Рабочая образовательная программа по проектной деятельности для 4 «Д» класса по УМК «Школа России» «Москва и москвичи»
рабочая программа (4 класс) на тему

Прусакова Екатерина Анатольевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moskva_i_moskvichi_4_kl.docx34.81 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая образовательная программа

 по проектной деятельности

для 4 «Д»  класса

по УМК «Школа России»

«Москва и москвичи»

 

        

Учитель начальных классов

                        Прусакова Екатерина Анатольевна

Возраст обучающихся:  10 лет  –  11 лет .

Срок реализации: 1 год

Москва, 2016

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования на 2016-2017 учебный год.

Цели программы:

– сформировать у школьников представление о Москве

 -  пробудить интерес к прошлому и настоящему города

 - приобщить детей к отечественной культуре и истории, заложить основы знаний о Москве, которые будут расширяться и углубляться в дальнейшем изучении курса истории в основной школе 
  -  воспитание гражданина России, гражданина Москвы, знающего и любящего свой город, его традиции, памятники истории и культуры.

 -  обеспечение социокультурного развития школьников на основе интеграции содержания образования гуманитарных дисциплин и москвоведения.

Задачи программы:

- знакомство с историческим прошлым и настоящим Москвы;

- воспитание гордости за свой город, за высокое звание – москвич;

- воспитание патриотических чувств, любви к своему городу;

- повышение общей культуры и эрудиции школьников;

Разделы курса.

Планирование курса построено по тематическому и историко-топографическому принципам,  делится на блоки,  внутри которых содержание дается в исторической последовательности в соответствии с топографией города.

Историко-топографический подход помогает выявить в многовековой истории города именно то, что наиболее характерно для той или иной местности, улицы Москвы, её отличие от других в общегородской истории и возможность развивать у детей ассоциативное мышление.  


Основные разделы планирования:

I – Средневековая Москва;

II – Радиально-кольцевая планировка улиц Москвы;

III – «Кольца» Москвы;

IV – «Радиусы» Москвы;

V – Архитектура Москвы;

3. Содержание курса.

В I  разделе  «Средневековая Москва»  планирование составлено в соответствии с темами, из которых учащиеся узнают как выглядела средневековая Москва, быт и нравы древних жителей города,  как выглядели и чем питались средневековые москвичи,  как и чему учились юные москвичи и так далее. Для закрепления пройденного материала при изучении тем данного блока рекомендуются пешеходная экскурсия по Красной площади и Александровскому саду с посещением Могилы Неизвестного солдата,  а также тематическая экскурсия «Жили-были москвичи» в музей Истории Москвы.

Во II разделе «Радиально-кольцевая планировка улиц Москвы» дается общее представление о том,  как на протяжении веков рос город и менялся его облик.  

Для закрепления пройденного материала рекомендуется проведение учителем автобусного методического занятия-экскурсии на маршруте по теме «Радиально-кольцевая планировка» с остановками на всех «кольцах» города.

В III  разделе  «Кольца Москвы»  идет более детальное изучение  «колец» Москвы по историко-хронологическому признаку.  Этот блок разделен на три раздела:  Кремль,  Китай-город и Белый город.  При    изучении памятников центральных районов города используется система вопросов так называемого экскурсионного анализа, отвечая на эти вопросы необходимо не только отобрать из большого объема информации четкие лаконичные сведения,  но и запомнить облик самого объекта. Здесь также ведется работа со схемами, на схемах учащиеся отмечают не только изучаемые улицы,  но и памятники районов.  Изучение улицы или района города условно состоит из трех частей:

- история, наиболее известные события;

- наиболее значительные историко-архитектурные и культурные памятники,

как сохранившиеся, так и исчезнувшие;

-  наиболее известные лица и исторические деятели, когда-либо проживавшие в этой местности;

После изучения тем данного блока,  для закрепления пройденного материала так же необходимо проведение пешеходных экскурсий.  

