Доклад "Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в свете ФГОС второго поколения"
статья на тему

Чернухина Надежда Евгеньевна

         «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает»

Я.А. Коменский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в свете ФГОС второго поколения (из опыта работы).

МБОУ «СОШ с. Ольховец»

Чернухина Надежда Евгеньевна, учитель начальных классов

 

         «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает» 

Я.А. Коменский.

                                                                                               

         Усиление внимания общества к духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения как к насущной проблеме – явление не случайное. Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени - все они разрушают человека, общество и государство. Средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью ребенка. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Если мы, сегодня, не обратим  внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние наших школьников, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить.

     Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - важнейшая задача школы, поставленная в новом Федеральном государственном образовательном стандарте.

    Система духовно-нравственного воспитания в школе включает в себя и учебную деятельность, внеучебную и внешкольную.

    Как  увидеть ребенка в процессе образования? Как  открыть, повернуть к себе, включить в деятельность?

Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения. С этой целью использую различные способы развития мотивации.  Организую образовательный процесс с учетом практической значимости подаваемого материала; чередую различные  виды деятельности, опираясь на возрастные,  индивидуальные потребности.  Использую нетрадиционные формы обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, использую разные средства искусства, игры, коллективные работы, другие.  Предлагаю детям проблемные ситуации. Очень помогает чувство юмора, создание ситуации успеха.

Проектные методы обучения, изобразительная деятельность, прикладное творчество, написание детьми рассказов и стихов, занимательный материал.

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, к ней готовясь, в детстве не живет.

Нужно помнить, что перед нами дети, ведущей деятельностью которых является игровая деятельность, которая способствует укреплению и развитию партнерских отношений в коллективе, улучшению психологического климата в классе. Поэтому мы с ребятами очень часто играем.

   Урок литературного чтения учит жизни в широком понимании слова, формирует опыт, развивает чувства. К тому же, книга обогащает человека духовно, воспитывает его эстетический вкус.

На уроках литературного чтения использую следующие формы работы:

1.Подбираю в начале урока эпиграф, чтобы не столько удивить ученика, а настроить его на идейную волну урока, пробудить в нем душевные переживания.

2.Анализ текста – это основной вид работы на уроке литературы.

Наши дети учатся у героев полюбившихся произведений разным чувствам: радости и огорчению, восторгу и печали. Наблюдение над текстом, его внимательное прочтение, нужно для того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму. А, следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение.

3.Рисование иллюстраций к прочитанному тексту, где ученики интерпретируют по-своему произведение, выражают свое эмоционально отношение к нему.

Жизнь  дает  не  только  положительные,  но  и  отрицательные  примеры. Поэтому я считаю, что внимание  школьников надо обращать и  на  негативное  в  жизни  и  поведении  людей, анализировать  последствия  неправильных  поступков,  извлекать  правильные  выводы.  Вовремя  к  месту  приведенный негативный  пример  помогает  удержать  воспитанника  от  неправильного  поступка,  формирует  понятие  о  безнравственном.

В начальной школе закладываются основы познавательного интереса школьника к изучению им окружающего  мира, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д.

В нравственном опыте ребенка немаловажную роль выполняет пространство, в котором он находится. Порядок и чистота, удобство и красота создают благоприятное психологическое состояние. Поэтому приобщение ребенка к труду, самообслуживанию как на уроке, так и вне урока является еще одной составляющей нравственного воспитания школьников.

Естественно,  что нравственное  воспитание детей  зависит  и  от  личного  примера  педагога,  его  поведения,  отношения  к  ученикам,  мировоззрения,  деловых  качеств,  авторитета.  Известно,  что  для  большинства  младших  школьников  авторитет  учителя  абсолютен,  они  готовы  подражать  ему  во  всем.  Но  сила  положительного  примера  наставника  увеличивается,  когда  он  своей  личностью,  своим  авторитетом  действует  систематически  и  последовательно.  Кроме  того,  сила  положительного  воздействия  педагога  будет  возрастать  и  тогда,  когда  воспитанники  убедятся,  что  между  его  словом  и  делом  нет  расхождений,  ко  всем  он  относится  ровно  и  доброжелательно.

