мастер-класс работа с информацией и текстом
учебно-методический материал на тему
Развитие УУД при работе с текстом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_rabota_s_informatsiey_i_tekstom.docx | 40.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет №___
Дата: 10.01.2016
Мастер – класс
Тема: Развитие УУД при работе с текстом
Мастер-класс подготовила и провела учитель начальных классов высшей квалификационной категории Кучаева Н.А.
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках литературного чтения в начальной школе
Задачи:
- познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
- раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
- показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки, энциклопедия.
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе,; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Ход мастер – класса:
- Оргмомент
Уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас на мастер - классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Я желаю нам успехов.
2 .Мотивация к мастер-классу.
-Предлагаю нашу работу начать не совсем обычно, а со сказки, потому что это самые любимые и доступные для восприятия произведения у детей –младших школьников. Итак, давайте вспомним сказку «Кораблик» Владимира Григорьевича Сутеева. (Слайд2)
Но прошу Вас слушать внимательно.
1. Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
2. Пришли на речку.
3. — Давайте купаться! — сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
— Мы не умеем плавать, – сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и
Жучок.
— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы
годитесь?! — И так стал хохотать — чуть было не захлебнулся.
4. Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
5. Стали думать. Думали-думали и придумали.
6. Пошел Цыпленок и принес листочек.
7. Мышонок — ореховую скорлупку.
8. Муравей соломинку притащил. А Жучок — веревочку.
9. И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой
привязали — и построили кораблик!
10. Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!
11. Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик
уже далеко уплыл… И не догонишь!
Восстановите по картинкам сказку.(Слайд 3)
-Определите, какие универсальные действия сформированы у героев, а чему им нужно научиться?
( Умеют взаимодействовать, решать проблемные ситуации в команде, сотрудничать в совместном решении проблемы, планировать деятельность, быть лидером, применяли знания в новой ситуации, использовали в работе нужные предметы, распределили роли, договорились друг с другом , …..)
-Что необходимо сформировать? – Лягушонку – эгоисту: необходимо научиться принимать точку зрения других, работать в группе, владеть собой, умение ценить и принимать ценности «настоящий друг».
3.Работа по теме.
.-Сегодня я хочу поделиться своим опытом по работе с текстом, информацией на уроках литературного чтения.
-Предлагаю вам поработать в группе. У вас на столе лежат буквы, а Вы должны будете в течении 1 минуты срасставить их в алфавитном порядке. (Слайд 4) (буквы А,В, Д,К, Л, О,С) На уроке можно буквы прикрепить на спинах ребят и предложить им встать в соответствии с буквами в алфавитном порядке.
-Хорошо, молодцы. А теперь из предложенных букв составьте фамилию писателя(СЛАДКОВ). (клик)
Скажите, что помогло Вам выполнить это задание быстро? Какие УУД формировали ? (Коммуникативные-умение сотрудничать, выслушать другого, познавательные-знание алфавита, знание писателей ит.д.)
-Итак, сегодня я хочу познакомить вас с произведением Николая Сладкова.(Слайд5)
Можете ли вы по фамилии автора предположить жанр и тематику произведения? Что мы сегодня будем с вами читать? (Регулятивные действия: целеполагание,планирование,прогнозирование)
(ответы: сказка, рассказ, стих-ие).(слайд 6)
Следующий вид работы способствует формированию общеучебных универсальных действий:
1. Выбор вида чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели.
2. Рефлексия на содержание и форму произведения: формулировать свою точку зрения о героях, произведении или книге, подтверждая ее фактами из произведения или других источников информации, что служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.
3. Поиск и выделение необходимой информации. Перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по названию; поиск нужных частей текста, нужных строчек, поиск и подстановка нужных слов и т.д. Вычитывание всех видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой,
-Давайте обратимся к тексту. Прочитайте.(слайд7)
У всех день рождения − радость. А у клестят − беда.
-Давайте прочитаем первое утверждение еще раз.(читают) Можем ли мы согласиться с этим? Выскажите свою точку зрения. А как вы думаете, что автору позволяет так утверждать? (собственный опыт).
