Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников через уроки ОДНКР и Культуры народов Ямала
статья по орксэ (4 класс) на тему

Руссу Ольга Михайловна

В статье раскрываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Перечислены методы нравственного просвещения, даны некоторые рекомендации педагогам.

Детство – чудесная страна, ожидание чудес, чистоты, удивления, непосредственности, искренности, страна маленьких открытий.

«Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра». И только через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими или сорняки зла погубили их. Задача каждого из нас – сделать так, чтобы проросли семена добра, которые были заложены нашими родителями, близкими, родными, воспитателями, учителями.

Очень точны и правильны слова знаменитого педагога А.С. Макаренко:

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet-.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы.

Выступление на педсовете «Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников через уроки ОДНКР и Культуры народов Ямала.»

             В статье раскрываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Перечислены методы нравственного просвещения, даны некоторые рекомендации педагогам.

Детство – чудесная страна, ожидание чудес, чистоты, удивления, непосредственности, искренности, страна маленьких открытий.

«Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра». И только через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими или сорняки зла погубили их. Задача каждого из нас – сделать так, чтобы проросли семена добра, которые были заложены нашими родителями, близкими, родными, воспитателями, учителями.

Очень точны и правильны слова знаменитого педагога А.С. Макаренко:

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Все мы родом из детства. А детство и школа – во многом тождественные понятия. А ведь именно школа – это место, где дети получают не только образование, но и где проходит духовно-нравственное формирование ребенка. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец - общечеловеческие ценности и идеалы. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России .

Это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что «без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет и не может быть любви к Человечеству.»

Сама специфика таких предметов как ОДНКНР и КНЯ предполагает значительное внимание, уделяемое развитию ценностно-смысловой компетенции обучающихся. На этих уроках в значительной степени осуществляется формирование основных нравственных качеств личности. Здесь не бывает мелочей, здесь воспитывает всё.

Уроки ОДНКНР и КНЯ призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для этого дает изучение истории России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Участник Отечественной войны 1812 года Я.П. Кульнев писал : «Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве.»

Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки ОДНКНР и КНЯ призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина  России.

Рассказывая о выдающихся личностях, сыгравших огромную роль в истории страны, на уроках мы не ограничиваемся   сухими фактами их биографий и деятельности, а  привлекаем яркие красочные воспоминания современников, фрагменты художественной литературы, докум.фильмов. В наше время большим подспорьем при выборе материала является разнообразная кино, видео и мультимедийная продукция. Порой, никакой рассказ не в состоянии передать то, что могут сделать кинокадры и музыка.

Большую воспитательную нагрузку несут на себе также уроки по темам «Отечественная война 1812 года», «Вклад мусульманских народов в Великую победу», и «Освободительная борьба против польских и шведских интервентов»  ,  «Береги землю родимую, как мать любимую» , «Люди труда», « Культурное наследие христианской Руси».

 Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Курбатова, Минина, Пожарского, Ивана Сусанина.

Говоря о духовно-нравственном воспитании личности, нельзя забывать о семье. Интересные темы, которые близки ребятам: «Семья-хранитель духовных ценностей», «Семья-первый трудовой коллектив».

Взаимоотношения внутри семьи проецируются на отношения в обществе. «И хорошее, и плохое человек получает в семье» - эти слова знакомы каждому.

  Наступившее тысячелетие требует поиска новых форм и методов работы в деле возрождения духовности и умения жить по её нравственным законам.  Сейчас, когда в обществе происходит безудержное нарастание агрессии - духовно-нравственное воспитание особенно важно и необходимо.  Нравственность, человечность людей – главный показатель степени их духовности. Люди, приобретающие высокие человеческие начала, говоря библейским языком, преображаются духом. А преображённый человек не будет убивать, и разрушать – он будет созидать, любить и творить добро. Поэтому так важно сегодня «сохранить духовное наследие и созидать на этом фундаменте культуры и веры только чистое, светлое и истинно духовное»

на уроках использую  активные  формы и методы  работы: 

  • эвристические беседы;
  • различные виды дискуссий
  • учебные проекты;
  • уроки-экскурсии;
  •   викторины;
  • творческие мастерские.

