Мастер-класс_Приемы работы с информацией на уроках технологии_
методическая разработка по технологии
Мастер-класс_Приемы работы с информацией на уроках технологии_
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 716.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Приёмы работы с информацией на уроках технологии»
Цель: демонстрация приёмов работы с различными видами информации на уроках технологии.
Участники мастер-класса: педагоги начального звена.
Оборудование: листы бумаги формата А4, ножницы, цветные карандаши, раздаточный материал.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада Вас приветствовать.
Позвольте представиться Кондрашова Елена Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «Ермаковская СОШ № 2 » Ермаковского района. Тема мастер-класса: «Приёмы работы с информацией на уроках технологии».
Ход мастер-класса
Я предлагаю вам послушать сказку. Одновременно буду делиться своим опытом работы с информацией на уроках технологии. Обыграть эту сказку помогут модели – заместители. Их мы будем изготавливать в технике оригами.
Давным-давно на берегу моря Информации жил маленький мальчик. Он очень любил смотреть на море, значит, он получал зрительную информацию, любил слушать шум волн – получал звуковую информацию, вдыхать запах – обонятельную информацию, но больше всего он любил купаться в этом море и читать книги (показ двух моделей Приложение 1).
Можете ли вы ответить на вопрос: какие книги он любил читать?
Воспользуйтесь подсказкой - схемой моделирования и ответьте на поставленный вопрос.
Моделирование – это введение системы заместителей (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схем, планов и моделей обложек книг. Модель обучающиеся могут нарисовать, вырезать из бумаги, т.е. слушание и говорение сочетаются с практической деятельностью. Это позволяет проанализировать произведение более наглядно и доступно для юного слушателя, также даёт возможность включить каждого ребёнка в активный процесс и в формирование специальных читательских умений. На мой взгляд, моделирование на уроках литературного чтения позволяет формировать навыки учебного труда, умение сотрудничать, самостоятельно добывать информацию, повышать интерес к читательской деятельности.
Но мальчик никак не мог решить, кем станет, когда вырастет. Однажды гуляя по берегу моря, мальчик размечтался, кем ему стать. Он мечтал о новых знаниях, новых открытиях. Но ведь всё ближайшее побережье он уже изучил. Где же добывать новую информацию? Вдали у самого горизонта виднелся белый корабль.
Для складывания нужно взять большой лист бумаги прямоугольной формы.
«Стану я капитаном!» – решил малыш. Это так прекрасно стоять на верхней палубе и отдавать чёткие команды. Можно покорить моря и океаны новых знаний.
Делаем шапку капитана.
Но чтобы стать капитаном одной шапки недостаточно. Упражнение «Азбука Морзе» (Приложение 2).
Перед вами закодированная информация. Ваша задача её декодировать, т.е. расшифровать.
Данные упражнения представлены в предмете Информатика, но я использую их на других предметах. Как вы считаете, на каких этапах урока эти упражнения использовать более уместно?(литературного чтения, математике и окружающего мира).
Эти упражнения кодирования (перевода текста в рисунок) и декодирования информации позволяют учиться преобразовывать один вид информации в другой. Это важно при чтении и составлении графиков, таблиц и диаграмм.
Но внезапно герою пришла мысль, что быть капитаном не так уж хорошо. На палубе может быть слишком холодно, от сильной качки может закружиться голова. «Нет, пожалуй, я не буду капитаном», – решил мальчик.
(уголок отворачиваем вверх – каска пожарника)
А не стать ли мне пожарником? Я буду смелым и решительным. Я стану спасать женщин и детей. Обо мне будут писать газеты.
Но пожарному часто приходиться спешить на пожар. Нужно хорошо ориентироваться на улицах города. Упражнение «Работа с картой» (Приложение 3).
Перед вами карта нашего села. Найдите пожарное депо (ПЧ-28 с.Ермаковское, ул. Красных Партизан), в котором раздался звонок. Ваша задача добраться до места возгорания. Двигаться нужно по моему маршруту (озвучиваю маршрут).
Я придумала это упражнение для того, чтобы учить работать с несколькими видами информации (текстовой, графической, звуковой), используя при этом различные виды чтения – ознакомительное и поисковое. Упражнение можно применять на математике. Например, найти расстояние и скорость пожарной машины и тд.
