Промежуточные итоги работы по ФГОС в начальной школе
статья на тему

Комарова Екатерина Витальевна

Все мы знаем, что каждый ученик индивидуален, это же касается и нас, учителей. К внедрению ФГОС каждый учитель был готов по-разному. Когда я пришла работать в школу, даже не знала, что такое ФГОС. Во-первых, мне пришлось ответить на главный вопрос: "Чему я научу детей?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Промежуточные итоги работы по ФГОС в начальной школе.

(из опыта работы учителя начальной школы МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» Комаровой Екатерины Витальевны)

Все мы знаем, что каждый ученик индивидуален, это же касается и нас, учителей. К внедрению ФГОС каждый учитель был готов по-разному. Когда я пришла работать в школу, даже не знала, что такое ФГОС. Во-первых, мне пришлось ответить на главный вопрос: "Чему я научу детей?"

Раньше, я бы ответила: научу их    писать, читать, считать, …, чтобы они были образованными, смогли продолжать обучении в старших классах.  Но, изучая Федеральный Государственный Стандарт, я поняла, что обучать нужно не только чтению, письму, вычислениям, но нужно научить детей, чтобы они стали успешными в жизни. А дать можно только то, что имеешь сам.  В первую очередь надо самим научиться быть успешными, и тогда мы научим этому детей.

     Все началось с постепенной «перестройки» себя и приведения своих знаний и умений в соответствие с ФГОС, а после этого стало понятно, что нужно менять в моей педагогической деятельности.

        О внедрении ФГОС   в образовательный процесс    я узнала на курсах "Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования: содержание и механизмы реализации".

    Изучая инновационные технологии, методы и приемы, я с удивлением обнаружила, что некоторые из них я применяла на своих уроках даже при прохождении педагогической практики в университете, порой не зная, как они называются.

Теперь я стараюсь чаще использовать на своих уроках новые эффективные приемы и методы обучения, что позволяет эффективнее формировать УУД.

К примеру: «Мозговой штурм», Её цель состоит в том, чтобы развивать креативность мышления учащихся, их коммуникативные качества. Мозговая атака используется для создания банка идей, из которых можно выбрать лучшую

Умение выделить цель и задачи урока, в 1 классе сначала с помощью учителя, потом самостоятельно. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок.  Но главными деятелями на данном этапе становятся дети. (я использую знаки- символы на доске, к которым я обращаю внимание детей в начале урока).

В своей практике применяю использование заданий разного уровня сложности. В работе по внедрению ФГОС столкнулась как с плюсами, так и с минусами. Например, когда материал изложен доступно, но весь он базового уровня, нет заданий повышенной трудности, поэтому приходится много времени тратить на подготовку и поиск дополнительного материала к урокам.

В активных формах деятельности детей (работа в парах, группах). проводится практическая работа на уроках (Сложно организовать работу в группе, поскольку на данном этапе в 1 классе задачу групповой работы формулирую я, ни каждый участник группы понимает свою роль в ней, дети не могут определить ведущего в группе.)

Применяя игровые технологии, использую такие задания: на уроках обучения грамоте используются игры, совершенствующие слуховое восприятие: “Хлопки”, “Твердый - мягкий”, “Идем на День рождения”. Для уроков математики - игры на отработку состава числа “Домики”, “Собери елочку” и др., обучения чтению – использую элементы ТРИЗ – технологии – например: создание сказки – цепочки «Репка», когда детям предлагалось подумать, как можно было вытащить репку, если бы помощь мышки не дала результата.

Для первоклассников очень сложно оценить себя и дать самостоятельно оценку своей деятельности на уроке. Но я приучаю их это делать уже сейчас. Например, обучении письму при изучении новой буквы мы оцениваем свою работу с помощью волшебной линеечки, выбирая уровень (высокий, средний, низкий) и улыбки сказочного героя в тетрадях. При оценке устных ответов у нас есть такая схема, которой мы пользуемся, например, при чтении наизусть стихотворений:

Громко-тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось – нет.

Всем известно, что системно-деятельностный подход является основой ФГОС. Поэтому я использую на уроках задания по моделированию результатов действий. Например, при обучении грамоте у нас есть достаточное количество материала для действия со знаково-символическими средствами при слого-звуковом анализе слов. Если дети только наблюдают, но не строят сами, то моделирующая деятельность не формируется. Поэтому мы используем средства ИКТ для построения схем, а также раздаточный материал с моделями единиц русского языка и элементами для конструирования букв, т.к. любая информация должна закрепляться движением.

