управление самообразованием учащихся, как новая компетенция современного учителя
методическая разработка на тему
Проблему самообразования в школе сегодня диктует наше общество, а именно, дать учащимся не только сумму знаний, но и сформировать у них умения самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методические рекомендации для учителей начальной школы | 18.16 КБ |
презентация к методическим рекомендациям | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Управление самообразованием учащихся, как новая компетенция современного учителя.
«Воспитание и обучение, полученное человеком, закончено,
достигло своей цели, когда человек настолько
созрел, что обладает силой и волей самого себя
образовывать в течение дальнейшей жизни»
А.Дистервег
Настоящее время – время перемен. Современный молодой человек должен сегодня не столько уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знания в своей повседневной жизни.
Поэтому важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться , способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.
Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. «Учитель учит- пока учится сам» . Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания и ориентироваться в различных сферах общественной жизни. Самообразование учителя также является необходимым условием в его профессиональной деятельности.
Что же такое самообразование?
Самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, управляемой самой личностью, а также самостоятельное приобретение определенных знаний, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего.
Проблему самообразования в школе сегодня диктует наше общество, а именно, дать учащимся не только сумму знаний, но и сформировать у них умения самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации .
Нельзя смешивать самостоятельную работу и самообразование школьников (хотя самостоятельная работа и может перерастать в самообразование). Отличие этих видов работ состоит в том, что самостоятельная работа учащихся выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время с проявлением умственной (или физической) напряженности для выполнения задания , а самообразованием учащийся руководит сам, строя его соответственно своим задачам.
Начальная школа – важная ступень непрерывного образования, имеющая самостоятельные задачи, содержание и методы организации учебно-воспитательной работы. Она призвана обеспечить первоначальное становление личности ребенка, выявление и целостное развитие его способностей.
Младшее звено - начало начал нашей школы. Здесь закладываются основы представлений учеников о том, как надо учиться. В начальной школе не просто закладываются основы навыков учения и самообразования. Здесь происходит формирование самосознания школьника. Очень важно, чтобы в этот момент рядом с ним находились учителя, способные передать ребенку свое видение мира, люди, умеющие повести за собой.
При поступлении в школу дети имеют разный багаж знаний, но у всех есть стремление учиться. Приобретение новых знаний в новом коллективе сверстников и преподавателей, в отрыве от семьи, становится для ребенка порой испытанием. Отдельные учащиеся , попав в такую жизненную ситуацию, тяжело переносят процесс адаптации, у некоторых, несмотря на хороший запас знаний, отмечаются трудности в восприятии нового материала. Все эти факторы приводят к тому, что теряется интерес к изучаемому предмету. Учащиеся перегружены новыми понятиями и не успевают осмыслить их и научиться применять. В этом случае задача преподавателя найти индивидуальный подход к учащемуся, поддержать его, сделать учебный процесс максимально посильным, интересным, творческим, научить детей самостоятельно приобретать и закреплять знания для успешного обучения. Самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Поэтому учитель должен умело направить , подсказать, проконтролировать процесс самообразования учащихся.
Самообразование - это способ индивидуальной и групповой самореализации сферы знания.
Источниками самообразования в начальной школе могут быть:
1.Дополнительные источники (работа с книгой, учебной и справочной литературой , ИКТ)
2. Применение метода проблемного обучения.
3. Разработка специальных заданий, стимулирующих самообразовательную деятельность учащегося в процессе их выполнения.
4. Использование дифференцированного обучения в интересах самообразования.
5. Применение методов и приемов формирования интереса у учащихся в образовательном процессе.
6.Подготовка и проведение проектно -исследовательской работы.
7.Создание презентаций для успешного усвоения материала.
8. Подготовка сообщений.
9.Проведение практических работ, олимпиад, предметных недель.
10. Экскурсии, походы.
ВЫВОД:
Процесс обучения в начальной школе ведётся по 3 ОС: по "Школе России", по "Школе 2100", по "Гармонии".
Коллектив начальной школы работает творчески. Учителя владеют методикой начального обучения, воспитательной работы, основами научной организации труда, в урочной и внеурочной работе с детьми используют здоровьесберегающие технологии, учитывают индивидуальные и психологические особенности развития каждого ребёнка, следят за развитием способностей учащихся.
Учителя начальных классов оптимально сочетают коллективные и индивидуальные формы занятий, формируют умения самостоятельно работать с книгой, развивают логическое мышление учащихся. Каждый урок, проведенный нашими учителями, - это интересные открытия, увлекательные путешествия в мир знаний (Урок-игра, урок-путешествие).(презентации, выступления на МО, открытые уроки).
Учащиеся 1-2х классов обучаются без отметок. Форма оценивания ответов учащихся – словесно-объяснительная. На уроках дети учатся оценивать свои ответы, ответы своих одноклассников. В последующих классах контроль и оценка результатов обучения учителями осуществляются на основании Письма Минобразования России от 19.11.1998 г. №1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».
