разработка методической темы "Технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературы как средство повышения познавательной активности младших школьников"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)
Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней. В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию.Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологии развивающего обучения | 157 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Ново – Девяткинская СОШ №1»
Всеволожского района Ленинградской области
Рекомендована МО учителей начальной школы «__» _____________ Руководитель МО ___________ | Утверждаю Директор школы __________ Г.Ф. Мартыновская |
Методическая работа по теме
«Технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературы как средство повышения познавательной активности младших школьников»
Разработала: Ионенкова Наталия Николаевна
учитель начальных классов
МОУ «Ново-Девяткинская СОШ №1»
Всеволожского р-на Ленинградской обл.
Методическая работа
по теме: «Технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературы как средство повышения познавательной активности младших школьников»
Содержание:
Научная обоснованность проблемы 3-4 стр.
Условия формирования творческого мышления младших школьников 5 стр.
Роль развивающего обучения как основной фактор развития творческого мышления учащихся. 5-6 стр.
Роль творческих заданий в формировании познавательных интересов учащихся на уроках русского языка и литературы. 6-8 стр.
Задачи творческого характера, способствующих формированию познавательных интересов 8-15стр.
Условия развития творческих способностей 15-16 стр.
Страницы истории на уроках русского языка и литературы 16 стр.
Соответствие программе 16-17 стр.
9. Эффективность реализации работы 17-18 стр.
Список литературы 18 стр.
Научная обоснованность проблемы
Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней. В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию.Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества.Необходимость развиваться у каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов.Курс литературного чтения призван ввести ребёнка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, используя опору на смежные виды - рисование, музыку, инсценирование , с формированием способности к полноценному восприятию художественного произведения. Эта способность, в свою очередь, складывается из умения воспринимать изобразительно - выразительные средства языка и воссоздавать в своём воображении образы, чтения текста по ролям. Здесь появляются дополнительные возможности для расширения «творческого кругозора» учеников за счёт знакомства с работой режиссёра, автора инсценировки текста, костюмера, художника. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно при условии, что учиться не заставляют, а увлекают. Творческая деятельность позволяет учащимся раскрыть и активизировать свои способности; неуверенным ребятам - развить инициативу, сообразительность, мышление. Ведь даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности.
Исходя из актуальности проблемы, мной выбрана тема исследования «Технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературы как средство повышения познавательной активности младших школьников»
Предмет исследования: развивающие технологии как средство повышения качества учебных достижений младших школьников по русскому языку и литературному чтению.
Цель исследования: теоретическое обоснование и практическое использование развивающих технологий на уроках русского языка и литературы в начальных классах.
Задачи исследования:
Первая задача – обеспечить умственное развитие. Главное, умственное развитие обеспечивает системный, характер добываемых детьми знаний.
Вторая задача развивающего обучения – не давать никаких готовых знаний, а обеспечить познавательную самостоятельность детей, вооружить их такими средствами умственного труда, которые помогут им самим добывать знания.
Третья задача. Обязательным элементом уроков должны быть занимательные игры, игровые моменты.
Четвёртая, главная задача развивающего обучения – это формирование умений учиться.
Предмет исследования:
1. Изучить технологии развивающего обучения для обучения мышления школьников
2. Раскрыть роль развивающего обучения для повышения познавательной активности младших школьников
3. Проследить роль творческих заданий в формировании познавательных интересов учащихся на уроках русского языка и литературы. 4. Разработать систему творческих заданий для повышения познавательной активности младших школьников
В системе работы три этапа.
1.Необходимо сформировать у учеников качества для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой активности, натренированной памяти, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Предпосылки творческой деятельности школьников формируются на уроках чтения языковыми играми и различными конкурсами, викторинами, выступлениями учащихся на уроках и утренниках. 2. Второй этап - это элементы исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе, а также их коллективная работа, совместное выполнение поставленных задач. 3.Третий этап - это самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество. Исполнительская деятельность тоже может подняться до уровня искусства, досамовыражения, когда в драматизации сказки ученик входит в роль сказочного героя. Также при иллюстрировании, когда детям нужно нарисовать сюжетную картинку, отражающую момент действия в рассказе, на основе воображения и знания жизни они вносят что-то своё, от своего видения жизни, от своего понимания героя или события. В схеме данная система выглядит так: К формированию грамотности я веду учеников сознательным путём, создавая проблемные ситуации, опираясь уже на сформированное теоретическое мышление, на его умение работать с книгой, со справочной литературой, поэтому материал на уроках не преподносится готовым, дети включаются в активную мыслительную работу, требующую от них умения сравнивать, обобщать, составлять план и опорные слова.
Цель курса «Литературное чтение» - осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения и собственного литературного творчества. Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения включает освоение всех форм драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, словесное, графическое, музыкальное иллюстрирование литературного произведения; творческий пересказ разных видов; собственные высказывания на основе прочитанного, сочинения на основе литературных впечатлений. В работе по развитию творческих способностей младших школьников развивается эстетический вкус, воспитывается доброе отношение к окружающему их миру. Развиваются разнообразные речевые умения школьников, связанные с процессом собственного творчества (умений устного и письменного высказывания на свободную тему. Система в работе позволяет формировать у учащихся целостное восприятие художественного произведения, создаёт условия активного положительного воздействия литературы на духовное развитие личности.
