ПК 4.4 Педагогические разработки
статья по теме
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИРОДНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
(по материалам курсового исследования)
Шакурова Гульшат Рафиковна
Научный руководитель – Боева С.З., преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин высшей квалификационной категории
Актуализация проблемы исследования заключается в развитии нравственно-эстетических чувств у младшего школьника на уроках окружающего мира при работе с краеведческим материалом.
В настоящее время в условиях модернизации всех сфер общества, мы наблюдаем за вхождением России в систему мировой культуры. В связи с этим следует вспомнить слова В.Г. Белинского: «…Давайте детям больше и больше созерцать общего, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления… Общее является только в частном: кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит и человечеству…». Эти мудрые слова доказывают необходимость воспитания патриотизма и гражданственности у учеников, как основ жизнеспособности любого общества и государства. [1,67]
На сегодняшний день государство придает приоритетное значение духовно-нравственному воспитанию детей. Так, в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации сказано, что «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном консолидации российского общества, его сплоченности перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны»
Таким образом, государство понимает важность уже с дошкольного возраста воспитывать в детях духовно-нравственные ценности, так как «пережитое и освоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью»
В соответствии с ФЗ «Об образовании РФ», указом Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Государственной программой «Патриотического воспитания граждан РФ на 2010-2015 гг.» разработан проект «Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации(2015-2025)». [2]
Краеведение, несомненно, рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине. В настоящее время в начальной школе необходима четкая и слаженная система краеведческой работы. Природное краеведение обеспечивает необходимую связь глобальных, национальных и региональных (местных) аспектов в изучении современных проблем экологии и охраны природы, помогает правильно организовать работу по экологическому воспитанию учащихся, формирует у них экологическую культуру, умения и навыки природоохранной деятельности. Природное краеведение – это один из путей патриотического и нравственно – эстетического воспитания школьников, так как оно помогает увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить ее эмоциональное и нравственное воздействие. Сущность школьного природного краеведения заключается в комплексном изучении природы, важнейших аспектов ее развития и динамики в данной местности. Природа края в целом, отдельные ее компоненты и их взаимосвязи изучаются в развитии, т.е. с естественно научных позиций. Природа края рассматривается как часть природы более крупных территорий – района, области, республики, природной зоны, страны. Поэтому, в процессе ее изучения важно определить черты, общие с природных компонентов и их территориальное сочетание, типичные явления, характеризующие природу данного края, а также, уникальные ее объекты, и связанные с ними процессы. [4;35]
На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована была тема исследования: «Природное краеведение как средство развития нравственно-эстетических чувств у младших школьников на уроках окружающего мира».
Нами была определена цель исследования - изучить аспекты природного краеведения в развитии нравственно-эстетических чувств.
Для проведения теоретического исследования нами были определены следующие задачи:
- Провести отбор и анализ тематической литературы по проблеме исследования.
- Определить место и значение краеведения в образовательном процессе в начальной школе.
- Изучить краеведческий подход к нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников.
- Определить методы и формы работы по изучению краеведения в начальной школе.
- Обобщить результаты исследования.
В ходе исследования нами были использованы следующие группы методов:
- Отбор литературы;
- Анализ, понятийного аппарата.
- Систематизация;
- Обобщение.
Мы провели работу по теоретическому изучения краеведения в начальной школе.
В первом параграфе мы определили понятие краеведение, его сущность и содержание, а также разные трактовки этого термина.
Во втором параграфе мы рассмотрели краеведческую деятельность в школе. Выявили, какую роль играет краеведение в школе, взаимосвязь краеведения и урока окружающий мир, а также что краеведение способствует формированию у учащихся научного мировоззрения.
В третьем параграфе, особенности нравственно-эстетического воспитания и краеведческий подход к развитию нравственно-эстетических чувств.
Мы просмотрели методику преподавания краеведения в начальной школе на уроках окружающего мира.
В первом параграфе второй главы нами были выявлены формы краеведческой работы с учащимися, которые позволяют развивать нравственно-эстетические чувства.
Во втором параграфе рассмотрены методы краеведческой деятельности на уроках окружающего мира, способствующие более глубокому осмыслению материала.
В третьем параграфе использование на уроках окружающего мира краеведческих экскурсий и наблюдений, как средства развития нравственно-эстетических чувств младших школьников.
Изучая эту тему, мы пришли к выводу, что именно в младшем школьном возрасте через воспитание начинают формироваться и развиваться нравственно-эстетические чувства.
В начальной школе учение становится ведущим видом деятельности в жизни ребенка. Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение. Знание своего края необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира.
Главную роль в этой деятельности теперь играет личная заинтересованность школьника. Нравственно-эстетические чувства обеспечивают формирование у младшего школьника добродетельного характера, доброжелательных отношений к людям и природе, а также замечать всю красоту окружающего мира. [3;89]
Как будущему учителю мне необходимо знать особенности преподавания краеведения, на уроках окружающего мира.
Подводя итоги проделанной работы, мы пришли к выводу, что все цели и задачи, поставленные в ходе исследования, были нами выполнены.
Мы провели отбор и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, определили место и значение краеведения в образовательном процессе в начальной школе, изучили краеведческий подход к нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников, определили методы и формы работы по изучению краеведения в начальной школе
Перспективы изучения данной проблемы в выпускном квалификационном исследовании выражены в разработке уроков взаимосвязанные краеведения и окружающего мира, а также показать, что природное краеведение способствует эффективному развитию нравственно-эстетических чувств у младших школьников.
Список источников и литературы
- Греханкина Л.Ф., Региональный компонент в структуре содержания образования. М., Просвещение, 1999
- https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok/html
- Переверзева, О.М. Красота окружающего мира и эстетическое воспитание/ Э.В. Переверзева//Начальная школа – 2013. - №5. – С.66-73.
- Черепанов, О.М. На уроках природоведения – о родном крае/З.В. Черепанов// Начальная школа – 2000. - №10. – С.15-18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"
Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...
Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)
Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...
Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"
Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1. Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2. Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...
Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....
Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...
Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"
АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...
Апробация педагогической разработки
В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...