Другим важным источником духовно - нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа, это внеурочная и внешкольная деятельность.

Внеурочная деятельность

Планируя формирование основных культурных ценностей я включаю в свою работу проведение внеурочных воспитательных мероприятий, например:

  • семейные праздники;
  • коллективные творческие дела;
  • интерактивные квесты;
  • интеллектуальные викторины;
  • конкурсы;
  • диспуты;
  • ток-шоу.

Данное направление включает также организацию работы различных форм дополнительного образования: ребята посещают кружки и секции «Эрудит», «Проще простого», «Здоровейка», «Танцевальный», «Футбол».

Внешкольная деятельность

Воспитательный процесс духовно-нравственного развития школьников в рамках ФГОС должен включать организацию для них социальной практики. Смысл таких мероприятий заключается в том, что дети привлекаются к решению важных социальных и общественных задач. Это будет способствовать формированию у них активной гражданской позиции и социальных компетентностей, получению опыта конструктивного гражданского поведения. Например, дети участвовали в реализации социальных проектов «Поможем птицам зимой», «Чистота моих улиц» и т.д.

Семейное воспитание

Духовно-нравственное воспитание ребенка начинается в семье и школа не заменяет, а усиливает этот процесс. Поэтому необходимо, соблюдая принцип преемственности и сотрудничества, устанавливать тесные взаимосвязи между семьей и школой. Для этого провожу:

  •  семейные праздники;
  • использую систему творческих домашних заданий, при выполнении которых ребенку будет необходима помощь родителей;
  • приобщаю родителей к участию во внеурочных школьных мероприятиях;

Также уделяю внимание изучению уровня воспитательного потенциала семей школьников и содействую духовно-нравственному и гражданскому воспитанию родителей. Для этого организую тематические лекции, диспуты и семинары для родителей, использую нестандартные формы проведения родительских собраний.

   Художественно-эстетическое воспитание я реализую через занятия в кружке «Проще простого». Эти занятия помогают детям по-новому увидеть и осмыслить мир вещей и предметов в повседневной жизни, будят их фантазию, подталкивают к активному творческому поиску и созиданию.

Традиционными стали праздники: День матери, День учителя, Новый год. Готовясь и участвуя в них, ребята осознают свою причастность к жизни школы, учатся уважать её традиции, проявляют свои творческие способности, учатся уважать традиции своего народа. Во время подготовки этих коллективных творческих дел происходит единение детей, учителей, родителей.
В классе  воспитание толерантного поведения - один из самых важных моментов. Главной задачей является воспитание в детях способности быть открытым, относиться друг к другу с пониманием.  Учу их решать конфликты, споры мирным путем, находя компромиссы. Объясняю, что у каждого человека свой характер, интересы, вкусы, привычки. Мы все разные, но мы должны жить в мире и согласии, в атмосфере взаимопонимания и дружелюбия, терпимости и деликатности. Работу по воспитанию толерантности  внедряю  в урочную и внеурочную деятельность. Например, это классные часы на темы «Мы дружбой сильны», «В семье единой», «Дружба начинается с улыбки», «Учимся общаться», «Твори добро», «Какой я?» и др.

Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.

Важно помнить, что духовность и нравственность нельзя сформировать как результат какой-то кратковременной компании. Это постоянный процесс, основы его закладываются в школе, и именно он определяет дальнейшее развитие личности.

    Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

Будем искать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.

Организация внеучебной деятельности в МБОУ СОШ №1 города Верхнего Уфалея....

Требования к современному уроку в свете ФГОС второго поколения (презентация)

Требования к современному уроку в свете ФГОС второго поколения: самостоятельная работа на всех этапах......

Статья по теме "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС второго поколения"

В статье представлен авторский подход к духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях внедрения в систему начального общего образования стандартов второго поколения, основанный на акт...