Методически изучение IV раздела «Радиусы Москвы» строится по аналогии с III  разделом,  отличие идет по территориальному признаку.  Здесь берутся радиальные улицы Москвы от  «Золотого»  полукольца площадей вокруг центра города до Бульварного кольца. Также изучается история улицы или района,  памятники архитектуры и скульптуры,  работа идет параллельно с изучением карт и схем районов. При изучении III и IV разделов большое внимание уделяется литературным и театральным местам Москвы,  а также музеям центральной части города.  В качестве закрепления пройденного материала рекомендуются ученические и профессиональные пешеходные экскурсии: по улицам Волхонке и Воздвиженке, Большой Никитской и Тверской, Петровке и Неглинной и другим.

В V разделе «Архитектура Москвы» предлагается краткий курс московского

зодчества, начиная от крепостной архитектуры 15 века, заканчивая современным периодом.  На конкретных памятниках учащиеся знакомятся с московским барокко и классицизмом, ампиром и эклектикой, модерном и конструктивизмом.

Здесь они изучают и анализируют сооружения,  построенные В.  Баженовым, М. Казаковым, О. Бове, Ф. Шехтелем и другими выдающимися зодчими Москвы, в этом блоке более подробно изучается история и архитектура монастырей Белого города.  Для закрепления пройденного материала можно предложить создание тематических фотоальбомов и видеороликов.

При отборе заложенного в программу материала,  была сделана попытка показать не столько общее, сколько особенное в истории и развитии каждой части города, сделать наиболее узнаваемыми исторические районы Москвы, выявив то, что их отличало друг от друга.

В программе существенное внимание уделяется судьбам людей, жившим в нашем городе, как известных, так и незаслуженно забытых. Они внесли огромный вклад не только в историю Москвы,  но и в историю всей русской культуры.

ТРЕБОВАНИЯ К УСВОЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.

После окончания курса обучения,  предусмотренного данной программой, учащиеся

должны знать:

  • исторически сложившуюся планировку улиц Москвы;
  • историю и архитектуру родного города;
  • историю центральных улиц и районов города;
  • быт и нравы жителей древней Москвы;
  • имена и биографии знаменитых москвичей;
  • «адреса» известных жителей города;
  • «литературную и театральную» Москву;
  •  «военную историю» Москвы;
  •  правила поведения и безопасности в городе;

должны уметь:

  •  ориентироваться в городе;
  •  работать с картой Москвы;
  •  отбирать материал,  обобщать полученные знания и уметь делать вывод из собранного материала;
  •  логически и правильно излагать усвоенный материал в соответствии с уровнем своего речевого развития;
  •  работать с цифрами и датами;
  • различать архитектурные памятники.
  • рассказать о своем городе,  провести простую экскурсию по Кремлю, Китай-городу, белому городу;
  • работать в коллективе;

Программа рассчитана на учащихся 4 классов, имеющих нарушения  в речевом развитии.

Минимальный объем аудиторных занятий – 34 часа в год.

Наличие тематических  разделов позволяет варьировать содержание образования по данному курсу, не нарушая логики изложения материала.

Развитию данных компетентностей помогает использование учебного комплекса Москвоведение  позволяет включить в учебный план предмет «Москвоведение», выстроить систему воспитания гражданина средствами данного предмета.  Москвоведение – уникальный по своей универсальности предмет. Он легко интегрируется не только окружающим миром и другими предметами, но и позволяет затронуть практически любую проблематику.

Задача курса "Москвоведение" состоит в подведении детей к пониманию, что их малая родина Москва – столица большого государства, имеющая свою историю, памятники архитектуры и множество достопримечательностей. Методологической основой курса является интеграция с программами базовых предметов.

В данный  курс  интегрированы  темы  из курса  «Окружающий  мир», связанные  с историческими событиями Российского государства.

Результатом обучения по курсу «Москвоведение» должно стать овладение детьми коммуникативной и информационной компетентностью.
   Коммуникативная и информационная компетентности относятся к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому их формированию следует уделять пристальное внимание. При этом необходимо учитывать особенности  психоречевого развития  учащихся.

Информационная компетентность личности является системообразующей, поскольку именно от уровня овладения этой компетентностью зависит уровень овладения личностью всеми другими ключевыми компетентностями. Главная задача учителя – помочь ученику овладеть методами сбора и накопления информации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения.

