Обобщенный опыт на тему : "Развитие устной и письменной речи учащихся младших классов в условиях творческой самореализации"
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) по теме
Материал собран на основе многолетнего опыта работы с учащимися коррекционной школы восьмого вида. У детей с ОВЗ плохо развиты слуховое восприятие, звукопроизношение, речевой аппарат, фонематический слух, логическое мышление и другие психические процессы. Работа над развитием речи таких детей - основа их социальной адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchennyy_opyt_po_razvitiyu_rechi.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщённый опыт на тему:
«Развитие устной и письменной речи у учащихся младших классов в условиях творческой самореализации».
ГБС (К)ОУ школа-интернат VIII вида
Учитель Сухно Л.И.
Работа по развитию речи - это многосторонняя работа учителя по языку, направленная на то, чтобы дети овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но и умением выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения в связную речь.
Школа должна научить своих питомцев свободно и правильно выражать свои мысли в понятной для окружающих форме.
Речь - не только выражение мыслей, но и орудие формирования их. «Речевое оформление мыслей, - пишет М.Р.Львов, - способствует большей четкости, ясности, стройности, последовательности самой мысли».
Следовательно, вместе с развитием речи, учитель развивает у них мышление. Здесь нельзя не вспомнить слова К.Д. Ушинского по поводу речи и мышления детей. Великий педагог считал, что развивать у детей «дар слова» - это значит почти то же самое, что развивать у них логическое мышление. При этом Ушинский предупреждал, что речь невозможно развивать отдельно от мысли, это привело бы к развитию у детей умения болтать.
Каждый современный учитель хорошо понимает, что развитие речи - задача не только русского языка, но и уроков других учебных предметов.
Однако для уроков русского языка эта задача является основной. На каждом уроке русского языка учитель заботится о правильном и точном употреблении детьми слов, учит правильно строить предложения, пересказывать, излагать свои и чужие мысли. Большое значение в этом плане имеют уроки и по другим предметам. На уроках математики учитель знакомит детей с довольно большим количеством терминов, слов и словосочетаний, обозначающих пространственные, временные, количественные отношения между предметами и временами: «равенство», «неравенство», «делимое», «частное», «делитель», «множитель», «произведение», «сумма», «слагаемое», «разность», «математическое выражение» и т.п. В словаре учащихся появляется много количественных числительных, наречий (сначала, потом, между, предыдущий, последующий, еще), союзов (если, для того, чтобы). В связной речи детей становятся необходимыми предложения с придаточными причины (чтобы узнать, «... если к двадцати семи прибавить двенадцать, то получится...»).
Важное значение приобретает работа над изложением в связи с решением задач. Научить детей пересказывать содержание задачи точно, сжато, ясно - значит вооружить их необходимыми умениями в области владения речью: умение понять основное содержание прочитанного или прослушанного и сжато его сформулировать.
Работа над речью на уроках математики способствует овладению связным, логическим, последовательным рассказом с элементами рассуждения.
Большие возможности для развития мышления и речи учащихся таят в себе уроки чтения, развития речи, ручного труда, изобразительного искусства.
На уроках развития речи ученик, подводя итоги в дневнике наблюдений природы за тот или иной календарный месяц (сезон), по существу составляет в устной форме небольшую статью (рассказ) о том, сколько было, например, в феврале, ясных дней, когда небо было затянуто сероватыми тучками, какие были ветры, какие осадки.
Уроки трудового обучения и изобразительного искусства тоже несут в себе богатые возможности для развития мышления и речи школьников. На уроках по этим предметам дети практически усваивают конкретные знания отдельных слов и их синонимические оттенки, в какой-то мере узнают и особенности сочетания отдельных слов между собою в потоке речи. Как видим, в процессе школьного обучения, мы все время имеем благоприятный материал для обучения учащихся связной речи.
А.М.Горький писал: «Никогда еще дети не нуждались в обогащении языком, как нуждаются они в эти годы в наши дни, когда жизнь всесторонне изменяется, создается множество нового и все требует новых словесных форм». Много лет назад были сказаны эти замечательные слова, но они полностью сохраняют свое значение и в настоящее время.
Работа по развитию речи начинается с самых первых дней пребывания ребенка в школе и продолжается на протяжении всех лет школьного обучения. В начальных классах закладывается фундамент для успешного развития во всех последующих классах.
Коммуникативная функция языка как средства общения делает его могучим орудием развития мысли, и, в свою очередь, развитие мышления влечет за собой развитие устной и письменной речи учащихся, повышает их речевую культуру.
Весь процесс обучения, если он правильно организован, должен быть в то же время процессом развития логического мышления и речи учащихся.
Важнейшим звеном в развитии речи детей начальных классов является работа над предложением.
Крупный исследователь языка профессор А.И. Гвоздев писал: «Предложение в развитии речи детей играет огромную роль. Оно является основной единицей речи как орудия мышления и обучения. Овладение родным языком в основном и протекает в виде усвоения предложений разных типов».
