Доклад+презентация на тему "Личность современного учителя в Новой школе"
презентация к уроку по теме
Данная работа представляет собой доклад по теме. В работе представленны уникальные данные иследований к портрету современного учителя 30-х, 60-х, 90-х годов. Интерестным на мой взгляд является круг проблем, приводящий к дебатам учителей вокруг проекта "Наша новая школа". Работа очень актуальна, ведь именно сейчас идет бурное обсуждение проекта "Новая школа". Так какие же задачи будут способствовать формированию Нового Современного учителя....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
67590_lichnost_sovremennogo_uchitelya_v_novoy_shkole.docx | 28.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Личность современного учителя в Новой школе».
Рудова Татьяна Павловна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кулундинская средняя общеобразовательная школа №2, учитель начальных классов, село Кулунда.
Анотация
Данная работа представляет собой доклад по теме, сопровождающейся мультимедийной презентацией. На слайдах представленны уникальные данные иследований к портрету современного учителя 30-х, 60-х, 90-х годов. Интерестным на мой взгляд является круг проблем, приводящий к дебатам учителей вокруг проекта "Наша новая школа". Работа очень актуальна, ведь именно сейчас идет бурное обсуждение проекта "Новая школа". Так какие же задачи будут способствовать формированию Нового Современного учителя....
Современный учитель —
гарант развития «Новой школы».
(Проект "Новая школа")
Каждое утро, по дороге в школу, я прохожу «дорогою приветствий», когда все дети, встреченные мною, здороваются и улыбаются мне в ответ. Я знаю, что в школе возле моего кабинета меня уже ожидают Они: любопытная Катюша, всегда веселая Марина, застенчивый Вадим. Они торопятся что-то рассказать, поделиться чем-то своим, что их озадачило или тревожит. И в самом деле, понять этот мир самому ребёнку очень сложно, он нуждается в помощи взрослых. Но любой ли взрослый может ему в этом помочь? Думаю, что нет. Помочь может только тот, кто сам в достаточной мере овладел знаниями об этом новом мире, принимает всё новое и сам способен измениться. Это – Новый учитель. Каков же он – Новый современный учитель? Часто я слышу, что учителя сравнивают с актёром, или с человеком, который умеет всё. Да, я умею рисовать, готовить, сочинять стихи, красить стены… Но это ли делает меня учителем? Думаю, что нет… (переключение слайда)
Президент Дмитрий Анатольевич Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша Новая школа», с которой можно познакомиться на сайте Министерства образования и науки РФ, выделил следующие её основные направления: новые образовательные стандарты, поддержка талантов, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников, расширение самостоятельности школ. Ключевой фигурой Новой школы является учитель, поскольку качество образования не может быть выше качества работающих в ней учителей. Поэтому более подробно остановимся на третьем пункте. (переключение слайда)
Какие задачи, поставленные государством в данном проекте, будут способствовать формированию Нового современного учителя?
Во-первых, это внедрение системы моральных стимулов (распространение уже сложившихся конкурсов - Учитель года, Сердце отдаю детям; действие национального проекта Образование; расширение конкурсов на уровне субъектов РФ);
Во-вторых, введение системы материальных стимулов (это не только дальнейшее увеличение фондов оплаты труда, но и создание такого механизма оплаты труда, который позволит стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы, а значит, привлекать в школу молодых и талантливых преподавателей.);
В-третьих, совершенствование аттестации педагогических и управленческих кадров (обновлены квалификационные требования и характеристики учителей; директора и лучшие учителя должны иметь возможность обучаться в других регионах, чтобы иметь представление об инновационном опыте соседей);
В-четвертых, модернизация системы педагогического образования (педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов, может это поможет избежать в образовании «случайных людей», ведь, в странах с наиболее эффективной системой школьного образования на учительские специальности направляют только лучших выпускников школ);
Ну и последнее, привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования (пройдя психолого-педагогическую подготовку, освоив новые образовательные технологии, они смогут продемонстрировать детям – в первую очередь старшеклассникам, выбравшим профиль обучения, свой богатый профессиональный опыт). Причем, именно этот пункт программы вызвал больше всего дебатов в стране.
По мнению вышестоящих чиновников, посредством данных мероприятий, постепенно будет формироваться Новый учитель - творческий, независимый, конкурентоспособный, разносторонний, культурный, нравственно и духовно развитый… человек, любящий свою работу и своих воспитанников… личность, близкая к идеалу. НО, неужели учитель традиционной школы не является творческим, разносторонним, нравственно и духовно развитым, не любит свою профессию? Так, кто же такой Современный учитель? …давайте разберемся.
