Педагогический проект "Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности младших школьников"
проект
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 ГОРОДА АЗНАКАЕВО»
АЗНАКАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Педагогический проект
Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности младших школьников
Автор проекта
учителя начальных классов
МБОУ «СОШ №9 г.Азнакаево»
г.Азнакаево
Оглавление
Введение 3-5
Цели задачи 5-7
Основное содержание проекта 7-15
План реализации проекта 15-16
Заключение 17
Литература 18
Введение.
Актуальность педагогического опыта обусловлена активными инновационными процессами, происходящими во всех сферах общества, поставивших систему образования перед необходимостью пересмотра традиционных подходов к обучению и воспитанию школьников.
Сейчас обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Перед современной школой стоит задача формирования творческой, разносторонне развитой личности. Творчество немыслимо без познавательной активности. Как показали исследования ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% – того, что слышит, 30% – того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Как же вызвать интерес у нынешних детей к учебе, заставить мыслить, рассуждать, доказывать, уметь отстаивать свою точку зрения. Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться? Развитие познавательной активности у детей младшего школьного возраста особенно актуально, так как оно развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.
Главным инструментом развития познавательных интересов являются активные методы обучения, которые раскрывают интеллектуальный и творческий потенциал каждого ученика, приоритетно нацелены на развитие познавательной активности учащихся. Одно из ведущих мест среди таких методов в мировой и отечественной психолого-педагогической практике принадлежит сегодня методу проектов.
Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. И уже в начальной школе встречаются ученики, которых не удовлетворяет работа только со школьными учебниками. Они читают дополнительную литературу, ищут ответы на свои вопросы в процессе наблюдений, опытов, экспериментов. Младшие школьники активно проявляют интерес к экспериментам, к исследованиям, с удовольствием принимают участие именно в тех видах учебной работы, которые предполагают выполнение поисковых, экспериментальных, творческих заданий.
Различные аспекты проектной деятельности школьников рассмотрены в психолого-педагогической науке и практике достаточно обстоятельно. Проектная деятельность все чаще применяется в общеобразовательных школах как активная форма обучения, но до сих пор еще не сформировались единые представления о том, какой она должна быть на разных этапах обучения. До сих пор не раскрыты возможности содержания учебного материала, влияющие на развитие познавательных интересов младших школьников через проектную деятельность, не выявлены принципы отбора и условия применения такого материала в начальной школе. Анализ школьной практики показывает, что зачастую преподавание строится на основе инициативы и личного опыта педагога, при отсутствии необходимой научно-методической литературы, что приводит к затруднениям учителей, к перегрузке учащихся.
Недостаточная теоретическая разработанность проблемы организации проектной деятельности младших школьников как средства развития познавательных интересов, а также трудности в практической деятельности учителей начальных классов в этом направлении определили выбор области педагогического исследования. Сегодня, когда в начальном обучении значительное место отводится развитию познавательной активности учащихся, необходимо конкретизировать способы организации познавательной творческой деятельности младших школьников, определить педагогические условия развития познавательных интересов младших школьников.
Сказанное позволяет назвать противоречие, между необходимостью формирования у младших школьников навыков проектно-исследовательской деятельности как базы для эффективного освоения содержания образования и недостаточной разработанностью механизмов и условий реализации проектных моделей обучения на младшей ступени школьного образования.
Это подтверждает актуальность проблемы, поставленной в исследовании.
Данное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: как должна быть организована проектная деятельность младших школьников с целью развития их познавательных интересов? Вносит ли организованная педагогом проектная деятельность существенный вклад в решение этой проблемы? Если да, то, при каких условиях это возможно?
Новизна: в традиционной педагогической системе в условиях модернизации образования обновляется содержание проектной деятельности в начальной школе, раскрываются педагогические условия эффективности процесса развития познавательной активности младших школьников через проектную деятельность.
Цель проекта-изучить с учащимися принцип проектного метода, дать «инструменты» для интеллектуального и творческого созидания: формы, методы и средства для самостоятельного добывания знаний и яркого представления результата своей деятельности.
Объект исследования - педагогические условия развития познавательной активности младших школьников в проектной деятельности.
Предмет исследования - проектная деятельность младших школьников.
В основу исследования была положена гипотеза: при умело организованной проектной деятельности следует ожидать повышения уровня развития познавательной активности младших школьников.
Исходя из выдвинутой гипотезы и поставленной цели, определены задачи:
-исследовать роль проектного метода на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
-выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;
-ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку учебных проектов во внеклассной работе, использовать метод проектов в классно-урочной деятельности;
-способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся и умению работать в группах;
-обобщить и проанализировать полученные результаты применения метода проектов.