Учителя и учащиеся начальной школы являются активными участниками и призерами городских, областных, Всероссийских конкурсов «Русский медвежонок», «ЭМУ», «Инфознайка», « Познание и творчество»,участвуют в « Фестивале открытых уроков», а также в школьных олимпиадах, предметных неделях.
«Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь. Такова духовная и философская основа профессии и технологии нашего труда: чтобы дать ученику искорку знаний, учителю необходимо впитать целое море света.» В.А.Сухомлинский
Главная цель современной системы образования – найти, поддержать, развить человека в человеке, заложить в нём механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самовоспитания, самообразования, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой. Для формирования самообразовательной компетентности учащихся учитель должен постоянно совершенствоваться, должен быть творческой личностью, способной думать по-новому, самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, предлагать нестандартные решения, имеющей не только способности, но и потребность саморазвиваться и самосовершенствоваться.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ТВОРЕЦ МОДЕЛЬ УЧИТЕЛЯ ГИМНАЗИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ТВОРЕЦ МОДЕЛЬ УЧИТЕЛЯ ГИМНАЗИИ ГУМАНИСТ обладает целостным видением своего труда имеет высокий уровень профессионализма обладает гибким педагогическим мышлением владеет профессиональными педагогическими умениями знает методику проведения нетрадиционных форм занятий имеет высокую степень методической изобретательности владеет технологиями создает и организует творческую развивающую среду владеет педагогической импровизацией находится в постоянном поиске нового руководит творческими работами детей генерирует идеи пропагандирует общечеловеческие ценности осознает нравственный долг перед каждым учеником обладает высоким уровнем общекультурной компетентности и эрудиции искренне желает вступить в диалог с учащимся
Самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, управляемой самой личностью, а также самостоятельное приобретение определенных знаний вне стен какого-либо учебного заведения без помощи обучающего
Источники самообразования: 1. Дополнительные источники ( книги, ИКТ). 2. Применение метода проблемного обучения. 3. Разработка заданий, стимулирующих самообразовательную деятельность учащихся. 4. Использование дифференцированного обучения в интересах самообразования. 5. Применение методов и приемов формирования интереса у учащихся в образовательном процессе. 6.Подготовка и проведение проектно- исследовательской работы. 7. Создание презентаций для успешного усвоения материала. 8. Подготовка сообщений. 9. Проведение практических работ, олимпиад, предметных недель. 10. Экскурсии, походы.
Слова с непроверяемыми орфограммами В РЕБУСАХ
А , альбом БОМ
,, капуста
МА оны АНДАШ ТИНА ТОФ ТОН ЕТА УС МАН карман картон картина картофель макароны карандаш карета карусель
Работа с проверяемыми орфограммами корня
На занятия сп . ши , Упражнение сп . ши .
Раздаточный дидактический материал Проверяемые орфограммы корня Устно подбери проверочные слова и вставь буквы. 1. В л . сочке л . сточки л . сник сгр . бал, За л . сой и л . сёнком сквозь л . ству наблюдал. 2. Мама дочку отв . ла . Птичка гнёздышко св . ла . 3. Прим . рял отец друзей. Прим . рял Андрей портфель. 4.Пов . р рожки отв . рил, Дверь на кухню отв . рил.
Заглавная буква в именах собственных
а А тТ у
МАТЕМАТИКА
3 2 ? Вставь пропущенное число. Объясни свое решение . 2 1 3 1 1 1 1 5 6
9- -1 ИГРА: « ДЕНЬ-НОЧЬ». Цепочка : 9-8-1+7-5+4+2-3 ИГРА: « СВЕТОФОР ». 5+ 5+ 5+ 5+
«Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь. Такова духовная и философская основа профессии и технологии нашего труда: чтобы дать ученику искорку знаний, учителю необходимо впитать целое море света.» В.А.Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад+презентация на тему "Личность современного учителя в Новой школе"
Данная работа представляет собой доклад по теме. В работе представленны уникальные данные иследований к портрету современного учителя 30-х, 60-х, 90-х годов. Интерестным на мой взгляд является круг пр...
Управление самообразованием и самосовершенствованием младших школьников
Школьный возраст — это пора, когда начинается процесс самовоспитания и самосовершенствования, подготовки к будущей самостоятельной жизни. В этом важном деле обязательна помощь родителей и педагогов, н...
Новый стандарт современного учителя
Материалы по ФГОС...
Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок
Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...
Ключевые компетенции современного учителя
Ключевые компетенции современного учителяРаботу по формированию положительной мотивации необходимо начинать уже с первых дней пребывания детей в школе – это является основой успешного образовани...
Управление самообразованием и самосовершенствованием младших школьников
Школьный возраст — это пора, когда начинается процесс самовоспитания и самосовершенствования, подготовки к будущей самостоятельной жизни. В этом важном деле обязательна помощь родителей и педаго...
программа самообразования «Интерактивные тетради – новый метод в работе учителей начальных классов»
Интерактивная тетрадь – это современная форма ведения ученической тетради, которая позволяет обучающимся визуализировать учебный материал, активно участвовать, анализировать и взаимодействовать ...