Развитие коммуникативной и информационной компетентностей учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

В процессе работы по данной программе у учащихся формируются следующие компетенции:

  • знания  по москвоведению, а также по предметам эстетического цикла;
  • формирование у младших школьников исследовательского мышления, стремления к творчеству и познанию окружающего мира;
  • умение анализировать и оформлять полученные знания;
  • социализация личности учащегося в процессе обучения и воспитания;

развитие интереса к познанию и сохранению культурных ценностей своего родного города.

Перечисленные компетенции определяют достаточный уровень для развития умственных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), развития универсальных знаний и умений, формирования навыков системного мышления и проектной деятельности. С помощью художественно-эстетического воспитания у учащихся выстраивается целостная картина мира. Таким образом, через курс "Москвоведение" посредством творческого развития происходит воспитание гармонично развитой личности, формирование компетентного человека – гражданина своей страны.

 При   реализации программы по Москвоведению больше внимания уделяется практическим работам, создана система работы по формированию и развитию у учащихся общеучебных умений и навыков через освоение содержания образования курса «Москвоведение». Система этой работы заключается в следующем:

  • изучение районов Москвы (сбор информативного материала, подбор фотоматериалов);
  • умение делать вывод, обобщая полученные данные;
  • развитие мышления в таких его аспектах как умение логически мыслить, анализировать, синтезировать знания, выявлять закономерности, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; развитие внимания, памяти, воображения и др.

Для того, что бы учащиеся быстрее запоминали объекты, ориентировались в архитектурных стилях, запоминали местоположение памятников и т.д., в образовательный процесс введен историко-архитектурный анализ изучаемых объектов. Историко-архитектурный анализ – это таблица вопросов, на которые должен ответить ученик, изучая тот или иной объект москвоведения, такой анализ позволяет не только отобрать из большого объема информации четкие сведения, но и запомнить облик объекта.

Для контроля объективной оценки знаний, разработаны тесты по темам программы, фототесты (фототесты представляют собой набор фотографий изучаемых сооружений и памятников). Фототест дает возможность ученикам еще раз увидеть запомнившиеся сооружения и продемонстрировать свои знания о них. Такая система контроля позволяет не только выяснить знания, но и заинтересовать учащихся, так как такой контроль знаний является не стандартным и повышает у ребенка  мотивацию и самооценку.

Метапредметные связи.

 Практической реализацией программ по москвоведению являются  экскурсионные дни, которые проводятся 4 раза в год. Как правило, темы экскурсионных поездок подбираются так, что бы они являлись продолжением тем, начатых на уроках  москвоведения  и  других  предметах гуманитарного цикла.

     Метапредметные  результаты

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации.

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты

Уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Содержание программы:

1.      Большая Москва

2.      Кто основал Москву?

3.      Как Москва стала Москвой.

4.      Родословная москвичей

5.      Как Москва стала столицей

6.      Герб и флаг Москвы

7.      Главная площадь Москвы

8.      У стен Кремля

9.      Прогулка по Кремлю

10. Мемориал в Александровском саду

11. Московская  архитектура

12. Городская природа

13. Московский зоопарк

14.  Реки Москвы

15.  Московские музеи и театры.

Календарно- тематическое планирование.

4 класс.

№ п/п

Тема   урока

Кол-во часов

1

Кто основал Москву.

1

2

Как  Москва стала  столицей.

1

3

Родословная москвичей.

1

4

Герб и флаг Москвы.

1

5

Прогулки по Кремлю.

1

6

Главная площадь Москвы.

1

7

Главная улица Москвы.

1

8

Московская архитектура.

1

9

Московский транспорт. Правила безопасности в городе.

1

10

Московские  реки.

1

11

Городская природа. Московский зоопарк.

1

12

Московские  музеи и театры.

1

13

Славяне – древние жители московской земли.

1

14

Москва деревянная.

1

15

В доме у москвича.

1

16

Прогулка по Древней Москве.

1

17

Как выглядели  москвичи в  старину.

1

18

Как  жили москвичи в древности.

1

19

Как жили русские цари-государи.

1

20

Обряды домашней жизни.

1

21

Праздники, забавы, игры  москвичей в далёком прошлом.