Методы исследования: анализ методологической, педагогической, теоретической, психологической литературы; изучение передового педагогического опыта; наблюдение; беседа; анкетирование; сравнение результатов деятельности; тестирование; изучение документации; педагогический эксперимент.
Ожидаемые результаты:
-повышение мотивации к обучению и качества знаний по большинству предметов на основе применения проектных технологий;
-развитие познавательной активности обучающихся;
-развитие исследовательских и творческих способностей учащихся;
-развитие коммуникативных способностей учащихся;
-приобретение обучающимися умений и навыков:
-анализировать, сравнивать, обобщать, отстаивать свою точку зрения;
- самостоятельного нахождения путей решения проблемы.
анализировать, сравнивать, обобщать, отстаивать свою точку зрения;
работы в группах;
-самостоятельного нахождения путей решения проблемы.
Основное содержание проекта
Занимаясь проектной деятельностью учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения ( умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).
Функциями проектной деятельности являются социализация и адаптация в различных сферах общественной жизни, формирование исследовательского поведения и способности синтезировать информацию, полученную из различных источников.
Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности создания у учащихся цельного знания; повышения мотивации учащихся в получении дополнительных знаний; изучения важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов.
Основу проектной деятельности составляет метод проектов, сущность которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов и исследовательских работ.
В педагогической литературе понятие «проект» изначально имело три важных признака. Это ориентация обучающихся: 1) на получение знаний в процессе осуществления деятельности; 2) на действительность, выражающуюся в решении практической задачи в условиях, близких к реальной жизни; 3) на конкретный продукт, предусматривающий применение знаний из различных областей наук с целью достижения запланированного результата.
Метод проектов (в пер. с греч. - путь исследования) - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей.
Основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов является учебный проект.
Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Метод проектов предполагает решение какой-либо проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний, умения применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Обучение по методу проектов опирается на принципы системности, преемственности и деятельности. Системность подразумевает логическую связь всех элементов процесса формирования навыков проектирования. Преемственность характеризует диалектический характер обучения, каждый содержательный этап открывает возможность для постижения нового. Последний принцип показывает на характер формирования познавательного, исследовательского интереса – в процессе деятельности.
Знание типологии проектов поможет учителю при разработке проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах. К основным типам проектов, использующихся в начальной школе, можно отнести:
1. По доминирующий методу в проекте: исследовательский, творческий, информационный, практико-ориентированный, игровой.
2. По количеству участников проектов: индивидуальные, парные, групповые.
3. По продолжительности проведения: краткосрочные, долгосрочные.
«Проект» в рамках образовательной деятельности есть особое результативное действие, совершаемое в специально организованных педагогом безопасных условиях, которые дают ребёнку возможность действовать самостоятельно и получать результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Учитель, применяющий в своей педагогической практике метод проектов должен уметь: создать мотивацию; создать образовательную среду; использовать простые примеры, для объяснения сложных явлений; представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования; организовать работу учащихся (в малых группах, индивидуально); владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, выдвижения гипотез, аргументирования выводов и т.п.; консультировать (по методу убывающих подсказок); иметь критерии объективной оценки.
Учитель как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И прежде всего — развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребенка и его творческого потенциала. Авторитет учителя базируется сегодня на способности быть инициатором интересных начинаний. Впереди оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности.
В первом классе школьники учатся задавать вопросы, планировать действия, наблюдать и обобщать; знакомятся с приемами рефлексии и самоконтроля. На данном этапе провожу подготовку к введению в проектную деятельность. Элементы проектной деятельности, такие как целеполагание, формулирование проблемных вопросов, выдвижение гипотез, рефлексия, планирование действий, формируются у учащихся на традиционных занятиях. В рамках традиционных занятий использую специальные организационные формы и методы: проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, «мозговой штурм», групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия. Учащиеся овладевают элементарными знаниями и выполняют разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. Неисчерпаемым источником энергии для самостоятельной познавательной деятельности и творческой активности детей является мотивация. Поэтому на этапе погружения в проект, заинтересовываю проблемой, перспективой практической значимости. Как правило, погружение в проект происходит во время учебного процесса, а практическое его выполнение – во внеурочное время. И от умения учителя заинтересовать ребенка зависит дальнейшее продвижение его познавательной деятельности. В 1 классе проектная деятельность осуществляется уже в адаптационный (добукварный) период, поэтому вся собираемая детьми информация в большей степени образная, чем текстовая.