Практическая значимость методической разработки обусловлена тем, что её результаты могут быть использованы в практической деятельности других учителей начальных классов. Работая по данной технологии, я думаю, мои советы будут интересны учителям, работающим в данном направлении. На уроках русского языка можно успешно применять методические способы и приёмы развивающего обучения, способствующие развитию учащихся и позволяющих внести больше осмысленности в процесс овладения определёнными навыками. Лучший способ пробудить интерес –эвристическая задача. Этот приём позволяет пробудить внимание и интерес, приблизить возможность открытия. Например, стандартное задание – вставить буквы в текст упражнения – я стараюсь изменить и сделать интересным, если задание сформулировать иначе: вы – редактор, вы должен увидеть «ошибкоопасные» места и не допустить попадание ошибок в текст книги; вы - учитель, вы составляете задание для своих учеников и должны отметить те места, которые могут вызвать у них затруднения, привести к ошибке. Такие задания могут быть многоплановые, главное, чтобы они вызывали интерес. Очень эффективно применяю изложение информации учащимися при ролевой игре или диалоге «я - составитель правила», «я - автор деформированного текста». Идёт работа по анализу и синтезу уже известного, формулируется эвристический вопрос, пробуждающий интерес учеников .Такой вид работы имеет и большой дисциплинирующий эффект, так как опережающее изучение позволяет самостоятельно знакомиться с новым учебным материалом и излагать его так, чтобы понятно было остальным. Такой метод позволяет открыть дорогу творчеству и самостоятельности, что, конечно, пригодится в будущей учёбе в средней школе. Закрепление орфографических и пунктуационных навыков достигается не только посредством глубокого и прочного усвоения теоретического материала, но и путём нового вида контроля за усвоением знаний – тестирования. Система работы с тестами позволяет мне поэтапно готовить учащихся к ВПР и в дальнейшем к сдаче ЕГЭ. Уже с 4 класса учащиеся решают тесты различной сложности, а также создают собственные, с которыми работают в паре. Это позволяет осуществлять контроль за усвоением знаний и навыков. С целью повышения эффективности урока я применяю такой вид работы, как составление алгоритма. Руководствуясь дифференциацией, предлагаю разноуровневые задания для разных категорий учеников. Такой вид работы помогает мне контролировать систему практических действий ученика, оперативно выявлять ошибку в рассуждениях и действиях учащегося, исправлять её. Алгоритм обеспечивает и самоконтроль: на каждом этапе даёт ученику подтверждение в правильности действий. Использование ресурсов сети Интернет на рабочих уроках даёт также ряд положительных результатов: позволяет экономить время при выполнении практических заданий, дифференцировать работу на уроке, глубже изучать творчество писателей. Дети охотнее готовятся к урокам литературного чтения, учатся черпать интересный материал из ресурсов сети Интернет: делают собственные презентации к урокам, используют задания ,созданные мной на электронных платформах «УЧИ.ру», «Яндекс-учебник», участвуют в дистанционных олимпиадах по предметам. Многие имеют дипломы и сертификаты, грамоты. Технология развивающего обучения даёт огромную возможность работать с одарёнными детьми, развивать в них чувство прекрасного, заниматься языком на научном уровне. Такие дети с удовольствием занимаются проектной и поисковой деятельностью, пишут рефераты и создают интересные презентации, часто совместно с родителями. Технология развивающего обучения даёт мне возможность повысить активность ученика и во внеклассной деятельности по предмету. Развивается и актёрское мастерство школьников: ставятся литературные сценки на праздниках.
Условия формирования творческого мышления младших школьников
Творчество – это самый мощный импульс в развитии ребёнка. На уроках русского языка и литературы я стараюсь создать условия для творчества, для внутренней свободы ученика. Дети с увлечением сочиняют фентези и сказки, пишут стихи и былины, синквейны. Все это делает изучение материала более увлекательным и интересным, влияет на качество творческих работ.Целенаправленная и планомерная работа над формированием навыков устной и письменной речи учащихся с опорой на технологию развивающего обучения дала свои результаты: ученики с интересом и успешно участвуют в конкурсах в школе и районе, пишут заметки в газету, сочиняют стихи, участвуют в конкурсах сочинений, в конкурсах чтецов.У учащихся выработалась наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову, что сказалось на формировании общей культуры.
На уроках русского языка и литературы могут быть использованы разнообразные приёмы для развития учащегося. Это могут быть как развивающие игры, так и решение кроссвордов, головоломок, шарад, ребусов, что, также способствует и повышению интереса учащихся к преподаваемому предмету. Возникает возможность приучать детей к учебной инициативе: задавать учителю познавательные вопросы.Ученик приучается к самоанализу: «Что я уже знал?», «Что я узнал нового?», «Как это представить в виде таблицы? » Поэтому на составление опорных схем не надо жалеть время. Эту работу провожу после того, как дети ознакомились с материалом. Опора на технологию развивающего обучения и на программу развития общеучебных умений помогли мне результативнее решать первостепенные проблемы. Это особый вид обучения, характеризующийся специфическим подходом к определению и реализации целей, его содержания, технологии и взаимодействия участников учебного процесса.Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но… не опаздывайте и, помогая …думайте сами.
Роль развивающего обучения в развитии творческого мышления учащихся.
