мастер-класс "Приёмы работы с информацией для младших школьников"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Подробная разработка мастер-класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_rabota_s_informatsiey_v_nachalnoy_shkole.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс Формирование познавательных УУД в начальной школе. Работа с информацией.
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с некоторыми видами задач при работе с информацией в начальной школе.
Практическая значимость:
- ознакомление с различными видами задач при работе с информацией на уроках в начальной школе;
- предлагаемые на занятии виды задач можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.
Задачи:
- раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с различными видами задач при работе с информацией;
- показать практическую значимость использования данных видов задач при работе с информацией, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках.
Материально-техническое и методическое обеспечение:
- помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест,
- компьютер,
- проектор,
- экран или интерактивная доска
Продолжительность проведения: 30 минут
Целевая аудитория: учителя начальных классов Красновишерского района Пермского края
План проведения мастер- класса:
- презентация педагогического опыта педагогом - мастером;
- рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса), обсуждение целесообразности применения на уроках в начальной школе показанных видов задач при работе с информацией с участниками мастер-класса.
Предполагаемый результат:
- участники мастер-класса систематизируют знания о работе с информацией на уроках в начальной школе, обсудят возможности их применения в процессе обучения;
- педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Тема мастер-класса Формирование познавательных УУД в начальной школе. Работа с информацией.
Вступление Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Паршакова Тамара Алексеевна. Я учитель нач классов МБОУ НОШ № 2.
В начале мастер-класса я попрошу вас обратить внимание на экран .
- Какие ассоциации у вас возникли? Отдых, солнце, дельфины, море. Хорошо бы отдохнуть летом на море! Но ведь море может таить в себе опасность: морские обитатели, штормы, морское цунами, подводные камни.
А еще бывает МОРЕ ИНФОРМАЦИИ, в котором также очень легко утонуть. Чтобы это море было безопасным, необходимо владение человеком информационной компетентностью.
Вы уже догадались, о каких УУД пойдёт речь на этом мастер-классе? (Познавательные, общеучебные, работа с информацией )
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) отмечает, что в «результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией». Умение работать с информацией – это универсальное учебное действие.
Готовясь к сегодняшнему мастер-классу я, конечно, посмотрела много информации по этой теме, и, прежде всего, книги А.Г.Асмолова и др. авторов «Как проектировать УУД», «Формирование УУД», где прописано, что к УУД относится «Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в т.ч компьютерных средств» В одних источниках работа с информацией состоит из 4-х групп умений, в других - из 3-х. Я вам представлю три группы учебных действий (умений), характеризующих информационную деятельность младших школьников
Поиск, селекция, фиксация информации предполагает умение находить информацию по заданному основанию, существенным признакам, представленную в явном и неявном виде, фиксировать информацию разными способами: словесно, в виде таблицы, рисованной схемы, графически и т.д.
Оценка достоверности информации предполагает умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения, на основе имеющихся знаний, жизненного опыта, подвергать сомнению достоверность информации, представленной в разных видах, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.
Преобразование, интерпретация и применение информации предполагает умение упорядочивать информацию по заданному или самостоятельно выбранному основанию, сравнивать между собой объекты, понимать инструкцию к выполнению задания, представленную разными способами (словесно, в виде таблицы, рисованной схемы), устанавливать простые связи, делать предположения и элементарные выводы, основываясь на личном опыте, находить аргументы, подтверждающие выводы, сопоставлять и обобщать информацию, отвечать на поставленные в задаче вопросы.
По окончании моего мастер-класса попрошу сказать, а какие виды работы с информацией использовала я, готовясь к нему?
Практическая часть
Разминка Уважаемые участники мастер-класса, мы отправляемся в плавание по морю Информации. Для начала разминка. Я предлагаю выполнить интересное, на мой взгляд, задание. После его выполнения ответьте, пожалуйста, на вопрос: Какой вид учебных действий, связанных с информацией, можно формировать при выполнении этого задания?
Перевёртыши.
Перевёртыши – это забавная игра. Игроку даётся фраза. Он должен к каждому слову фразы подобрать слово с противоположным значением. В итоге игры получится известная пословица или поговорка.
Например. Большой пальме жарко летом.
Подбираем слова с противоположным значением.
Большая – маленькая.
Пальма – сосна, ель, ёлка, ёлочка.
Жарко – холодно.
Зимой – летом.
Получилась фраза: Маленькой ёлочке холодно зимой.
Разгадайте перевёртыши, составленные из русских пословиц и поговорок.
