ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА (Автор: Е.Л. Мельникова)
методическая разработка на тему

Аминова Гульсина Фазылгалиевна

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА (Автор: Е.Л. Мельникова)

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

 

Методы

Проблемно-диалогические

Традиционные

постановки проблемы

побуждающий

от проблемной

ситуации диалог

подводящий к теме диалог

сообщение темы с

мотивирующим

приёмом

сообщение темы

поиска решения

побуждающий к

выдвижению и проверке

гипотез диалог

подводящий от проблемы диалог

подводящий без

проблемы диалог

сообщение знаний

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА (Автор: Е.Л. Мельникова)

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Методы

Проблемно-диалогические

Традиционные

постановки проблемы

побуждающий

от проблемной

ситуации диалог

подводящий к теме диалог

сообщение темы с

мотивирующим

приёмом

сообщение темы

поиска решения

побуждающий к

выдвижению и проверке

гипотез диалог

подводящий от проблемы диалог

подводящий без

проблемы диалог

сообщение знаний

МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приёма создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

Приёмы

создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию

противоречия

Побуждение к

формулированию

проблемы

1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.

Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?

Выбрать подходящее:

– Какой возникает вопрос?

– Какая будет

тема урока?

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.

– Вопрос был один? А сколько

мнений?

или

- Задание было одно? А как вы его выполнили?

– Почему так получилось? Чего мы не знаем?

3. Шаг 1. Выявить житейское представление учащихся вопросом или практическим

заданием «на ошибку».

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, расчетом, экспериментом, наглядностью.

– Вы сначала как думали?

А как на самом деле?

4. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

– Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?

- Чем это задание не похоже на предыдущее?

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.

Сообщение темы с мотивирующим приёмом. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (приём «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (приём «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приёма используются одновременно.

МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим область поиска), в крайнем случае, завершается сообщением учителя. При этом общее побуждение представляет собой стандартную готовую реплику, а подсказку необходимо придумывать каждый раз заново.

При выдвижении гипотез побуждающий диалог выглядит так. Общее побуждение осуществляется стандартной репликой: «Какие есть гипотезы?», которая провоцирует выдвижение любых гипотез – как ошибочных, так и решающей. Если ученики молчат или выдвигают только ошибочные гипотезы, даётся подсказка к решающей гипотезе, которая продумывается учителем заранее для каждого конкретного урока. Если подсказка не срабатывает, диалог завершается сообщением решающей гипотезы.

При проверке гипотез побуждающий диалог выглядит так. Для устной проверки общее побуждение осуществляется стандартной репликой: «Вы согласны с этой гипотезой? Почему?», подсказка даётся к аргументу или контраргументу, в крайнем случае, последнее сообщаются в готовом виде. Для практической проверки общее побуждение осуществляется стандартной репликой: «Как нам проверить эту гипотезу?», подсказка даётся к плану проверки, в крайнем случае, план сообщается в готовом виде.
        По ходу диалога учителю необходимо обеспечивать безоценочное принятие любых мыслительных результатов учащихся: ошибочных и решающих гипотез, ошибочных и верных проверок.

Подводящий к знанию диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее. В первом случае учитель любым методом обеспечивает постановку проблемы, во втором случае этот этап урока пропускается вообще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Технология проблемного диалога и её роль в формировании регулятивных УУД

Задачи мастер-класса: выяснить, что собой представляют  регулятивные УУД;познакомиться с перечнем  РУУД, которые должны быть сформированы у обучающихся; узнать, с помощью чего можно сф...

технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : "Человеческие расы"

Тема урока: «Человеческие расы.»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой.Задачи: Формировать...

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : Засушливые зоны умеренного пояса.Зона пустынь.

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Зона пустынь»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение образовательных результатов посредством технологии про...

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : " Нет в России семьи такой..."

Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема урока: «Нет в России семьи такой…»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мел...

Тема урока «Знакомство с системой времён глагола». Педагогические технологии: технология проблемного диалога. 3 класс УМК "Гармония"

Тема урока «Знакомство с системой времён глагола».  Место и роль урока в изучаемой теме:  3 урок в теме «Глагол»Тип урока:  открытие новых знаний.Педагогические ...