Семья и школа. Пути сотрудничества в вопросах духовно- нравственного развития и воспитания школьника в ходе реализации ФГОС.
статья на тему
Семья и школа. Пути сотрудничества в вопросах духовно- нравственного развития и воспитания школьника в ходе реализации ФГОС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семья и школа. Пути сотрудничества в вопросах духовно- нравственного развития и воспитания школьника в ходе реализации ФГОС.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современного образования.
Семья – это самое важное, что есть у ребёнка! В семье у детей зарождаются самосознание и самооценка, формируется образ «я», усваиваются первые социальные нормы и правила.
Целью педагогического взаимодействия семьи и школы является создание условий для комфортной жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в общем доме «школа – семья».
Школьный класс – место, где дети вместе с родителями принимают участие в учении, воспитании, развитии творческих способностей.
В организации воспитательной деятельности класса особое внимание я уделяю работе с семьёй, так как воспитательные задачи нельзя решить без привлечения семьи.
Опыт моей работы позволяет говорить, что деятельность родителей и учителя в интересах ребенка будет успешной, если они станут союзниками, это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей детей, развития их способностей, формирования жизненных ориентиров.
Первым шагом в объединении усилий родителей и учителя в воспитании и образовании ребёнка является социологическое исследование, по анкетам я провожу знакомство с семьями своих учеников, что помогает оказывать помощь родителям в определении методов и приёмов воспитания ребёнка.
Изучение семьи каждого ученика позволяет познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. Использую комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, материалы детского творчества.
С новым набором детей начинаю работу с посещения квартир и укрепления личных контактов с семьями воспитанников. Если есть духовное родство между учителем и родителем, выполняются единые требования к ребенку, тогда будут и положительные результаты в обучении и воспитании.
Неотъемлемой частью воспитания является формирование у учащихся нравственных качеств на уроках, во внеурочное время, в семье. На уроках и внеклассной работе создаю «ситуацию успеха», вовлекая в интересующую ребенка деятельность, обучаю правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учу прощать друг другу слабости и недостатки, преодолевать трудности в общении со сверстниками.
В качестве путей воспитательного процесса младших школьников, использую Программу воспитания, в основе которой лежит формирование духовно – нравственной разносторонней личности.
Совместная педагогическая деятельность семьи и учителя, состоит в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности класса по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; а так же - педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям; - поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей; - содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей; - опора на положительный опыт семейного воспитания.
Для этого использую различные формы взаимодействия с семьёй: - родительские собрания; - индивидуальные консультации; - тренинги; - родительский лекторий; - встреча за круглым столом; - вечер вопросов и ответов; - информация на сайте класса; - дни открытых дверей.
Важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон воспитательной работы моральному развитию школьников. Я, как классный руководитель, постоянно изучаю учащихся, особенности их характера, поведения и моральной воспитанности в целом. Наиболее распространённой формой этой организации являются: классные часы, на которых проводятся встречи с родителями, беседы о трудолюбии, профессиях, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности, которые приводят к определенному решению возникающих проблем. Кроме того, в моей воспитательной деятельности, как классного руководителя большое место занимают беседы и классные часы на такие темы как: «Мы разные, но мы вместе. «Никто не забыт, ничто не забыто», «Мы в ответе за свои поступки», «Мы будущие Защитники Отечества». Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение к своему поведению и поведению других людей. Большую помощь в духовно-нравственном воспитании у моих учащихся оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участвуя в мероприятиях, мои дети чувствуют себя более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Общие задачи духовно- нравственного воспитания обучающихся классифицированы по направлениям, каждое из которых тесно связано с другими, раскрывает одну из существенных сторон развития личности.
Мой опыт показал, что по каждому направлению есть формы работы с детьми, позволяющие достичь наилучшего результата. Планирование формирования основных культурных ценностей включает проведение внеурочных воспитательных мероприятий, например: психологические тренинги «Расскажи мне о себе» позволяет взглянуть на свои поступки со стороны. Проекты «Моя родословная», праздники «Все вместе, так и душа на месте» направлены на получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье.
