Новый стандарт современного учителя
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
21 января 2010 года, в день открытия Года учителя в России, Президент РФ Д. А. Медведев утвердил инициативу "Наша новая школа", направленную на постепенный переход на новые образовательные стандарты, изменение инфраструктуры школьной сети, сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие учительского потенциала и системы поддержки талантливых детей.
Особенности стандарта .Стандарты - конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством
В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: это профессионал, который: демонстрирует универсальные и предметные способы действий инициирует действия учащихся консультирует и корректирует их действия находит способы включения в работу каждого ученика создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Роль учителя: учитель-консультант учитель-модератор учитель-тьютор
Притча о мотивации Рыбий жир для собаки Один человек решил давать своему доберману рыбий жир: ему сказали, что это очень полезно для собаки . Каждый день он зажимал между колен голову вырывающегося пса, насильно раскрывал ему челюсти и проталкивал жир в глотку. Однажды пес вырвался и разлил жир на полу. Затем, к великому удивлению хозяина, он вернулся и стал вылизывать лужу. Оказалось, что он противился не самому рыбьему жиру, а способу, каким этот жир ему вливали.
Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие Системно-деятельностный подход Чему учить? обновление содержания образования Как учить? Обновление технологий образования Ради чего учить? Ценности образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
В основе ФГОС НОО лежит СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД, который предполагает ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ качеств личности УЧЕНИКА «Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому и я пойму».
Сценирование урока Главная революция стандартов- сделать системно- деятельностный подход основным инструментом педагогического труда Деление на традиционный и нетрадиционный подход к уроку уходят в прошлое Идти на урок с новой установкой- формировать три группы результатов (личностные, предметные и метапредметные) Введение УУД (универсальные учебные действия) заменяет триединую цель на технологически достижимые результаты. Обучающая : предметные результаты Развивающая : метапредметные результаты Воспитательная : личностные результаты
Личностные результаты: Самоопределение (я-ученик, я-сын, я- гражданин и т.д.) Смыслообразование (для чего?, зачем?, на этапе мотивации) Нравственно-эстетическая ориентация (что такое хорошо?, что такое плохо?)
Метапредметные результаты: Регулятивные Целеполагание (умение ставить цель) Планирование (расставь по порядку, по алгоритму, в 3 столбика, по памятке и т.п) Прогнозирование (предположи, чем закончится рассказ, закончи по другому)
- Контроль (умение удерживать цель, подведение итога на каждом этапе урока, контроль не учителя, а самоконтроль) - Коррекция (работа над ошибками) - Оценка (соотнесение цели и достигнутого результата, например: «выбери самую красивую букву) - Саморегуляция (усидчивость)
Познавательные: -Общеучебные (умение писать, читать, считать и т.п.) Знакосимволические (понимание таблиц, схем, диаграмм и т. п.) Информационные (работа со словарями и т.п.) Логические (анализ, синтез, сравнение,обобщение, докажи)
Коммуникативные: Инициативное сотрудничество (совместная деятельность, направленная на достижение результата) Планирование учебного сотрудничества (распределение ролей в группах учащимися) Взаимодействие (работа в паре, в группе) Управление коммуникацией (наличие лидера в группе)
1. Метод обучения- не объяснительный, а деятельностный(проблемный, исследовательский, проектный) 2. Форма проведения – от фронтальной работы к совместной деятельности учащихся (парная(рукавички, домики), групповая, индивидуальная) Отличия ФГОС от традиционной системы обучения:
3. У учителя нет готовых знаний , т.е «ничего не знает» (предположить-доказать) 4. Передача функций ученику (учитель не называет тему, цели, задачи) 5. Информатизация (учить работать с информацией) 6. Учебное оборудование 7.Организация внеурочной деятельности
8.Типы современного урока: Урок открытия новых знаний Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) Урок систематизации и обобщения знаний и умений Урок контроля знаний и умений Урок коррекции знаний и умений (работа над ошибками) Комбинированный урок
9. Надпредметные знания (польза для жизни, т.е. где можно применить) 10. Другая система оценки Предметные Метапредметные Личностные результаты
ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? «Оцениваться может любое, особенно успешное действие (предметное, метапредметное, личностное), а фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи)». Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика) Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности) Пример: Ученикам ОБЪЯВЛЯЕТСЯ : общая активность на уроке достойна оценки «молодец», «стараешься», но отметка может быть выставлена только за решение одной задачи от начала до конца.
КТО ОЦЕНИВАЕТ? На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель . Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценки), что она завышена или занижена .