Развивающее обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей.Будущее образования находится в тесной связи с перспективами развивающего обучения . И цель развивающего обучения широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает ещё и формирование познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способностей.
Особенность развивающих методов состоит в том, что они основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящих в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явления, закон. Ни слишком трудная, ни слишком лёгкая познавательная задача не создаёт проблемы для учеников. Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения. Таким образом, ребёнок становится в позицию своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления развивающим обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
Проблемная ситуация специально создаётся учителем путём применения особых методических приёмов:
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;
- определяет проблемные теоретические и практические задания;
- ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределённостью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).
Для реализации технологии развивающего обучения необходим:
- отбор самых актуальных, сущностных задач;
- определение особенностей развивающего обучения в различных видах учебной работы;
- построение оптимальной системы развивающего обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;
- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребёнка.
Исходя из задач школы, выделяют основные функции развивающего обучения. Их делят на общие и специальные.
Роль творческих заданий в формировании познавательных интересов учащихся на уроках русского языка и литературного чтения
Л. Н. Толстой справедливо считал, что интерес ребёнка может раскрыться лишь в условиях, не стесняющих проявление его способностей и наклонностей. Важнейшее условие проявления интереса — это создание на уроке такой естественной, свободной атмосферы, которая вызывает подъём душевных сил ребёнка.
Практическое применение прогрессивные идеи по проблеме интереса в обучении нашли в опыте педагогов А. С. Макаренко и С. Т. Шацкого. Он уделял самое серьёзное внимание проблеме интереса в обучении и считал, что интерес — важный фактор активного усвоения ребёнком социального опыта, с другой — роль интереса он видел в приспособлении ребёнка к окружающей среде.
А. С. Макаренко раскрывает некоторые методические приёмы поддержания и развития интереса: подсказка, вызывающая догадку, постановка интересного вопроса, введение нового материала, рассматривание иллюстраций, наталкивающих на вопросы, и т. д.
Макаренко считал, что жизнь и труд ребёнка должны быть пронизаны интересом, что содержание образовательной работы определяется детским интересом. По моему мнению, нельзя судить об учителе по числу плохих и хороших оценок в его классе. Во главу угла нужно поставить воспитание интереса к предметам гуманитарного цикла и развитие творческих способностей детей. Именно такой подход обеспечивает гуманное отношение к ученику. Всем известно, что тот предмет, который преподаётся в атмосфере дружелюбия и увлечённости, ребята любят больше всего.
Первоочередной задачей урока считаю создание в классе атмосферы свободного общения, всеобщей заинтересованности. Своих учеников я называю только по именам. Учащимся разрешаю отвечать не поднимаясь с места, сидя. Создаётся впечатление, что идёт не опрос, а обычная дружеская беседа. Одновременно экономится время и исчезает повод для лишнего шума.
Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех учителя – быть скучным”. Когда ребёнок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идёт совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией её, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.
Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.
Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о которых в своё Д. И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается скорее, быстрее и продуктивней.Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся — важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения — образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес. Из него вытекает важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом — благоприятное общение в учебном процессе.
Совершенствованию усваиваемых умений и навыков способствует выполнение творческих упражнений, материал которых по тематике и по строению близок детям, доступен по содержанию, непосредственно связан с их опытом, личными впечатлениями и интересами. Окружающая учащихся действительность содержит богатейший фактический материал для самостоятельного составления ими текстов рассказов, изложений, сочинений и т. п.
Выполнение упражнений творческого характера, связанных с материалом, близким учащимся, имеет большое значение для совершенствования их умений и навыков. Они видят результаты своих занятий, переживают достижения, которые вселяют уверенность в собственных силах, мобилизует их к достижению более высоких показателей в учёбе. Усваиваемые же умения и навыки правописания становятся более прочными.
В процессе выполнения творческих упражнений учащиеся не только воспроизводят и совершенствуют усваиваемые знания, умения и навыки, но и свободно ими оперируют в разнообразной практической деятельности. Выполнение творческих упражнений характеризуется самым высоким уровнем познавательной деятельности учащихся, которая проявляется в более вдумчивом и пытливом отношении к установлению новых связей между изучаемыми явлениями и процессами, в раскрытии практической значимости усваиваемого учебного материала.
Творческая познавательная деятельность учащихся включает в себя известную самостоятельность в решении поставленных вопросов, учащиеся в работе не ограничиваются запоминанием изучаемого материала, самостоятельно его осмысливают, в объяснение и пересказ материала вносят свои собственные мысли, постоянно совершенствуют методику своей работы. По мере перехода учащихся с одной ступени образования на другую, более высокую, творческая познавательная деятельность учащихся всё более и более сближается с научно-исследовательской работой.
Особенно развивают интерес творческие работы учащихся, которые связаны с работой воображения.
В учебниках по русскому языку содержатся много интересных и полезных сведений об истории языка, творческие задания.Эти задания способствуют успешному изучению русского языка и литературы, вызывают интерес к предмету, помогают развить такие качества как внимание, сообразительность, учат рассуждать,анализировать.Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.
В процессе игры на уроках русского языка и литературного чтения учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится думать,принимать решения, фантазировать. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры.
Развитию познавательных интересов способствует использование игровых заданий.Например: ребусы,шарады,кроссворды.
