Спецификация промежуточной работы для 4 класса начальной школы (для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
учебно-методический материал (4 класс) на тему
Работа предназначена для проведения процедуры промежуточного контроля индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении по предметным областям «Филология: Русский язык. Родной язык», «Литературное чтение», «Математика и информатика», «Окружающий мир»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifikatsiya.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Спецификация
промежуточной работы для 4 класса начальной школы
(для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
Назначение КИМ
Работа предназначена для проведения процедуры промежуточного контроля индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении по предметным областям «Филология: Русский язык. Родной язык», «Литературное чтение», «Математика и информатика», «Окружающий мир»
Цель работы - проверка и оценка способности учеников 4 класса применять полученные в процессе изучения русского языка, математики, окружающего мира знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами данных учебных предметов.
Документы, определяющие содержание КИМ
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.)
- Планируемые результаты начального общего образования (Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.; с. 22-26)
- Примерная программа начального общего образования образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.; с. 119-125)
- Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Формирование универсальных учебных действий. Чтение. Работа с текстом. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.; с. 36-44)
- Оценка достижения планируемых результатов. Начальная школа. Часть 1, 2; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – 1, 2, 3 изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. – 96 с.
- Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ СОШ «Центр образования» пос.Варламово
Структура КИМ
Содержание заданий промежуточной работы позволяет обеспечить полноту проверки подготовки учащихся на базовом уровне и возможность зафиксировать достижение учащимся этого уровня. За счет включения заданий повышенного уровня сложности, работа дает возможность осуществить более тонкую дифференциацию учащихся по уровню подготовки и зафиксировать достижение третьеклассником обязательных для овладения планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне. Таким образом, результаты выполнения учащимся работы дают возможность охарактеризовать как состояние базовой подготовки учащегося, так и его развитие (способность находить несколько правильных ответов, выражать свою мысль, доказывать ее и др.).
Распределение заданий КИМ по уровню сложности
Цель промежуточной работы определила её структуру и уровень сложности заданий. Работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися. Назначение первой группы – обеспечить проверку достижения учащимся уровня базовой подготовки, а второй – обеспечить проверку достижения повышенного уровня подготовки.
Из 21 задания проверочной работы 18 заданий относятся к базовому уровню сложности, 3 заданий – к повышенному уровню. Такое соотношение заданий продиктовано необходимостью включения в работу не менее 75% заданий базового уровня от общего числа заданий. Информация об уровне сложности задания приведена ниже в плане работы.
В работе используются несколько видов заданий: с выбором верного ответа из нескольких предложенных, с кратким ответом, с развернутым ответом.
Система оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом
При оценивании выполнения работы в целом целесообразно использовать несколько параметров. Один из параметров – соотношение балла, полученного учеником за выполнение работы, и максимального балла за работу, т.е. подсчет процента балла, набранного учеником за всю работу, от максимального балла (процент от максимального балла). Второй параметр – это подсчет балла, полученного учеником за выполнения заданий базового уровня, и определение процента выполнения базовых заданий по отношению к максимальному баллу за задания базового уровня. На основании этого параметра делается вывод о достижении учеником базового уровня предметной подготовки. Третий параметр – это подсчет балла, полученного учеником за выполнения заданий повышенного уровня, и определение процента выполнения заданий повышенного уровня по отношению к максимальному баллу за задания повышенного уровня. На основании этого параметра делается вывод о достижении учеником повышенного уровня предметной подготовки.
В промежуточной комплексной диагностической работе используются 2 критерия достижения базового уровня:
- Критерий 1 – критическое значение достижения базового уровня (выполнено 50% заданий базового уровня или более);
- Критерий 2 – перспективное значение достижения базового уровня, которое может использоваться после успешного введения стандартов второго поколения (выполнено 65% заданий базового уровня или более).
Как указано выше, критическим значением достижения базового уровня считается 50% от максимального балла, который может получить ученик за выполнение заданий базового уровня. Если ученик продемонстрирует результаты выполнения заданий базового уровня ниже 50%, то для данного ученика необходимо организовать специальные дополнительные занятия практически по всему курсу математики, русского языка или окружающего мира начальной школы.
С точки зрения освоения предметного содержания не всегда выполнение 50% заданий базового уровня является достаточным для успешного продолжения обучения на следующей ступени. Данному требованию более соответствует критерий 2, когда учащийся выполняет 65% или более заданий базового уровня.