        Огромный плюс – наличие электронных приложений. Электронные материалы очень интересен и полезен для изучения новых тем и для закрепления. Благодаря этому уроки интересны, разнообразны, ученики работают с удовольствием. На уроках математики и русского языка часто использую работу с тренажерами.

Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков. Тренажер - это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма. Работу с тренажерами можно включать на различных этапах урока: во время устного счета (на уроках математики); при закреплении нового материала; при поведении самостоятельной, проверочной работы; при игровых моментах соревновательного характера и т.д.

Использование проектов. дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет. (Так был организован выпуск стенгазет к Новому году, к Международному дню 8 Марта). При проведении предметной недели в 4 классе работали над проектом по инсценированию басни И.А.Крылова «Квартет»), рисовали иллюстрации к произведениям Л.Н.Толстого, М.М.Пришвина.  Ребятам нужно было найти информацию о писателе, его творчестве. Каждый ученик получил свое задание. Потом совместными действиями материал отбирался, и в виде коллажа создавались стенгазеты. Писали творческие проекты. Например, «Художник и дети», сборник книжек-малышек, который называется «Сказка на новый лад, межрегиональные сетевые проекты «Эквивалент счастья», «Там, на неведомых дорожках», посвященный году литературы (по творчеству саратовского писателя М.Каришнева-Лубоцкого), социально значимый проект «Идёт Волшебница Зима».

В 1 классе мы с ребятами уже успели поработать над мини - проектами: «Моя малая родина», «Моя семья – моя крепость», сейчас работаем над Всероссийским проектом «Православная Русь».

Надо сказать, что и родители прочувствовали всю серьезность работы по новым стандартам. Потому что все проекты, которые запланированы по «Окружающему миру» или «Литературному чтению» предполагают совместную деятельность детей и родителей. Определяю тему, ставлю задачу, знакомлю с материалами учебника, распределяю задания, обсуждаю способы и сроки работы.  Родители помогают ребенку дома подобрать необходимый материал. (демонстрация). Сложности – в недостаточности времени для презентации проектов – часть презентации осуществляется на занятиях внеурочной деятельности.

       Также использую метод создания проблемных ситуаций. На уроках математики возможен широкий спектр проблемных ситуаций, я чаще использую проблемную ситуацию с затруднением, которое вызывается практическим заданием, не сходным с предыдущими. Таким образом, я помогаю ученикам открыть новое знание.

Отгадайте рост синицы:

1 см, 9 см, 12 см, 1 дм 2 см, 4 см, 8 см

   Для этого определите лишнюю запись среди этих величин и узнаете рост синицы.

  Какая величина нам известна?

  Что можно измерять в сантиметрах?

  Какая из величин нам не известна?  

   Значит, рост синицы 1 дм 2 см. А знаете ли вы, что такое «дм»?

На уроках окружающего мира чаще организую проблемные ситуации с удивлением, возникающие на противоречиях между житейским представлением учащихся и научным фактом. После возникновения проблемной ситуации «с удивлением», разворачивается побуждающий диалог: «Что вы подумали сначала? А как на самом деле? Сформулируйте тему». Примером побуждающего диалога может служить следующий фрагмент урока.

Тема: «Откуда берутся снег и лёд?».

- Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде.

И самое интересное, что это был правдивый рассказ.

(У некоторых ребят при этом «глаза на лоб лезут»)

 Если дети затрудняются, говорю:

- А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде?

(Дело происходит зимой, за окном снег) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем её удивительных свойств.

При организации практической работы учащихся на уроках всё чаще включаю работу в парах. Но прежде, чем ввести этот вид деятельности, познакомила ребят с основными правилами работы в паре.

При этом учу, в первую очередь, отмечать положительное в ответе учащегося, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. Также на уроках ребята сами исправляют одноклассников, услышав неправильный ответ. Надо отметить, что в результате организации такой деятельности, учащиеся приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать ответ одноклассника.

Большую роль в стимулировании к деятельности играет качественная оценка учителя. Ребенок очень доволен, когда он слышит «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Такие оценки получают учащиеся с разными способностями. Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью.  Таким образом, складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями.

