Итоги реализации ФГОС в начальной школе. Формирование и диагностика личностных УУД
материал

Березина Лариса Вячеславовна

Педсовет, 2015. Личностные УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_lichnostnye_uud.docx21.77 КБ
Office presentation icon lichnostnye_uud.ppt916 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет ГБОУ Школа № 2083 СП Ерино 26.08.15.

Михайлова Л.В., учитель начальных классов.

«Итоги реализации ФГОС в начальной школе. Формирование и диагностика личностных УУД»

Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, помогает связывать решение учебных задач с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою позицию в отношении окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Применительно к учебной деятельности выделяются три вида действий:

  1. Самоопределение  (личностное, профессиональное, жизненное)
  2. Смыслообразование  - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Ученик должен  задаваться вопросом о том, «какой смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
  3. Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

К окончанию 4 класса в сфере личностных УУД у детей должны быть сформированы:

  • Внутренняя позиция школьника
  • Личностная мотивация учебной деятельности
  • Ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Для определения уровня сформированности личностных УУД можно использовать следующие диагностики:

Личностные универсальные учебные действия

1 класс

4 класс

Само-определение

внутренняя позиция учащегося

Беседа о школе (модифицированный вариант) (Нежнова Т.А.,Эльконин Д.Б., Венгер А.Л.)

Определение сформированности "Внутренней позиции школьника"

самооценка

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна (адаптированный для мл. школьников вариант)

Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан

Методика “Кто Я” М. Кун

Методика “Хороший ученик”

Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха

Смысло-образование

мотивация учебной деятельности и ее ведущие мотивы

“Незавершенная сказка”

“Беседа о школе”

(модифицированный вариант) (Нежнова Т.А., Эльконин Д.Б., Венгер А.Л.)

 Анкета "Оценка уровня школьной мотивации"

Н.Г. Лускановой

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Ксензовой Г.Ю.)

Опросник мотивации

Анкета "Оценка уровня школьной мотивации"

Н.Г. Лускановой

Ориентация на моральные нормы и их выполнение

нравственно-этическая ориентация

“Раздели игрушки” (норма справедливого распределения)

Разбитая чашка (модификация задачи Ж. Пиаже) (учет мотивов героев)

“Невымытая посуда” (учет чувств героев)

Анкета “Выявления уровня воспитанности школьника”

После уроков (норма взаимопомощи)

Опросник Е.Кургановой

“Булочка” (модификация задачи Ж.Пиаже)

(координация трех норм – ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи) и учет принципа компенсации

Анкета “Выявления уровня воспитанности школьника”

Личностные УУД в своем классе я исследовала по методикам «Какой Я?» - модификации методики О.С.Богдановой , «Незаконченные предложения» Н.Е. Богуславской , «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению» А.Д. Андреева.

Анализ результатов сформированности личностных УУД по первой методике показал, что 58%  учащихся имеют адекватную самооценку, 30% – завышенную. Такие показатели характерны для младшего школьника и являются возрастной нормой.

Заниженную самооценку имеют 12% учащихся. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий. С  такими детьми необходимо проводить индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия по формированию положительной самооценки.

Результаты второй методики выявили, что 88,5% учащихся (30,8 – высокий уровень и 57,7% - средний уровень) имеют достаточно полное и четкое представление о нравственных нормах и нравственных качествах (самокритичность, коллективизм, самостоятельность, честность, справедливость) и 11,5% - низкий уровень развития представления о нравственных нормах (Чигиринов, Лобачев, Селезнев).

На мой взгляд, существуют некоторые проблемы проведения диагностик, оценивающих сформированность личностных УУД.

Задания, которые выполняют ученики в итоговых диагностических работах в школе, зачастую составлены недостаточно корректно, ученику не всегда понятно, что хочет услышать от него составитель.

Вот пример Задания на выявление уровня моральной децентраци (Ж. Пиаже)

Учитель читает рассказ ребенку и задает ему вопросы.

Текст рассказа:

Однажды в выходной день мама с детьми гуляла по берегу реки. Во время прогулки она дала каждому ребенку по булочке. Дети принялись за еду. А самый маленький, который оказался невнимательным, уронил свою булочку в воду.

Вопросы:

  1. Что делать маме? Должна ли она дать ему еще булочку?
  2. Почему?
  1. Представь, что у мамы больше нет булочек. Что делать и почему?