учащиеся разыскивают материал о своих родственниках – участниках войны или трудового фронта, рассказывают о традициях , семейных ценностях, о труде, отдыхе , общении в семье.  .Такая работа напрямую влияет на формирование гражданских качеств. Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за себя и своих близких.

Судьба страны во многом зависит от наших учеников  - от того какие ценности ребята возьмут с собой в будущее. 

 Ведь-

«Дитя как сундук: что в него положишь,

то потом и достанешь».

В своей работе по патриотическому воспитанию я использую тот огромный потенциал, который несет в себе предмет КНЯ : Современный Ямал многонационален. На территории округа проживают представители более ста различных национальностей. Охватить даже беглым взором культурные традиции всех народов , участвующих в судьбе Ямала, невозможно. Да в этом и нет необходимости.  Знакомство с культурой коренных народов должно содействовать формированию нового , просвещенного поколения , знающего и способного ценить культурное наследие  края, которое надлежит всеми силами беречь и преумножать, без чего не может быть успешного будущего.

       Духовно- нравственное, патриотическое воспитание строится на конкретной исторической почве. Работая над  темами  проектов: «Ямальский Север в составе Российской империи», «Исследование Ямальского Севера», «Культурная политика на Ямальском Севере и в частности г. Ноябрьска», ребята получают  знания о своей малой Родине , которые способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Чтобы школьники смогли внутренне воспринять идею патриотизма, сумели испытать радость познания нового  о своей малой Родине, испытать радость передачи добытых самостоятельно знаний  , ведем разговор не об абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, бабушек, дедушек, горожан, на событиях из истории своего города.

Не утихают споры на уроках , оправдана ли такая жизнь коренных народов Ямала, когда рядом современные города, бытовые удобства, быстрый транспорт и надежная связь. В поисках ответа особенно актуальным становится вопрос: почему многие народы , зачастую существуя в самых тяжелых природных условиях, смогли веками и тысячелетиями развивать свою культуру , не разрушая среды обитания?  Изучив многие материалы, учащиеся убеждаются , что залогом успеха является продолжение человеческой культуры, ее разнообразие должно не уничтожаться , а бережно поддерживаться. Культура каждого народа значима для всех людей и должна сохраняться вне зависимости от того , велик или мал этот народ по численности.

Предметы ОДНКНР и КНЯ учат лучше понимать друг друга, беречь этот уникальный , огромный и удивительный мир – нашу Россию.

Любви к родине нельзя научить, но можно создать на уроках и внеурочной деятельности такую обстановку, такой нравственный настрой, что формирование этого важнейшего качества станет неотъемлемой частью образовательного процесса. Нельзя воспитать не заинтересовав. Это - аксиома.

Ведущую роль в этом направлении занимает личность учителя. Как педагог может стать источником нравственного воспитания? Вправе ли учитель навязывать свою систему ценностей ученикам? Что делать, если понятия о взглядах на поведение человека в ряде ситуаций у учителя и ученика не совпадают?

Стержневой мыслью, связанной с преподаванием, как главным видом педагогической деятельности учителя является, с моей точки зрения, формула В. О. Ключевского: любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь.

Сейчас речь идет о новых подходах к организации всей воспитательной работы в школе. Время поставило нас перед необходимостью пересмотреть во многом свои педагогические позиции, внести изменения в содержание, формы и методы работы со школьниками.

Русская педагогика оставила нам в наследство величайшее сокровище педагогической мысли, которое необходимо использовать для формирования в учениках нравственных качеств, ценностей. Ниже предлагается текст памятки учителям, составленной на основе русских педагогических идей, воплощенных в трудах А.Радонежского, К. Победоносцева, С. Рачинского, К. Ушинского, Н. Ильминского. Вот её текст на экране:

1. Учитель, ты делаешь великое дело и нельзя его делать с пренебрежением.

2. Помни, учитель не тот, кто наставляет словом, а тот, кто учит делом. Многие учат, но не у всех учатся.

3. Плодотворно то образование, которое не только развивает ум, но и облагораживает сердце.