Со второго класса можно начинать работу по организации самостоятельного исследования и проектирования. Во втором классе дети знакомятся с элементами исследовательской деятельности: анализ проблемной ситуации, целеполагание, выдвижение гипотез, формулирование выводов. К середине 2 класса у многих детей уровень познавательной активности переходит на более высокий. Поисково-исполнительная активность предполагает большую степень самостоятельности. Для таких детей учитель может предложить разнообразные проблемы, а пути их решения ребенок ищет сам. Здесь ребенок хоть и выступает исполнителем, поскольку задачи перед ним ставит педагог, но поиски самостоятельных путей и вариантов решения представляют простор для деятельности. Перед учителем стоит задача научить детей разными способами находить решение проблемы. В работе используются проблемные вопросы: "Что надо сделать?", "Как это можно проверить?", "Что получиться, если…?".
К концу второго года обучения дети получают определенные навыки проектной деятельности и, соответственно, увеличивается количество ребят готовых защищать свои работы. Во втором классе ребята сами с минимальным участием учителя могут готовить учебные мини проекты в различных предметных областях. Учитель может помочь в выборе тем и поиске информации. Темы проектно-исследовательских работ и источники информации предлагаю на вводном уроке. Ребенок может выбрать как заинтересовавшую его проблему, так и время ее презентации (во время изучения темы или на обобщающем уроке).
Организуя проектную деятельность, необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.
Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Для организации проектной деятельности на этом этапе может быть использована значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
Вначале – доступные творческие задания, и уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.
Постепенно проектная деятельность увлекает учащихся, их интересует не только сам процесс выполнения проекта: ребята активно участвуют в обсуждении и выборе тем, в постановке целей и задач, распределяют роли и обязанности в групповых проектах, составляют план работы.
Третий этап обучения связан с переходом познавательной активности младшего школьника на более высокий, активный уровень, а у некоторых – и на самый высокий творческий уровень. На данном этапе обучения весь процесс от постановки проблемы, от отыскивания метода до разработки новых, оригинальных путей ее решения осуществляется детьми самостоятельно. Учитель выполняет роль координатора, консультанта, помогает ребенку самостоятельно пройти через все структурные компоненты проектной деятельности.
С третьего класса начинается обучение работе над проектами по плану:
1) выявление проблемы;
2) постановка цели, задач;
3) отбор материала;
4) соотнесение собранного материала с темой и целью работы.
В этот период организуется подготовка детей к проведению самостоятельных исследований. На этом этапе дети получают элементарные представления о том, как вести диалог, выделять главное в материале, подготовить доклад.
На данном этапе очень важно помочь ребенку своевременно осуществить самоанализ и самооценку своей деятельности, чтобы скорректировать свою работу.
По мере освоения работы над проектами использование метода проекта стало возможным в процессе урока, проектная деятельность стала использоваться и как одна из форм учебной деятельности.
Преимущество проекта состоит в том, что ограниченный временными рамками урок органично переходит во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство, информатику и уроки технологии.
Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Для успешной работы на этапе презентации необходимо научить учащихся излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Презентация проводится перед одноклассниками, перед родителями, можно организовать специальным образом – в форме отдельного праздника. В нашей школе презентация ученических проектов и исследований проводится на школьной научно-практической конференции.
Часто в учебно-познавательной деятельности младших школьников участвует ещё и третий субъект - родители. Привлекать родителей к процессу проектирования младшими школьниками целесообразно, особенно если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя часть работы над проектами, - иначе становится бессмысленной сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.
В процессе работы над проектом у учащихся наблюдается положительная динамика в формировании следующих умений и навыков: а) мыследеятельностные: (умеют выдвигать идеи, определить проблему, поставить цель урока, высказать гипотезы, обосновать выбор способа или метода, пути в деятельности, планировать свою деятельность, делать самоанализ и рефлексию 50% учеников);
б) поисковые: (умеют находить информацию 70% учеников);
в) коммуникативные: (умеют слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы 50% учащихся);
г) презентационные: (построить устный доклад (сообщение) о проделанной работе, изготовить наглядность могут 40% учеников).
Все вышесказанное подтверждает, что метод проектов – эффективное средство для формирования и развития познавательных интересов, творческих способностей ребёнка, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств ребёнка – умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам. Эффективно организованная проектная деятельность на начальном этапе обучения позволяет ребятам перейти в среднюю школу подготовленными к более серьезной работе над долгосрочными проектами.
Ресурсное обеспечение проекта
Кадровое обеспечение: учащиеся, учитель, педагог - психолог, родители.
Материально-технические ресурсы:
- школьный кабинет, соответствующий современным санитарно-гигиеническим и методическим требованиям.