Общая характеристика комплексной работы
В промежуточную диагностическую работу входят 18 заданий базового уровня сложности, распределенные по предметным областям и 3 задания повышенного уровня сложности в каждой предметной области. Задания повышенного уровня сложности выполнялись учащимися по желанию.
Предметная область «Математика» включает 4 задания базового уровня (из них 2 задания аналогичны заданиям промежуточной диагностики, вызвавшим наибольшее затруднение у обучающихся) и 1 задание повышенного уровня .
Предметная область «Филология » включает 10 заданий базового уровня (из них 1 задание аналогично заданию промежуточной предметной диагностики, вызвавшим наибольшее затруднение у обучающихся) и 1 задание повышенного уровня.
Предметная область «Окружающий мир» включает 4 задания базового уровня и 1 задание повышенного уровня.
Разработанный инструментарий промежуточной диагностики позволяет выявить уровень сформированности познавательных (логических) универсальных учебных действий:
- анализ и синтез;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное высказывание в письменной форме;
- сравнение и классификация;
- поиск и выделение необходимой информации;
-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Промежуточная диагностика также позволяет выявить уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий:
- принятие учебной задачи, контроль, коррекция;
- способность принимать и сохранять цели, планировать свои действия.
Особое внимание уделялось экспертизе умения учащихся работать незнакомым текстом. Выбор текста обусловлен доступностью для младших школьников. Была проведена проверка темпа чтения «про себя»:
4 балла – темп чтения составляет более 91 слова в минуту;
3 балла – от 81 до 90 слов в минуту;
2 балла – темп чтения составляет от 71 до 80 слов в минуту;
1 балл – темп чтения составляет от 60 до 70 слов в минуту;
0 баллов – темп чтения ниже60 слов в минуту.
Уровень сложности заданий соответствует возрастным особенностям детей.
Формируемые универсальные учебные действия
№ заданий | Диагностируемые универсальные учебные действия | Баллы |
Регулятивные УУД | ||
2,8,9,10 | РУУД 1. Принятие учебной задачи, контроль, коррекция | 9 |
5,8,10,13,19 | РУУД 2. Определение последовательности промежуточных целей и плана действий | 14 |
Всего баллов | 23 | |
Познавательные УУД | ||
2,3,6,11 | ПУУД 1. Поиск и выделение необходимой информации | 8 |
5,16 | ПУУД 2. Структурирование знаний | 6 |
4,6,18,21 | ПУУД 3. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме | 9 |
7,8,20 | ПУУД 4. Анализ и синтез | 7 |
Всего баллов | 30 |
Время выполнения варианта КИМ
Примерное время на выполнение заданий составляет:
1) для заданий базового уровня сложности –1-3 минуты;
2) для заданий повышенной сложности – от 2 до 5 минут;
Работа рассчитана на 2 академических часа с перерывом (40 минут + 15 минут + 40 минут). В процессе выполнения заданий рекомендуется через каждые 15 минут проведение физминутки.
План варианта КИМ
В плане работы (таблица) дана подробная информация о каждом задании: его содержание, объект оценивания, количество баллов, тип задания.
Тип задания – с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом.
Кодификатор тем промежуточной комплексной работы
№№ | Проверяемые предметные умения | Тип задания | Уровень сложности | Максимальный балл за выполнение |
1 | Темп чтения про себя (чтение) | 4 | ||
2 | Умение найти нужную информацию в тексте, грамотно списать, проверить, исправить допущенные ошибки (русский язык) | РО | Б | 2 |
3 | Умение выделять в тексте понятия и структурировать информацию в алфавитном порядке (чтение и понимание прочитанного текста) (русский язык) | ВО | Б | 2 |
4 | Умение использовать информацию текста для построения вопроса(чтение) | РО | Б | 2 |
5 | Умение разделить текст на смысловые части и озаглавить их (чтение) | РО | Б | 2 |
6 | Умение использовать информацию текста для построения вопроса(чтение) | РО | Б | 2 |
7 | Умение различать и подбирать однокоренные слова (русский язык) | КО | Б | 2 |
8 | Умение подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной и сомнительной согласной в корне, приводить свои примеры (русский язык) | КО | Б | 4 |
9 | Умение дифференцировать мягкие и твердые согласные | КО | Б | 1 |
(русский язык) | ||||
10 | Умение находить грамматическую основу предложения, выписывать словосочетания (русский язык) | ВО | Б | 2 |
11 | Умение переводить единицы измерения и находить нужную информацию в тексте (математика) | КО | Б | 2 |
12 | Умение переводить единицы измерения скорости(математика) | РО | Б | 1 |
13 | Умение решать задачи на пропорциональную зависимость(математика) | КО | Б | 3 |
14 | Умение умножать и делить на 1(математика) | ВО | Б | 1 |
15 | Умение определять характер взаимоотношений человека с природой (окружающий мир) | ВО | Б | 1 |
16 | Умение структурировать информацию по заданным параметрам(окружающий мир) | РО | Б | 4 |
17 | Умение по описанию объекта определять природно-климатическую зону его обитания, знание природных зон (окружающий мир) | РО | Б | 2 |
18 | Умение определять явления природы, характерные для конкретной территории (окружающий мир) | ВО | Б | 3 |
Всего баллов 40 | ||||
Повышенный уровень (дополнительные задания) | ||||
19 | Умение определять части речи, ставить слова в начальную форму, классифицировать по заданному основанию (русский язык) | РО | П | 3 |
20 | Умение находить площадь квадрата через его периметр(математика) | РО | П | 1 |
21 | Умение отвечать на поставленный вопрос, приводить необходимые аргументы(окружающий мир) | РО | П | 2 |
Всего баллов | 6 | |||
ИТОГО | 46 баллов |
Условные обозначения:
Уровень сложности: Б – базовый уровень сложности, П – повышенный уровень.
