Семейный учитель в новых тенденциях современного образования (2024 - Год семьи в Российской Федерации)
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В статье оформлены отдельные направления теоретического обоснования актуальной научной темы профессионализма семейного учителя. Установлены категориальные признаки профессионального и социального статуса семейного учителя. Тема раскрывается в соответствии с установками Указа Президента РФ от 22.11.2023 N 875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» (2024 год): приоритетами государства становятся меры демографической политики, популяризации материнства, социальной, финансовой поддержки российской семьи, семейной ипотеки, налоговые льготы для многодетных семей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volkova_statya_20.10.24_dokument_microsoft_word_1.docx | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Волкова Ираида Алексеевна,
учитель начальных классов, Высшая категория,
Почётный работник
сферы образования Российской Федерации,
МБОУ СОШ № 27
г. Ставрополь
Volkova Iraida Alekseevna,
primary school teacher, Higher category,
Honorary Worker
the sphere of education of the Russian Federation,
MBOU SECONDARY SCHOOL NO. 27
Stavropol
Семейный учитель в новых тенденциях современного образования
(2024 - Год семьи в Российской Федерации)
Family teacher in new trends in modern education
(2024 - Year of family in the Russian Federation)
Анонс: В статье оформлены отдельные направления теоретического обоснования актуальной научной темы профессионализма семейного учителя. Установлены категориальные признаки профессионального и социального статуса семейного учителя. Тема раскрывается в соответствии с установками Указа Президента РФ от 22.11.2023 N 875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» (2024 год): приоритетами государства становятся меры демографической политики, популяризации материнства, социальной, финансовой поддержки российской семьи, семейной ипотеки, налоговые льготы для многодетных семей.
Ключевые слова: педагогика, семейный учитель, государство, школа, семья, ценности профессии, ученик, педагогическая этика, культура, нравственность.
Announcement: The article contains separate directions of theoretical substantiation of the current scientific topic of family teacher professionalism. Categorical signs of the professional and social status of a family teacher have been established. The topic is disclosed in accordance with the provisions of the Decree of the President of the Russian Federation of 22.11.2023 No. 875 "On holding the Year of the Family in the Russian Federation" (2024): the priorities of the state are measures of demographic policy, popularization of motherhood, social and financial support for the Russian family, family mortgages, tax benefits for large families.
.
Key words: pedagogy, family teacher, state, school, family, values of the profession, student, pedagogical ethics, culture, morality.
В соответствии с указанной темой, мы полагаем, что категория «семейный учитель» обретает новые смыслы и содержание в соответствии с актуальными для нашего государства задачами. Решение образовательных и воспитательных задач для подрастающих поколений существенно корректируется в лучшую сторону установками государства на 2024 год - Год семьи в Российской Федерации.
В современных условиях деятельность по формированию и развитию механизмов положительного социального партнёрства для семьи и школы представлена широким спектром методик, принципиальных установок, общеобразовательных и социальных практик. В новом качестве надо понимать, что семейный учитель - это не нанимаемый профессиональный репетитор. Также как мы не наделяем статусом «семейного учителя» ни классного руководителя, ни преподавателей, учителей по конкретным предметам и программам обучения. Заявленная к исследованию тема обращена к новому, ранее не раскрытому категориальному содержанию данного термина. То есть мы предлагаем расширенное понимание профессиональной категории «семейный учитель», состоящее и в том, что это носитель определённой власти в коммуникации родителей, семьи, администрации образовательного учреждения. Прежде всего, в новых моделях рассматриваются принципы и механизмы взаимодействия семьи и школы как специфических социальных партнёров. На это указывают такие исследователи, как О.В. Заславская, О.Ю. Кожурова, О.Е. Сальникова.
Проблемы подготовки семейного педагога, предлагаемые механизмы и принципы для такой актуальной деятельности рассматривают В.А. Акимова, Р.Ф. Гатауллина, С.Н. Сергеева, А.В. Смирнова. Эти авторы указывают, что конструктивный диалог между родителями и учителями позволяет преодолевать трудности, сопровождающие коммуникацию семьи и школы. Здесь профессиональные качества педагога существенно определяются соблюдением норм профессиональной этики, уровнем развития морального сознания и следования нормам нравственности в общении с окружающими.
