программа самообразования «Интерактивные тетради – новый метод в работе учителей начальных классов»
материал

Куртеева Мария Евгеньевна

Интерактивная тетрадь – это современная форма ведения ученической тетради, которая позволяет обучающимся визуализировать учебный материал, активно участвовать, анализировать и взаимодействовать с новой информацией на занятиях.

Работа с интерактивными тетрадями – это сравнительно новая методика обучения, популярная в Европе и Америке. Такие тетради красочны, интересно устроены и уже с первого знакомства вызывают у ребят интерес.

Использовать интерактивные тетради можно для введения, закрепления и повторения темы. Она представляет собой собрание учебного материала, представленного в разных формах. С ее помощью каждый школьник сможет отработать навыки, а создавать ее – это удовольствие – все элементы открываются, движутся, складываются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya.docx53.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Интерактивные тетради – новый метод в работе

учителей начальных классов.

                                                        учитель

                                                        начальных классов

                                                        Куртеева Мария Евгеньевна

                                                       

Советский 2020-2021

Актуальность темы

 Главная функция интерактивных тетрадей состоит в том, чтобы превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающиеся контролю ситуации. Это делается через символическую репрезентацию, которая дает детям возможность научиться справляться с трудностями, погружаясь в самоисследование.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.

Таким образом, интерактивное обучение имеет большое влияние на развитие и становление личности ребенка. Использование ее как одного из методов обучения позволяет не только разнообразить учебный процесс, но и достичь высоких результатов обучения.

Цель: описать систему педагогической деятельности по использованию интерактивных тетрадей, способствующих формированию познавательной активности учащихся на первой ступени обучения.

Результат:

1. Повышение качества знаний.

2. Самоопределение учащихся в видах и формах учебной деятельности.

3. Анализ и оценка учащимися процесса и результата собственной деятельности..

4. Формирование передового практического опыта по внедрению в образовательный процесс педагогических технологий.

5. Методический банк инновационных технологий.

6. Положительная динамика в обучении

Теоретический аспект

Одним из важных аспектов современного образования является овладение познавательными универсальными учебными действиями: умение использовать наблюдения для получения информации, проводить исследование по установлению особенностей объекта, формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, классифицировать и дифференцировать изучаемые объекты в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. А так же овладение умениями участвовать в совместной деятельности: умение определять общие цели совместной деятельности и путей её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, проявлять готовность руководить, оценивать свой вклад в общее дело; и овладение умениями работать с информацией: уметь выбирать источники для получения информации, использовать различные способы поиска (учебники, цифровые электронные средства, словари различного типа, справочные источники в открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа и передачи информации в соответствии с задачами учебного предмета.

В связи с решением данных проблем педагоги ищут новые подходы, идеи и способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям Стандарта, предъявляемым к образованию.

Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе я нахожу использование одного из методов технологии интерактивного обучения.

Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено, чему научился сам. Перед педагогами встаёт вопрос: как же сделать так, чтобы в памяти учащегося остался изученный материал, чтобы ребёнок мог использовать полученные знания на практике, чтобы самостоятельно захотел их углубить и расширить?

Технология интерактивного обучения

Технология интерактивного обучения - система способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

Интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

hello_html_m12569913.gif

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Младший школьный возраст имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащихся к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся. Познавательная активность проявляется и развивается в деятельности. Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные формы и методы обучения.

Сравнение пассивных и активных подходов к обучению и восприятию информации показывает, что при преимущественно пассивной подаче материала обучаемые сохраняют в памяти:

10 % того, что читают;

20 % того, что слышат;

30 % того, что видят;

50 % того, что слышат и видят.

В то же время при активном восприятии информации учащиеся удерживают в памяти :

80% того, что говорили сами;

90 % того, что делали сами.

Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено, чему научился сам. Перед педагогами встаёт вопрос: как же сделать так, чтобы в памяти учащегося остался изученный материал, чтобы ребёнок мог использовать полученные знания на практике, чтобы самостоятельно захотел их углубить и расширить?

