Современные образовательные технологии в условиях введения ФГОС НОО: технология проблемного диалога
статья на тему
Выступление на МО учителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii_v_usloviyah_vvedeniya_fgos_noo.docx | 28.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление по теме: «Современные образовательные технологии в условиях введения ФГОС НОО: технология проблемного диалога»
Цели:
- создание условий для достижения высокого качества образования;
- повышение мотивации и интереса к изучаемому предмету;
- воспитание компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Технология проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС НОО.
Для технологии проблемного диалога ключевым является понятие «творчество». На уроке должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановку проблемы и поиск ее решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Поскольку проблема и решение педагогу известны заранее, он волен выбирать между двумя видами диалога:
- побуждающий диалог: на этапе постановки проблемы учитель создаёт проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы.
Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений.
Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников
Русский язык, 3 класс. Тема: «Непроизносимые согласные в корне слова».
1.Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.
- Мы продолжим записывать слова под диктовку, но мне нужны 2 помощника для работы на обратной стороне доски. Все остальные работают в тетради. Записываем отгадки.
1. Ну-ка, кто из вас ответит
Не огонь, а больно жжет
Летом светит очень ярко
Осенью- наоборот. (Солнце)
2.Когда я сосульку ел,
Было очень вкусно.
А когда я заболел
Стало очень …..(грустно)
3.Мишка был большой проказник
У него сегодня ….(праздник)
- Помощники готовы? Проверяем написанное на доске. Смотрим, сравниваем. (Видят несоответствия в написании. Если нет, то спрашиваю у детей кто написал иначе)
Посмотрите в свои тетрадки и тетрадку соседа. Сравните записи. – Почему написали по- разному, ведь я диктовала для всех одинаково.
2. Выход из проблемы путем побуждающего диалога.
- Сколько мнений в нашем классе? (два)
- Какие? (Нужно писать согласную и не нужно писать)
- А почему получились разные мнения? Как вы думаете? ( Мы этого еще не знаем)
-Выясняем, кто не написал согласную. Почему не написал? ( Не слышим ее при произношении)
- А кто написал согласную? Почему написал? (Я могу ее произнести, значит, ее надо писать).
Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским
(т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом.
Окружающий мир, 1 класс. Тема «Откуда в снежках грязь?»
III. Мониторинг качества знаний (пульты RESPONSE)
- Какого цвета снег? (А - голубой, В- белый, С- бесцветный)
2. Посмотрите сквозь стакан со снегом. О каком свойстве снега это говорит? (А – непрозрачный, В - прозрачный)
3. Что происходит со снегом в тепле? (А – превращается в мороженое, В – превращается в лед, С – превращается в воду)
4. Лед хрупкий, а снег … Какой? (А – жидкий, В – рыхлый, С – твердый )
IV. Постановка учебной проблемы
Иногда снежинки, медленно порхая, опускаются на ладошку, как маленькие бабочки. А бывает, что отдельных снежинок не разглядишь– они слипаются в хлопья. Мы любим зиму. Почему? (Игра в снежки, строительство снежных городков, крепостей, катание на лыжах, санках, коньках – это зимние развлечения людей).
Разыгрались дети на морозе, раскраснелись. Ах, как хочется попить!
– Что часто ребята делают? (едят снег)
– Поднимите руку, кто пробовал на вкус снег, сосульку?
– Как вы думаете, правильно ли это? (Да/нет)
- Ребята, у нас возникли разногласия. Одни говорят можно есть снег, другие – нельзя.
- Как же нам в этом вопросе разобраться?
– Что для этого надо сделать?
- Представьте, что наш класс научно – исследовательская лаборатория, чтобы доказать, что снег опасен или безопасен нам надо его исследовать (провести опыт).
(Дети разбиваются на группы).
V. Практическая работа
Помните правила работы в группе (на доске правила)
Работать вместе.
Обсуждать дружно.
Думать быстро.
