения работ в технике оригами, выполнять базовые формы оригами, выполнять поделки в технике оригами, методике выполнения техники «квиллинг», выполнять аппликацию в технике «квиллинг», выполнять коллективную работу, поздравительную открытку. Повторят: технику безопасности работы с ножницами, клеем, правила работы в группе, понятие аппликация.
Раздел 3. Работа с тканью. (11 ч)
- Появление ткани. Виды ткани.
- «Завязываем узелки».
- Учимся пришивать пуговицу.
- Плетение косичек из ниток.
- Плетение феничек из ниток.
- Аппликация из ткани «Город, в котором я живу».
- Виды швов.
- Вышивка крестиком.
- Вышивка крестиком.
- Вышивка крестиком.
- Выставка работ учащихся.
В этом разделе учащиеся изучат понятия: ткань, узелок, шов, вышивка крестиком. Повторят: понятие аппликация, её виды, технику безопасности работы с ножницами и клеем. Познакомятся: видами ткани, её появлением, с техникой завязывания узелков, с методикой пришивания пуговицы, с плетение косичек и феничек из ниток, методикой выполнения аппликации из ткани, видами швов, методикой вышивания крестиком.
Раздел 4. Работа с пластилином. (5 ч)
- Первичный инструктаж «Как работать с пластилином».
- Коллективная работа «Создание зоопарка».
- Коллективная работа «Создание зоопарка».
- Коллективная работа «Создание зоопарка».
- Заключительное занятие «Выставка работ».
В разделе учащиеся повторят: понятия композиция и коллективная работа, работу в группах. Изучат: методику работы с пластилином, правила работы при использовании пластилина. В завершении раздела состоится выставка работ учащихся.
Мониторинговая карта, определяющая личностные и метапредметные результаты освоения курса
Критерии | Показатели | Инструментарий | Сроки проведения |
Личностные результаты | - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению материальным и духовным ценностям. | Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера) Методика «Лесенка успеха» | Октябрь В начале и конце каждого раздела. |
Метапредметные результаты | - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - освоение способа решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности. | - задание «Левая и правая стороны» - наблюдение - сбор портфолио | - начало изучаемого курса - на каждом занятии - в конце изучаемого курса |
Предметные результаты | - получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; - овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; - усвоение правил техники безопасности; - использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских, технологических и организационных задач; - приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации. | - наблюдение над защитой творческих проектов; - наблюдение над результатом коллективной работы; - наблюдение над выставкой творческих работ. | - проводится 1 раз в течение 1 раздела; - проводится несколько раз в течение каждого раздела; - проводится в конце каждого раздела. |
Материально-техническое обеспечение для реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы включает в себя:
- рабочий кабинет, парк;
- бумага (белая, цветная), картон, клей, ножницы, природный материал, бисер, бросовый материал, салфетки, ткань, нитки, иголки, пяльца, пластилин, стека, доска;
- компьютер, проектор, экран, наглядные пособия.
Список используемой литературы для учителя
- Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 2010. – 192 с.
- Белецкая Л. Б Флористика / Л.Б. Белецкая, К.А. Боброва. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 77 с.
- Боэрене П. Вышивка крестиком. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 144 с.
- Выгонов В.В. Начальная школа: Трудовое обучение: Композиции, подарки, модели: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2008. – 256 с.
- Выгонов В.В. Начальная школа: Трудовое обучение: Поделки, модели игрушек: Книга для учителей. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002. – 256 с.
- Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием: Уроки труда 1-4 классы. Метод. рекомендации для учителя. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 144 с.
- Геронимус Т.М. Уроки технологии в 1 классе: Методическое пособие к комплекту «Я всё умею делать сам». – М: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 32 с.
- Геронимус Т.М. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. – М.:ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2007. – 304 с.
- Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2013. – 190 с.
- Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнообразования: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений, - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 192 с.
- Лутцева Е.А. Технология: Ступени к мастерству, 1 класс: Методическое пособие. – М: Вентана-Граф, 2004. – 80 с.
- Трегубенко Б.Н. Трудовое обучение. 1-4 классы. – М.: Гуманит. изд. центр Молотобарова О.С. Учите детей вышивать: Учеб. пособие для суд. Учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.- 192 с.
- Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2012. – 192 с.
- Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2013. – 208 с.
- Нестерова Д.В. Рукоделие: энциклопедия – М.: АСТ, 2007. – 158 с.
- Никулин А.П. Сборник лучших моделей из бумаги, опубликованных в журнале «Оригами. Искусство складывания из бумаги», - М.: ТЕРРА – Книжный клуб, - 2011. – 416 с.
- Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. – М.: Айрис-пресс, 2006, - 192 с.
- Терешкович Т.А. Готовимся к празднику. Как делать и оформлять подарки. – Мн.: ООО «Хэлтон», 2012. – 464 с.
- Методическая копилка учителя – 2007–2016, http://www.metod-kopilka.ru/
- Социальная сеть работников образования «Наша сеть» - 2010-2016, http://nsportal.ru/
Список используемой литературы для учащихся
- Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 2010. – 192 с.
- Белецкая Л. Б Флористика / Л.Б. Белецкая, К.А. Боброва. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 77 с.
- Боэрене П. Вышивка крестиком. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 144 с.
- Нестерова Д.В. Рукоделие: энциклопедия – М.: АСТ, 2007. – 158 с.
- Никулин А.П. Сборник лучших моделей из бумаги, опубликованных в журнале «Оригами. Искусство складывания из бумаги», - М.: ТЕРРА – Книжный клуб, - 2011. – 416 с.
- Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. – М.: Айрис-пресс, 2006, - 192 с.