Один из способов сделать процесс освоения знаний в начальной школе более интересным-использование интерактивных тетрадей.

Работа с интерактивными тетрадями - это передовая методика, придуманная американцами для обучения детей школьного возраста, такие тетради позволяют изучать любой школьный предмет весело и увлекательно.

Что такое интерактивная тетрадь?

Интерактивная тетрадь – это современная форма ведения ученической тетради, которая позволяет обучающимся активно участвовать, анализировать взаимодействовать с новой информацией на занятиях

Интерактивная тетрадь - это тетрадь, которая содержит в себе различные интерактивные шаблоны и элементы, направленные на изучение и закрепление тем.

Информация в интерактивной тетради не объединена одной темой, не имеет сюжета. В нее удобно включать все правила и конструкции, изучаемые на уроках. Она помогает оживить уроки, создать условия для практического использования теоретической информации, собрать изученные темы и конструкции в одном месте, многократно повторять их.

Задачи, которые помогают решать интерактивные тетради:

- компактная организации информации по изучаемой теме;

- визуализация теоретического материала;

- структурирование сложной информации;

- детальное понимание и запоминание информации по изучаемой теме;

- многократное повторение и закрепление материала по пройденной теме, учитывая различные  способы восприятия информации детьми (аудиалы, визуалы, кинестеты и дискреты (опираются на логику – суть и взаимосвязи)

- развитие познавательного интереса и творческого мышления.

Как выглядит интерактивная тетрадь?

Это обычная тетрадь в клеточку или на кольцах, внутри которой размещаются разнообразные вкладыши, интерактивные схемы, кармашки, шаблоны, конвертики, книжки с грамматическими правилами, которые складываются и раскладываются, настольные игры.

Структура интерактивной тетради

1 страница: сначала оставляется пустой, а когда ребенок уже втягивается в процесс работы оформления тетради, она оформляется по желанию. Дети обычно сюда что-то вписывают, что-то вклеивают, получается очень здорово.

2 страница: содержание тетради

Можно вклеить готовые таблички, в которых указывается тема и номер страницы. Все страницы в тетради нумеруются, чтобы потом, когда необходимо будет что-то повторить, можно легко было бы найти нужную тему по этому оглавлению.

Таким образом, можно сказать, что интерактивная тетрадь  -  это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

Интерактивная тетрадь позволяет формировать у детей умение находить нужную информацию среди множества источников. Для учащихся эта тетрадь - это возможность рассмотреть, изучить, повторить учебный материал в занимательном виде, поэтому они часто рассматривают их на переменах, выполняют задания, содержащиеся в тетрадях других детей. Интерактивная тетрадь, на мой взгляд, позволяет сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках и внеклассных занятиях по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои знания по какой-либо теме.

Когда можно использовать эти тетради?

- для введения материала

- для отработки материала

- повторение темы

- демонстрационный материал

Отличие с рабочей тетрадью в том, что здесь детям интересно открывать, достать, смотреть, находить и самим что-то заполнять. Так же могут вернуться и поиграть с кем-то.

Виды шаблонов

- готовые шаблоны с картинками и текстами

- пустые шаблоны для заполнения

- шаблоны сделанные своими руками

Виды книжек: флэпбуки, пирамидки, книжки, книжки с лепестками.(Приложение № )

Особенности:

Плюсами интерактивной тетради является:

  1. Развитие мелкой моторики.

Шаблоны вырезания готовится учителем заранее и совместно с детьми на уроках технологии вырезаются. Тем самым дети осознают, что для любой работы нужно готовится заранее.

  1. Использование разных форм организации деятельности учащихся (индивидуальной, парной или групповой работа).

Работая индивидуально, один учащийся занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы. Данный вид работы необходим, если в группе или классе есть учащиеся, которым тяжело находить контакт с другими одноклассниками, если они стеснительны и необщительны. Он помогает таким учащимся раскрыть себя и свой потенциал пред учителем и сверстниками. С другой стороны, работая в паре, учащимся приходится делить ответственность между собой. Они учатся делить задание на микро-темы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща. С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 учеников работают над одной тетрадью. Здесь, с одной стороны, каждый должен понимать свою значимость, а с другой нельзя допускать, чтобы кто-то остался без определенного задания, думая, что всю работу сделает за него кто-то другой.