В работе над предложением применяю различные приемы. Использую так называемые «живые иллюстрации». Предлагаю одному из детей что-либо сделать. А остальным ставлю вопрос: «Что делает Саша?». При рассмотрении сюжетных картинок спрашиваю: «Кто это? Что делает девочка? Каков ее внешний вид? Какое выражение лица?» Идет постепенное усложнение структуры и значения предложения. Предлагаю также составить предложение с данными словами, дополнить предложение нужными словами, выбрав их из нескольких вариантов; начать предложение. В третьем и четвертом классе работа над предложением усложняется. Всё чаще проводятся упражнения по составлению ответов на вопросы, по работе над деформированным текстом, озаглавливанию рассказа и его частей, составлению аналогичного рассказа.
Учащиеся упражняются в определении границ предложения, ставя в нужном месте точку, в графическом изображении предложения, подсчете количества слов.
Большое значение в работе придаю развитию умения давать полные ответы на вопросы учителя. При этом очень важна формулировка вопроса учителем, которая может либо облегчить, либо затруднить выполнение требования полных ответов.
В самой форме вопроса может содержаться ответ в подсказывающей конструкции вопроса. Добиваясь полных ответов на поставленные вопросы, учитель борется за повышение речевой культуры учащихся, способствует очищению их речи от словесных сорняков и, самое главное, полный ответ на вопрос учителя - это практическое закрепление структуры простого двусоставного предложения.
Эффективны также приемы:
1) распространение простых предложений второстепенными членами по вопросам;
2) разделение сплошного связного текста из 3-4 предложений на отдельные предложения;
3) составление предложений из отдельных слов (улице, зимним, на, холодно, вечером);
4) поставить предложения в нужном порядке, чтобы получился связной текст.
Работа над предложением дает возможность проводить самые разнообразные упражнения по активизации словаря учащихся.
В словарной работе одним из решающих принципов является сознательность и активность учащихся. Только осмысленное, правильно понятое слово может войти в активный словарь ребёнка.
Во время работы над уяснением значения слова учащиеся активно участвуют в установлении смысла данного слова, подбирают соответствующие иллюстрации, составляют предложения с данным словом, работают над его звуко-буквенной структурой.
Связывая словарную работу с конкретным представлением детей, можно на уроках обращаться к окружающей в данный момент школьников обстановке, например: предложить ученикам посмотреть в окно и перечислить предметы, в названии которых есть изучаемый звук (д - дома, деревья, дорога, двери и т.п.).
Эффективен прием по преобразованию слов с последующим составлением с ними предложений, например: заменить гласную в односложных словах (вол-вал, сор-сар), добавить звук или слог к словам (рот-крот), добавить слоги из одного столбика, к словам другого столбика, чтобы получилось слово и др.
Большую роль в работе над предложением и связанной с ней словарной работой играют логические упражнения. Хорошо приемлемы такие из них: название предмета (кто это? что это?); определение признаков предмета по цвету, вкусу, материалу, величине; перечисление предметов с последующим обобщением (грач, воробей, сорока - птицы); деление понятий (какие знаете ягоды?) и др.
Одним из важных средств для развития речи и обогащения памяти ученика является процесс заучивания наизусть. Часто даю задание: выучить наизусть небольшое стихотворение, загадку, песенку, считалочку, скороговорку, пословицу, прибаутку, сказку. Очень важно при заучивании наизусть хорошо представлять то, о чем рассказываешь. Поэтому, по возможности, нужно текст проигрывать, иллюстрировать, читать по ролям.
Определенную и важную роль в развитии речи играет и пересказ прочитанного.
Вначале учащиеся пересказывают по вопросам, которые ставятся учителем после прочтения 1-2 предложений (О чем ты прочитал? Расскажи.). Проводится беседа по картинкам, данным к тексту. Затем количество предложений для пересказа увеличивается, постепенно учащиеся переходят к пересказу всего текста( подробно и кратко).
С целью развития речи использую на уроках чтения прием словесного рисования. Этот прием способствует пробуждению фантазии детей, помогает им проникнуть в глубину образного содержания, учит хорошо видеть своим внутренним зрением картинки, нарисованные художником.
Провожу часто викторины, в ходе которых дети должны определить, к какому произведению относится картинка, рисунок, цитата.
Важное место в работе учителя начальных классов занимает работа по развитию техники речи учащихся: правильного дыхания, четкого произношения. Вот некоторые упражнения для тренировки дыхания: «Задувание свечи», «Поймай комара», «На берегу моря», «Стоп».
Для автоматизации звуков использую скороговорки. Произносятся они на уроке индивидуально, группами, всем классом . Скороговорки выбираю наиболее интересные, доступные детям по содержанию и технике произношения (Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага. Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Николу и д.р.)
Существует много эффективных приемов по автоматизации и дифференциации звуков. Все они способствуют динамике мыслительной и речевой активности детей с общим недоразвитием, формированию навыков и приемов общения, совершенствованию учебной деятельности.
