Библиотечный урок с использованием элементов проектной деятельности для учащихся 4-х классов Русский народный костюм".
проект (4 класс)

История всегда вызывала огромный интерес у людей. Этот интерес объяснялся потребностью каждого человека знать историю своего народа. У русской национальной одежды многовековая история. Русский народный костюм – это источник творчества. Русская национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota_manakovoy_dari.docx359.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

муниципального образования

«Ленногорский муниципальный район»

Республики Татарстан

 

Проект

« Русский народный костюм»

Автор:

Манакова Дарья Алексеевна

ученица 4А класса

Научный руководитель:

Манакова Ирина Васильевна

Лениногорск,

2019

                                                         

 Оглавление

     1.Введение

 Цели и задачи …………………………………………………………стр.3

 Этапы работы……………………………………………………….....стр.3

 Проблема ……………………………………………..……………….стр.4

 Гипотеза …………………………………………….…………………стр.4

    2.Основная часть …………………………………………………..……..стр.4

        Ткани, цвет, орнамент……………………………………………….....стр.6

         Практическая часть…………………………………………………….стр.8

    3.Заключение ……………………………………………….……………..стр.9

    4.Список литературы ……………………………………………………..стр.11

                                                   

                                                      Введение

История всегда вызывала огромный интерес у людей. Этот интерес объяснялся потребностью каждого человека знать историю своего народа. У русской национальной одежды многовековая история. Русский народный костюм – это источник творчества. Русская национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях своего народа.

 Эта тема меня очень заинтересовала, когда я побывала  на концерте ансамбля «Ивушка», в котором поет моя бабушка, Манакова Татьяна Евгеньевна. В репертуаре ансамбля очень много русских народных песен. Особенно мне понравились русские народные костюмы.  Я  решила изучить историю возникновения русского народного костюма.

Цели моей работы:

1)   Узнать подробнее о русском народном костюме женщины.

2) Создать свой эскиз современного костюма  с использованием полученных в ходе исследования знаний о русском народном костюме.

Задачи:

1)  Собрать материал о русском народном костюме женщины.

2) Выяснить, какие материалы, цвет, узоры применяли для изготовления костюма.

3)  Познакомить своих одноклассников с русскими традициями женской одежды.

Этапы работы

Выбор темы.

Определение целей и задач.

Постановка проблемы.

Сбор материалов по теме проекта.

Изготовление своего эскиза  с элементами народного костюма.

                                            Проблема

В наше время развивается наука, появляются новые компьютерные технологии и многие люди начинают забывать о своих русских ценностях.

Что мы знаем о народных костюмах?

В чем особенности народного костюма?

Можно ли применить знания о народном костюме в создании современной одежды?

                                            Гипотеза

Возможно, что и в современном мире можно использовать в одежде и детали, и ткани, и узоры, традиционные для Руси прошлых времен.

                                      Основная   часть

Читая и рассматривая книги, я поняла,  что народные костюмы отличаются друг от друга. Почему? Народ ведь один.

Одежда различалась:

- по назначению (повседневная, праздничная, обрядовая),

-по ней можно судить (о возрасте, о семейном положении).

 Менялся не покрой и вид одежды, а ее цвет и количество узоров. Каждая губерния имела свой вариант костюма, свой орнамент, отделку, формы и фасоны. Платье не только грело и украшало человека, но и показывало его место в обществе. Одежда представляла собой большую ценность. Ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, несколько раз перешивали и донашивали до полной ветхости. Праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Богатые же стремились к тому, что бы их костюм  отличался от одежды простых людей.

На Руси основной формой одежды было платье, сшитое из различных  тканей, в зависимости от богатства хозяина.

Основой женской одежды была длинная сорочка, скроенная из прямых полотнищ.

                     Рубаха цельная

                           

У сорочки был ворот, иногда со сборками вокруг, разрез спереди застегивающийся на пуговицу и длинные рукава.