В соответствии с нашей темой, отметим, что актуальные для современных условий положения совершенствования профессионализма учителя в Год семьи в Российской Федерации (2024 год), ранее были широко и системно отражены в научных, методологических, экспериментальных трудах и практических пособиях многих отечественных авторов. На протяжении ряда предшествующих лет отмечается повышение авторитета образования в стране и в мире. Так, несомненный интерес в практике современного обучения и воспитания школьников составляет правовое образование учащихся. На это указывают такие авторы, как А.К. Арсланалиев, В.В. Кудинов, Р.Н. Нариманов, И.В. Суколенов, Н.Ф. Шинкаренко. В том числе, становление профессиональной культуры студентов педагогических вузов исследует Е.А. Омельченко. Педагогические условия профессионального развития учителя рассматривают отечественные учёные Е.В. Батенева, Н.Л. Коршунова, О.Ю. Похоруков, А.А. Фёдорова и другие. Актуальная научная тема профессионализма учителя как фактора развития современной школы раскрывается в трудах А.А. Андреева, Е.С. Быкова, Е.И. Головановой, С.А. Дружилова, Л.Ф. Ляховой, К.В. Майбородова, Г.С. Фузаиловой.
Ценностно ориентированную целевую модель, как набор вероятностных условий, методик, ресурсов и процессов эффективного профессионализма в образовательной организации рассматривают Т.Р. Бадамшина, Е.В. Батенева, С.В. Бондаренко, Г.А. Вашкина, О.Б. Даутова, Е.А. Дудина, Н.Г. Жарких, М.Ю. Ефимочкина, Г.А. Кругликова, И.В. Круглова, А.А. Ляпина, Т.Ю. Осипова, Н.М. Полетаева, Т.Ю. Райфшнайдер, Н.Ю. Синягина, М.А. Червонный.
В Год семьи в РФ (2024), семейная педагогика получает актуальные преимущества для тематического обоснования специальных курсов, практик, тренингов и теоретических концепций. В комплексе эффективных способов педагогического действия подлежат изучению психологические, личностные, эмоциональные особенности учеников разного возраста. В том числе для сферы родительской коммуникации актуальны новые, в том числе положительно зарекомендовавшие себя методы самоконтроля и самосовершенствования.
Следует отметить, что в программах и методиках приоритетных технологий развития и передачи профессионального опыта преподавательской деятельности, специфические формы педагогического наставничества раскрываются в составе актуальных моделей оценки и переоценки ранее известных мероприятий, условий, подходов и методов. Актуальные элементы системы повышения профессионализма учителя рассматривают такие авторы, как Л.В. Абдалина, Л.К. Гребенкина, Н.Г. Денисова, Л.А. Кунаковская, А.В. Лапшова, В.А. Сластенин, З.И. Тюмасева, С.А. Хазова, Е.А. Челнокова. Различные формы интеллектуального развития педагогов, такие как коучинг, повышение квалификации, менторство, специальные программы, тьюторство, исследуют Л.Н. Данилова, О.В. Заславская, Е.К. Иванова, О.В. Кириллова, О.О. Курилова, Л.В. Манжос, С.А. Прохорова, А.А. Теленкова, И.А. Чемерилова, А.П. Чернявская.
Соответственно, как указывает законодательство РФ, - ключевая обязанность педагогических работников предполагает систематическое повышение своего профессионального уровня, то есть соответствие требованию «…осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне.» [1]
Как пишут ранее указанные нами авторы, - «…В современных условиях развития образования и общества в целом особое значение для педагога приобретает профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к решению профессиональных задач в новых условиях. Одним из условий повышения эффективности образования многие ученные рассматривают личность профессионала - педагога.» [2] Отметим, что позитивно ориентированная эмоциональная рефлексия должна быть обращена к расширению сферы воспитательных приёмов и соответствующих практик. В Год семьи в РФ (2024) профессиональное и семейное общение рассматривается в системе управления и снижения факторов стресса, устранения причин для личностных и межгрупповых конфликтов, уважения прав на полноценную жизнь и развитие для каждого человека.
Формирование развивающейся личности предполагает значительный комплекс социальной, правовой адаптации человека к условиям существования и коммуникации в конкретном обществе. Как пишут Иванова Е.К., Чемерилова И.А., - профессионально-личностное развитие преподавателя - это сложный процесс, который зависит от многих факторов, и одним из важных является личностная мотивированность на постоянное повышение уровня своего профессионализма. [3] В указанном контексте, семейный учитель понимается как важный элемент и действующий профессиональный субъект в социальном институте формирования личности. В том числе в преодолении предпосылок и факторов семейного неблагополучия.