Задания творческого характера, способствующих формированию познавательных интересов
1. Задание на установление сходства или различия языковых явлений
Упражнение. Найдите общие и различные черты у выделенных слов.
(до)брался (до)берега
(по)шёл (по)тропинке
(от)плыл (от)берега
Ученики, решая эту орфографическую задачу, выбирают правильный вариант написания слов, обосновывая свои суждения. При этом сравнивают морфологический состав слов, определяют принадлежность слов к той или иной части речи. В процессе выполнения задания формируются умения высказывать своё мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения. Выскажутся все, кто хочет сказать. Особого побуждения требуют слабые ученики, которых нужно ободрить, поддержать, похвалить даже за попытку ответить на вопрос. Это задание я использую на этапе формирования умений обучающихся по теме «Правописание предлогов и приставок».
2. Задание на выявление аналогии языковых явлений
Упражнение. Дополните начатые цепочки до 4-5 слов по трём признакам одновременно. Признаки подбора слов определите самостоятельно. Запишите слова, выделяя окончания.
Лесников, грибников, … .
Вокзалы, салюты, … .
В упражнении, на станции, … .
Ученики самостоятельно подбирают слова по трём признакам, учитывая:
наличие определённых орфограмм;
категорию числа имён существительных;
падежные формы существительных.
Такие задания основываются на сравнении. При этом ученики выделяют признаки объектов и устанавливают сходства и различия между ними.
Цель выполнения этого вида заданий – в получении прочных знаний по изучаемой теме, совершенствовании умения систематизировать их, в развитии логического мышления, творческой и познавательной активности учеников.
3. Задания на классификацию языковых явлений
Цель таких заданий состоит в совершенствовании орфографической грамотности учеников и развитии умения устанавливать причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, находить обобщённое значение.
Занимаясь группировкой, ученик должен предложить несколько вариантов ответа и одновременно осмыслить связи между отдельными языковыми явлениями. При этом я подбираю такой материал на группировку, чтобы можно было рассмотреть языковые явления с разных точек зрения, отработать логико-грамматические операции по классификации языкового материала.
Упражнение. Сгруппируйте слова по нескольким признакам одновременно.
Плач_, скрипуч_, брош_, наотмаш_, роскош_, реж_, суш_, могуч_, намаж_, настеж_.
Варианты выполнения задания:
по написанию (с ь после шипящих и без ь);
по частям речи (существительные, прилагательные в краткой форме, наречия, глаголы в повелительном наклонении).
Таким образом, группировка протекает как процесс анализа, обобщения, что развивает творческие способности школьников. По тому, как осуществляются группировки, можно судить не только о характере мыслительных процессов ученика (анализирующее наблюдение, обобщающее мышление и практические действия), но и о тех знаниях, которыми он оперирует.
4. Задания на установление связей между отдельными языковыми элементами, явлениями
Цель предлагаемых вариантов заданий состоит в усвоении обучающимися большого объёма знаний языкового материала на основе установления связей между отдельными его элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний в другие области и построения доказательных монологических высказываний.
I вариант: «Найди четвёртое лишнее».
Методика проведения такого вида задания общеизвестна. Но, в отличие от традиционной методики проведения выполнения этого задания, в системе развивающего обучения она имеет свои особенности: я предлагаю ученикам такой подбор слов, при котором «лишним» может быть любое слово из данных.
Упражнение. Из данного перечня слов найдите четвёртое лишнее.
Белый, зелёный, серебристый, юный.
Варианты ответов учеников:
Юный – лишнее, т.к. все остальные обозначают цвет.
Серебристый – лишнее, т.к. состоит из корня, суффикса и окончания.
Юный – лишнее, т.к. это относительное прилагательное, остальные – качественные.
II вариант: Ученикам предлагается цепочка слов, в процессе работы надо исключать из неё постепенно по одному слову.
Упражнение. Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось одно слово.
Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа.
Варианты ответов учеников:
Объединить – это глагол, остальные – существительные.
Какао – несклоняемое существительное, другие – склоняемые.
Колонны – сущ. мн.ч., остальные – ед.ч.
Костюм – существительное мужского рода, остальные – женского.
Рожь – сущ. 3-го скл., школа – сущ. 1-го скл..
Эти задания служат как успешному усвоению знаний, так и развитию монологической речи и мышления обучающихся. Они создают благоприятные условия для выявления учеником связей грамматического и орфографического материала в процессе применения знаний в новых условиях: в условиях непривычной формулировки задания, оперирования новым языковым материалом, на который должен быть осуществлён перенос знаний, в условиях, требующих самостоятельного вывода, обобщения
5. Логическо - поисковые задания:
Упражнение. Найдите (устно) обобщающее понятие к определениям. Запишите в тетради номера тех определений, которые относятся к теме «Синтаксис»:
личные, притяжательные (местоимения);
порядковые, количественные (числительные);
глухой, звонкий (согласные);
повествовательное, вопросительное (предложения);
прямое, косвенное (дополнения);
простое, сложное (предложения);
гласный, согласный (звуки);
настоящее, прошедшее (время);
полное, неполное (предложения).
.
Данные типы упражнений развивают у обучающихся умение обобщать, анализировать и синтезировать понятия.
Упражнение. Буквенный диктант
Задание: выпишите в порядке следования первые буквы грамматических основ (предложения воспринимаются на слух):
Московские магистрали освещены всю ночь.
