ПК 4.4 Педагогические разработки
статья по теме
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kostromina.docx | 29.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ МАТЕМАТИКИ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
(по материалам курсового исследования)
Костромина Анастасия Евгеньевна
Научный руководитель - РадугинаО.П., преподаватель кафедры математики и информатики первой квалификационной категории
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать. Этого можно достичь, поставив перед собой определенные цели деятельности.
Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Психологи, изучающие процесс обучения, полагают, что при интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам в отдельности, так как при этом появляется возможность применения получаемых сведений одновременно в различных областях- теоретической, практической и прикладной.[18] Главная цель - создание у школьника целостного представления об окружающем мире, то есть формирование мировоззрения. В настоящее время внимание уделяется задачам формирования коммуникативной компетенции учащихся. Профессор Е.Полат считает, что для формирования коммуникативной компетенции недостаточно насытить урок условно-коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать над путями решения этих проблем, с тем чтобы акцентировать внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей. [2]
Отдельные аспекты совершенствования обучения и воспитания школьников с позиций интеграции в обучении рассматривались в трудах известных педагогов-классиков, в работах советских дидактов: И.Д. Зверева, М.А. Данилова, В.Н. Максимовой, С.П. Баранова, Н.М. Скаткина; ученых-психологов Е.Н. Кабановой-Меллер, Н.Талызиной, Ю.А. Самарина, Г.И. Вергелиса; ученых-методистов М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, Н.Н. Светловской, Ю.М. Колягина, Г.Н. Приступы и др.
На основании актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Интегрированные уроки математики в начальной школе».
На основании нашего исследования была определена цель - создать у школьника целостное представление об окружающем мире, то есть формировать мировоззрение.
В соответствии с целью нами были сформулированы следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу;
- раскрыть методические основы проведения интегрированных уроков;
- выявить особенности проведения интегрированных уроков математики в начальной школе;
- составить сборник конспектов интегрированных уроков математики.
При выполнении работы были использованы такие методы исследования как:
- анализ;
- классификация;
- систематизация;
- обобщение.
В данной главе рассмотрена проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе. Проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы, позволяющий выявить различные подходы признанных педагогов-классиков к указанной проблеме.
На интегрированных уроках каждый ребенок приобщается к делу как к общему, учатся совместно действовать для достижения общей цели. Здесь нет слабых и сильных, поэтому ученик чувствует себя комфортно, урок привлекает его, доставляет ему чувство удовлетворения. Такие уроки развивают умение выслушивать каждого члена группы, принимать участие в обсуждении проблем, не нарушая общей тишины на уроке, вставать на точку зрения другого ученика и использовать свои знания. [6]
Огромное влияние на методическую разработку теории интеграционных связей оказали многие педагоги, особенно К.Д. Ушинский, В.Я. Стоюнин, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов и др. Во второй главе были рассмотрены такие понятия, как: методика преподавания математики. Освещены вопросы, связанные с интегрированными методами обучения, в зависимости от задач и целей, которые ставит учитель при обучении.
Также была рассмотрена проблема о том, как учить, чтобы добиться высоких образовательных и воспитательных результатов в обучении при использовании интегрированных уроках в начальной школе. Проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы, позволяющий выявить методику преподавания интегрированных уроков в начальной школе.
На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал.
В данной курсовой работе мы выявили, что данная проблема довольно актуальная и разносторонняя, изучение которой на практике дает возможность подойти по новому к построению учебного процесса, к конструированию содержания обучения.
Данная работа носит теоретический характер. Обобщая опыт зарубежной и отечественной школы, она дает полный анализ проблемы интеграции, в общем, и интегрированным урокам как форме ее проявления. Знание теоретических основ поможет на практике творчески подойти к реализации данной темы.
Проанализировав существующую литературу, по проблеме исследования, мы пришли к следующим выводам:
1. Современный уровень развития науки и общества обуславливает необходимость использования системного подхода к теории и практике обучения, направленного на интеграцию знаний и формирование системного мышления.
