ПК 4.4.Педагогические разработки
методическая разработка по теме
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования г.Челябинска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа №95 г.Челябинска»
Согласовано: Утверждено:
зам. директора по ВР Директором
Рабочая программа внеурочной деятельности начального общего образования «Страна радужного солнышка»
Направление: духовно-нравственное
Возрастные границы: 7-10 лет
Срок реализации: 4 года
Челябинск, 2016
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Страна радужного солнышка» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов.
Направление программы - духовно-нравственное.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Общее количество часов: 270 из расчёта 2 часа в неделю.
Цель программы: создание условий для приобретения ребенком духовно-нравственного опыта, воспитание у него ответственности, активной жизненной позиции и гуманного отношения к окружающему миру.
Путь к достижению ценностных ориентиров предполагает индивидуальное и коллективное самоопределение посредством осознания и принятия определенных ценностей.
Сохранить детство здоровым, полноценным, радостным, направить познавательную активность ребенка в нужное русло призвано воспитание, понимаемое, с одной стороны, как процесс целенаправленного поступательного развития личности, основанный на эффективном взаимодействии всех участников образовательного процесса (учитель — ученик — родитель), с другой — как искусство чуткого прикосновения к ребенку, бережного проникновения в его внутреннее «Я». Это искусство помогает, стимулирует его саморазвитие, самоизменение, самовоспитание, самосовершенствование.
Роль педагога состоит в том, чтобы раскрыть перед воспитанником многообразие жизненных путей и сформировать готовность ребенка к осознанному выбору, за который в дальнейшем он будет нести ответственность.
Проведение отдельных воспитательных мероприятий для решения этих важнейших задач не дает нужного результата — необходимо создание целостной системы воспитательной работы, способной обеспечить максимально благоприятные условия для развития, личные интересы, способности, потребности учащихся, возможности и творческий потенциал.
Программа «Страна радужного солнышка» духовно-нравственного направления развития личности. Программа рассчитана на 4 года обучения в начальной школе (1-4 классы). Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Основная идея данной программы заключается в создании в детском коллективе комфортной атмосферы, пробуждающей интерес учащихся к самореализации, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, саморазвития, самоизменения, самовоспитания, самосовершенствования.
Цель программы: создание условий для приобретения ребенком духовно-нравственного опыта, воспитание у него ответственности, активной жизненной позиции и гуманного отношения к окружающему миру.
Достижение этой цели возможно в процессе решения следующих задач:
способствовать формированию у детей позитивного отношения к обычаям, традициям своего народа, своей семьи; чувства сопричастности к истории и судьбе своей Родины; активной гражданской позиции и гуманного отношения к окружающему миру; поддерживать создание собственной среды ребенка в соответствии с этическими, эстетическими, нравственными и культурными критериями, условий для воспитания чуткости и способности видеть прекрасное;
пробудить стремление к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей; развить потребность в саморазвитии, самосовершенствовании и способность
возможностей.
Путь к достижению ценностных ориентиров предполагает индивидуальное и коллективное самоопределение посредством осознания и принятия определенных ценностей.
Теоретическую основу программы составляют идеи и работы, рассматривающие вопросы нравственного воспитания В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили, В.А.Караковского и др.
В. А. Сухомлинский первым обратился к процессам духовной жизни ребенка, к необходимости и ценности сопереживания, сочувствия ей, создания необходимых условий для воспитательной деятельности родителей и учителей. По мнению В. А. Сухомлинского, «воспитание — это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет вразрез с принятыми в обществе моральными устоями». Противоречие необходимости и свободы, должного и желаемого, социального и индивидуального разрешается общим характером цели воспитания, позволяющей сохранять в своих границах вариативность индивидуального развития.
В программе отражены также идеи В. А. Караковского о приоритетных фундаментальных ценностях, а именно:
человек - абсолютная ценность;
мир человека - это взаимодействие людей;
семья - структурная начальная единица общества;
труд - основа человеческого бытия;
знания - результат творческого труда;
культура - богатство человечества, высшее проявление творческих сил и способностей личности;
отечество - единственно уникальная для каждого Родина;
Земля - общий дом человечества;
мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами и главное условие существования Земли, человеческой цивилизации.
