Итоги реализации ФГОС в начальной школе. Формирование и диагностика личностных УУД
материал
Педсовет, 2015. Личностные УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_lichnostnye_uud.docx | 21.77 КБ |
lichnostnye_uud.ppt | 916 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет ГБОУ Школа № 2083 СП Ерино 26.08.15.
Михайлова Л.В., учитель начальных классов.
«Итоги реализации ФГОС в начальной школе. Формирование и диагностика личностных УУД»
Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, помогает связывать решение учебных задач с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою позицию в отношении окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Применительно к учебной деятельности выделяются три вида действий:
- Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное)
- Смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какой смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
- Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
К окончанию 4 класса в сфере личностных УУД у детей должны быть сформированы:
- Внутренняя позиция школьника
- Личностная мотивация учебной деятельности
- Ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Для определения уровня сформированности личностных УУД можно использовать следующие диагностики:
Личностные универсальные учебные действия | 1 класс | 4 класс | |
Само-определение | внутренняя позиция учащегося | Беседа о школе (модифицированный вариант) (Нежнова Т.А.,Эльконин Д.Б., Венгер А.Л.) | Определение сформированности "Внутренней позиции школьника" |
самооценка | Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна (адаптированный для мл. школьников вариант) Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха | Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан Методика “Кто Я” М. Кун Методика “Хороший ученик” Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха | |
Смысло-образование | мотивация учебной деятельности и ее ведущие мотивы | “Незавершенная сказка” “Беседа о школе” (модифицированный вариант) (Нежнова Т.А., Эльконин Д.Б., Венгер А.Л.) Анкета "Оценка уровня школьной мотивации" Н.Г. Лускановой | Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Ксензовой Г.Ю.) Опросник мотивации Анкета "Оценка уровня школьной мотивации" Н.Г. Лускановой |
Ориентация на моральные нормы и их выполнение | нравственно-этическая ориентация | “Раздели игрушки” (норма справедливого распределения) Разбитая чашка (модификация задачи Ж. Пиаже) (учет мотивов героев) “Невымытая посуда” (учет чувств героев) Анкета “Выявления уровня воспитанности школьника” | После уроков (норма взаимопомощи) Опросник Е.Кургановой “Булочка” (модификация задачи Ж.Пиаже) (координация трех норм – ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи) и учет принципа компенсации Анкета “Выявления уровня воспитанности школьника” |
Личностные УУД в своем классе я исследовала по методикам «Какой Я?» - модификации методики О.С.Богдановой , «Незаконченные предложения» Н.Е. Богуславской , «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению» А.Д. Андреева.
Анализ результатов сформированности личностных УУД по первой методике показал, что 58% учащихся имеют адекватную самооценку, 30% – завышенную. Такие показатели характерны для младшего школьника и являются возрастной нормой.
Заниженную самооценку имеют 12% учащихся. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий. С такими детьми необходимо проводить индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия по формированию положительной самооценки.
Результаты второй методики выявили, что 88,5% учащихся (30,8 – высокий уровень и 57,7% - средний уровень) имеют достаточно полное и четкое представление о нравственных нормах и нравственных качествах (самокритичность, коллективизм, самостоятельность, честность, справедливость) и 11,5% - низкий уровень развития представления о нравственных нормах (Чигиринов, Лобачев, Селезнев).
На мой взгляд, существуют некоторые проблемы проведения диагностик, оценивающих сформированность личностных УУД.
Задания, которые выполняют ученики в итоговых диагностических работах в школе, зачастую составлены недостаточно корректно, ученику не всегда понятно, что хочет услышать от него составитель.
Вот пример Задания на выявление уровня моральной децентраци (Ж. Пиаже)
Учитель читает рассказ ребенку и задает ему вопросы.
Текст рассказа:
Однажды в выходной день мама с детьми гуляла по берегу реки. Во время прогулки она дала каждому ребенку по булочке. Дети принялись за еду. А самый маленький, который оказался невнимательным, уронил свою булочку в воду.
Вопросы:
- Что делать маме? Должна ли она дать ему еще булочку?
- Почему?
- Представь, что у мамы больше нет булочек. Что делать и почему?
Уровни оценивания:
- Отказ дать малышу еще одну булочку с указанием необходимости нести ответственность за свой поступок — нет, он уже получил свою булочку, он сам виноват, уронил ее (норма ответственности и санкция). Осуществляется учет только одной нормы (справедливого распределения). Не учитываются все обстоятельства, включая намерения героя.
- Предлагается осуществить повторное распределение булочек между всеми участниками — дать еще, но каждому (норма справедливого распределения). Координация нормы справедливого распределения и принципа эквивалентности. Переход к координации нескольких норм.
