Программа по проектной деятельности с использованием ИКТ для 3 класса «Моя Россия – Родина моя»
рабочая программа (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Утверждаю» «Согласовано»
Директор школы №407 Заместитель директора
____________________ Бочкова Л.А. ___________________ Зайцева В.Л.
Программа по проектной деятельности с использованием ИКТ для 3 класса
«Моя Россия – Родина моя»
Составила: учитель начальных классов Прусакова Е.А.
Пояснительная записка.
Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью…
Понятие «проект» имеет в нашей культуре разные значения. В данном случае мы используем это понятие в его педагогическом, несколько отличающемся от традиционного, смысле. Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели. Они направлены на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.
В то же время проекты, выполняемые учащимися под руководством педагога, признаются сегодня действенным средством реализации системно-деятельного подхода к обучению и воспитанию. Их разработка и реализация позволяет достигать ряда актуальных образовательных эффектов, в т.ч.:
• позволяет научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
• учит ученика размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
• даёт опыт принятия самостоятельных аргументированных решений;
• позволяет научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Классификационными признаками проектов в образовании могут быть:
• характер доминирующей проектной деятельности – исследовательский, прикладной (практико-ориентированного характера), творческий и т.д.;
• предметно-содержательная область проекта – монопроект, междисциплинарный (содержание которого должно быть интегрированным – например, объединять вопросы учебного предмета и вопросы здоровьесбережения; проект по ряду учебных предметов, практическому аспекту проблемы, рассматриваемому в нескольких учебных дисциплинах и т.д.);
• по продолжительности выполнения – долгосрочный (реализуется в срок от одного месяца и более), средней продолжительности (от одной недели до одного месяца), краткосрочный (реализуется в течение одного урока или серии уроков – до одной недели) .;
• по количеству участников проекта - индивидуальные, парные, групповые и т.п.
Примерные этапы проведения проекта:
1. Представление проблемной ситуации ( вербально, т.е. в устной речи; с помощью видеоряда; с помощью мультимедийных средств и пр.).
2. Мозговая атака (поиск идей решения проблемы).
3. Обсуждение.
4. Выдвижение гипотез.
5. Определение типа проекта.
6. Организация «малых групп сотрудничества» , распределение ролей.
7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.
8. Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием.
9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в мастерских).
10. Оформление результатов проектной деятельности.
11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.
12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.
13. Самооценка, внешняя оценка.
Исходя из опыта работы с учебными содержаниями, следует подчеркнуть важное значение выбора формулировки темы проекта. При выборе темы необходимо учесть указанные выше требования к сути проектной деятельности, содержанию проекта, а также критерии оценки проектов, изложенные ниже – ведь именно по этим критериям будет оцениваться качество представленной работы.
Требования к учебному проекту — совершенно особые.
Требования, в общем простые, и главное из них – «исходи из ребёнка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только незамысловатые проекты.
Ученикам важно в самом начале пояснить, какой возможный продукт может быть создан в итоге проекта (т.е. каков итог проектной деятельности). Примерный перечень может быть следующим:
-реферат, доклад, сообщение по теме проекта
-представление репортажа, компьютерной презентации (буклета, листовки), выполненной силами учащихся
-выставка рисунков, поделок, и т.д.;
-газета;
-журнал;
-статья;
-альбом с материалами по какому-либо предмету, краеведению своего региона, населённого пункта;
-изготовление какого-либо материального объекта, имеющего практическую (или эстетическую) ценность и т.п.;
Проектный метод входит в жизнь школ как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Вместе с этим формируется новый круг представлений и понятий теории и практики школьного проектного обучения, ведется широкий поиск способов реализации возможностей для организации эффективных форм научно-исследовательской деятельности учащихся.
Данная программа направлена на улучшение нравственной атмосферы, развитие духовной культуры среди учащихся образовательных учреждений, способствует становлению личности, помогает формированию твердой гражданской позиции, устойчивого самосознания у подрастающего поколения. Исследовательские работы, представленные в программе, направлены на расширение кругозора детей в этнической области. Они помогают убедиться в неповторимости, уникальности культуры каждой национальности, формируют ответственность за судьбу своего народа, толерантность к иному образу жизни. В настоящее время важно не растерять те ценности в духовной культуре прошлого, которые были накоплены многими поколениями, поэтому программа способствует повышению уровня социальной, эстетической и образовательной культуры, включающей усвоение накопленных нашими предками знаний, народного опыта и мудрости.
Цели программы:
-усвоить определенный минимум историко-обществоведческих понятий;
- заложить основу для формирования личностно-гражданской позиции.
