Единые требования к устной и письменной речи учащихся начальных классов
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Единые требования к устной и письменной речи учащихся начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
edinye_trebovaniya_k_ustnoy_i_pismennoy_rechi_uchashchihsya_nachalnyh_klassov.docx | 28.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Единые требования к устной и письменной речи учащихся начальных классов
Ведущая роль в овладении учащимися культурой устной и письменной речи, прочными орфографическими и пунктуационными навыками принадлежит преподавателям русского языка и литературы. Однако родной язык в образовательной школе не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех наук. В связи с этим необходима такая постановка преподавания всех предметов в школе, при которой воспитание речевой культуры учащихся осуществляется в единстве, общими силами всех учителей.
Требования, предъявляемые на уроках русского языка, должны поддерживаться учителями всех предметов, как на уроках, так и в рамках внеурочной деятельности.
Формирование речевой культуры начинается в начальных классах .
Как во всех областях интеллекта, так и в речи, начальные классы закладывают фундамент. От того, хорошо ли заложен этот фундамент, в огромной степени зависят все дальнейшие успехи и неуспехи ребенка. Именно поэтому так важно вызвать интерес к слову, научить учащихся
- излагать материал логично и последовательно;
- давать ответ на любой вопрос в полной форме, т.е. в форме предложения или маленького текста; односложные ответы стараться исключить;
- правильно строить сложноподчиненные предложения (пишем ь знак, потому что сущ. 3 склонения);
- отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;
- оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.
Грамотно оформленным следует считать высказывание , в котором соблюдаются:
- правила произношения и ударения;
- правила употребления слов в соответствии с их значением по словарю;
- правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;
- правила орфографии и пунктуации, не допуская ошибок в написании имени, фамилии, клички животного, географического названия и т.д.
Для речевой культуры младших школьников важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы или учебной задачи и т.д.
Качества речи учителя начальных классов обуславливают качества речи младших школьников. Речь учителя должна быть лаконичная - но всегда чёткая, выразительная, фонетически правильная и образцовая в литературном отношение, поэтому учителя начальных классов должны:
- тщательно продумывать ход изложения материала, корректность и точность всех формулировок;
- показывать учащимся образцы устной и письменной речи (обязательным соблюдением орфоэпических, орфографических, грамматических, словообразовательных норм);
- учить младших школьников работать с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой по предмету;
- использовать выразительное чтение вслух как один из важных приемов формирования культуры устной речи учащихся, как средство эмоционального и логического осмысления текста;
- для совершенствования речи детей младшего школьного возраста использовать такие методические приемы, как самостоятельные задания, направленные на пополнение знаний, работа в парах и группах;
- систематически проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся;
- шире использовать все формы внеурочной и внеклассной деятельности (конкурсы и кружковые занятия) для совершенствования речевой культуры учащихся;
- при планировании классных мероприятий предусматривать беседы с родителями (законными представителями) учащихся по выполнению единых требований к речи в ОУ и дома;
Организация и контроль за всеми видами письменных работ на ступени начального общего образования осуществляется на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся
Основными видами письменных работ являются обучающие работы и контрольные. К обучающим относятся:
- упражнения по русскому языку и математике;
- текущие, самостоятельные и проверочные работы по русскому языку (диктант, списывание текста, обучающее изложение, обучающее сочинение) и работы по математике;
- фиксация наблюдений в природе, осуществляемая в процессе изучения окружающего мира (дневники наблюдений).
По русскому языку, математике, чтению и окружающему миру проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы
Цель работ : контроль за уровнем усвоения изученного материала и формирования учебных компетенций.
Для выполнения всех видов обучающих работ, а также контрольных письменных работ учащиеся начальных классов пользуются стандартными тетрадями (12- 18 листов).
Тетрадь по предмету должна иметь аккуратный внешний вид.
Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как:
- являются частью воспитания внутренней культуры учащихся;
- воспитывают уважение учащихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы;
- формируют навык самоконтроля, так как у учащихся, благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу;
- организуют учащихся для более внимательного выполнения работы.
Учащиеся должны:
- Писать аккуратным разборчивым почерком
- Выполнять аккуратно подчеркивания, условные обозначения только карандашом, если надо - использовать линейку, циркуль
- Исправление ошибок: неверное зачеркнуть косой линией, сверху записать правильную букву, слово, знак и т.д.
! Не заключать неверное написание в скобки
Надпись на тетради должна быть установленного образца:
ТЕТРАДЬ
для___работ
по______________________
ученика(цы)____класса
МБОУ «Гимназия
Фамилия_________________
Имя____________________
Тетради для учащихся 1 класса подписываются учителем.
На обложке тетрадей для контрольных работ делаются соответствующие надписи.
Оформлять записи в тетрадях следует по единому орфографическому режиму
- Дата оформляется в тетрадях по математике и по русскому языку в строку арабскими цифрами и названием месяца прописью
(в 1 классе в первом полугодии дата работ по русскому языку и математике может не писаться)
- Указывать № «упражнения», задачи.
- Писать место выполнения работы (домашняя, классная)
Пропуск клеток и линий в тетради:
по математике – начинать писать с самой верхней полной клетки, между разными заданиями пропускать 2 клетки, между домашней и классной – 4 клетки;
по русскому языку – линии внутри одной работы не пропускаются, между домашней и классной оставлять 2 линии.
В начальных классах тетради проверяются ежедневно и в полном объеме.
В заключении хочется сказать
Успех работы по повышению культуры речи и общей культуры учебного труда учащихся зависит от организованной деятельности учителей начальных классов, от того, как проводятся в жизнь единые требования к устной и письменной речи учащихся всеми педагогическими работниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщенный опыт на тему : "Развитие устной и письменной речи учащихся младших классов в условиях творческой самореализации"
Материал собран на основе многолетнего опыта работы с учащимися коррекционной школы восьмого вида. У детей с ОВЗ плохо развиты слуховое восприятие, звукопроизношение, речевой ...
Речевые карты для обследования устной и письменной речи учащихся начальной школы
Данный материал необходим учителям-логопедам для обследования устной и письменной речи учащихся младших классов. Речевые карты разработаны с учетом возрастных особенностей детей. Они позволяют о...
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.
В книге представленна система работы по профилактике и преодолению нарушений устной и письменной речи у детей 1-го класса....
Работа по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся
В статье говорится о том, какую работу необходимо проводить учителю по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся....
Аналитическая справка по итогам обследования устной и письменной речи учащихся начальных классов
Аналитическая справка по итогам обследования устной и письменной речи учащихся начальных классов, проведенного логопедом Машковой П.С. на логопедическом пункте МАОУ СОШ №36 в мае 2021г....
Доклад "Проблемы речевого развития устной и письменной речи учащихся начальной школы"
Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов - научить ребенка читать и писать. Общепризнанно также, что обучение письменной речи - один из самых трудных для ребенка этапов обучения ...
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по итогам обследования устной и письменной речи учащихся начальных классов
Данная аналитическая справка позволяет количественно и качественно подвести итоги по результатам коррекционной работы за учебный год....