Мастер-класс Технология проблемного диалога и её роль в формировании регулятивных УУД
материал (1 класс) на тему
Задачи мастер-класса:
- выяснить, что собой представляют регулятивные УУД;
- познакомиться с перечнем РУУД, которые должны быть сформированы у обучающихся;
- узнать, с помощью чего можно сформировать РУУД (задания учебника, технология проблемного диалога) и как проверить уровень их сформированности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Технология проблемного диалога
и её роль в формировании регулятивных УУД
Задачи мастер-класса:
- выяснить, что собой представляют регулятивные УУД;
- познакомиться с перечнем РУУД, которые должны быть сформированы у обучающихся;
- узнать, с помощью чего можно сформировать РУУД (задания учебника, технология проблемного диалога) и как проверить уровень их сформированности.
Оборудование: план выступления, учебники математики, обучения грамоте и риторики, памятки «Универсальные учебные действия/УУД», «Регулятивные универсальные учебные действия на разных этапах обучения по Образовательной системе «Школа 2100» в начальной школе», книга Е.В.Бунеевой «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования», схема анализа урока в ОС «Школа 2100».
На крыле доски: Полезные ссылки http://www.school2100.ru/izdaniya/magazine/archive/2011-03 - журнал № 3 за 2011 год «ФГОС: пути реализации» http://www.school2100.ru/ - главная страница ОС «Школа 2100»
В центре доски: оборудование для урока обучения грамоте (звуковые карточки, учебник, плакат с буквой)
- Требование стандарта – формирование метапредметных УУД (в том числе – регулятивных).
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Рассмотреть памятки «УУД»
- Характеристика регулятивных УУД (памятки Универсальные учебные действия. /УУД).
Регулятивные УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К регулятивным УУД относятся:
- целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознания учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.
Владение регулятивными УУД помогает школьнику:
- Регулировать свою деятельность: ставить цель с учетом изученного и усвоенного; составлять план и последовательность своих действий;
- Прогнозировать уровень усвоения, результата, необходимого времени;
- Контролировать с целью установления отклонений;
- Корректировать (вносить дополнения), оценка качества усвоения;
- Преодолевать препятствия (волевая саморегуляция).
Рассмотреть таблицу
«Регулятивные УУД на разных этапах обучения по ОС «Школа 2100»
- Требования стандарта к уровню сформированности РУУД к концу 1- 4 классов (Регулятивные универсальные учебные действия на разных этапах обучения по Образовательной системе «Школа 2100» в начальной школе).
- Средства формирования РУУД: образовательные технологии, задания учебника, специально созданные учебные задачи.
а) Сущность технологии проблемного диалога. Цель её применения – формирование регулятивных УУД.
Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.
http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/ - полные версии технологий ОС «Школа 2100»
Рассмотреть схему анализа урока в ОС «Школа 2100»
б) Показ примеров - отрывков уроков с использованием проблемной технологии с одновременным заполнением схемы анализа урока по результатам ФГОС.
- урок обучения грамоте (звук Ц, с. 30 – 31)
РУУД | Этапы урока |
- целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно; -планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; - оценка - выделение и осознания учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий. | Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию Работа со звуковыми карточками, веером букв и т.д. Повторение изученных звуков и букв, их классификация и сравнение. Затруднение в игровой ситуации Появилась новая карточка: в какую группу её отнести? Предположение о том, чем будем заниматься на занятии, на основе дид. материала на доске (звуковые карточки, плакат с буквой). Работа в парах и группах. Формулирование темы и целей занятия. Проверка предположений по учебнику. Открытие нового знания или умения Уточнение темы занятия: какой конкретно звук новый. Характеристика нового звука на основе наблюдений. Составление плана работы с помощью учебника. Прогнозирование трудности-лёгкости заданий. Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление) Называние слов с новым звуком (по картинке). В какую же группу отнесём новый звук? Тренировочные задания Заполнение схем: коллективно с проговариванием, в группе с проговариванием, в паре с проговариванием, самостоятельно. Сравнение своей работы с работой соседа, с образцом на доске. Исправление ошибок. Всё ли мы успеваем? Что можно сделать потом? Итог занятия Что нового сегодня узнали? Что получилось легко, а в чём были затруднения? Над чем ещё надо поработать на следующих занятиях? Довольны ли вы своей работой? |
- фрагмент урока математики – тема и цель, планирование (число 10, с. 32 – 35);
- фрагмент урока риторики – самооценка (какой ты слушатель, с. 48 – 49)
- Как проверить сформированность регулятивных УУД (методики, диагностика). Обзор литературы: книга Е.В.Бунеевой «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования».
- Рефлексия: чему научились? Над чем надо работать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного диалога как средство формирования учебно-познавательной мотивации учащихся начальных классов
Здесь описан опыт работы по теме "Технология проблеммного диалога"...

Формирование универсальных учебных действий младших школьников посредством проблемного диалога.
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения со...

Презентация по теме "Технология проблемного диалога как средство формирования учебно-познавательной мотивации "
Презентация мастер- класса по теме "Технология проблемного диалога как средство формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников»Цель: Продемонстрировать использование современного...
Формирование ключевых компетенций младших школьников посредством технологии проблемного диалога
Данная презентация была использована для сообщения на методическом объединении учителей начальных классов...

Отчёт по теме самообразования Формирование умения видеть учебную проблему и решать её посредством технологии проблемного диалога у учащихся начальной школы ( средствами учебного предмета «Математика»)
Проблема: выявление наиболее эффективного подхода к формированию РУУД младших школьников.Цель педагогической деятельности: создание условий для формирования умения видеть учебную проблему и решать её ...

Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на-чальных классов через применение технологии проблемного диалога
В условиях современного образования, введения ФГОС второго поколения в практику работы школ, когда личность растущего человека находится в центре образовательной и воспитательной деятельности, поиск э...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дана характеристика регулятивных УУД, изложена актуальность опыта, перечислены педагогические условия использования элементов проблемного обучения на уроках русского языка, представлены критерии диагн...