У честного человека и ботинки промокают. (На воре и шапка горит).
Отдых – ягнёнок из поля бежит. (Работа -не волк, в лес не убежит).
Безделью безвременье, а работе секунда. (Делу время- потехе час).
Итак, какой вид учебных действий по работе с информацией формируется при выполнении этого задания? (Прежде всего, преобразование информации)
Работа в группах. После разминки отправляемся в плавание. Каждая команда имеет на своих столах разные задания и картинки спасательных кругов. Если задание вызвало затруднение, вам нужно поднять вверх картинку спасательного круга. Разрешить трудности при выполнении заданий вам поможет спасатель, то есть я. Прошу Вас приступить к плаванию. Проверка работ в группах.
Ну что ж, у нас, слава богу, никто не утонул в море информации, и мы благополучно вернулись.
Сегодня я принесла с собой несколько сит (картинки). Как вы думаете, как это связано с темой «Работа с информацией»? (информацию просеивать) А почему несколько сит?
Это вы поймёте после того, как узнаете притчу «Ученик - учитель»
К Учителю прибежал ученик и говорит:
– Слушай, Учитель, знаешь, что говорит о тебе твой друг…
– Подожди, подожди, – перебил учитель. – Просеял ли ты то, что хочешь мне сказать, через три сита?
– Какие сита?
– Первое сито – это сито правды: то, что ты хочешь мне сказать – это правда?
– Не знаю, я так слышал…
– Значит, ты не знаешь правда это или нет… А просеял ли ты эти слова через второе сито – сито доброты? То, что ты хочешь рассказать о моем друге – это доброе?
– Наверное, нет!
– Значит, ты мне хочешь сказать что-то плохое, и не уверен, что это правда… Тогда просеем еще через одно сито – сито необходимости. Так ли уж необходимо услышать то, с чем ты прибежал?
– Нет, необходимости в этом нет…
– Значит, – сказал мудрец, – в том, что ты хочешь мне сказать нет ни правды, ни доброты, ни необходимости. Зачем тогда мне это говорить?
Хотела бы закончить нашу встречу интересной мыслью. Брюс Стерлинг высказал интересную мысль: «Мы тонем в информации, а задыхаемся от нехватки знаний» Информация только тогда становится знанием, когда мы просеиваем ее через несколько сит.
И, возвращаясь к началу мастер-класса, какие виды работы с информацией по данной теме использовала я? (все 3: поиск, оценка достоверности, интерпретация и применение)
Итог
Вот прошёл мой мастер-класс.
Я спрошу теперь у вас:
Был ли мастер -класс вам впрок?
Подведём простой итог!
Если мастер-класс был нужен,
Если кто с ним очень дружен,
Тот надует красный шар!
Шарик синий – мы всё знали,
Только время потеряли!
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем надувать!
А теперь шары подняли,
Всему залу показали!
Что ж, итог мы подвели,
Выводы для всех просты:
Правит миром информация!
Вот таков итог моей презентации.
Благодарю за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы учителя начальных классов "Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников"
Материал был подготовлен в процессе анализа опыта работы для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2013"....
Формирование первоначальных навыков работы с информацией у младших школьников средствами учебно-методического комплекта Л.В.Занкова
В современном обществе человеку приходится постоянно иметь дело с огромными потоками информации. Чотбы не затерятся в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны б...
Статья "Развитие навыков самостоятельной работы с визуальной информацией у младших школьников на занятиях в изостудии."
Материал отражает опыт развития навыков самостоятельной работы с информацией у младших школьников на занятиях в изостудии, содержит примеры заданий для осмысления, отбора, анализа визуальной информаци...
Информация о младших школьниках.
Показаны материалы,которыми я полбзуюсь на воем педагогическом пути.Начиная с колледжа ,далее применяю их на работе....
Психолого-педагогические основы проблемы умения работать с информацией в младшем школьном возрасте
В статье представлены результаты теоретического обоснования основ формирования умения работать с информацией: раскрыты психолого-педагогические основы проблем умения работать с информацией; описан ист...
Технология экспресс-диагностики типов восприятия информации у младших школьников.
Учет сенсорных особенностей учеников, владение приёмами воздействия на зрительный, аудиальный и кинестетический канал восприятия позволяет учителю избежать многих трудностей при обучении, помогает зал...
Формирование навыка работы с информацией у младших школьников
Новое необходимое условие для того, чтобы быть хорошим собеседником в наше время, ― это информированность. ...