Лёнька быстро оглянулся и дёрнул девчонку за косичку.
Лесная ежевика царапала руки.
Если получилось слово молодец – основы найдены правильно. (Эту работу я использую также при необходимости быстро вспомнить, что такое грамматическая основа предложения).
Упражнение. Числовые диктанты
Он шёл и весело пел.
От количества главных членов в предложении отнимите количество букв в окончании последнего слова. (Ученики называют только число ответа: 3-0=3.)
Упражнение. Цифровой диктант
Предлагаю детям утверждения, которые могут быть правильными и ошибочными. Если они согласны со сказанным – ставят цифру 1 в тетради, если нет – 0. Затем проверяют свои ответы.
Слово пунктуация произошло от пунктуальный.
В предложении (Мы живём в новом доме) подлежащее выражено местоимением.
В предложении (Скоро будет лето) нет сказуемого.
В предложении (Ученики пишут диктант) сказуемое выражено глаголом
1 - ого спряжения
Использование подобных приёмов позволяет избавиться от необходимости фронтальных опросов, включить в работу всех обучающихся и получить мгновенную диагностику. Кроме того, такие задания развивают слуховую память и помогают концентрировать внимание, а также предполагают систематизацию, обобщение знаний.
Творческие задания практического действия при работе с текстом на уроках литературного чтения.
Работа с иллюстрацией к тексту.
Кроме немногих, все картины к художественным произведениям в учебниках по литературному чтению сюжетного характера. Их цель иллюстративная.
Лучше всего, если учитель будет идти от текста к иллюстрации и предложит ученикам, максимально опираясь на текст, устанавливать степень соответствия и несоответствия данной картинки содержанию того эпизода или места в тексте, к которому она относится.
Я использую следующий приём детского иллюстрирования прочитанных текстов.
На одном из уроков я рассказала о том, как создаются художниками иллюстрации к произведениям. Сначала художник внимательно прочитывает весь текст и старается ярко представить себе все, что в нем изображено писателем. Художник задумывается над каждым действующим лицом и пытается разобраться в нем и его поступках. Потом живописец устанавливает, какой эпизод в произведении наиболее важен в смысловом отношении. Он рисует в своём воображении живую картину этого эпизода, а потом переносит её на бумагу.
Свой рассказ я конкретизировала определённой, заранее отобранной иллюстрацией к знакомому детям тексту из учебника.
После этого предлагаю ученикам устно нарисовать иллюстрацию к выбранному отрывку из текста. Далее дети создают индивидуальные иллюстрации, рисованные на бумаге. Детям эта творческая работа очень нравится, и они её с удовольствием выполняют.
Рецензирование детьми созданных рисунков.
Это наиболее трудный, но интересный вид творческой работы с детскими иллюстрациями. Делаю это так:
каждый ученик после разбора текста углубляется в создание своей иллюстрации;
школьники обмениваются рисунками;
получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст, пытается найти этот эпизод, к которому он относится. Установив, к какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста;
сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного эпизода, ученик пишет рецензию, где указывает, соответствует или нет данный рисунок тексту, отмечает качество выполненной работы. Все свои замечания он подкрепляет текстом.
Составление диафильмов по произведению.
Интересную работу мы проводили по созданию своих диафильмов на основе прочитанного произведения.
Делаем так:
– по материалу прочитанного произведения попробуйте составить свой диафильм, продумайте содержание отдельных кадров;
– какие строки из текста вы соотнесёте с ними;
– определите количество кадров.
Бумагу заготавливают заранее. Рисование диафильмов на 7 минут. Готовые диафильмы вывешиваются на стенд творческих работ в классе.
Лепка и аппликация.
Этот вид детского творчества используется чаще в 1-х и 2-х классах, когда дети не воспринимают ещё критически результатов своих изображений и видят в них больше, чем дано. Дети могут слепить грибок, птичку, лодочку, зайчика, собачку, то есть отдельный предмет общей картины, а затем объединить в общую творческую работу.
Метод моделирования.
Это введение системы условных обозначений жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и модели обложки книги.
Таким образом, моделирование позволяет:
– включить каждого ученика в процесс познания литературы как искусства слова;
– дать возможность ученику работать в соответствии со своими возможностями;
– создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями;
– поддержать интерес к художественной литературе;
– обогащать духовный мир ребёнка;
– осознанно воспринимать художественные произведения.
Книжки-самоделки.
Одно из самых интересных заданий для ребят– это работа с книжками – самоделками, каждая из которых изготовлялась детьми с творческой выдумкой и воображением. Есть книжки в форме ёлочки, грибка, домика, кораблика и т.д. Сами книжки дети изготовляли дома. Каждая книжка имеет своё название, которое представлял и защищал автор на конкурсе книжек в классе.
Например, у Юли Даниловой книжка “Котик вам расскажет” имеет силуэт котика. А у Данила Юдина “Весёлый поезд”: странички – вагончики.
В этих книжках– самоделках дети записывают произведения только собственного сочинения. Это первые шаги в их творчестве, пусть не всегда удачные, но большинство ребят тянутся к такой работе, пытаются проявить себя.
Составление вопросов и тестов по данному тексту.