- Предложение дать булочку самому слабому — дать ему еще, потому что он маленький (норма взаимопомощи и идея справедливости с учетом обстоятельств, принцип компенсации, снимающий ответственность с младшего и требующий оказать ему помощь как нуждающемуся и слабому). Децентрация на основе координации нескольких норм на основе операций эквивалентности и компенсации (Л. Кольберг).
А вот Задание из школьной диагностической работы.
Автобус забит людьми. К выходу проталкивается человек, расталкивая всех локтями и громко крича: «А ну разойдись! Стоят тут, мешают пройти!». Выбрать один правильный вариант:
- этот человек плохой
- этот человек плохо поступил
- этот человек хороший, но он расстроен или устал
- этот человек злой.
Я считаю, что любой из этих вариантов допустим для младшего школьника, если он его аргументировал.
Именно личностные УУД должнен оценивать человек с психолого-педагогическим образованием. В этом учебном году с моим классом будет работать психотерапевт, который поможет отследить динамику развития личностных УУД и произведет оценку сформированности УУД на момент окончания начальной школы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для определения уровня сформированности Личностных УУД используются следующие методики: Личностные УУД 1 класс 4 класс Само-определение Внутренняя позиция учащегося Беседа о школе (Нежнова Т.А.) Определение сформированности «Внутренней позиции школьника» Самооценка Исследование самооценки (Дембо-Рубинштейн) Методика «Кто Я?» (М.Кун) Методика «Хороший ученик» Смысло-образование Мотивация учебной деятельности «Незавершенная сказка» Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» (Н.Г.Лусканова) Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» (Н.Г.Лусканова) Шкала выраженности учебно-познавательного интереса. Опросник мотивации. Ориентация на моральные нормы и их выполнение Нравственно-этическая ориентация «Разбитая чашка» Ж.Пиаже Анкета «Выявление уровня воспитанности школьника» «После уроков» (Е.Курганова) «Булочка» (Ж.Пиаже) Анкета «Выявление уровня воспитанности школьника»
Методика «Какой Я?» (модификация методики О.С.Богдановой) Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств (промежуточная диагностика). Детям предлагается выписать из данных качеств те, которые есть у них в 2 столбиках: А Б Аккуратный драчливый Вежливый злой Честный ленивый Добрый упрямый Любознательный невнимательный Отзывчивый неаккуратный Справедливый грубый Трудолюбивый жадный Старательный завистливый Верный нечестный Учитель определяет по формуле самооценку каждого ребенка: завышенная, адекватная, заниженная .
Анализ результатов сформированности личностных УУД по методике Богдановой «Какой Я?»
Незаконченные предложения, или моё отношение к людям Н.Е. Богуславская Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами. Если я знаю, что поступил неправильно, то … Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то … Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно … Когда в моем присутствии обижают человека, я … Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я … Если бы я был на месте учителя, я … Обработка результатов: 0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. 1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны. 2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое. 3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Результаты диагностики Н.Е.Богуславской «Незаконченное предложение»
Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже) Цель: выявление уровня моральной децентрации как способности к координации (соотнесению) трех норм: справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на основе принципа компенсации. Текст рассказа: Однажды в выходной день мама с детьми гуляла по берегу реки. Во время прогулки она дала каждому ребенку по булочке. Дети принялись за еду. А самый маленький, который оказался невнимательным, уронил свою булочку в воду. Вопросы: 1. Что делать маме? Должна ли она дать ему еще булочку? 2. Почему? 3. Представь, что у мамы больше нет булочек. Что делать и почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первый опыт реализации ФГОС в начальной школе
универсальные учебные действия, принцип минимакса, портрет ученика начальной школы....
Статья «Диагностика обученности как средство реализации ФГОС в начальной школе».
Статья «Диагностика обученности как средство реализации ФГОС в начальной школе» поможет коллегам на разных ступенях обучения проследить за динамикой обученности , выявить индивидуальные пр...
Доклад на тему УМК «Школа России» как инструмент реализации ФГОС в начальной школе
Ведущей целевой установкой УМК «Школа России» на протяжении всех лет было и является: «Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина и патриота Р...
Задания по формированию УУД в рамках реализации ФГОС в начальной школе
Задания по формированию УУД в рамках реализации ФГОС в начальной школе...
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование УУД в рамках реализации ФГОС в начальной школе»
В данной работе обобщен опыт моей работы по теме «Формирование УУД в рамках реализации ФГОС в начальной школе». Главной целью моей работы над темой стало:Создание условий д...