-Давайте прочитаем второе утверждение. Как вы думаете, почему день рождения у клестят может быть бедой? (ответы)
-Давайте проверим наши предположения, читая текст далее. Достаньте голубые листы. Читаем.(слайд8)
Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.
У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод...
-Давайте найдем в тексте слова, которые подтверждают слова автора о том, что у клестят беда.
-Давайте узнаем, а что же родители? (Слайд 9)
А родители хоть бы что!
Вон папа-клёст − сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит!
(Слайд10)
- Найдте в тексте только факты, информацию (ответы).
-Какие эмоции, ощущения, переживания возникли при чтении текста?
-Скажите, а с чьих слов мы с вами узнали о жизни клестят? (автора или клестов). В тексте есть прямое указание на того, с чьи это слова.(слайд11)
Это я так про клестят думаю.
-Как вы считаете, почему автора заинтересовала эта тема? (ответы)
-Продолжим чтение и достанем желтые листы. Прочитайте часть текста, выделенную рамочкой.(слайд12)
Только вижу, что сами клестята живут не тужат!
Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся − и спать. Снизу гнездо − как пуховая перинка, сверху мама − как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.
-А теперь я предлагаю обратиться вам к энциклопедии и узнать, как же на самом деле живут клесты. (зеленые листы). (Слайд 13)
Подтвердилось ли то, что мы узнали из рассказа научными фактами? Т.е. автор передал нам информацию о клесте, но только в художественной форме. Продолжим читать рассказ и прочитаем ту часть текста, которая идет после рамочки. (слайд14)
Немного дней прошло − выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются.
-Изменился ли теперь наш взгляд на жизнь клестят, наши ощущения поменялись?
-Давайте вернемся в начало текста и еще раз прочитаем второе предложение.
А у клестят − беда. (слайд 15)
-Можем ли мы теперь согласиться, что у клестят беда, после всегочто мы узнали из текста? А автор тоже думает, что у клестят беда? (ответы) А почему тогда он начинает свой рассказ с такого утверждения? (вовлечь, заинтересовать). Удалось автору достичь этой цели?
-Но это еще не конец рассказа. Достаньте белые листы. (Слайд 16)
Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши.
А ещё от яркого солнышка и морозного ветра.
Нет, день рождения − всегда счастливый день.
Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.
Всё равно!
-Обратите внимание, как автор расположил предложения в этом абзаце. Почему? (ответы). Наверно он хотел привлечь наше внимание к каждой мысли.
-Скажите, пожалуйста, а вы обратили внимание, что мы читаем рассказ без названия? Вы бы как озаглавили его? Вот такие разные у нас возникли варианты. А вот автор назвал свой рассказ «Еловая каша».
Слайд 17.18
Такие задания способствуют формированию личностных УУД:
1. Смыслообразование через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов.
2. Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации.
3. Морально-этическая ориентация и нравственная оценка: действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей, формирование нравственной позиции учащихся на основе опыта эмпатии и сопереживания; формирование эстетических чувств.
-В заключении работы над текстом детям можно предложить написать синквейн по теме рассказа. Его структура на слайде. А вам, уважаемые коллеги, я хотела бы предложить попробовать написать синквейн на тему «Мастер-класс».
(Зачитываются работы)
-Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Организация работы с информацией в начальной школе»
Практическая значимость: • ознакомление с различными видами задач при работе с информацией на уроках в начальной школе; • предлагаемые на занятии виды задач можно применять на уроках всем педа...
Мастер-класс Тема : «Работа с текстовой информацией в условиях ФГОС»
laquo;Как по-простому научить сложному»...
мастер-класс "Приёмы работы с информацией для младших школьников"
Подробная разработка мастер-класса...
Семинар, "Курс для учеников и учителей начальных классов" "Работа с информацией" Мастер-класс по работе с Яндекс.Учебником от учителя-практика.
Работа в Яндекс.Учебнике позволяет мне сэкономить время, а также подробно проанализировать, как дети выполнили задания и подстроить учебный процесс под каждого ребёнка.Использую его по своему усмотрен...
Мастер-класс_Приемы работы с информацией на уроках технологии_
Мастер-класс_Приемы работы с информацией на уроках технологии_...
Мастер-класс_Приемы работы с информацией на уроках технологии_
Мастер-класс_Приемы работы с информацией на уроках технологии_...