        Если раньше на уроке требовалось выполнить то, что было запланировано, то теперь, самое главное, - организовать деятельность детей. Это самое трудное при планировании урока. Нужно тщательно продумать формы работы, подобрать материал и мн. др.  (упор должен делаться на взаимодействие обучающихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников) Здесь мне до сих пор приходится работать над собой, т.к. иногда так хочется объяснить, показать детям, а вместо этого приходится подталкивать, направлять их к знанию, что гораздо труднее. Не всегда это получается, к сожалению.

Хотелось бы сказать несколько слов о том, каким образом осуществляется оценка результатов образования обучающихся. Во-первых, в сентябре проводится входная диагностика, результаты помогают мне выстроить работу в первые месяцы обучения, а дальше промежуточная диагностика в конце 1 полугодия и итоговая – комплексные работы и тестирования по предметам.

Вся проводимая работа на уроках по формированию УУД находит отражение в творческих проектах учащихся, проводимых внеклассных мероприятиях, в участие в различных конкурсах и акциях школьного, межрегиональных и всероссийских уровней. Ребята уже знают, что такое проект и как в них участвовать.

ФГОС – это площадка для проявления творчества как педагога, так и ученика.

Список использованной литературы


    
1Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.

    3. ПРОГРАММА развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.- М., 2008.

   4.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий.- М.,2006.

   5.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. 

    6. http://standart.edu.ru/

   7. http://www.uroki.net/

 «Активные методы обучения». Электронный курс.  Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru 

8. Давыдов В.В., “Проблемы развивающего обучения”, Москва, 1986 г.

9. Ксензова Г.Ю. “Перспективные школьные     технологии”, Москва, Педагогическое общество      России, 2000 г.

10. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006

Приложение 1

         инсерт, или условные значки.

Цель - оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы.

 Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях:

"?” -я это знал, "+” - это для меня новое, "-” - это противоречит моим знаниям, "?” - об этом хочу узнать больше.

Применение этого приёма способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую информацию и развитию умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала.

  

         таблица ЗХУ (Знаю - Хочу узнать - Узнал).

Её цель - развить мыслительные способности учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме.

Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные.

          сюжетная таблица.

Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая "скелет” текста:

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

 

 

 

 

Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.

         таблица "Толстые и тонкие вопросы” .

Для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ ("тонкие” ), и вопросы, на которые ответить определённо нельзя ("толстые” ).

?

?

Кто…

Дайте объяснение, почему…

Что…

Почему вы думаете…

Когда…

В чём разница…

 

          "дерево предсказаний” .

Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. "Ствол дерева” - это тема, "листочки” - прогнозы, "веточки” -аргументы.

Помимо метода использования рисунков, схем, в технологии развития критического мышления используется метод групповой работы.

         мозговая атака.

Её цель состоит в том, чтобы развивать креативность мышления учащихся, их коммуникативные качества. Мозговая атака используется для создания банка идей, из которых можно выбрать лучшую.

Применяется в данной технологии и метод рефлексии. В применении рефлексии возможны такие приёмы:

         - "мысли по аналогии” , т.е. для оценки понимания изучаемого материала можно задавать "вопросы по аналогии” : "На что похоже?” , "С чем можно сравнить?” и т.д. Дети, проводя сравнения, "наводят мосты” между тем, что они знали и тем, что узнали.

         - "размышление от обратного” . Этот способ помогает школьникам лучше понять причины тех или иных явлений, самим увидеть доказательства различных законов природы и общества.

  

  • Прием «Звучит как….», «Выглядит как….»

 

Выглядит как

Звучит как

-Часы

- Конвейер

- Ступеньки лестницы

- Яркая картина

 

-          «Это ново!»

-           «Это интересно!»

-           Песня: куплет, припев

 

 

  • Перепутанные цепочки

-       Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные

-       Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки

-       Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют

 Верные и неверные утверждения

В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения

На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности

 

 Перекрестная дискуссия

Заполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы, обменяйтесь мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, сделайте вывод.

 Шесть шляп мышления

 -          Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты.

-          Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон.

-          Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею.

-          Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить.

-          Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Это возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление.

-          Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности , о том, с чем связано

  • Метод углов

Учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в  процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе

 Семинары совместного редактирования.

Автор текста (реферата) раздает ксерокопии всем участникам семинара. Каждый указывает три момента (по содержанию, стилю, сюжету), которые понравились и три, которые не понравились. Автор тихо записывает и в конце делает отчет о том, что принимает, а что нет.

