Библиотечный урок с использованием элементов проектной деятельности для учащихся 4-х классов Русский народный костюм".
проект (4 класс)
История всегда вызывала огромный интерес у людей. Этот интерес объяснялся потребностью каждого человека знать историю своего народа. У русской национальной одежды многовековая история. Русский народный костюм – это источник творчества. Русская национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_manakovoy_dari.docx | 359.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
муниципального образования
«Ленногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
Проект
« Русский народный костюм»
Автор:
Манакова Дарья Алексеевна
ученица 4А класса
Научный руководитель:
Манакова Ирина Васильевна
Лениногорск,
2019
Оглавление
1.Введение
Цели и задачи …………………………………………………………стр.3
Этапы работы……………………………………………………….....стр.3
Проблема ……………………………………………..……………….стр.4
Гипотеза …………………………………………….…………………стр.4
2.Основная часть …………………………………………………..……..стр.4
Ткани, цвет, орнамент……………………………………………….....стр.6
Практическая часть…………………………………………………….стр.8
3.Заключение ……………………………………………….……………..стр.9
4.Список литературы ……………………………………………………..стр.11
Введение
История всегда вызывала огромный интерес у людей. Этот интерес объяснялся потребностью каждого человека знать историю своего народа. У русской национальной одежды многовековая история. Русский народный костюм – это источник творчества. Русская национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях своего народа.
Эта тема меня очень заинтересовала, когда я побывала на концерте ансамбля «Ивушка», в котором поет моя бабушка, Манакова Татьяна Евгеньевна. В репертуаре ансамбля очень много русских народных песен. Особенно мне понравились русские народные костюмы. Я решила изучить историю возникновения русского народного костюма.
Цели моей работы:
1) Узнать подробнее о русском народном костюме женщины.
2) Создать свой эскиз современного костюма с использованием полученных в ходе исследования знаний о русском народном костюме.
Задачи:
1) Собрать материал о русском народном костюме женщины.
2) Выяснить, какие материалы, цвет, узоры применяли для изготовления костюма.
3) Познакомить своих одноклассников с русскими традициями женской одежды.
Этапы работы
Выбор темы.
Определение целей и задач.
Постановка проблемы.
Сбор материалов по теме проекта.
Изготовление своего эскиза с элементами народного костюма.
Проблема
В наше время развивается наука, появляются новые компьютерные технологии и многие люди начинают забывать о своих русских ценностях.
Что мы знаем о народных костюмах?
В чем особенности народного костюма?
Можно ли применить знания о народном костюме в создании современной одежды?
Гипотеза
Возможно, что и в современном мире можно использовать в одежде и детали, и ткани, и узоры, традиционные для Руси прошлых времен.
Основная часть
Читая и рассматривая книги, я поняла, что народные костюмы отличаются друг от друга. Почему? Народ ведь один.
Одежда различалась:
- по назначению (повседневная, праздничная, обрядовая),
-по ней можно судить (о возрасте, о семейном положении).
Менялся не покрой и вид одежды, а ее цвет и количество узоров. Каждая губерния имела свой вариант костюма, свой орнамент, отделку, формы и фасоны. Платье не только грело и украшало человека, но и показывало его место в обществе. Одежда представляла собой большую ценность. Ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, несколько раз перешивали и донашивали до полной ветхости. Праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Богатые же стремились к тому, что бы их костюм отличался от одежды простых людей.
На Руси основной формой одежды было платье, сшитое из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина.
Основой женской одежды была длинная сорочка, скроенная из прямых полотнищ.
У сорочки был ворот, иногда со сборками вокруг, разрез спереди застегивающийся на пуговицу и длинные рукава.
У простых женщин такая сорочка перехваченная на талии поясом служила домашним платьем, у состоятельных же были еще нижние рубахи. Как и мужские, женские сорочки украшали вышивкой или обшивали цветной материей по краю подола, рукавов, вороту.
Сверху сорочки надевали сарафан, длинную свободную одежду без рукавов, застегивающуюся снизу доверху на пуговицы. Ходить в такой одежде было удобно.
Сверху на сарафан надевалось душегрея, теплая кофта без рукавов, обычно на меху. Она чуть ниже талии, очень широкая сборчатая одежда, на лямках как у современных сарафанов.
Ткани, цвет, орнамент
Ткани использовали при шитье народной одежды натуральные – льняные. Хозяйки сами их ткали и красили.
В каждой Российской губернии существовали свои узоры, определенные цвета. Полосатые и клетчатые узоры были разнообразны по форме. В узорах можно увидеть изображение солнца, звезд, птиц на ветках, цветы, фигурок и людей и животных.
Техника народного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические фигуры. Например, такие узоры можно было увидеть на рубахах.
Не только ткани и форма одежды могли много рассказать об их хозяине. Цвет – язык народа.
Используемых цветов было немного. Значение имели только те цвета, в которые крестьянин реально мог покрасить ткань в домашних условиях. Использовали для этого корни, стебли, листья, кора растений, которые росли в их краях - крапива, щавель, черника, лук, зверобой, орешник, дуб. Поэтому существовали три древнейших цвета одежды и вышивок: белый, красный и черный. Но могли получать и другие цвета. Каждый цвет имел свое значение.
Белый цвет считался символом замужней женщины-матери.
Красный цвет – цвет огня, считалось, что он отпугивает нечистую силу.
Черный цвет символизировал вечный покой, землю.
Зеленый цвет символизировал растительный мир.
Голубой цвет – символ воды и неба.