- Терешкович Т.А. Готовимся к празднику. Как делать и оформлять подарки. – Мн.: ООО «Хэлтон», 2012. – 464 с.
- Ярмарка мастеров – 206-2016. http://www.livemaster.ru/
- Страна мастеров: творчество для детей и взрослых, - 2007-2016, http://stranamasterov.ru/
Список литературы
- Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 2010. – 192 с.
- Выгонов В.В. Начальная школа: Трудовое обучение: Композиции, подарки, модели: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2008. – 256 с.
- Выгонов В.В. Начальная школа: Трудовое обучение: Поделки, модели игрушек: Книга для учителей. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002. – 256 с.
- Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием: Уроки труда 1-4 классы. Метод. рекомендации для учителя. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 144 с.
- Геронимус Т.М. Уроки технологии в 1 классе: Методическое пособие к комплекту «Я всё умею делать сам». – М: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 32 с.
- Геронимус Т.М. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. – М.:ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2007. – 304 с.
- Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2013. – 190 с.
- Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнообразования: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений, - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 192 с.
- Лутцева Е.А. Технология: Ступени к мастерству, 1 класс: Методическое пособие. – М: Вентана-Граф, 2004. – 80 с.
- Трегубенко Б.Н. Трудовое обучение. 1-4 классы. – М.: Гуманит. изд. центр Молотобарова О.С. Учите детей вышивать: Учеб. пособие для суд. Учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.- 192 с.
- Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2012. – 192 с.
- Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2013. – 208 с.
- Никулин А.П. Сборник лучших моделей из бумаги, опубликованных в журнале «Оригами. Искусство складывания из бумаги», - М.: ТЕРРА – Книжный клуб, - 2011. – 416 с.
- Терешкович Т.А. Готовимся к празднику. Как делать и оформлять подарки. – Мн.: ООО «Хэлтон», 2012. – 464 с.
- Методисты: профессиональное сообщество педагогов – 2016, http://metodisty.ru/
- Методическая копилка учителя – 2007–2016, http://www.metod-kopilka.ru/
- Социальная сеть работников образования «Наша сеть» - 2010-2016, http://nsportal.ru/
- ПроШколу.ру - бесплатный школьный портал – 2007–2016, http://www.proshkolu.ru/
Приложение
Методика «Беседа о школе»
(модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина,
А. Л. Венгера)
Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Возраст: 6,5—8 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Описание задания: ученик должен ответить на вопросы:
1. Тебе нравится в школе?
2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?
3. Представь, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой — хороший ученик?» Что ты ему ответишь?
4. Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься? 5. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание — там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?
6. Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: «…?» Подумай, о чем он тебя может спросить.
7. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь — шоколадку, игрушку или пятерку в журнал».
Ключ . Все ответы кодируются буквой А или Б.
А – балл в счет сформированности внутренней позиции школьника,
Б – балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни.
1. Да – А., не знаю, нет – Б.
2. А – называет школьные предметы, уроки;
Б – перемены игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.)
3. А – указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность, заинтересованность в новых знаниях и умениях;
Б – нет ответа или неадекватное объяснение;
4. А – нет;
Б – согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда)
5. А – школа А, Б – школа Б
6. А – вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдешь в школу, какие отметки, хочешь ли пойти в школу и пр.)
Б – вопросы, не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы взрослого со школой, например, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос: «А еще о чем он тебя спросит?)
7. А – выбор отметки, Б – выбор игрушки, шоколадки.
Критерии оценивания:
1. Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.
2. Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что выражается в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.
3. Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, социального способа оценки своих знаний (отметки) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки).
Уровни оценивания:
0. Отрицательное отношение к школе и поступлению в нее.
1. Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.
2. Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами.
3. Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.
0 уровень – обязательно вопрос 1, 4 - Б, в целом преобладание ответов типа Б.
1 уровень - обязательно 1, 4 - А, 2, 5, - Б. В целом равенство или преобладание ответов А.
2 уровень – 1, 4, 7 – А; в ответах нет явного преобладания направленности на школьное содержание. Ответы А преобладают.
3 уровень – 1, 2, 4, 5, 6, 7 – А.
Методика «Лесенка»
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.
Рисунок «лесенки» для изучения самооценки
Инструкция (групповой вариант)
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.
Инструкция (индивидуальный вариант)
При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.
Обработка результатов и интерпретация
При анализе полученных данных исходите, из следующего:
Ступенька 1 – завышенная самооценка.
Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).
Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка
У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.
Ступенька 4 – заниженная самооценка
Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка
Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).
Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».
Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.
«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.
Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка
Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.
Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).
Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.
Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.
Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже)
Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Возраст: 6,5—7 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Описание задания: ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить, или предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями.
Задания
1. (Сидя или стоя лицом к лицу ребенка.) Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую.
2. То же самое. Покажи мне мою левую руку. Правую.
Покажи мне мою левую ногу. Правую.
В а р и а н т. Дети стоят спиной друг к другу. Одному из детей предлагают, не оборачиваясь, показать левую руку стоящего за его спиной одноклассника. Правую. Дотронуться до его левой ноги. Правой.
3. На столе перед ребенком лежат монета, карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета?
4. Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш. Монета в левой или в правой руке? А карандаш?
Критерии оценивания:
— понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной;
— соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех заданиях;
2. Средний уровень: правильные ответы только в 1-м и 3-м заданиях; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции партнера.
3. Высокий уровень: четыре задания ребенок выполняет правильно, т. е. учитывает отличия позиции другого человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"
Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...
Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)
Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...
Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"
Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1. Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2. Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...
Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....
Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...
Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"
АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...
Апробация педагогической разработки
В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...