Выбор названия программы внеурочной деятельности «Страна радужного солнышка» не случаен. Солнце — источник света и жизни на нашей планете, силы и роста всего живого на ней, и потому испокон веков оно является для людей символом света и добра. Выдающийся педагог современности Ш. А. Амонашвили пишет: «Солнце светит сверху, посылает нам живительное тепло»
Солнце дает жизнь всему живому, зажигая огнем, согревая своим теплом весь мир. Только в таком солнечном жизненном пространстве и может раскрыться личность ребенка.
Принципы и подходы программы:
- деятельностный подход;
- сотрудничество участников образовательного процесса. Ученик - учитель — родители;
- единство требований семьи и школы;
- гуманизация;
- демократизация;
- индивидуализация образовательного процесса;
- духовно-нравственный подход к отбору содержания программы.
Цвета радужных лучей солнышка символизируют основные творческие направления работы по программе: красный — «Отечество»; оранжевый — «Человек»; желтый — «Мир человека»; зеленый — «Труд»; голубой — «Земля и мир»; синий — «Культура»; фиолетовый — «Знания».
Разумеется, ребенок не может развиваться вне общества, в котором он живет. А живет он в стране с определенной структурой власти (управления). Поэтому самоуправление класса представляется как уменьшенная модель системы управления нашей страны: жизнь маленькой страны Радужного солнышка отражает жизнь нашей любимой России.
Обеспечение атмосферы комфортного состояния, эмоционального благополучия обучающихся, воспитанников: психологические классные часы «Кто Я, какой Я?»,
Мое воображение»,психологические игры «Цвета эмоций», «Комплименты», «Сравнения», «Волшебный цветок» и т. д. Занятия со специалистами: психологом, социальным педагогом по индивидуальным планам. Создание в классе «зон интересных увлечений», где дети могут найти себе занятие по душе.
Поиск разнообразных форм психолого-педагогической поддержки. Оказание помощи детям с проблемами в обучении, гиперактивным детям и детям с неустойчивым вниманием, детям с личностными проблемами, детям с проблемами в семье (социальный аспект), детям в кризисной ситуации.
Основные методы и формы работы: проведение анкетирования учащихся, консультации для родителей, диагностика родительского отношения, беседы, семинары, тренинги, вечер вопросов и ответов с приглашением специалистов, коррекция тревожности, формирование социального доверия, коррекционные занятия для проблемных семей, коррекционная работа с детьми «группы риска» в период каникул, конкурсы рисунков, игры на свежем воздухе «Снежные забавы», походы по родному краю, экскурсии в музеи.
Актуализация содержания деятельности с учетом интересов обучающихся: каждое мероприятие проводится при активном участии детей: «Сами планируем, сами готовим, сами проводим, сами анализируем!».
Профилактика асоциального поведения. Для предупреждения правонарушений
и коррекции отклонений поведения необходимо изучать индивидуальные особенности и субъектный опыт каждого ребенка. Этот подход основан на осознании учащимся доверия и заботы взрослых в сочетании с требовательностью.
Воспитательная работа с такими учащимися строится на основе нравственного
идеала, анализа положительных и отрицательных
поступков в их поведении и его последствий. Организация взаимопомощи в
коллективной деятельности (при необходимости, по договоренности с учителями-
предметниками, с хорошо успевающими учащимися организуются специальные занятия во внеучебное время).
Использование различных методик контроля, диагностики, анализа результатов деятельности. Подбор критериев и показателей для контроля, диагностики, анализа результатов деятельности обусловлен комплексом поставленных целей и задач.
Большое внимание уделяется целенаправленному развитию личности младшего школьника, приобретению им опыта ценностных ориентации.
Ценностные установки реализации программы:
- воспитание доверием, заботой и уважением;
- воспитание ответственностью;
- воспитание творчеством;
- воспитание через здравомыслие;
- воспитание готовности к принятию нравственных, гражданских, правовых и экологических решений;
- воспитание посредством обучения решению экзистенциальных (жизнесмысловых) проблем, а также методам прояснения, конституирования (установления) и творчества смыслов.