Формирование умения самооценки (начало) 1 шаг. На первых уроках учитель выбирает для оценивания своей работы наиболее подготовленных учеников (на одном уроке по 1-3 ученика) 2 шаг: Первое время учитель, помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал): 1. Задание? (приучаем помнить цель) 2. Выполнил? (учим сопоставлять цель и результат) 3. Правильно? (учим признавать ошибки) 4. Сам? (учим анализировать процесс исполнения) 5. +со 2 кл.: Какая отметка? (учим различать уровни - поправляем завышение или занижение).
Формирование умения самооценки (окончание) 3 шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса. 4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов, учитель предлагает ученикам самим , глядя на опорные сигналы, задавать себе эти вопросы и отвечать на них. При коллективной проверке письменных заданий. на доске предъявляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение . 5 шаг. Когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные сигналы, учитель может убрать их и доставать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооценки сформировано.
Отметка без оценки убивает учебную мотивацию Тормозит интеллектуальную активность и познавательный интерес Формирует мотивацию избегания неудач Оказывает психотравмирующее действие как регулятор самооценки и отношений со значимыми близкими Манипуляции ради отметок: списывание, самоисправление, обман..
Правильная оценка формирует мотивацию достижения Отсутствие привязки к личным качествам ребенка Отсутствие сравнения с другими Развернутые оценочные суждения в сравнение с прошлым достижением ребенка Положительные стороны должны быть всегда
11. Особенности организации деятельности учителя и учащихся на уроке нового типа Дети, сядьте правильно!
Поведение учителя во время групповой работы
Что почитать о групповой форме работы? Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. - М.: Новая жизнь, 1994. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск : Пеленг, 1993. Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности. // Начальная школа.- 1999, № 10 Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988 Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. СПб.: Педагогика, 2000
12. Изменение позиций ученика и учителя
13. Стрyктура урока по новым стандартам 1. Самоопределение к деятельности (орг. момент) 2. Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового, завершается проблемой) 3. Постановка учебной задачи. 4. Решение учебной задачи. 5. Первичное закрепление. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой. 7. Включение знаний в систему. 8. Контроль. 9. Оценка (рефлексия).
Технологическая карта современного урока Организация начала занятия Проверка выполнения домашнего задания Целеполагание и мотивация (подготовка к основному этапу занятия) Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы) Усвоение новых знаний и способов действий Первичная проверка понимания Первичное закрепление (организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу) Применение знаний и умений в новой ситуации (творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений) Обобщение и систематизация знаний Контроль и самопроверка знаний Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Рефлексия (подведение итогов занятия)
Новой школе – нового учителя!!! Ключевой фигурой Новой школы и является учитель, на которого возлагается основная ответственность за качество и доступность образования. Новый учитель – это творческая, независимая, разносторонняя, культурная, нравственно и духовно развитая личность. Также учитель новой школы должен быть активным пользователем информационных технологий, свободно общаться в этом информационном пространстве. Человек, любящий свою работу и своих воспитанников. Это личность, близкая к идеалу, а не просто урокодатель. Именно любовь к детям делает личность учителя уникальной и отличает эту профессию от остальных. Вот поэтому необходимо начать преобразование школы с учителя ( в частности с учителя начальных классов ), т.к. переход на ФГОС осуществляется именно в начальной школе. Если учитель хочет быть нужным в 21 веке, он должен перестроиться на новые требования. «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» Конфуций.
Предварительный просмотр:
Тема: Новый стандарт современного учителя
Образование вошло в эпоху, когда педагогические системы должны быть не только развивающими, но и развивающимися. Динамика изменяющегося общества требует изменений в целях, содержании, технологиях образования. То, в какой мере оно сможет эффективно отвечать вызовам времени, зависит от педагогов, от их готовности и способности включаться в процесс обновления практики образования.
Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача — создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят, их гражданской позиции, чувства ответственности за судьбу Родины. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала. Потребность современного общества такова, что, вступая во взрослую жизнь, выпускники будут постоянно сталкиваться с проблемой выбора, будут самостоятельно искать ответы на жизненные вопросы и принимать самостоятельные решения.
Проблема качества образования в школе существовала всегда. Какими только методами, и технологиями не пытались ее решить.
И все-таки главную роль в школе, по-моему, играет учитель. Именно от него зависит, будет ли та или иная методика работать на ученика или нет. Можно замечательно знать свой предмет, но не уметь заинтересовать им учащихся. И тогда о каком качестве образования может идти речь?
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жесткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, качества лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) все настойчивее входят в современную школу, где учителя, учащиеся, родители – участники важного для жизни школы события.
В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: это профессионал, который
- демонстрирует универсальные и предметные способы действий
- инициирует действия учащихся
- консультирует и корректирует их действия
- находит способы включения в работу каждого ученика
- создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Одна из главных составляющих стандарта без которого невозможно успешное внедрение ФГОС в школе – учитель. Учитель всегда был, есть и будет ключевой фигурой в школе.