4. Настоящее учение совершается тогда, когда ученик понимает, для чего он учится.

5. Помни, учитель: то, что есть в ученике — важнее всего, то необходимо и развивать.

6. Раздраженный наставник не наставляет, а раздражает.

7. Будь внимателен к ошибкам ученика, через них можно понять, что умеет ученик, к чему он способен и что может расти в нем дальше.

8. Дело учителя - дать работу уму, сердцу, воле, умению каждого ученика и вслед за этим требовать добросовестного исполнения работы, какую способен понять и сделать ученик.

9. Учитель знает, что ученик глубже своего сознания, проницательней своего мышления, могущественнее своего рассудка, богаче своего разума.

Следующая памятка составлена  на основе педагогического опыта различных воспитательных систем, учитывая нравственное содержание педагогического процесса.

Учителю :

1. Задача учителя  - дать работу душе ученика, чтобы опыт времени и предыдущих поколений был в его руках, как компас, открыл дорогу собственному опыту жизни, провел ученика по следам тех, кто оставил нам после себя тропы своего времени и своих жизней.

2. Задача учителя любить историю, которую ты преподаешь, и любить тех, кому ты её преподаешь.

3. Воспитывать историей - это значит решать судьбу не только одного человека, но и державы в целом.

4. Научи учеников искать следы истории, чтобы по ним проникнуть в глубину исчезнувших столетий.

5. Покажи ученику, что укрепление Отечества шло рука об руку с его защитой.

6. Не превращай прогулку по дорогам истории в беготню, внимательно рассмотри богатство исторического наследия на всем историческом пути народов.

7.Будь наблюдателем прошлого, а не прокурором, научи детей понимать минувшие эпохи с позиции образа жизни тех народов и людей, которые ты изучаешь.

8. Помоги разглядеть в истории поток времени, в который дети должны влиться своими жизнями.

9. Пробуди нравственным примером из истории сердце и мысль учеников и дай возможность поработать над своим нравственным выбором.

10.Помоги понять ученикам, что опыт истории дан им для размышления над своим настоящим и будущим.

11.Будь уважителен к выбору ученика и его нравственной позиции.

А завершить  свое выступление  хочу притчей:

-   о двух соседях: один человек построил красивый дом, посадил сад, развел цветы и  прекрасно чувствовал себя в своей обители. Рядом жил бедный ленивый человек в покосившемся домике с упавшим забором и завидовал соседу. Пытаясь вывести его из себя, тот устраивал скандалы и бросал мусор во двор.  

   Однажды, встав утром и выйдя во двор, увидел ведро с помоями на пороге. Он вылил нечистоты, вычистил до блеска ведро, наложил в него крупных яблок и пошел к завистнику. Тот, увидев в окно идущего, обрадовался: «Наконец я его достал,» предвкушая радость ссоры. Сосед поставил яблоки на порог и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится».

Хочется пожелать ,уважаемые коллеги , всем нам делиться друг с другом самыми ценными и главными  человеческими  качествами: «Любовь, Терпение и Прощение – это основа не только хороших взаимоотношений  , но и мира в целом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки окружающего мира (по УМК"Перспекивная начальная школа"

Данная статья укажет на те темы и разделы в предмете "окужающий мир" по УМК "Перспективная начальная школа", которые позволяют в наибольшей степени воспитать у младшего школьника духовно-нравственные ...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через изучение истории и культуры своей страны

Духовность и нравственность в современном обществе - понятия, утратившие свою первоначальную значимость. Старые ценности - потеряны, новые - так и не сформировались. Хочется видеть детей, которые помн...

Создание условий для развития личности младших школьников через воспитание духовно- нравственных качеств

В статье дается понятие духовности, нравственности, указаны актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания....

«Православная культура в духовно – нравственном развитии и воспитании школьников»

Статья на тему значения модуля ОРКСЭ "Основы православной культуры" в духовно - нравственном развитии и воспитании младшего школьника....

Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность

В статье описывается опыт работы с младшими школьниками по духовно- нравственному воспитанию. Главная цель опыта – это обеспечение духовно-нравственного развития  и воспитания личности обуч...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...