1

22

Чему и как  учили детей.

1

23

Любимые блюда и напитки москвичей.

1

24

План  Москвы. Первые чертежи Москвы. Современная Москва.

1

25

Московские  кольца.

1

26

Как появились московские улицы.

1

27

Город мастеров.

1

28

Иноземные жители Москвы.

1

29

Дела давно минувших дней. Куликовская битва.

1

30

Недаром помнит вся Россия…Бородинская битва.

1

31

В грозные годы. Великая  Отечественная  война.

1

32

 Имена  знаменитых  людей  в  названиях  улиц  и  площадей Москвы.

1

33

Район, в  котором  ты  живёшь

1

34

Урок - обобщение.

1

                     

                   

                                Учебно-методический комплекс по москвоведению.

Алексеев А.И., Ким Э.В., Рогачев А.В. Москвоведение: Учебник для 2 класса общеобразовательной школы / Под ред. С.И. Козленко. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2005.

Горелова Н.А. Москвоведение. Путешествие в прошлое Москвы. Учебник для 3 класса начальной школы М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2005.

Козленко С.И., Ривкин Е.Ю., Святославский А.В. и др. Сборник дидактических материалов ЛАТ для 9-го класса по москвоведению / Московский институт повышения квалификации работников образования. М., 1997;

Козленко С.И., Святославский А.В. Московский региональный компонент школьного курса истории. М.: МИОО, 2004;

Кузина И.Н., Тесленко О.Е. Москвоведение. О чем рассказали названия московских улиц. Учебник для 4 класса начальной школы М.: АНО ИЦ «Москвоведение» ОАО «Московские учебники», 2005;

Культурное и природное наследие и его освоение в учебно-воспитательной работе. Сборник научно-методических статей. Вып. 1. Экскурсионное краеведение. М.: МИОО., 2006 / Под ред. С. И. Козленко;

Культурное и природное наследие и его освоение в учебно-воспитательной работе. Сборник научно-методических статей. Вып. 2. Организация краеведческой работы / Ред.-сост. А.В. Святославский. М.: МИОО, 2007;

Методика проведения олимпиад и конкурсов школьников по социально-гуманитарным дисциплинам / Под ред. С.И. Козленко, Е.В. Саплиной М.: МИОО, 2006;

Методические материалы по школьному москвоведению / Сост. С.И. Козленко М.: АНО ИЦ «Москвоведение», 1997;

Москвоведение. Здравствуй, Москва. Учебник для 2, 3, 4 кл. общеобраз. учреждений / Н.А. Горелова, И.Н. Кузина, Н.М. Поникарова. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», АО «Московские учебники», 1998;

Поникарова Н. М. Москвоведение. Москва – наш город. Учебник для 2 класса начальной школы М.: АНО ИЦ «Москвоведение» ОАО «Московские учебники», 2005;

Программные материалы по школьному москвоведению / Сост. С.И. Козленко. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», 1998;



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Проектная деятельность" 1-4 класс

Цель программы:обучить детей работе над проектами; формировать ключевые компетентности: коммуникативную, информационную, решение проблем....

Рабочая программа по проектной деятельности для 4 класса

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА             Данная программа соответствует образовательным стандартам начального образования и  базисному уче...

Рабочая программа по проектной деятельности 1-4 классы

Программа организации  деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность»  предназначена для работы с детьми 1-4 классов, и является  механизмом  и...

Рабочая программа по проектной деятельности 1-4 классы

Программа организации  деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность»  предназначена для работы с детьми 1-4 классов, и является  механизмом  и...

Рабочая программа по проектной деятельности 1-4 классы

Программа организации  деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность»  предназначена для работы с детьми 1-4 классов, и является  механизмом  и...

Рабочая программа по проектной деятельности 1-4 классы

Данная программа составлена на основе программы Н.Л.Куракиной, И.С.Сидорук «Мой первый проект», Р.И.Сизовой, Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект», А.И.Савенкова «Я &nda...

Рабочая программа по проектной деятельности 1-4 классы

Программа организации  деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность»  предназначена для работы с детьми 1-4 классов, и является  механизмом  и...