Начиная с 1-го класса учу детей не только грамотно отвечать на вопросы, заданные учителем, но и составлять вопросы по данному тексту. Эта работа формирует умение выделять главное как в общем, так и в конкретном случае составлять вопросительные предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы (да, нет).
Также детям очень нравится составлять по прочитанному произведению тест, где нужно выбрать из 3-х предложенных ответов один правильный. С большим удовольствием предлагают свои вопросы и тесты на уроках литературного чтения.
Творческое пересказывание.
Цель творческого пересказывания – вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении. Для творческого пересказывания отбираются произведения, позволяющие читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию, посмотреть глазами героя на тех людей и те события, о которых рассказывается в произведении. Творческий пересказ может вестись с изменением лица рассказчика или творческим дополнением к тексту автора. Почти всегда требуется работа по отбору материала или по добавлению к нему, т.к. пересказчику неизвестны какие-то факты или, наоборот, ему потребуется рассказать о переживаниях, которые не описаны автором.
Например, пересказывая рассказ Л.Н. Толстого “Прыжок” от лица сына капитана ребёнок опускает упоминания о поведение матросов, о том, какая участь ждёт мальчика, когда он возьмёт шляпу, и другие детали,но подробно рассказал о том чувстве, которое вызвали у мальчика проделки обезьяны, описал состояние ужаса, пережитое мальчиком при взгляде на палубу, почему он повиновался отцовской команде.
Такие пересказы требуют от учеников работы воображения на основе представлений, полученных при чтении и анализе произведения и поможет полноценнее воспринять художественный текст, способствуют более углублённому пониманию читаемого, развивает творческие способности учащихся и вносят интерес и разнообразие.
Продолжение произведения (придумывание конца)
Прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец. Это может быть и рассказ, и сказка, и даже стихотворение. Не всякое произведение, разумеется, можно продолжить. При этом для облегчения работы учащихся берутся такие произведения, которые более близки самим учащимся.
Творческое сочинение.
Для развития творческих способностей использую написание детьми сочинений. Творческое сочинение вводит учащихся в чтение и разбор литературного произведения особым путём: они должны попытаться разрешить задачу, близкую к той, которую разрешил писатель в своём произведении.
Значение творческого сочинения как формы вводных занятий:
– привлечение внимания учащихся к теме изучаемого литературного произведения;
– мобилизация всех знаний, связанных с данной темой;
– упражнения в самостоятельном построении сочинения.
Все это должно обострить интерес учащихся к чтению и разбору произведения, повысить их наблюдательность, привлечь их внимание к таким сторонам литературного произведения, которые раньше ими не замечались.
Сочинения дети пишут на отдельных листочках и по своему желанию могут их проиллюстрировать, придавая им оригинальную форму: листка, снежинки, цветка и т.д.
Все сочинения с согласия авторов мы читаем вслух и обсуждаем. Зачитываются полностью сочинения, отдельные предложения, удачно подобранные слова.
Работа с читательским дневником.
Не позднее 2-го класса я приучаю учащихся к ведению записей о прочитанном. Образцы этой записи показываю на отдельных уроках. В особой тетради ученики записывают фамилию автора и название книги, чтобы у него получился перечень книг, им прочитанных. Он может записать тут же имена главных действующих лиц, чтобы при надобности (например, для рассказывания в классе) легче было вспомнить содержание книги. Желательно, чтобы тут же были рисунки ученика в связи с прочитанным и соответствующие подписи под рисунками. Учащимся, более сильным, можно рекомендовать делать выписки понравившихся мест.
Вся описанная работа, несомненно, поднимет интерес учащихся к книге, развивает желание учиться.
Творческие задания игрового действия на уроках литературного чтения.
Работа с кроссвордами.
Наиболее эффективным заданием творческой работы считаю составление кроссвордов по прочитанным произведениям. Их составление повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, даёт возможность полноценнее воспринимать художественное произведение.
Применяя кроссворды на уроках литературного чтения при повторении пройденного материала в доступной и интересной форме можно развивать навыки творческой работы, желание детей читать и перечитывать книги, а значит, самостоятельно открывать что-то новое, познавать мир. Кроссворды составляются на определённых листах, оформляются, иллюстрируются. Часть кроссвордов используются на уроках, часть на внеклассных уроках по чтению, а часть вывешивается в классном уголке для всего класса.
“Я начну, а ты продолжи…” (проба поэтического пера)
Учителем или ребёнком предлагается (произносится и записывается) начало поэтических строк придуманных самими. Ученики должны самостоятельно закончить, развернув дальнейший сюжет начатого. На выполнение игрового задания отводится определённое время. Можно разделить всех ребят на команды, предложив для выполнения разные стихотворные начала.
По окончании работы мини-поэтические тексты обсуждаются. Предлагается провести авторскую защиту своей творческой работы. Детей радует, увлекает такая работа, развивает их речевое творчество. Не случайно очень часто рождаются маленькие шедевры. Вот один из них.
Учитель.
Маленькая кнопочка.
Лежала в коробочке…
Ученик
Тут девочка пришла
И кнопочку нашла.
Прошептала она:
– Ах, я одна. Ах, я одна.
Никому я не нужна.
Ученик
Она вышла тихонько
И вдохнула легонько.
“Живые картинки”.
Один читает произведение, а другие мимикой лица, жестами, пантомимой реагируют на услышанное.