Но изменилась ли роль учителя? Да, конечно. Наряду с традиционной ролью появляются следующие роли.
Учитель-консультант. Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы.
Учитель-модератор. Модерирование – деятельность направленная на раскрытие потенциальных возможностей ученика и его способностей.
Учитель-тьютор. Осуществляет педагогическое сопровождение ученика.
Современный урок – это урок, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.
Рыбий жир для собаки
Один человек решил давать своему доберману рыбий жир: ему сказали, что это очень полезно для собаки. Каждый день он зажимал между колен голову вырывающегося пса, насильно раскрывал ему челюсти и проталкивал жир в глотку.
Однажды пес вырвался и разлил жир на полу. Затем, к великому удивлению хозяина, он вернулся и стал вылизывать лужу. Оказалось, что он противился не самому рыбьему жиру, а способу, каким этот жир ему вливали.
Эта притча показывает то, что современный учитель должен стремиться найти ответ на вопросы Как учить?(это связано с обновлением технологий образования), Чему учить?( с обновлением содержания образования), Ради чего учить? (с ценностями образования)
Как учить детей, чтобы они могли в дальнейшем самостоятельно развиваться, были готовы к решению многих задач, которые приготовит им жизнь. И найти ответы помогает технология деятельностного подхода, настоящий инструмент учителя, позволяющий решать важные задачи по формированию у детей деятельностных способностей. Теперь задача учителя организовать исследовательскую деятельность учащихся, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы урока, объяснили, как надо действовать в новых условиях! Не получать знания в готовом виде, а самостоятельно находить способы решения сначала учебных, а потом жизненноважных проблем – вот чему необходимо научить своих учеников.
До сих пор обучение строилось в школе по такой схеме: школа «дает», ученик «берет». В результате у детей формитуется иждевенческое отношение не только к школе, но и к жизни вообще.
Главная революция стандартов- сделать системно- деятельностный подход основным инструментом педагогического труда
-Деление на традиционный и нетрадиционный подход к уроку уходят в прошлое
-Идти на урок с новой установкой- формировать три группы результатов (личностные, предметные и метапредметные)
-Введение УУД (универсальные учебные действия) заменяет триединую цель на технологически достижимые результаты.
Обучающая: предметные результаты
Развивающая: метапредметные результаты
Воспитательная: личностные результаты
Личностные результаты:
- Самоопределение (я-ученик, я-сын, я- гражданин и т.д.)
- Смыслообразование (для чего?, зачем?, на этапе мотивации)
- Нравственно-эстетическая ориентация (что такое хорошо?, что такое плохо?)
Метапредметные результаты:
Регулятивные
- Целеполагание (умение ставить цель)
- Планирование (расставь по порядку, по алгоритму, в 3 столбика, по памятке и т.п)
- Прогнозирование (предположи, чем закончится рассказ, закончи по другому)
- Контроль (умение удерживать цель, подведение итога на каждом этапе урока, контроль не учителя, а самоконтроль)
- Коррекция (работа над ошибками)
- Оценка (соотнесение цели и достигнутого результата, например: «выбери самую красивую букву)
- Саморегуляция (усидчивость)
Познавательные:
-Общеучебные (умение писать, читать, считать и т.п.)
- Знакосимволические (понимание таблиц, схем, диаграмм и т. п.)
- Информационные (работа со словарями и т.п.)
- Логические (анализ, синтез, сравнение,обобщение, докажи)
Коммуникативные:
-Инициативное сотрудничество (совместная деятельность, направленная на достижение результата)
-Планирование учебного сотрудничества (распределение ролей в группах учащимися)
-Взаимодействие (работа в паре, в группе)
-Управление коммуникацией (наличие лидера в группе)
Образовательная система ранее была направлена на успешное усвоение стандарта основной группы учащихся. В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. В связи с этим прежде, чем приступить к реализации нового стандарта современному учителю необходимо понять в чём его отличие от традиционной системы обучения.
1. Метод обучения- не объяснительный, а деятельностный(проблемный, исследовательский, проектный)
2. Форма проведения – от фронтальной работы к совместной деятельности учащихся (парная(рукавички, домики), групповая, индивидуальная)
3. У учителя нет готовых знаний, т.е «ничего не знает» (предположить-доказать)
4. Передача функций ученику (учитель не называет тему, цели, задачи)
5. Информатизация (учить работать с информацией)
6. Учебное оборудование
7.Организация внеурочной деятельности
8.Типы современного урока:
- Урок усвоения новых знаний
- Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
- Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
- Урок систематизации и обобщения знаний и умений
- Урок контроля знаний и умений
- Урок коррекции знаний и умений (работа над ошибками)
- Комбинированный урок
9. Надпредметные знания (польза для жизни, т.е. где можно применить)
10. Другая система оценки
- Предметные
- Метапредметные
- Личностные результаты
ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?