Популяризация государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей составляет одну из основ профессиональной деятельности учителя. Позитивное восприятие происходящих в стране перемен способствует реальному успешному выполнению задач стабильности и процветания общества. Соответственно, как определено в Указе Президента РФ от 22.11.2023 N 875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» (2024 год), приоритетами государства становятся меры демографической политики, популяризации материнства, социальной, финансовой поддержки российской семьи, семейной ипотеки, налоговые льготы для многодетных семей [4].
В качестве основных выводов по данному материалу отметим следующее:
- современная динамика становления и методологического оформления профессионального развития учителя обращена к приобретению новых навыков, решений, профессиональных ролей, статусных отношений и компетенций в динамике становления такой категории педагогов, как «семейный учитель»;
- для семейного учителя раскрывается достаточно широкое поле деятельности по условиям пропорциональной реализации к применению обязанностей корректирующего наставника, психолога, воспитателя, социального педагога и пропагандиста новых знаний;
- научно обоснованные перспективные правовые и теоретические основания для оформления и решения многих практических задач обучения и воспитания молодёжи, актуально сформулированы в Указе Президента РФ от 22.11.2023 N 875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» (2024 год).
Примечания:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) Глава 5, Статья 48.
2. Лапшова, А.В., Современное определение сущности профессионализма педагога в условиях модернизации образования // Вестник Мининского университета (РФ, Нижний Новгород). 2013. Т. 5, №2. С.44. DOI: 2307 1281.
3. Иванова Е.К., Чемерилова И.А. Актуальные вопросы формирования профессионализма педагога высшей школы // Вестник Казанского технологического университета. - Казань. 2014 №5. УДК 378.12-021.412.
4. Указ Президента РФ от 22.11.2023 N 875 "О проведении в Российской Федерации Года семьи" (2024 год).
Литература и источники:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
- Указ Президента РФ от 22.11.2023 N 875 "О проведении в Российской Федерации Года семьи" (2024 год).
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023).
- Дармодехин, С.В. Семья и общество: новое качество социальных отношений // Известия РАО. 2009. 3 (11).
- Заславская, О. В., Сальникова О. Е., Кожурова О. Ю. - Социальное партнерство семьи и школы в сфере воспитания: векторы взаимодействия // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 786-790.
- Коршунова, Н. Л. Деятельностный подход в современном образовании: сущность, проблемные зоны, перспективы реализации // Известия ВГПУ - 2014. - № 2. - С. 55-59.
- Омельченко, Е. А. Самовыражение и культура самовыражения личности (педагогический аспект): монография. - Новосибирск: Сибпринт, 2013. - 152 с.
- Омельченко, Е. А., Дадаева Э. П., Прохорова С. А. Творческое самовыражение и культура самовыражения субъектов педагогического процесса: монография. - Новосибирск: ЦСРНИ, 2015. - 172 с.
- Прохорова, С. А. Формирование культуры самовыражения учащихся в условиях художественно-творческой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Владимир, 2009. -21 с.
- Чернякова, Н. С. Оценка как необходимый элемент обучения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. -№ 9-2. - С. 148-150.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейный кодекс Российской Федерации
В данном материале можно познакомиться с главой 11. "Права несовершеннолетних детей", главой 12. "Права и обязанности родителей" семейного кодекса РФ....
СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"...
Современные формы и методы обучения для развития математического мышления учащихся НОО. (Концепция развития математического образования в Российской Федерации)
В Концепции развития математики в РФ как и в стандартах НОО отмечается изменение роли и места математики в общечеловеческой культуре и образовании....
Конституция Российской Федерации - основной закон нашей страны. Как построить беседы с младшими школьниками по Конституции Российской Федерации.
Конституция - те самые базовые правила игры, по которым мы выстраиваем нашу жизнь в нашем государстве. Конституцию как неотъемлемую часть правового воспитания молодого гражданина, как главный зак...
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"...
Рабочая программа по мокшанскому языку для 4 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»; регионального компонента Федерального Государственного Образовательного станда
Эта программа предусмотрена для обучения русских детей и детей мордвы-мокши, не владеющих родным языком, а также детей других национальностей. Рабочая программа составлена с учетом воспитательных и об...