Головной убор в женском русском национальном костюме это очень важная и обязательная часть повседневной и праздничной одежды. Видов головных женских уборов было достаточно много и для наших предков головной убор (как, впрочем, и весь народный костюм) был «говорящим». С первого взгляда можно было определить издалека ли прибыла гостья, например, на ярмарку. Ведь в каждой губернии и волости была своя «мода» на то, какой головной убор носить, как он должен выглядеть и чем его украшать. И о социальном положении хозяйки многое можно было узнать. Главное – мужняя ли она жена или свободная девица-барышня. И примерный достаток угадывался – по богатству отделки головного убора и материала из которого он был сделан.
Самый знаменитый головной убор –это кокошник.
На изготовление кокошника брали простеганный или проклеенный, холст который обтягивался тканью с вышивкой. Часто ткань расшивали бисером и камнями. Кокошник по краям украшался жемчужными нитями – ряснами. Спереди располагали сетку из жемчужин. На кокошник можно было одевать шелковые или шерстяные платки — убрусы. В наши дни женщины тоже носят головные уборы, только теперь практически невозможно определить откуда приехала красавица и замужем ли она. Такой путаницы на Руси не было.
Нелегкой была жизнь простого человека. Тяжелый труд от зари до зари в поле, забота об урожаи, домашних животных. Но когда наступал праздничный день, люди словно преображались, надевали самую лучшую, самую красивую одежду. Праздничную одежду хранили в сундуках.
Практическая часть
Вот бы такой красивый сарафан появился у моей куклы. Современная одежда значительно отличается от той, которую носили наши предки. Ткани и красители, в большинстве своем синтетические, а не натуральные.
Сколько теплоты в узорах, нежности в сочных цветах, приятной прохлады ткани в жару и тепла в зимний холод в одежде наших прабабушек и прадедушек. В таких вещах уютно и приятно в любые времена. Такой сарафан или рубашку сейчас одел бы любой современный человек. Вот я и решила придумать свой эскиз нарядной рубашки, сарафана и кокошника. Рубашку украсила традиционной вышивкой, свободный сарафан на пуговицах выполнила в ярких цветах, кокошник вишивала бусинами под жемчуг. Помогала мне шить костюм мой руководитель Манакова Ирина Васильевна.
Заключение
- Народный костюм, его вышивки и сейчас вызывают в нас восхищение. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать вещь в произведение искусства.
- Этот проект помог мне увидеть красоту в простоте народного костюма. Я поняла, что можно использовать в современной одежде традиции народного костюма.
- Традиции народного костюма не утеряны.
Ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, красочности элементов и всего костюма в целом. Для самых известных модельеров русских народных костюмов – это огромный источник вдохновения для создания современных нарядов.
Я много узнала в ходе своего исследования и с радостью поделюсь своими открытиями с одноклассниками. Следующей моей проектной работой будет изучение татарского народного костюма.
Список литературы
- Андреева А. Ю. Русский народный костюм. Издательство «Паритет» Санкт – Петербург, 2004 г.
- Ильин М.А. Вещи рассказывают. Свердловск: Сред.-Урал. Издательство, 1989 г.
- Клиентов А. Е. Народные промыслы. Издательство: Белый город, 2002 г.
- Лотман Ю. А. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства . Санкт-Петербург «Искусство — СПБ, 1994 г.
5. Народный костюм. http://выкройка-на-дом.рф/files/images/saraf18.jpg
6. Первые страницы истории. Московская учебная фирма “Рекорд”, 1994 г.
7. Русские народные узоры .
http://img3.postila.ru/storage/11552000/11550198/575e462062bb8e283e599addba 3a56ef.jpg
8.Фото женской рубахи. http://выкройка-на-дом.рф/files/images/22.jpg
9.Фото сарафана на пуговицах. http://www.istmira.com/upl1/tmp3A7_files/tmp3A7-66.jpg
10.Энциклопедия.Царство Людей ..Русские народные узоры. 1994 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока - КВН с элементами проектной деятельности по окружающему миру.2 класс
Урок-обобщение по теме «Природа» в форме КВН с элементами проектной деятельности....
Урок технологии с использованием элементов проектной деятельности "Крепость"
Проект по технологии для учащихся 3 класса по теме "Крепость". Данный проект расчитан на три урока. Дети коллективно обсуждают задания, выполняют практические работы, формулируют выводы, применяют эле...
Проектная деятельность с учащимися 2-х классов. Тема проекта: «От родственного слова к родственной душе».
Данный проект способствует развитию речевой активности учащихся через работу с родственными словами, в играх со словами, развитию связанной речи на уровне фразы, текста....
Проектная деятельность на примере проекта «Волшебные герои русских народных сказок»
Статья, в которой рассказывается о проекте 4 класса о русских народных сказах....
Интегрированный урок по русскому языку и математике с использованием элементов проектной деятельности (4 класс)
Данный урок может использоваться учителем как урок-закрепление при работе по разным УМК.ЦЕЛИ:Закрепить знания по русскому языку и математике.Развивать умение детей работать над проектами.Развивать реч...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ. 4 КЛАСС. РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ
Тема урока: «Русский народный костюм»Класс: 4Цель урока: создать условия для выполнения рисунка крестьянки в народном костюме в полный ростЗадачи урока:Дидактические: познакомить с особенн...
Использование элементов проектной деятельности с детьми с ОВЗ как эффективного средства социализации
Статья посвящена опыту работы по методической теме: "Использование элементов проектной деятельности с детьми ОВЗ как эффективного средства социализации"....