«Оцениваться может любое, особенно успешное действие
(предметное, метапредметное, личностное),
а фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи)».
Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика)
Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности)
Пример: Ученикам ОБЪЯВЛЯЕТСЯ: общая активность на уроке достойна оценки «молодец», «стараешься», но отметка может быть выставлена только за решение одной задачи от начала до конца.
На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценки), что она завышена или занижена.
Формирование умения самооценки (начало)
- 1 шаг. На первых уроках учитель выбирает для оценивания своей работы наиболее подготовленных учеников (на одном уроке по 1-3 ученика)
- 2 шаг: Первое время учитель, помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал):
1.Задание? (приучаем помнить цель)
2.Выполнил? (учим сопоставлять цель и результат)
3.Правильно? (учим признавать ошибки)
4.Сам? (учим анализировать процесс исполнения)
5.+со 2 кл.: Какая отметка? (учим различать уровни - поправляем завышение или занижение)
Формирование умения самооценки (окончание)
- 3 шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса.
- 4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов, учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорные сигналы, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.
При коллективной проверке письменных заданий. на доске предъявляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение.
- 5 шаг. Когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные сигналы, учитель может убрать их и доставать, только если у кого-то возникают затруднения.
- Базовое умение самооценки сформировано.
Отметка без оценки убивает учебную мотивацию, правильная оценка формирует мотивацию достижения.
11. Особенности организации деятельности учителя и учащихся
на уроке нового типа.
-Комплектование групп зависит от того, какую цель преследует учитель
-Поведение учителя во время групповой работы
- Что почитать о групповой форме работы?
12. Изменение позиций ученика и учителя
13. Стрyктура урока по новым стандартам
- 1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)
- 2. Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового, завершается проблемой)
- 3. Постановка учебной задачи.
- 4. Решение учебной задачи.
- 5. Первичное закрепление.
- 6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- 7. Включение знаний в систему.
- 8. Контроль.
- 9. Оценка (рефлексия).
Технологическая карта современного урока более подробно раскрывает структуру и содержание урока по ФГОС:
- Организация начала занятия
- Проверка выполнения домашнего задания
- Целеполагание и мотивация (подготовка к основному этапу занятия)
- Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы)
- Усвоение новых знаний и способов действий
- Первичная проверка понимания
- Первичное закрепление (организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу)
- Применение знаний и умений в новой ситуации (творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений)
- Обобщение и систематизация знаний
- Контроль и самопроверка знаний
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Рефлексия (подведение итогов занятия)
Ключевой фигурой Новой школы и является учитель, на которого возлагается основная ответственность за качество и доступность образования.
Новый учитель – это творческая, независимая, разносторонняя, культурная, нравственно и духовно развитая личность. Также учитель новой школы должен быть активным пользователем информационных технологий, свободно общаться в этом информационном пространстве. Человек, любящий свою работу и своих воспитанников. Это личность, близкая к идеалу, а не просто урокодатель.
Именно любовь к детям делает личность учителя уникальной и отличает эту профессию от остальных.
Вот поэтому необходимо начать преобразование школы с учителя (в частности с учителя начальных классов), т.к. переход на ФГОС осуществляется именно в начальной школе.
Если учитель хочет быть нужным в 21 веке, он должен перестроиться на новые требования.
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» Конфуций.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Гулькевичи
МО Гулькевичский район
ДОКЛАД
НОВЫЙ СТАНДАРТ
СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Подготовила: Волкова А.А.
2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации учителям по новым стандартам.
РЕАЛИЗАЦИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «ШКОЛА 2100» (ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1-го КЛАССА)...
рабочая программа составленная по требованиям новых стандартов в помощь учителям
Рабочая программа составлена в соответствии ФГОС , 4 класс, русский язык Г.М.Селиверстова,Ф.Т.Манзанова...
Статья "Готовность учителя к реализации новых стандартов"
Перспективы развития начального образования в условиях введения ФГОС....
Работа учителя по проектированию урока на основе требований нового стандарта
Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы....
"Готовность учителя к реализации новых стандартов".
Перспективы развития начального образования в условиях введения ФГОС....
управление самообразованием учащихся, как новая компетенция современного учителя
Проблему самообразования в школе сегодня диктует наше общество, а именно, дать учащимся не только сумму знаний, но и сформировать у них умения самостоятельно пополнять знания, ориент...