 У простых женщин такая сорочка перехваченная на талии поясом служила домашним платьем, у состоятельных же были еще нижние рубахи. Как и мужские,  женские сорочки украшали вышивкой или обшивали цветной материей по краю подола, рукавов, вороту.

Сверху сорочки надевали сарафан, длинную свободную одежду без рукавов, застегивающуюся снизу доверху на пуговицы.  Ходить в такой одежде было удобно.

                    http://www.istmira.com/upl1/tmp3A7_files/tmp3A7-66.jpg

Сверху на сарафан надевалось душегрея, теплая кофта без рукавов, обычно на меху. Она  чуть ниже талии,  очень широкая сборчатая одежда, на лямках  как у современных сарафанов.

                                Ткани, цвет, орнамент

Ткани использовали при шитье народной одежды натуральные – льняные. Хозяйки сами их ткали и красили.

В каждой Российской губернии существовали свои узоры, определенные цвета. Полосатые и клетчатые узоры  были разнообразны по форме. В узорах можно увидеть изображение солнца, звезд, птиц на ветках, цветы, фигурок и людей и животных.

Техника народного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические фигуры. Например, такие узоры можно было увидеть на рубахах.

           http://img3.postila.ru/storage/11552000/11550198/575e462062bb8e283e599addba3a56ef.jpg

Не только ткани и форма одежды могли много рассказать об их хозяине.  Цвет – язык народа.

Используемых цветов было немного. Значение имели только те цвета, в которые крестьянин реально мог покрасить ткань в домашних условиях.  Использовали для этого корни, стебли, листья, кора  растений, которые росли в их краях - крапива, щавель, черника, лук, зверобой, орешник, дуб. Поэтому  существовали три древнейших цвета  одежды и вышивок: белый, красный и черный. Но могли получать и другие цвета. Каждый цвет имел свое значение.

Белый цвет считался символом замужней женщины-матери.

Красный цвет – цвет огня, считалось, что он отпугивает нечистую силу.

Черный цвет символизировал вечный покой, землю.

Зеленый цвет символизировал растительный мир.

Голубой цвет – символ воды и неба.

Головной убор в женском русском национальном костюме  это очень важная и обязательная часть повседневной и праздничной одежды. Видов головных женских уборов было достаточно много и  для наших предков головной убор (как, впрочем, и весь народный костюм) был «говорящим». С первого взгляда можно было определить издалека ли прибыла гостья, например, на ярмарку. Ведь в каждой губернии и волости была своя «мода» на то, какой головной убор носить, как он должен выглядеть и чем его украшать. И о социальном положении хозяйки многое можно было узнать. Главное – мужняя ли она жена или свободная девица-барышня. И примерный достаток угадывался – по богатству отделки головного убора и материала из которого он был сделан.

Самый знаменитый головной убор –это кокошник.

На изготовление кокошника брали простеганный или проклеенный, холст который обтягивался тканью с вышивкой. Часто ткань расшивали бисером и камнями. Кокошник по краям украшался жемчужными нитями – ряснами. Спереди располагали сетку из жемчужин. На кокошник можно было одевать шелковые или шерстяные платки — убрусы. В наши дни женщины тоже носят головные уборы, только теперь практически невозможно определить откуда приехала красавица и замужем ли она. Такой путаницы на Руси не было.

Нелегкой была жизнь простого человека. Тяжелый труд от зари до зари в поле, забота об урожаи, домашних животных. Но когда наступал праздничный день,  люди  словно  преображались, надевали самую лучшую, самую красивую одежду. Праздничную одежду хранили в сундуках.

http://xn-----6kcbhq4ahbzhhis7n.xn--p1ai/files/images/saraf18.jpg                 

               

                                          Практическая часть

Вот бы такой красивый сарафан появился у моей куклы. Современная одежда значительно отличается от той,   которую носили наши предки.  Ткани  и красители, в большинстве своем синтетические, а не натуральные.  