Учитель выступает не в роли источника информации, а в роли консультанта.

  1. Совместная работа с родителями.

Интерактивная тетрадь хороша и тем, что к его созданию можно привлечь родителей. (живое общение, которого много не бывает, родительский пример мотивирует на успешное обучение).

  1. Ручная работа.

Каждая тетрадь уникальна, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.

  1. Развивающие задания.

Работая, казалось бы, над одной темой, одним заданием, ребята из разных пар и групп очень часто по-разному находят решения поставленных перед ними проблем. Когда созданное «сокровище» демонстрируется одноклассникам, происходят обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации.

Необходимо отметить, что, работая над одним тетрадью, учащиеся часто открывают для себя темы следующих своих исследований.

При правильном построении работы, учитель за период обучения своему предмету может создать с классом или группой целую серию тетрадей на одну тему, которая будет более полно отображать проблемы, связанные с данной темой.  « Части речи» ( Имя существительное ,Имя числительное, Глагол и т.д. ), « Фразеологизмы» ( теория и практические задания). Наполнение и раскрытие данных вопросов и тем, будет зависеть от учеников, от того, как они видят проблему и от того, как они захотят ее решить.

В итоге, у каждого ученика к концу обучения будет свое портфолио, с которым интересно работать, которое легко в использовании, а главное, оно будет содержать нужную информацию по разным проблемам окружающей нас действительности.

  1. Подход в обучении (индивидуальный, дифференцируемый)

Тот факт, что решение проблемы и наполнение информацией интерактивной тетради зависит от ученика, говорит о том, что при создании интерактивной тетради, обеспечиваются индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении.

Выводы

Создание интерактивных тетрадей решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. В условиях модернизации образования, учителю необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе технику создания интерактивной тетради, у вас появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях.

Тетрадь отвечает требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде:

  • информативен;
  • полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания;
  • пригоден к использованию одновременно группой ребят;
  • обладает дидактическими свойствами;
  • является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
  • вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
  • его структура и содержание доступны возрасту;
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся.

Интерактивная тетрадь– это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

Литература

  1. Дурыкина А. «Долой скучным тетрадям»
  2. Малышева Т. В. Влияние методов интерактивного обучения на развитие коммуникативной компетенции учащихся // Учитель в школе. - 2010. - N 4. - С. 14-16.
  3. Рыкова А.Тренинг «Интерактивные тетради в начальной школе» на сайте В контакте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральные методы в работе учителя начальных классов

Выступление на методическом объединении учителей начальной школы по теме "Театральные методы в работе учителя начальных классов"(из опыта работы). Цель выступления: показать эффективность театральных ...

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Инновационные методы работы учителя начальных классов

Инновационные методы работы учителя начальных классов .Советова Е. Ю.МБОУ гимназия №65 им. Н. Сафронова, г. Ульяновск, Россия,mou65@uom.mv.ru Личностно-ориентированное обучение - способ организац...

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕТРАДИ - НОВЫЙ МЕТОД В РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Интерактивная тетрадь – это современная форма ведения ученической тетради, которая позволяет обучающимся активно участвовать, анализировать взаимодействовать с новой информацией на занятияхИнтер...

Достижение метапредметных результатов образования: методы и приемы работы (из опыта работы учителя начальных классов)

Учитель на уроке с использованием элементов метапредметного подхода является конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и ...

Опыт работы учителя начальных классов по организации учебного процесса путем внедрения новых технологий в обучении, направленных на развитие метапредметных компетенций и качества образования в начальной школе.

В данной статье рассмотрены пути решения по внедренияю новых технологий в учебный процесс начальной школы. Даны первые результаты работы по данному напревлению...