Мне удалось обнаружить уникальные данные исследований, которые проводились в разные годы по этому вопросу. Ученики 30-х годов, включали в портрет современного, на их взгляд учителя: 1. Знание предмета и владение методикой. 2. Хорошие взаимоотношения с учащимися. 3. Умение правильно оценивать знания учащихся. 4. Создание дисциплины. 5. Внешний вид. Явственно, что ученики 30-х годов в учителе больше ценили знание предмета, общую эрудицию, высокую нравственность.
Среди черт, характеризующих идеального учителя в глазах школьников 60-х годов, описаны следующие: 1. уравновешенность, 2. авторитет, сильная воля, 3. знание предмета, умение говорить логично и выразительно, 4. приятная наружность, понимание своих учеников, 5. требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе. Здесь мы уже видим, как постепенно на первые места выходят личностные качества учителя.
В 1992 году на базе московских школ было проведено аналогичное анкетирование. Педагогам и ученикам предложено расположить в порядке значимости 58 качеств учителя. Вот какими качествами наделили Нового учителя современные дети: талантливый (85 голосов), интересный в общении (81), справедливый в требованиях (80), понимающий (75), уважающий своих учеников (53), образованный (45), обладающий чувством юмора (40), внимательный (35), готовый оказать помощь (35), красивый, добрый (23). Заметьте, в первую пятерку вошли только личностные характеристики учителя, а уровень образованности и знание предмета отошло на 6 место!!! Примечательно и то, что такому качеству, как любовь к детям, школьники определили одно из первых мест, а педагоги — 28-е!
В ходе изучения данной темы, я сформулировала для себя собственные критерии определения личности Современного учителя, которые включают в себя как личностные качества, так и профессиональные характеристики. И в этом мне помогли дети. Я опросила своих учеников: каким вы хотите видеть современного, учителя? И первые места ученики отдавали таким качествам как доброта, внимательность, чувство юмора, такт.
1. Я считаю, что учитель XXI века это тот, кто в первую очередь умеет находить общий язык со своими учениками. Значит, он должен быть идеальным психологом.
2. Кроме того, учитель должен идти в ногу со временем, быть разносторонним человеком, не ограничиваться только сферой своего предмета. 3. Учитель должен быть с хорошим словарным запасом. Это профессионал-эрудит, знающий не только свой предмет. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе его способности быть в процессе воспитания помощником, советчиком и другом своих учеников. 4. Он должен быть современным интеллигентным человеком, обязательно владеть новыми технологиями. Только учитель, идущий в ногу со временем, способен понять своих новых учеников и быть им интересным.
5. Не ждите вознаграждения за свою работу (ни платы, ни благодарности). Труд педагога – работа на отдаленное будущее. Но все же, государство и общество должны обеспечить педагогам достойные условия жизни и работы. Чтобы учитель не был нацелен на удовлетворение первичных потребностей (питание, одежда, жилье), а на первое место превознес потребности высшего порядка, т.е. социальные – это потребность в признании, в самовыражении и самореализации. 6. Не смущайтесь своими ошибками. Экспериментируйте, ищите и будьте самокритичны. 7. Нежное прикосновение к личности ребенка есть профессиональное качество «образцового» педагога. Сохраняйте в себе человечность. Умейте быть детьми. Воспринимайте свое учительство как способ продолжить свое детство и понять своих воспитанников. 8. Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам, самосовершенствуйся. Пусть ребенок, глядя на тебя, увидит, как можно учиться.
9. Помогай и одобряй труд ребенка, стимулируй его творческие идеи, готовь к будущей динамичной жизни, чтобы впоследствии он стал самостоятельным, творческим, уверенным в себе человеком! 10. Верьте в себя. Управляйте собственным временем: Того, кто опаздывает, наказывает жизнь. Вознаграждайте себя: Сделай, добейся – достигнешь успеха! Дети ценят успешных людей и стремятся быть такими же.
Проект только набирает силу, но уже сейчас темы: какой будет Новая школа и Новый учитель, являются самыми дискуссионными на страничках образовательных сайтов. Я лишь обозначу несколько проблем, а каково будет ваше мнение, выбор за вами.
Первая: Какой выпускник школы нужен сегодня, будет востребован государством?". Способна ли Новая школа, а соответственно, учитель, воспитать конкурентоспособную личность?