Или предлагается детям прочитать конкретный текст голосом героя-сладкоежки, ворчуна, по-медвежьи и т.д.
Все приёмы задания творческого характера, о которых шла речь выше, помогают мне в своей педагогической практике существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, воображение, стимулирует развитие умения учиться, полноценнее воспринимать любое художественное произведение.
Вывод
Использование на уроках развивающих заданий обеспечивает не только прочное усвоение знаний и формирование умений и навыков, но и развитие метапредметных навыков и умений, то есть учит осмысливать теоретические сведения, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные отношения, развивает воображение, память, силу воли. Совершенствуются и коммуникативные умения (владение видами речевой деятельности, развёрнутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов), и информационные (умения осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, работать с текстом), и организационные (умения формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Дети учатся высказываться, отстаивать свою точку зрения, находить верные решения, отвергать ложные, прислушиваться к мнению других. Повышается мотивация обучения, развиваются самостоятельность, наблюдательность, воображение.
Обобщая работу по использованию технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературы, могу сделать вывод, что отношение учащихся к изучаемому предмету изменилось в лучшую сторону:
- для основной части учащихся характерно положительное отношение к предмету;
- на уроке формируется благоприятный климат, позволяющий ученикам свободнее и увереннее чувствовать себя на уроке;
- ученики с увлечением включаются в работу,
- отмечается повышение качества знаний учащихся: при 100% успеваемости;
- развиваются творческие способности;
Активность познавательной деятельности только тогда является важнейшим источником умственного развития, когда она становится самоактивностью. Формирование этой самоактивности – важнейшая задача развивающего обучения.
Условия развития творческих способностей
Первое условие успешного развития творческих способностей – ранее начало. Второе важное условие эффективного развития способностей – заранее окружение ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и развивали бы в нём именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Не по этой ли причине в семьях музыкантов, где ребёнок с младенчества слышит музыку и очень рано пробует свои силы в этой области, дети, как правило, обладают высокоразвитыми способностями? А в семьях художников изобразительными способностями, писателей и поэтов– литературными т. д.
Третье условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.
Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» всё выше и выше. В это время малыш больше, чем когда-либо вынужден заниматься творчеством, решать многое, для него совершенно новые задачи, самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют это делать, а не решают их за него).
Четвёртое важное условие – ребёнку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, выборе способов работы и т. д. Здесь желание ребёнка, его интерес, эмоциональный подъём служат надёжной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдём малышу на пользу.Но представленная ребёнку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивость, умную, доброжелательную помощь взрослых – вот пятое немаловажное условие успешного развития творческих способностей. Самое сложное здесь, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку. Нельзя делать за ребёнка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он может додуматься. Подсказка – распространённая форма «помощи» детям, она только вредит делу!Инструментом для развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности школьника, является занимательные задания (задачи «на соображение», «на догадку», головоломками, творческие задачи). Их можно успешно использовать на уроках в качестве дополнительного, вспомогательного пути для тренинга мышления и формирования элементов творческой деятельности.
Страницы истории на уроках русского языка и литературы
Сведения из истории языка и письменности, статьи о первоучителях словенских Кирилле и Мефодии, истории создания алфавита и др. дают возможность ребятам узнать и глубже понять предмет. История обогащает гуманитарным и эстетическим содержанием, развивает образное мышление учеников. Как добиться того, чтобы ученики с интересом занимались русским языком и лучше.осознанней читали, как научить их запоминать правила, как убедить в том, что русский язык нужен не только в повседневной жизни, но и для изучения других предметов?
Школьные учебники решают эти проблемы. Для развития интереса к предмету в них есть занимательные задачи, система упражнений, которая формирует необходимые умения и навыки, вопросы, показывающие связь языка с другими областями знаний. Конечно, в учебниках мы встречаем и исторические страницы. Читая их, узнаем о появлении и развитии лингвистических понятий.
И тем не менее творчески работающему учителю тесно в рамках того исторического содержания, которое приводится в учебнике. Сведения из истории науки расширяют кругозор учеников, показывают диалектику предмета.
Формы подачи исторического материала могут быть различными начиная от простых (беседа учителя, короткие сообщения учеников на заданную тему, выпуск стенгазет) до более глубоких и сложных-проекты,презентации, сообщения,доклады.
Соответствие программе
Работаю по программе, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта начального, среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Эта программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса. Использую соответствующие этой программе учебники: в 1-4 классах учебник русского языка, авторами которого являются В.П.Канакина и В.Г.Горецкий. Литературного чтения в1-4 классах, авторами которого являются Л.Ф. Климанова , В.Г.Горецкий , М.В.Голованова
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей и авторов учебников.
Изучение русского языка и литературного чтения в начальной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· формирование представлений о русском языке как универсальном языке , средстве развития мышления, воображения, культуры, овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях· воспитание культуры личности: отношения к языку, как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития языка,понимания его значимости.
Выполненные мной методические разработки по проблеме « Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка и литературного чтения» соответствуют данной программе и направлены на достижение этих целей.
Эффективность реализации работы
В своей работе я попыталась поделиться своим опытом как через творческие работы, через элементы занимательности и через разные приёмы и методы можно повысить творческие способности учащихся.
Эти элементы, приёмы и методы я внедряю в своей работе в течение нескольких лет. С открытыми уроками по данной проблеме я выступала на школьном уровне.
