Опытно – исследовательская деятельность – средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста.
консультация по теме
“Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать”.
В. Сухомлинский
Для успешного освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, у выпускника дошкольного учреждения должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности. Они являются фундаментом для овладения ключевыми компетенциями в начальной школе, составляющими основу умения учиться. Одним из личностных предпосылок учебной деятельности, согласно ФГОС, является развитие познавательных потребностей ребенка, а именно интерес к собственно познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями, потребность в творчестве, любознательность, мотивация в достижении успеха. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного мира и нет более пытливого исследователя, чем дошкольник. Ребенок-дошкольник проявляет живой интерес ко всему, что его окружает: природа, предметный мир, мир людей. Радостно видеть детей, умеющих ориентироваться в окружающей жизни и обстановке, творчески мыслить, придумывать новые решения поставленных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytno_-_issledovatelskaya.docx (22.88 КБ) | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно – исследовательская деятельность – средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста.
“Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать”.
В. Сухомлинский
Для успешного освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, у выпускника дошкольного учреждения должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности. Они являются фундаментом для овладения ключевыми компетенциями в начальной школе, составляющими основу умения учиться. Одним из личностных предпосылок учебной деятельности, согласно ФГОС, является развитие познавательных потребностей ребенка, а именно интерес к собственно познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями, потребность в творчестве, любознательность, мотивация в достижении успеха. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного мира и нет более пытливого исследователя, чем дошкольник. Ребенок-дошкольник проявляет живой интерес ко всему, что его окружает: природа, предметный мир, мир людей. Радостно видеть детей, умеющих ориентироваться в окружающей жизни и обстановке, творчески мыслить, придумывать новые решения поставленных задач.
Одним из главных направлений дошкольного образования детей является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность с детьми, которая занимает особое место в развитии познавательных мотивов у детей, приобретении ими новых знаний. Детское экспериментирование – это особый способ духовно-практического освоения действительности, где предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Использование проектно-исследовательской деятельности в работе с детьми пропагандировали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и др.
Н.Н. Поддъяков (1997 г.) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования этого приводятся следующие доказательства:
1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В экспериментировании же ребенок самостоятельно воздействует на окружающие предметы и явления. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.
2. В экспериментировании очень четко присутствует момент саморазвития; преобразование объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания, в свою очередь. позволяют проводить новые, более сложные, преобразования.
3. Некоторые дети, не любят играть: они предпочитают заниматься каким-либо делом; но их психическое развитие протекает нормально.
4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Деятельностный метод обучения в настоящее время является наиболее действенным и эффективным методом в развитии речевой и познавательной активности детей. Этот метод выступает во всех образовательных областях, предусмотренных ФГОС. Образовательная деятельность с использованием данного метода наиболее эффективна и интересна детям. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Поисково-исследовательская деятельность дошкольников имеет большое значение в развитии познавательных способностей детей, в коррекции речевых патологий, в психическом развитии и формировании личностных качеств. Однако надо отметить, что использование метода экспериментирования в логопедической группе имеет свою специфику и особенности. Неречевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается ограниченный объем и неустойчивость внимания, недоразвитие его произвольной функции. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, но с огромным интересом смотрят на окружающий мир. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети хотят узнать ещё больше нового.
Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Детское экспериментирование является эффективным средством познания закономерностей и явлений окружающего мира.
Выделяют два основных вида опытно-экспериментальной деятельности у дошкольников:
Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Например, ребенок обследует игрушку-мяч, самостоятельно выделяет его свойства (он круглый, резиновый, скачет, прыгает, катится) или при взвешивании каких-либо предметов самостоятельно определяет что тяжелее.
Второй вид опытно-экспериментальной деятельности организуется взрослым, который обучает ребенка алгоритму действий, формирует у него исследовательские умения.
Использование в образовательном процессе с детьми опытно-экспериментальной деятельности предполагает работу по трем взаимосвязанным направлениям:
- экспериментирование с объектами неживой природы (воздухом, водой, цветом и т.д.);
- экспериментирование с объектами живой природы (где изучаются характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов, как они приспосабливаются к окружающей среде). Эта работа ведется через наблюдение за живыми объектами;
- экспериментирование с предметами рукотворного мира для изучения материалов, из которых они сделаны, их свойствами (преобразование предметов).
Познавательно-речевое развитие детей с ОНР через опытно-экспериментальную деятельность невозможно осуществить без создания предметно-развивающей среды, которая обеспечивает возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов. Желательно, чтобы в группе была собрана коллекция разнообразных природных материалов, предназначенных для проведения различных исследований:
- Виды грунтов - песок, глина, камни.
- Семена диких и “окультуренных” растений, шишки, мох, лишайники, гербарии.
- Различные морские обитатели: ракушки, морские звезды, и многое другое.
- Бросовые материалы: птичьи перья, кусочки меха, пластмассы, пробки, древесина и кора различных деревьев.
- Материалы и предметы, созданные человеком: зеркало, сито, свечи, различные виды бумаги, технические изделия.
- Специи: соль, сахар, перец.
- Пищевые и непищевые красители.
- Картотека с карточками-схемами с описанием опытов, наблюдений и экспериментов по темам.
На полочке в уголке природы - книги-энциклопедии, рядом - дневники наблюдения, и растения, за которыми установлено наблюдение.
Для экологического воспитания можно использовать разнообразные формы работы: наблюдения и уход за растениями, занятия и беседы, экологические праздники, моделирование (создание моделей, в частности, об изменениях в неживой природе), дидактические игры, развлечения и КВН и т.д. В подготовительной группе дети самостоятельно ведут “экологический дневник”, в который с помощью рисунков, схем заносят результаты наблюдений, экспериментов и опытов. Можно использовать метод проектной деятельности. Осуществляя тесное взаимодействие с родителями, привлекать их к совместным проектам с детьми. По результатам совместной проектной деятельности оформлять разнообразные тематические выставки: «Огород на подоконнике», «Солнце дарит нам тепло и свет» и др.
Детское экспериментирование располагает большим потенциалом формирования и развития познавательной активности у дошкольников с ОНР. Оно позволяет наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства объектов, учит детей делать выводы, у детей формируется способность к поиску творческого решения поставленных задач. Развитие речи и экспериментирование очень тесно связаны. Это хорошо просматривается на всех этапах эксперимента. Умение четко выразить свою мысль, формулируя, задачу, вывод или гипотезу, способствует развитию речи. Недаром Ш. Кудайбердиев утверждал: "Если знанье есть, то и слову честь".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию ( старший дошкольный возраст) " Лето - красное "
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию ( старший дошкольный возраст) " Лето - красное "...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 6 ДО 7(8) ЛЕТ) «МОЯ МАТЕМАТИКА» С.А. Козлова, М.В. Корепанова, О.В. Пронина
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 6 ДО 7(8) ЛЕТ) «МОЯ МАТЕМАТИКА» С.А. Козлова, М.В. Корепанова, О.В. Пронина....
"Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста"
В статье рассматриваются основы экспериментирования как естественного способа познания окружающего мира детьми....
Практикум для воспитателей "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследования и экспериментирования. "
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследования и экспериментирования.Детское экспериментирование является важнейшим из средств развития познавательной активности...
Опыт работы по теме "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"
Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях, с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельной и совмес...
Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста / А. А. Карапетян, О. Ю. Мандрика
Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста / А. А. Карапетян, О. Ю. Мандрика. — Текст : непос...
Игры, развивающие познавательную активность детей раннего возраста.
Игры, развивающие познавательную активность детей раннего возраста....