 Сколько теплоты  в узорах, нежности в сочных  цветах,  приятной прохлады ткани в жару и тепла в зимний холод в  одежде наших прабабушек и прадедушек.  В таких вещах уютно и  приятно  в любые времена. Такой сарафан или рубашку сейчас одел бы любой современный человек.  Вот я и решила придумать свой эскиз нарядной рубашки,  сарафана и кокошника. Рубашку украсила традиционной  вышивкой, свободный сарафан на пуговицах  выполнила в ярких цветах, кокошник вишивала бусинами под жемчуг. Помогала мне шить костюм мой руководитель Манакова Ирина Васильевна.

                         

                                 D:\Загрузки\20160409_172412-1.jpg

                                             

Заключение

  • Народный костюм, его вышивки и сейчас вызывают в нас восхищение.  Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать  вещь в произведение искусства.
  • Этот проект помог мне увидеть красоту в простоте  народного костюма.  Я поняла, что можно использовать в современной одежде традиции народного костюма.  
  • Традиции народного костюма не утеряны.

       Ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, красочности элементов и всего костюма в целом. Для самых известных модельеров русских народных костюмов – это огромный источник вдохновения для создания современных нарядов.

 Я много узнала в ходе своего исследования и с радостью поделюсь  своими открытиями с одноклассниками. Следующей моей  проектной работой будет изучение татарского народного костюма.

                                       

Список литературы

  1. Андреева А. Ю. Русский народный костюм.  Издательство «Паритет» Санкт – Петербург, 2004 г.
  2. Ильин М.А. Вещи рассказывают. Свердловск: Сред.-Урал.     Издательство, 1989 г.
  3. Клиентов А. Е.  Народные промыслы. Издательство: Белый город, 2002 г.
  4. Лотман Ю. А. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского  дворянства . Санкт-Петербург  «Искусство — СПБ, 1994 г.

5. Народный костюм. http://выкройка-на-дом.рф/files/images/saraf18.jpg

6. Первые страницы истории. Московская учебная фирма “Рекорд”, 1994 г.

7. Русские народные узоры .

http://img3.postila.ru/storage/11552000/11550198/575e462062bb8e283e599addba         3a56ef.jpg

8.Фото женской рубахи. http://выкройка-на-дом.рф/files/images/22.jpg

9.Фото сарафана на пуговицах.   http://www.istmira.com/upl1/tmp3A7_files/tmp3A7-66.jpg

10.Энциклопедия.Царство Людей ..Русские народные узоры. 1994 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока - КВН с элементами проектной деятельности по окружающему миру.2 класс

Урок-обобщение по теме «Природа» в форме КВН с элементами проектной деятельности....

Урок технологии с использованием элементов проектной деятельности "Крепость"

Проект по технологии для учащихся 3 класса по теме "Крепость". Данный проект расчитан на три урока. Дети коллективно обсуждают задания, выполняют практические работы, формулируют выводы, применяют эле...

Проектная деятельность на примере проекта «Волшебные герои русских народных сказок»

Статья, в которой рассказывается о проекте 4 класса о русских народных сказах....

Интегрированный урок по русскому языку и математике с использованием элементов проектной деятельности (4 класс)

Данный урок может использоваться учителем как урок-закрепление при работе по разным УМК.ЦЕЛИ:Закрепить знания по русскому языку и математике.Развивать умение детей работать над проектами.Развивать реч...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ. 4 КЛАСС. РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ

Тема урока: «Русский народный костюм»Класс: 4Цель урока: создать условия для выполнения рисунка крестьянки в народном костюме в полный ростЗадачи урока:Дидактические: познакомить с особенн...

Использование элементов проектной деятельности с детьми с ОВЗ как эффективного средства социализации

Статья посвящена опыту работы по методической теме: "Использование элементов проектной деятельности с детьми ОВЗ как эффективного средства социализации"....

Проектная деятельность по речевому развитию «Книжная страна – русские народные сказки».

В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способст...