Вторая: Готовы ли учителя войти в Новую школу? Что их там ждет? Проект подразумевает совсем иную организацию труда учителей, самого процесса обучения, а главное - переделку образа мышления педагога. "Базовые" знания превращаются в безразмерные. Из учителя хотят сделать продавца услуг, менеджера, управленца. Не все учителя способны (может по причине психологической, может – финансовой возможности) стать ИКТ-компетентными уже сегодня.
Третья: Насколько реально довести проект до логического завершения? В целом были озвучены лишь общие положения инновационной программы, которая на сегодняшний день требует конкретного содержательного наполнения. В российских школах нет «ни инфраструктуры, ни соответствующих бюджетов» для того чтобы внедрить озвученные властью начинания.
Четвертая: Профессия учителя по-прежнему не престижная и малооплачиваемая, поэтому в школу идут не самые лучшие кадры страны. А теперь, когда в целях совершенствования профильного обучения, в Новую школу будут приглашаться люди, не имеющие базового педагогического образования, штат «случайных людей» будет только пополняться. И как это отразится на качестве образования, остается только догадываться.
Какое бы ни было общественное мнение, ясно одно, стране нужны новые педагогические кадры и новые специалисты, как бывшие выпускники школ, способные реализовать себя в будущем. И именно на это нацелена инновационная образовательная инициатива «Наша Новая школа». А что касается личности учителя, то я думаю, сущность Настоящего учителя кроется в самом слове «УЧИТЕЛЬ»:
У - уникальный, умный, успешный, универсальный, умеющий профессионально преподносить материал. Ч - честный, человечный, чуткий, с чувством юмора. И - искренний, индивидуальность. Т - тактичный, толерантный, терпеливый. Е - естественный, единомышленник. Л - любящий детей, любящий свою работу. Ь - и очень мягкий как мягкий знак и само слово! … и эта истина будет неподвластной времени.
Благодарю за внимание!
Литература и ссылки:
- http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/ Министерство образования и науки РФ, «Инновационная образовательная инициатива «Наша Новая школа» (документ).
- http://oblasov13.ucoz.ru/load/iz_opyta_raboty/ // «Новой школе - новый учитель!»
- http://openedu.kspu.ru/forum/index.php?topic=14.0 // «Какого учителя ждет современная школа?» (форум)
- http://www.koipkro.kostroma.ru/ (афоризмы)
- http://www.uchportal.ru/publ/12-1-0-220 // «Современный учитель. Каким ему быть?»
- http://childpsy.ru/lib/articles/id/22625.php // «Психолого-педагогическая подготовка учителя для «Новой школы».
- http://www.baltinfo.ru/2010/07/26/Pedagogicheskii-forum-uchitelya-postavili-neud-Nashei-novoi-shkole // «Педагогический форум: учителя поставили неуд «Нашей Новой школе».
- http://www.liberty.ru/Themes/Proekt-Nasha-novaya-shkola-god-spustya.-Debaty-uchitelej-ne-stihayut // «Проект «Наша Новая школа» год спустя».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Молодой учитель в новой школе"
Проект защищен на конкурсе "Педагогический дебют"-2012...
Новый стандарт современного учителя
Материалы по ФГОС...
управление самообразованием учащихся, как новая компетенция современного учителя
Проблему самообразования в школе сегодня диктует наше общество, а именно, дать учащимся не только сумму знаний, но и сформировать у них умения самостоятельно пополнять знания, ориент...
Статья "Современный учитель в начальной школе"
Рассуждая на данную тему необходимо сказать о тех важнейших факторах, которые побуждают учителя, зачастую проработавшего в школе много лет, становитьсясовременным, а значит другим: современная школа с...
Презентация "Современный учитель в начальной школе"
Презентация к статье "Современный учитель в начальной школе"...
Публичные выступления «Современный урок – в начальной школе в свете новых ФГОС нового поколения»
Основной формой организации учебных занятий на протяжении многих лет являетсяурок. Современный урок есть не только динамичная и вариативная форма организациипроцесса целенаправленного взаимодействия п...
Статья "Современный учитель в начальной школе-грани профессионализма"
Выступление на II Всероссийской научно-методическойконференции (г. Москва, 21–22 июня 2018 г.)Статья опубликована в сборнике "СОВРЕМЕННАЯНАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА:ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ,ПЕРСПЕКТИВЫ&quo...