Спорить тихо.
- Сейчас вы будете исследовать образцы снега. Я заранее принесла снег в класс.
-Какого он цвета?
-Расскажите, что с ним произошло?
(Под действием тепла он растаял, превратился в воду)/(растаял)
Дети в группах рассматривают снег в микроскоп, обсуждают увиденное.
- Что увидели в микроскоп?
ВЫВОД: Можно есть снег?
Снег нельзя пробовать, в нем много вредных веществ.
Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание.
- Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками
- Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»)
Проблемно-диалогические методы дают широкие возможности варьирования форм обучения (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной), в то время как традиционные методы всегда фронтальны.
При проблемно-диалогических методах средства обучения (опорные сигналы, учебники, наглядные и технические средства) служат вспомогательными инструментами творческого усвоения знаний. Опорный сигнал есть наглядно-образная форма выражения знания. К разновидностям опорного сигнала относятся: символ, схема, таблица, опорные слова.
В соответствии с принципом наглядности обучение должно опираться не только на мышление и речь, но и на процесс восприятия. Наглядные и технические средства обучения предназначены для предъявления ученикам материала для зрительного, слухового или комбинированного восприятия.
Наглядные средства обучения многообразны. Плоскостные пособия
(картины, фотографии, карты, плакаты, чертежи) задействуют зрительный анализатор. Объемные пособия (муляжи, макеты, модели, слепки, глобусы) и натуральные объекты (коллекции минералов, растений ) могут восприниматься еще и осязанием.
В качестве ТСО могут использоваться компьютерные мультимедиа технологии. Одни устройства предназначены только для прослушивания
аудиоматериала: записей иностранной речи, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы. Другие демонстрируют визуальный материал: слайды с текстами (цитатами), произведениями искусства, изображениями живой и неживой природы. Третьи устройства воспроизводят разного рода фильмы (учебные, художественные, мультипликационные), т.е. ориентированы на аудиовизуальное восприятие.
ВЫВОДЫ
1. Технология проблемно-диалогического обучения позволяет учащимся самостоятельно «открывать» знания. Она представляет собой
детальное описание проблемно-диалогических методов обучения, а
также их взаимосвязей с формами и средствами обучения. Методы
составляют центральную часть технологии, поскольку определяют
выбор форм и средств обучения.
2. Методы – это способы деятельности учителя на этапе введения
знаний. Проблемно-диалогические методы обучения обеспечивают
постановку и решение учебных проблем школьниками и представляют
собой определенные сочетания приемов, вопросов, заданий. Традиционные методы обучения сводятся к сообщению учителем темы и знания в готовом виде.
3. Проблемно-диалогические методы дают широкие возможности
варьирования форм обучения (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной), в то время как традиционные методы всегда фронтальны.
4. При проблемно-диалогических методах средства обучения (опорные сигналы, учебники, наглядные и технические средства) служат
вспомогательными инструментами творческого усвоения знаний, а при
традиционных методах они обслуживают репродуктивное усвоение
знаний.
Литература
1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с
учениками: Пособие для учителя. – М., АПК и ПРО, 2002, 2006. 168 с.
2. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие,
технология, предметная специфика // Образовательная система
«Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. –
М., Баласс. 2006. С. 144–180.
3. Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения //
Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2008. С. 75–90.
4. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие,
технология, предметная специфика // Образовательная система
«Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. – М.:
Баласс, 2008. С. 272–286.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии в условиях введения ФГОС НОО: критическое мышление.
Обобщение опыта работы...
Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.
Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....
Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.
Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....
Технология оценивания образовательных результатов в условиях введения ФГОС как средство формирования осознанного отношения к образовательной деятельности учащихся
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникла необходимость не только создания новой образовательной программы начальн...
Приемы использования современных образовательных технологий, способствующих повышению эффективности образовательного процесса в условиях введения ФГОС второго поколения
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные з...
Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления....
Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.
Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выхо...