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ | № | Тема урока | всего | практика | теория | ||
урока | урока | Тема раздела | |||||
по порядку | по теме | ||||||
Тема 1: Отечество. «Моя Родина — Россия!» 4 часа | |||||||
1. | 1. | Моя Родина - Россия. | 1 | 1 | |||
Моя малая Родина - Земля | 1 | 1 | |||||
2. | 2. | Нижегородская. Экскурсия в краеведческий музей. | |||||
3. | 3. | Фольклорные театральные посиделки «Растяпинские сказки». | 1 | 1 | |||
4. | 4. | Традиции и праздники. Всей семьёй на Масленицу. | 1 | 1 | |||
Тема 2: Человек. «Я — личность»5 часов | |||||||
5. | 1. | «Я - личность». | 1 | ||||
6. | 2. | «Азбука нравственности». | 1 | ||||
7. | 3. | «Дружба крепкая...». | 1 | ||||
8. | 4. | «Уроки духовной жизни». | 1 | ||||
9. | 5. | «Помним твой подвиг, Солдат!». | 1 | ||||
Тема 3: Культура. «Всё сумею, всё смогу» 4 часа | |||||||
10. | 1. | Посещение кукольного театра. Спектакль «Лесная автобыль». | 1 | 1 | |||
11. | 2. | Организация фотовыставки «Зимняя сказка». | 1 | 1 | |||
12. | 3. | Посещение выставки картин Дзержинских художников в ТИП «Весенние зарисовки». | 1 | 1 | |||
13. | 4. | Конкурс чтецов «Мои любимые стихи». | 1 | 1 | |||
Тема 3: Мир знаний. «В мире мудрости и ума» 4 часа | |||||||
14. | 1. | Рейд «Соберу я свой портфель». | 1 | 1 | |||
15. | 2. | Презентация «Моя любимая книжка». | 1 | 1 | |||
16. | 3. | Интеллектуальный бой «Занимательные головоломки». | 1 | 1 | |||
17. | 4. | Конкурс на составление лучшего кроссворда на тему «Птицы - наши друзья». | 1 | 1 | |||
Тема 4: Труд. «Путь к профессии». Мир человека. «В мире людей» 7 часов | |||||||
18. | 1. | Организация выставки рисунков на тему «В мире профессий». | |||||
19. | 2. | Организация фотовыставки «Профессии наших родителей». | |||||
20. | 3. | Экскурсия в Центр Художественных Ремёсел. | |||||
21. | 4. | «Азбука общения». | 1 | ||||
22. | 5. | Презентация своей семьи «Моя дружная семья». | |||||
23. | 6. | Коллективное творческое дело | |||||
24. | 7. | Ролевая игра-«Мир профессии» | |||||
Тема 5: Земля и мир. «Мир в нас — мир вокруг нас». 5 часов | |||||||
25. | 1. | Исследовательская экспедиция «Самовар». | 1 | 1 | |||
26. | 2. | Акция «Сделаем мир прекраснее». | 1 | 1 | |||
27. | 3. | Организация фотовыставки «По страницам семейного альбома». | 1 | 1 | |||
28. | 4. | Посещение выставки экзотических животных. | 1 | 1 | |||
29. | 5. | Экскурсия в природу «Удивительное рядом». | 1 | 1 | |||
Тема 6: Здоровье. «Мир спорта и здоровья». 4 часа | |||||||
30. | 1. | Конкурс-смотр «Культура внешнего вида». | 1 | 1 | |||
31. | 2. | Спортивное соревнование «Румяная лыжня». | 1 | 1 | |||
32. | 3. | «Если хочешь быть здоров...». | 1 | 1 | |||
33. | 4. | Прогулка с фотоаппаратом «Удивительное рядом». | 1 | 1 | |||
итого | 33 | 27 | 6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"
Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...
Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)
Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...
Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"
Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1. Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2. Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...
Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....
Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...
Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"
АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...
Апробация педагогической разработки
В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...