ПК 4.4.Педагогические разработки
статья по теме
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_kursovomu_issledovaniyu_.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛЕПКА ИЗ ПЛАСТИЛИНА
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(по материалам курсового исследования)
Корунная Каролина Валерьевна
Научный руководитель – Чернышева С.А., преподаватель кафедры музыкально – эстетического образования высшей квалификационной категории
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что проблема развития мелкой моторики до сих пор чрезвычайно актуальна, ведь сейчас часто приходится слышать, что у школьников плохой почерк. Трудности с почерком, как правило, возникают, если у ученика недостаточно развита мелкая моторика – умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук.
Разработкой мелкой моторики следует заниматься ещё до школы. Продолжать эту работу надо и в первом классе. Для этого необходимо не только писать, рисовать, но и лепить, ведь лепка не только развивает мелкую моторику, но и обладает большим терапевтическим потенциалом. Лепка из пластилина, как один из видов детского ручного творчества, в наше время чрезвычайно актуальна. В связи с изменением предметной среды, развитием средств связи, современные дети гораздо меньше занимаются ручным трудом, уделяя время компьютеру и телефону. А ведь изготовление своими руками предметов из пластилина вызывает интерес к творческому процессу и приносит удовлетворение, результатами труда, побуждая к последующей деятельности.
Известный художник и педагог Рони Орен в своей книге «Секреты пластилина» говорит: «Дети обязательно должны выражать свои чувства, эмоции и фантазии, своё отношению к окружающему миру. Пластилин – удивительный материал. Он не только дает малышам возможность реализовать свой творческий потенциал, помогает сформировать эстетический вкус, но и учит их жить в гармонии с природой [2, с.3].
Многочисленные научные исследования доказали, что развитая мелкая моторика активно влияет на развитие речи, взаимодействует с вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной).
В литературе последних лет описаны приёмы работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным интеллектуальным развитием (Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т.Б. Филичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская) с дизартрией (Л.В.Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием ( Л.И. Белякова, Н.А. Рычкова). Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно для развития речи [1, с.7].
На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Лепка из пластилина как средство развития мелкой моторики у младших школьников».
На основе указанной темы нами была определена цель нашего - изучить и обосновать применение лепки из пластилина как средства для развития мелкой моторики у младших школьников.
В соответствии с целью нами были сформулированы следующие задачи исследования:
- Изучить научно-методическую, историческую литературу по теме исследования;
- Освоить технику лепки и адаптировать для младших школьников;
- Обобщить полученные данные в методический комплект.
При выполнении нашей работы были использованы следующие методы исследования:
- поиск тематической литературы;
- анализ;
- обобщение;
- систематизация.
Изучив и проанализировав литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что мелкая моторика играет большую роль у младших школьников. Мы выяснили, что мелкой моторикой занималось много учёных и педагогов. Мы убедились, что на уроках технологии у младших школьников происходит развитие физических функции, психических функции, знакомство с миром (форма и объем предметов, манипуляции, и т.д.) и развивает эстетические функции. Описали теоретические аспекты развития мелкой моторики у младших школьников. Рассмотрели современные подходы к проблеме развития мелкой моторики у младших школьников. Проанализировав учебники по технологии начальной школы мы можем сказать, что в программе начальной школы достаточное время отводится лепке из пластилина, но для глубокого изучения отдельных видов и способов лепки из пластилина времени явно недостаточно, поэтому для развития мелкой моторики целесообразно вынести занятия о лепке из пластилина в отдельный блок кружковых занятий.
Мы выявили, что лепка из пластилина является важным элементом развития мелкой моторики, которая активно взаимодействует со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Изучив историю возникновения пластилина как материала для лепки, мы выяснили, что пластилин возник, в 1897 году и у него было несколько изобретателей. Перечислили необходимые инструменты и материалы для лепки из пластилина, а именно это доска, стека, самодельный резачок, пластмассовая скалочка и так далее. Перечислили виды и способы лепки, это конструктивный, скульптурный, комбинированный способ, лепка на форме, модульная лепка, миллефиори, пластилиновая живопись и тому подобное. Разделили на группы упражнения по принципу усложнения приёмов лепки и усложнения поставленных задач и представили работы с пластилином. Этот вид деятельности очень важен для младшего школьного возраста, так как именно в это время происходит основное становление всех психических процессов. В нашем исследовании мы хотели показать, что лепка из пластилина представляет сбой один из видов детского ручного творчества.
Исходя из выше изложенного ясно, что возможности пластилина безграничны и это очень увлекательная работа. Она способствует развитию интереса детей к труду, воспитанию творческой активности, инициативе и самостоятельности в труде. Приобретая умения и навыки работы в технике лепки из пластилина, даже учащиеся младших классов могут создавать уникальные и эффективные предметы своими руками.
В процессе написания исследования «Лепка из пластилина как средство развития мелкой моторики у младших школьников»: мы освоили технику лепки и адаптировали для младших школьников, обобщили полученные данные в методический комплект. Мы убедились, что данная проблема является актуальной.
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: технологии пластилина хорошо подходит для освоения детьми, так как это просто, быстро и недорого. Создание интересных изделий с простой техникой выполнения дает учащимся возможность переживать ситуацию успеха, одновременно создав уникальное изделие.
условиях нашего выпускного квалификационного исследования мы в 2016- 2017 учебном году мы планируем создать коллективный проект в технике лепке из пластилина, например: иллюстрация книги или создание мультфильма.
Список использованной литературы
- Боголюбов, Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке [Текст]: кн. для учителя / Н.С. Боголюбов. – М.: Просвещение, 1979. – 144 с.
2. Орен Р. Секреты пластилина: Учебное пособие. – М.: Махаон, Азбука - Аттикус, 2012. 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"
Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...
Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)
Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...
Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"
Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1. Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2. Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...
Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....
Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...
Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"
АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...
Апробация педагогической разработки
В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...