Но тут его мечты растаяли как дым. На пожаре – то слишком жарко, да и лестницы такие высокие. Ну, нет, пожарником я не буду. Пожалуй, лучше всего быть полицейским. (отворачиваю второй уголок вверх)
Но полицейским часто приходится составлять фоторобот подозреваемого, а это тоже работа с информацией. Упражнение «Фоторобот» (Приложение 4).
Прочитайте текст один раз и карточку перевернуть. Нарисуйте портрет героя, описанного в тексте, передавая все мельчайшие детали.
Это упражнение учит осмысленно работать с текстом.
Какие ещё варианты работы с данным упражнением вы могли бы предложить? (составить текст по готовому рисунку – описать словесно; одна группа читает текст, а затем рисует, другая группа, наоборот, затем результаты соотносятся; …)
Проверяем!!!
«А вдруг меня подстрелят в перестрелке», - продолжал размышлять наш герой. Нет, полицейским быть не хочу. Шапка превращается в кораблик.
Пока мальчик размышлял … Прочитайте деформированный текст и продолжите мою фразу. Упражнение «Деформированный текст» (Приложение 5).
В своей практике я использую различные деформированные тексты: тексты с пропущенными гласными, с нарушением структуры предложений, без деления на слова, с вставками лишних слов, с неправильной разбивкой на слова, текст с исключениями (Приложение 6).
Мы возвращаемся к нашей истории. Что же произошло? (ураган)
Лодка приблизилась к берегу. Сильные волны качали её из стороны в сторону. Вдруг лодка наткнулась на подводный камень и потеряла корму (срезаем уголок).
Но сильное судно мужественно держалось на воде. Огромная волна накрыла его целиком, и он потерял нос (срезаем второй уголок).
Чудом судно держалась на воде. Но молния завершила дело, ударив в верхнюю палубу. Корабль пошёл ко дну (срезаем верх).
Испугавшись, мальчик побежал за помощью к береговой охране. А когда вернулся, на воде не было и следа от корабля. Только волна вдруг выбросила что-то на берег.
Что это? (разворачиваем модель)
На чью одежду это похоже? (тельняшка, халат медицинский, пиджак делового человека, …)
Добавьте к данной модели графическую информацию (дорисуйте), так чтобы можно было легко определить профессиональную сферу этой одежды.
Играет медленная «морская» музыка.
Расскажите о своём выборе, использую текст- план (Приложение 7).
Рефлексия участников мастер-класса:
-Предлагаю продолжить наше путешествие и посетить острова, где покажите своё отношение к мастер-классу (ВАШЕ МНЕНИЕ О НАШЕЙ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ). (Участники крепят стикеры на острова)
Остров «Радости»- Остров «Печали»- эмоциональное
Остров «Просветления»- Остров «Неясности» - содержательная
Остров «Удовольствия» - Остров «Скука»- деятельностная
- Наш мастер-класс состоялся! СПАСИБО за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ» c презентацией
АННОТАЦИЯК МАСТЕР-КЛАССУ «ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»учителя начальных классов МБОУ-СОШ №1 Ильиновой Ю.Н.Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как в...

Мастер-класс «Приемы песочного рисования в работе с учащимися».
Мастер-класс«Приемы песочного рисования в работе с учащимися». Песок – это медитативный материал, заземляющий на себе все негативные эмоции. Уже в течение часа рисования песком стабилизирую...

Мастер-класс "Приемы работы на занятиях по развитию элементарных математических представлений"
Выступление на РМО «Преемственность ДОУ и НОО» по теме: «Приемы работы на занятиях по развитию элементарных математических представлений»...

Мастер класс "Приемы работы с агрессивными детьми"
Вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Приемы работы педагога-психолога с агрессивными детьми». Сегодня мы вспомним и проиграем всем известные упражнения для того, чтобы использовать их д...
Методы и формы работы с различными источниками информации на уроках технологии.
Материал включает в себя информацию о методах и формах работы с различными источниками информации на уроках технологии с 1 по 4 класс....

Мастер-класс_Приемы работы с информацией на уроках технологии_
Мастер-класс_Приемы работы с информацией на уроках технологии_...

«Формирование умения младших школьников работать с информацией на уроках окружающего мира через приемы технологии развития критического мышления
В современном обществе информация играет значительную роль. Это требует от личности информационной компетенции. Ее формирование начинается в начальных классах. Сре...