2. Интеграция – это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов, тем разных учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким последовательным и многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений.
3. При разработке системы интегрированных уроков информатики учителю необходимо определить их цель, пересмотреть содержание изучаемого материала, выбрать методы, средства и формы организации обучения, адекватные поставленной цели, спрогнозировать результат.
4. Система интегрированных уроков должна занимать большую часть годовой программы учебной дисциплины.
5. Многогранное раскрытие явлений и процессов, основанное на взаимодействии естественнонаучных, гуманитарных и художественно-эстетических знаний, способствует формированию личности ребенка, умеющей мыслить, чувствовать, сопереживать, действовать в окружающей среде.
6. Способствовать повышению знаний, умений и навыков. [16]
Изучение процесса интеграции и интегрированных уроков ведет к тому, что единого понимания пути этого явления нет.
С психолого-педагогической точки зрения интегрированный урок способствует активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность, является условием успешного усвоения учебного материала.
Введение интегрированной системы может с большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать развитию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.
В условиях нашего выпускного квалификационного исследования 2016-2017 учебном году мы планируем составить сборник конспектов интегрированных уроков математики с другими учебными дисциплинами и апробировать его.
Список литературы
- Бабанский, Ю.К Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. / Бабанский, Ю.К. – М, 2000.- 14-18с.
- Татарченко С.С, Проблемы качества образования и их решение в образовательном учреждении: Учебно- метод. Пособие / Татарченко С.С. – СПб.: КАРО, 2012. – 120с.
- Бахарева, Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе: Начальная школа. / Бахарева, Л.Н, 2001. - №8. – 48-51с.
- Боярчук, В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения – Вологда. / Боярчук, В.Ф, 2000. – 74с.
- Кабанова-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение./ Кабанова-Меллер, Е.Н – М, 2000. – 12- 37с.
- Колягин, Ю.М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе: Начальная школа. / Колягин, Ю.М, 2000. - №3. – 52-53с.
- Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учеб.: Пособие для студентов пед.
колледжей. / Подласый, И.П – М, Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-400с.: ил.
- Об интеграции как методическом явлении и её возможностях в начальном обучении: Начальная школа, 1990. - №5. – 57-58с.
- Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения. / Скаткин, М.Н. – М, 2001. – 32- 45с.
- Сухаревская, Е.Ю. Технология интегрированного урока. Педагогика нового времени. / Сухаревская, Е.Ю, 2003. -3-18с.
- В. А. Сластенин. Педагогика : учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – 5-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия» , 2013. – 496 с.
- Педагогика начальной школы : Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 400 с.
- Дик, Ю.И. Интеграция учебных предметов. Советская педагогика. / Дик, Ю.И., Пинский, А.А., Усанов, В.В, 2000. - №9. – 42-47с.
- Колягин, Ю.М. Интеграция школьного обучения: Начальная школа. / Колягин, Ю.М., Алексеенко, О.Л, 2001 - №9. – 28-31с.
- М. А. Данилова. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы соврем. Дидактики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / М. А. Данилова , М. Н. Скаткина. М.: «Просвещение», 1975. – 303 с.
- Н. К. Ббабич, О. А. Современные интегрированные уроки в начальной школе как средство формирования универсальных учебных действий (как показать мир в многообразии связей) : методическое пособие для учителей начальных классов / Н. К. Ббабич, О. А. Горовая, М. Д. Даниловская, Т. А. Носова. – Челябинск Цицеро, 2011. – 144 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах. – М.: Педагогика, 1974. – Т.1. – 584 с.
- Басынина Л.Н. Целостно-интегрированный подход на уроках в начальных классах. // Начальная школа (электронная версия). – 2011. // festival.1september.ru›articles/563147/
- Бондаренко Е.В. Интегрированный урок математики и окружающего мира «Сложение и вычитание в пределах 100. Уравнение». // http://festival.1september.ru/articles/550864/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"
Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...
Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)
Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...
Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"
Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1. Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2. Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...
Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....
Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...
Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"
АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...
Апробация педагогической разработки
В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...