Тип задания: ВО – с выбором ответа, КО – с кратким ответом, РО – с развернутым ответом.
Инструкция перевода полученных результатов промежуточной диагностической работы в уровни успешности предметного обучения и сформированности УУД
Уровень сформированности предметных умений рассчитывается по сумме баллов за все задания базового уровня:
- от 0-20 баллов - уровень ниже базового - «н»;
- от 21-40 баллов - базовый уровень - «б».
- По описанию итоговой оценки считается, что ученик достиг повышенного уровня, если в контрольной работе выполнил не менее 65 % заданий базового уровня и 50 % заданий повышенного уровня.
Повышенный уровень сформированности предметных умений рассчитывается по сумме баллов за задания базового уровня и за задания повышенного уровня (дополнительные задания):
- от 0-29 - не достиг повышенного уровня - «н»;
- от 30-46 - повышенный уровень - «п».
Если учащийся набрал достаточно много баллов базового уровня, но не набрал минимум 4 балла за дополнительные задания, то учащийся не достиг повышенного уровня - «-».
Уровень сформированности УУД рассчитывается по сумме баллов за выполнение определенных заданий базового и повышенного уровня, указанных в кодификаторе тем.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- от 0-11 - низкий уровень сформированности УУД - «н»;
- 8-18 - средний уровень - «с»;
- 19-23- высокий уровень - «в».
Познавательные универсальные учебные действия:
- от 0-15 - низкий уровень сформированности УУД - «н»;
- от 16-25 - средний уровень - «с»;
- от 26-30 - высокий уровень - «в».
Полученные данные в баллах учитель заносит в таблицу «Результаты промежуточной предметной диагностики первоклассника (в баллах)».
Уровни сформированности предметных умений УУД – в таблицу «Результаты промежуточной предметной диагностики (в уровнях)».
Каждый ученик получает «Таблицу результатов промежуточной предметной диагностики четвероклассника (в баллах и уровнях)» и вкладывает в своё портфолио.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обуч
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества на...
ЛИСТ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ . УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»
Лист оценки индивидуальных достижений обучающихся 1 класса УМК "Начальная школа XXI века" по завершению периода обучения грамоте...
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ( УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС « НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»)
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовател...
Годовая контрольная работа по математике за 3 класс (оценка индивидуальных достижений обучающихся) УМК «Школа России»
Работа предназначена для проведения процедуры контроля индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении по предметной области «Математика» в конце 3 года обучения.Основной ц...
Комплект КИМ для оценки индивидуальных достижений обучающихся 4-х классов при освоении образовательных программ начального общего образования по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Данный методический материал направлен для оценки индивидуальных достижений обучающихся 4-х классов при освоении образовательных программ начального общего образования по предмету «РУССКИЙ...
Региональный конкурс контрольных измерительных материалов для оценки индивидуальных достижений обучающихся 4-х классов при освоении образовательных программ начального общего образования
Номинация конкурсаЛучший комплект КИМ для оценки индивидуальных достижений обучающихся 4-х классов при освоении образовательных программ начального общего образования по предмету « Русский язык...
Оценка индивидуальных достижений обучающихся 3 класса по математике УМК «Школа России»
Аттестационные материалы для проведения промежуточной аттестации по математике учащихся 3 класса УМК "Школа России"...