Организую разнообразную совместную деятельность родителей и учащихся, учитывая и развивая интересы и способности каждого. Это организация выставок поделок «Осенины», Новый год (совместная деятельность детей и родителей) совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, туристические походы, экскурсионные поездки. Широкое распространение получили семейные праздники: День добра и уважения, Праздник мужества и чести, Игры наших бабушек. Дети учатся получать удовольствие от коллективно - творческих дел, которые посвящают родным и близким людям, для которых изготавливают сувениры - подарки, разучивают стихи и песни, развивая тем самым свои духовно – нравственные качества.
Для реализации внеурочной деятельности в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов привлекаю родителей к организации внеурочной деятельности; использую имеющиеся условия: посещаем школьный и районный краеведческий музей, сотрудничаем с ДБ, ЦДТ, ДШИ, ДЮСШ.
Считаю, что создавая единую образовательную и воспитательную среду, решая вопросы духовно-нравственного воспитания в тесном взаимодействии с социумом, мы сможем сохранить духовное и физическое здоровье детей, что поможет вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей.
В рамках ФГОС разработала рабочую программу внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Читалия», «Домисолька», программу деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся «Здоровячок». Цель, которых является - создание целостной системы работы через вовлечение обучающихся, родителей, учреждений социально-культурного назначения в совместную деятельность, способствующую воспитанию высоконравственной творческой личности. Занятость учащихся моего класса во внеурочной деятельности составляет 100%
Особое место в системе работы с родителями отвожу психолого-педагогическому просвещению. Применяю различные формы педагогического просвещения – лекции, практикумы, открытые уроки и внеклассные мероприятия, индивидуальные тематические консультации, родительские собрания, на которых даю рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье. На родительских собраниях не только подводятся итоги успеваемости, но и разбираются различные педагогические ситуации, проводятся психологические игры - тренинги. В своей практике воспитательной работы я уделяю большое внимание приобщению детей и родителей к участию в совместных мероприятиях, на которых происходит формирование идеала крепкой, благополучной семьи, ведь ни один праздник не обходится без участия и помощи родителей.
Консультации помогают родителям выбрать правильный подход к детям. Главным условием успешности консультаций являются доверительные отношения между учителем и родителями. Иногда предлагаю родителям поставить себя на место ребёнка, и попробовать оценить ситуацию. Такой приём даёт очень сильный эффект, так как позволяет родителю осознать и пережить состояние ребёнка. После этого многие родители пересматривают свои подходы в воспитании.
Одной из форм взаимодействия семьи и школы в системе нравственного воспитания являются тематические собрания по обмену опытом воспитания детей. Проводимые родительские лектории по темам: «Роль семьи в формировании нравственной личности», «Условия успешного воспитания младшего школьника в семье», «Традиции и современность в семейном и школьном воспитании» способствуют просвещению родителей в вопросах нравственного воспитания.
В классе проводится мониторинг результативности работы по духовно-нравственному воспитанию. Для корректировки воспитательного процесса, внедрения результатов в практику воспитания проводятся диагностики, (уровень воспитанности класса) анкетирования. Осуществляя диагностику, я имею возможность сопоставить запланированные и реальные результаты, определить намеченные цели на следующий год. На данный момент класс является организованным, активным в школьных и районных мероприятиях.
Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если учитель не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика и родителя.
Пути реализации Программы духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста - это единство урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, совместная педагогическая работа учителя, семьи и других институтов общества, осуществляемая через разнообразные формы и способы организации детей и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России...
«Православная культура в духовно – нравственном развитии и воспитании школьников»
Статья на тему значения модуля ОРКСЭ "Основы православной культуры" в духовно - нравственном развитии и воспитании младшего школьника....
Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников через уроки ОДНКР и Культуры народов Ямала
В статье раскрываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Перечислены методы нравственного просвещения, даны некоторые рекомендации педагогам.Детство – чудесная с...
Тема «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС».
Формировать у детей духовно - нравственные качества личности (доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание)...
Доклад "Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в свете ФГОС второго поколения"
«Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает»Я.А. Коменский....
Этнокалендарь России как средство духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО
Статья "Этнокалендарь России как средство духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО"...
«Духовно-нравственное воспитание - основа гармоничного развития личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования»
Духовный мир взрослеющего человека – это та первооснова, которая в течение всей его последующей жизни определяет направленность личности.Недостатки развития и воспитания в школьный период жизни ...