- сформировать представление о национальном самосознании;
- воспитать гражданина, любящего свою малую Родину, свою страну;
человека культуры и нравственности;
Задачи:
- привлечь детей к изучению истории России;
- расширить общественно значимые знания учащихся о самих себе;
- пополнить знания о стране, о крае в котором живем;
- познакомиться с национальными традициями и обычаями русского народа;
Развитие общеучебных умений и навыков:
Рефлексивные умения:
• Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Поисковые (исследовательские) умения:
• Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
• Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
• Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)
• Умение находить несколько вариантов решения проблемы
• Умение устанавливать причинно-следственные связи
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
• Навыки коллективного планирования
• Умение взаимодействовать с любым партнером
• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
• Навыки делового партнерского общения
•Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
• Умение планировать деятельность, время, ресурсы
Коммуникативные навыки:
• Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
• Умение вести дискуссию
• Умение отстаивать свою точку зрения
• Умение находить компромисс
• Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
Презентационные умения и навыки:
• Навыки монологической речи
Принципы:
1.Принцип признания самобытности, уникальности, индивидуальности личности каждого ребенка.
2.Принцип всеобщего сотрудничества и товарищеской взаимопомощи.
3. Принцип связи сознательности и эмоциональности.
Ожидаемые результаты:
Программа способствует:
Повышению образовательного и культурного уровня развития учащихся, формированию коммуникативной и социальной компетентности.
Воспитанию нравственно здоровой, уникальной, свободной и ответственной личности, почитающей и уважающей традиции и обычаи своего народа, знающей свои корни, оберегающей природу.
Формированию гражданственности, патриотизма, любви к Родине, социальной культуры этнических отношений, толерантности к иному образу жизни и стилю мышления.
Данная образовательная программа рассчитана на 1 года обучения
Тематический план:
Тематика блока | Название проекта | Количество часов | Результат проектной деятельности |
«Кузовок русской культуры» 20 ч. | «Календарь главных праздников» «Цветик-семицветик» «Ярмарка народной мудрости» «Рождественские калядки» | 5 ч 5 ч 5 ч 5 ч | Альбом-календарь русских праздников Журнал малых жанров устного народного творчества Журнал с народными пословицами и поговорками Показ народного обряда |
«Путешествие по родной стране» 14 ч | «По родной России» «Путешествие в мир искусства» «Поэтический ручеек» | 5 ч 5 ч 4 ч | Изготовление карты России Выставка народного прикладного искусства Конкурс стихов русских поэтов |
Календарно-тематическое планирование
Дата | № | Тема урока | Оборудование урока |
1 | Календарь главных праздников | Компьютер учителя, экран, DVD | |
2 | Постановка цели и задач | ||
3 | Организация исследования | ||
4 | Подготовка к защите проекта | ||
5 | Защита проекта | ||
6 | Цветик-семицветик | Компьютер учителя, экран, DVD | |
7 | Постановка цели и задач | ||
8 | Организация исследования | ||
9 | Подготовка к защите проекта | ||
10 | Защита проекта | ||
11 | Ярмарка народной мудрости | Компьютер учителя, экран, DVD | |
12 | Постановка цели и задач | ||
13 | Организация исследования | ||
14 | Подготовка к защите проекта | ||
15 | Защита проекта | ||
16 | Рождественские колядки | Компьютер учителя, экран, DVD | |
17 | Постановка цели и задач | ||
18 | Организация исследования | ||
19 | Подготовка к защите проекта | ||
20 | Защита проекта | ||
21 | По родной России | Компьютер учителя, экран, DVD | |
22 | Постановка цели и задач | ||
23 | Организация исследования | ||
24 | Подготовка к защите проекта | ||
25 | Защита проекта | ||
26 | Путешествие в мир искусства | Компьютер учителя, экран, DVD | |
27 | Постановка цели и задач | ||
28 | Организация исследования | ||
29 | Подготовка к защите проекта | ||
30 | Защита проекта | ||
31 | Поэтический ручеек | Компьютер учителя, экран, DVD | |
32 | Постановка цели и задач | ||
33 | Организация исследования | ||
34 | Защита проекта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Ступени познания", 1 - 4 классы, "Школа России"
программа по внеурочной деятельности "ступени познания " 1 - 4 классы. школа россии...
Проектная деятельность с использованием Лабдиска в 1 классе "Б"
Данный проект проводится в рамках учебного курса окружающий мир «Школа России» 1 класс. Невольно перед учителями первоклассников ставится вопрос: как помочь ребенку сохранить и преумножить свое здоров...
Рабочая образовательная программа по проектной деятельности для 4 «Д» класса по УМК «Школа России» «Москва и москвичи»
Рабочая программа...
СТАТЬЯ : Содействие обучению школьников в условиях введения ФГОС формирование и развитие ценностно-смысловых компетенций с использованием проектной деятельности и использованием средств ИКТ.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне ...
Библиотечный урок с использованием элементов проектной деятельности для учащихся 4-х классов Русский народный костюм".
История всегда вызывала огромный интерес у людей. Этот интерес объяснялся потребностью каждого человека знать историю своего народа. У русской национальной одежды многовековая история. Русский народны...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". 1 класс. Школа России. 2020
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". 1 класс. Школа России. ( на основе программы С.И. Волковой)...