Уровни оценивания:

  1. Отказ дать малышу еще одну булочку с указанием необходимости нести ответственность за свой поступок — нет, он уже получил свою булочку, он сам виноват, уронил ее (норма ответственности и санкция). Осуществляется учет только одной нормы (справедливого распределения). Не учитываются все обстоятельства, включая намерения героя.
  2. Предлагается осуществить повторное распределение булочек между всеми участниками — дать еще, но каждому (норма справедливого распределения). Координация нормы справедливого распределения и принципа эквивалентности. Переход к координации нескольких норм.
  3. Предложение дать булочку самому слабому — дать ему еще, потому что он маленький (норма взаимопомощи и идея справедливости с учетом обстоятельств, принцип компенсации, снимающий ответственность с младшего и требующий оказать ему помощь как нуждающемуся и слабому). Децентрация на основе координации нескольких норм на основе операций эквивалентности и компенсации (Л. Кольберг).

А вот Задание из школьной диагностической работы.
Автобус забит людьми. К выходу проталкивается человек, расталкивая всех локтями и громко крича: «А ну разойдись! Стоят тут, мешают пройти!». Выбрать один правильный вариант:
- этот человек плохой
- этот человек плохо поступил
- этот человек хороший, но он расстроен или устал
- этот человек злой.

Я считаю, что любой из этих вариантов допустим для младшего школьника, если он его аргументировал.

Именно личностные УУД должнен оценивать человек с психолого-педагогическим образованием. В этом учебном году с моим классом будет работать психотерапевт, который поможет отследить динамику развития личностных УУД и произведет оценку сформированности УУД на момент окончания начальной школы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инструментарий для диагностики личностных УУД в начальной школе

Слайд 2

Для определения уровня сформированности Личностных УУД используются следующие методики: Личностные УУД 1 класс 4 класс Само-определение Внутренняя позиция учащегося Беседа о школе (Нежнова Т.А.) Определение сформированности «Внутренней позиции школьника» Самооценка Исследование самооценки (Дембо-Рубинштейн) Методика «Кто Я?» (М.Кун) Методика «Хороший ученик» Смысло-образование Мотивация учебной деятельности «Незавершенная сказка» Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» (Н.Г.Лусканова) Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» (Н.Г.Лусканова) Шкала выраженности учебно-познавательного интереса. Опросник мотивации. Ориентация на моральные нормы и их выполнение Нравственно-этическая ориентация «Разбитая чашка» Ж.Пиаже Анкета «Выявление уровня воспитанности школьника» «После уроков» (Е.Курганова) «Булочка» (Ж.Пиаже) Анкета «Выявление уровня воспитанности школьника»

Слайд 3

Методика «Какой Я?» (модификация методики О.С.Богдановой) Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств (промежуточная диагностика). Детям предлагается выписать из данных качеств те, которые есть у них в 2 столбиках: А Б Аккуратный драчливый Вежливый злой Честный ленивый Добрый упрямый Любознательный невнимательный Отзывчивый неаккуратный Справедливый грубый Трудолюбивый жадный Старательный завистливый Верный нечестный Учитель определяет по формуле самооценку каждого ребенка: завышенная, адекватная, заниженная .

Слайд 4

Анализ результатов сформированности личностных УУД по методике Богдановой «Какой Я?»

Слайд 5

Незаконченные предложения, или моё отношение к людям Н.Е. Богуславская Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами. Если я знаю, что поступил неправильно, то … Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то … Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно … Когда в моем присутствии обижают человека, я … Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я … Если бы я был на месте учителя, я … Обработка результатов: 0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. 1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны. 2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое. 3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Слайд 6

Результаты диагностики Н.Е.Богуславской «Незаконченное предложение»

Слайд 7

Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже) Цель: выявление уровня моральной децентрации как способности к координации (соотнесению) трех норм: справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на основе принципа компенсации. Текст рассказа: Однажды в выходной день мама с детьми гуляла по берегу реки. Во время прогулки она дала каждому ребенку по булочке. Дети принялись за еду. А самый маленький, который оказался невнимательным, уронил свою булочку в воду. Вопросы: 1. Что делать маме? Должна ли она дать ему еще булочку? 2. Почему? 3. Представь, что у мамы больше нет булочек. Что делать и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый опыт реализации ФГОС в начальной школе

универсальные учебные действия, принцип минимакса, портрет ученика начальной школы....

Статья «Диагностика обученности как средство реализации ФГОС в начальной школе».

Статья «Диагностика обученности как средство реализации ФГОС в начальной школе» поможет коллегам на разных ступенях обучения проследить за динамикой обученности , выявить индивидуальные пр...

Доклад на тему УМК «Школа России» как инструмент реализации ФГОС в начальной школе

Ведущей целевой установкой УМК «Школа России» на протяжении всех лет было и является: «Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина и патриота Р...

Задания по формированию УУД в рамках реализации ФГОС в начальной школе

Задания по формированию УУД в рамках реализации ФГОС в начальной школе...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование УУД в рамках реализации ФГОС в начальной школе»

В данной работе обобщен опыт моей работы по теме  «Формирование УУД в рамках реализации ФГОС в начальной школе». Главной целью моей работы над темой стало:Создание условий д...