  • Создание цепочки (синквейнов, хайку, рисунков) передавая друг другу их по кругу.

Каждый пишет свой синквейн, развивая мысли предыдущих авторов.

  • Свободное письмо, эссе
  • Зигзаг (взаимообучение) работа в группах сменного состава
  • Бортовой журнал

Что я знаю по теме

Что нового узнал

Что не понял

 

 

 

  • Двухчастный дневник

Вопросительные слова

Основные понятия темы

Что

Какой

Чем отличается

Почему и т.д.

 

 

  • Двойной дневник

вопросы

точка зрения автора

моя точка зрения

 

 

 

 

  • Концептуальная таблица

Что сравнивали?

 

Черты и свойства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

соотнося       "старую"
информацию с "новой";

стараются      выражать
мысли своими словами(присваивает
информацию);

свободно обмениваются     своими  идеями     с     другими учащимися   (знакомятся с различными
представлениями);

анализируют
собственные
мыслительные операции.

 

Заполнение кластеров,     таблиц, установление
причинно-

следственных связей между         блоками информации;        

   возврат к ключевым словам,   логическим цепочкам, верным и неверным утверждениям;

ответы на поставленные
вопросы;

написание творческих     работ: синквейнов,   эссе, диамант;

исследования отдельныхвопросов темы и т.д

           

 Прием «Корзина идей, понятий, имен…» Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие  им на ум ассоциации. В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.

 Прием «Составление кластера»

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся

знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер - это графическая организация материала, показывающая

смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и

групповой работы как в классе, так и дома.

Приём «Диаманта»

Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению

• 1, 7 строчки – существительные антонимы;

• 2 – два прилагательных к первому существительному;

• 3 – три глагола к первому существительному;

• 4 – два словосочетания с существительными;

• 5 – три глагола ко второму существительному;

• 6 – два прилагательных ко второму существительному.

Стратегия ИДЕАЛ.

Расшифровывается она следующим образом:

• И ― Идентифицируйте проблему (Проблема определяется в общем виде)

• Д ― Доберитесь до её сути (Сформулировать её в виде вопроса).

• Е ― Есть варианты решения! (Как можно больше)

• А ― А теперь за работу! (Выбрать из всех лучший вариант)

• Л ― Логические выводы (Анализ проделанной работы)

Игровой приём "Как вы думаете?”. Игра осуществляется в следующем порядке:

1) в тетради вычерчивается таблица с тремя колонками – "никогда”, "иногда”, "всегда” или на доске вывешивается игровое поле с соответствующими разделами;

2) учащиеся получают карточки с информацией, каждая карточка может быть разного цвета;

3)учащиеся читают карточки и кладут их на определённое место, при этом может получиться, что одни и те же карточки окажутся в разных местах, каждый объясняет свой выбор, но разногласия остаются.

Прием « Мудрые совы»

Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий:

Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.

Что не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

Ты уже знаешь, последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.

Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?

Известное и неизвестное. Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.

Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.

Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.

Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги: поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или групп детей; выделение нерешенных проблем, определение последующих этапов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Самоонализ профессиональной деятельности учителя начальных классов с точки зрения требований ФГОС в начальной школе"

Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в ...

Презентация "Введение ФГОС в начальной школе (первые итоги и размышления)

Год н В проекте «Наша новая школа» есть такие слова: «От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный пу...

Размышления на профессиональные темы в непрофессиональном формате или обобщение опыта работы по итогам проведения дней психологии в начальной школе на тему «Мир детский и мир взрослый»

Вот и закончились дни психологии на тему «Мир детский и мир взрослый». Чувства профессионального удовлетворения и «наполненной усталости»  в равных пропорциях все еще побу...

Выступление: "Итоги работы по ФГОС за 3 года"

Выступление: "Итоги работы по ФГОС за 3 года". Подводятся итоги работы по федеральным государственным образовательным стандартам за первый, второй и третий класс. Выявляются успехи, проблемы и пути их...

Спецификация промежуточной работы для 4 класса начальной школы (для оценки индивидуальных достижений обучающихся)

Работа предназначена для проведения процедуры промежуточного контроля индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении по предметным областям «Филология: Русский язык. Родной язык», «Ли...

Программа коррекционной работы по ФГОС в начальной школе.

Программа коррекционной работы направлена на реализацию следующих общих целей:  1) диагностика трудностей обучения, межличностного взаимодействия, отдельных индивидуальных психо-физиологических о...