-персональный компьютер, мультимедиапроектор, , плакаты, комплекты дидактических материалов, позволяющие организовать индивидуальную, групповую, фронтальную работу на уроке.
Все оборудование соответствует санитарно-гигиеническим, эргономическим, здоровьесберегающим и психолого-педагогическим требованиям.
Весь комплекс органически вписывается в общую систему работы, направленную на всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка.
Целевая аудитория: ученики с 1по 4 класс обучения.
Этапы реализации проекта
1 этап: 2019-2020 учебный год – подготовительный
Содержание | Срок | участники, ответственные | |
1 | Проектно – исследовательская деятельности в начальной школе. Планирование работы на 2019 – 2020 учебный год | август | руководитель ШМО Сайфуллина З.Х. |
2 | Выбор тем, определение проблемы, обоснование актуальности и практической значимости проектов. Оформление паспорта проектной работы (по классам) | август-сентябрь | руководитель ШМО Сайфуллина З.Х., учителя начальных классов |
3 | Классные собрания для обсуждения и корректировка тем, целей, задач проектов | октябрь | учителя начальных классов |
4 | Индивидуальные консультации учителей в ходе работы над проектами | в течение года | учителя начальных классов |
5 | Педсовет для учителей «Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетенций учащихся». | ноябрь | ЗДУР Низамова Р.Р., руководитель ШМО Сайфуллина З.Х. |
6 | Участие в теоретических, практических семинарах, вебинарах, НПК учителей начальных классов с целью реализации проектной деятельности. | в течение года | ЗДУР Низамова Р.Р., руководитель ШМО Сайфуллина З.Х. |
7 | Выступление на родительском собрании «Первые результаты «Проектная исследовательская деятельность школьников как средство развития познавательной активности». | декабрь | учителя начальных классов |
8 | Информационное обеспечение школьного сайта в рамках проектной деятельности. | в течение года | учителя |
9 | Выпуск сборника проектных работ | апрель | учителя начальных классов |
10 | Проведение школьной проектно – исследовательской конференции «Хочу всё знать» (1 – 4 классы) | апрель ( предметная неделя) | руководитель ШМО Сайфуллина З.Х. |
11 | Участие в муниципальных, зональных, республиканских НПК | в течение года | |
12 | Подведение итогов работы «Проектная исследовательская деятельность школьников как средство развития познавательной активности». Анализ и обобщение опыта работы по реализации проектной деятельности, поощрение наиболее активных участников проектов. | май | ЗДУР Низамова Р.Р. руководитель ШМО Сайфуллина З.Х., учителя начальных классов |
Заключение.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в каждой школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.
Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема развития проектно-исследовательского мышления; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет познавательные, творческие способности. Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
Приобретенная в школе проектная культура в дальнейшем может быть использована в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями.
Литература:
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность школьников. М., 2008
Горячев А.В. Всё узнаю, всё смогу. Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе .- М. 2011г.
Дубова М. А. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. 2012г.
Криволап Н.С. Исследовательская работа школьников. М. 2005.
Макаров Ю. Метод проектов / Начальная школа. 2006. № 10.
Матяш Н.В, Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М. 2008.
Орлова Л.А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе / Начальная школа. 2007. № 3.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М. 2007.
Аркадьева А.В. Исследовательская деятельность младших школьников / Начальная школа: плюс до и после. 2005. № 2
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2008.
Скандарова Н.Б. Метод проектов на уроках технологии в начальной школе / Начальная школа: плюс до и после. 2005. № 4.
Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006
Яковлев В.В., Пачко С.Ф. Метод проектов как способ реализации компетентностного подхода в современном учебно-воспитательном процессе / Образование в современной школе. 2008. № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технологии дифференцированного обучения как средство повышения познавательной активности младших школьников при использовании УМК «Начальная школа XXI века»
Мною четвёртый год реализуется программа «Начальная школа XXIвека». На мой взгляд, подход авторов данного учебно-методического комплекта к проблеме обучения младших школьников очень актуален на сегодн...
Мультимедийная презентация как средство повышения познавательной активности младших школьников
Выступление по теме "Мультимедийная презентация" может быть использовано на заседаниях педагогического совета, МО, конференциях и т.д.Здесь Вы найдете теоретическую часть, подкрепленную презентацией, ...
Информационные технологии как средство повышения познавательной активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроке
Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса....
Информационные технологии как средство повышения познавательной активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроке
Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса....
Информатизация образовательного процесса как средство повышения познавательной активности младших школьников
Выступление на городской установочной конференции учителей начальных классов....
Информатизация образовательного процесса как средство повышения познавательной активности младших школьников
Презентация к выступлению на установочной конференции....