Предлагаемые мною методы и приёмы работы с учащимися способствуют укреплению и повышению познавательных интересов учащихся, развитию их творческого мышления, индивидуальности каждого школьника.
Творческие работы по русскому языку и литературному чтению, которые я включила в эту работу, служат уже не столько цели овладения учебным материалом (хотя это задача ими, несомненно решается), сколько цели повышения активности и самостоятельности учащихся, развития у них инициативы и творческого подхода к решению конкретных вопросов; они учат высказывать свою точку зрения, выбирать и находить способ действия.
Процесс выполнения работ творческого характера всемерно содействует развитию познавательных сил и способностей учащихся, непрерывному их совершенствованию. Рациональное использование школьниками усваиваемого учебного материала в изменяющихся условиях всегда сопровождается сосредоточением их внимания, волевых усилий, преодолением встречающихся трудностей, вызывающих эмоциональные переживания, положительное и ответственное к учению. Всё это содействует успешному развитию у учащихся креативного мышления, речи, памяти, внимания, воображения, расширению у них познавательных и творческих возможностей, что в свою очередь, приводит к успешному овладению более сложным учебным материалом.
Таким образом, в процессе выполнения творческих заданий учащиеся не только воспроизводят и совершенствуют усваиваемые знания, умения и навыки, но и свободно ими оперируют в разнообразной практической деятельности. Выполнение творческих заданий характеризуется самым высоким уровнем познавательной деятельности учащихся, которая проявляется в более вдумчивом и пытливом отношении к установлению новых связей между изучаемыми явлениями и процессами, в раскрытии практической значимости усваиваемого учебного материала.
В своей работе стараюсь уделить должное внимание внеурочной работе с учащимися. Ежегодно провожу декады и недели русского языка и литературного чтения, в ходе которых проводятся викторины, выпускаются стенгазеты.
Мой опыт проведения внеклассной работы поданным предметам изучен, обобщён и рекомендован для применения другими учителями школы .Учащиеся нашей школы за последние годы принимают активное участие во всех районных предметных олимпиадах и конкурсах, по многим предметам они входят в десятку призёров. С 2010 года мы начали принимать активное участие в международных играх-конкурсах русского языка «Русский медвежонок», «Пегас», а с 2011 года в конкурсах «Золотое руно».
Работая по данной проблеме я добилась определённых результатов.
Мне, учителю с 35 летним стажем работы, приходилось и приходится работать с очень разными учениками, всегда встречались талантливые дети.
За много лет работы пришла к выводу, что нельзя воспринимать трагически ошибки и неудачи своих воспитанников, не считать безнадёжными даже труднейших из них.
Однако мне думается, главное всё же не в успехах на олимпиадах и не количество поступающих в ВУЗы. Главное в том, что увлечение наукой в школьные годы оказывает огромное воспитывающее влияние, развивает потребность именно в творческой деятельности, воспитывает трудолюбие, ответственность за порученное дело.
Поэтому основной задачей, которую ставлю перед каждым учеником, является не просто пройти программу, а научиться овладеть фундаментальными знаниями. Стараюсь любить уважать учащихся.Работая в системе образования нужно быть в постоянном поиске нового, интересного, стараться узнавать больше, чем ученики, и чтобы ученики не бездельничали на уроках, чтобы они совместно с учителем «творили» уроки, работали с полной отдачей сил.
Хочу пожелать всем творческого подъёма и не бояться трудностей. Только преодолев их, мы становимся сильнее и мудрее.
Список литературы:
Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984.
Развитие творческой активности школьника/Под ред. А. Н. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991.
Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979.
Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельштейна. - М.: Изд-во
5.Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. Просвещение, 1989. 6.Амонашвили Ш. А., Лысенкова С. Н. и т. д. Педагогический поиск, 1987.Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) / Под ред. Д.Б. Эльконина, М.: Просвещение 1991 7.Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М.: Педагогика, 1979.Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Практико-ориентированная монография 8. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. / Под ред. И.А. Каирова. - Т. 1 - М.: Педагогика, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технологии дифференцированного обучения как средство повышения познавательной активности младших школьников при использовании УМК «Начальная школа XXI века»
Мною четвёртый год реализуется программа «Начальная школа XXIвека». На мой взгляд, подход авторов данного учебно-методического комплекта к проблеме обучения младших школьников очень актуален на сегодн...
Мультимедийная презентация как средство повышения познавательной активности младших школьников
Выступление по теме "Мультимедийная презентация" может быть использовано на заседаниях педагогического совета, МО, конференциях и т.д.Здесь Вы найдете теоретическую часть, подкрепленную презентацией, ...
Информационные технологии как средство повышения познавательной активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроке
Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса....
Информационные технологии как средство повышения познавательной активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроке
Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса....
Доклад на тему: «Дидактическая игра как средство повышения познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира»
Готовый доклад на тему: "Дидактиечская игра как средство повышения познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира" для студентов...
Развивающие игры как средство повышения познавательных активности младших школьников.
Отчёт по теме самообразования : "Развивающие игры как средство повышения познавательных активности младших школьников....
Технологии дифференцированного обучения как средство повышения познавательной активности младших школьников при использовании УМК «Начальная школа XXI века»
Одним из путей развития познавательной активности младших школьников на уроках считаю технологию дифференцированного обучения...