Одним из таких приемов является работа по таблице слогов, когда идет не только закрепление поставленных звуков, но и развитие фонематического восприятия (твердые - мягкие, глухие - звонкие, свистящие - шипящие). Эффективен прием, который условно называется «Волшебное превращение слов». Его задача - автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия, навыков слогового анализа и синтеза. Учащиеся составляют слова из данных букв, слогов; преобразовывают слова, добавляя (удаляя) или изменяя букву (слог); составляют предложения из слов, данных вразбивку; восстанавливают пропущенные буквы.
На уроках математики, ручного труда, рисования также одной из целей ставлю работу над развитием речи учащихся. На уроках математики дети дают полные ответы на поставленные перед ними вопросы, составляют задачи по рисункам и числовым данным, по краткой записи, по началу условия задачи; анализируют, делают выводы сначала с помощью учителя, затем самостоятельно. Учатся связно рассказывать в процессе беседы по картинке, при анализе своих работ, во время отчета о проделанной работе по намеченному плану. Подбираю физминутки со словами, соответствующими содержанию и характеру урока. (Мы, листики осенние, на дереве висели. Ветер дунул – полетели… Мы летели, мы летели и на землю тихо сели.)
Наибольшую трудность в ее изучении представляет письменная речь. Письменная речь - одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма языка. Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человечеством. Письменная речь совершила переворот не только в методах накопления, передачи и обработки информации, но она изменила самого человека, в особенности его способность к абстрактному мышлению.
В понятие «письменная речь» в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо.
«Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени». (Русский язык. Энциклопедия).
И устная, и письменная форма речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы. Но, в отличии от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения.
Учащимися начальных классов в период обучения основ письменной речи часто допускаются специфические ошибки, не связанные с применением орфографических правил. Выделяется 3 группы специфических ошибок:
1) ошибки на уровне буквы и слога;
2) ошибки на уровне слова;
3) ошибки на уровне предложения (словосочетания).
Наиболее многочисленные и разнообразные ошибки на уровне буквы и слога. Среди них наиболее часто встречаются ошибки звукового и фонематического восприятия.
Д.Б. Эльпонин определил звуковой анализ как действие по установлению последовательности и количества звуков в составе слова. Несформированность действия звукового анализа проявляется в письме в виде следующих типов специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв или слогов. Пропуск свидетельствует о том, что ученик не выделил в составе слова всех его звуковых компонентов, например: «снки» - «санки», «кичат»- «кричат».
Пропуск нескольких букв в слове есть следствие более грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова («здоровье» - «дорве», «брат» - «бт», «девочка» - «девча»).
Перестановка букв и слогов является выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохраниться без искажений, например: чулок – «чукол», ковром – «корвом».
Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных: «шикола» (школа), «ноябарь» (ноябрь). Эти вставки можно объяснить призвуком, который неизбежно появляется при медленном проговаривании слова в ходе письма, и который напоминает редуцированный гласный.
Для предупреждения перечисленных и рассмотренных видов ошибок, веду систематическую целенаправленную работу по развитию фонематического восприятия, звуко-буквенному анализу слов. В первом классе большую часть слов и предложений ученики составляют из разрезных азбук. И только после этого записывают их. При этом ведется такая работа: деление слова на слоги (при помощи хлопков), деление слога на звуки, четкое выговаривание каждого звука и обозначение его буквой, чтение слогов и слова целиком. Во 2 классе продолжаю эту работу, но уже не на всем уроке, а лишь на небольшом его этапе. К концу второго класса и в третьем классе провожу звуко-буквенный анализ наиболее трудных в произношении и написании слов.
Это слова со стечением 2-3 согласных, с мягкими согласными, многосложные и т.п.
На протяжении всего начального курса обучения грамоте практикую прием проговаривания учащимися того, что они пишут. Обязательна проверка, прочтение написанного.
В основе ошибок фонематического восприятия имеются (лежат) трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Здесь происходит смешение букв, но не их замена. Смешение букв указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определенный звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву.
По акустико-артикуляционному сходству смешивают обычно следующие фонемы:
1) звонкие и глухие согласные: д-т, г-к, з-с («тавно», «враки», «гласа»);
2) лабиализованные гласные: о-у («рочей» - ручей); ё-ю («клёква» - клюква, «лёбит» - любит);
3) заднеязычные: г-к-х – «черёмука»;
4) сонорные: р-л («смерый», «крюч»);
5) свистящие и шипящие: с-ш («салаш»)
з-ж («скажал»);
6) аффрикаты: ч-щ, г-ц, ч-т, ц-т, ц-с («стущал», «пича»).
Примерами смешения букв по кинетическому сходству могут быть следующие: о-а - («ураки», «бонт»); б-д («борога»), т-п («атрель»).
Для предупреждения указанных ошибок очень много нужно работать уже в букварный период, когда еще не окрепла связь между звуком и буквой. Хорошо поработав над выделением звука из речи, правильным его произношением, автоматизацией и обозначением соответствующим значком (буквой) на письме, можно переходить к работе по дифференциации звуков и букв, установлению их сходства, главных и второстепенных различий.
Следующий тип специфических ошибок - ошибки на уровне слова. Если в устной речи слова произносятся слитно, на одном выдохе, то в письменной речи слова предстают обособленно.
Несовпадение норм устной и письменной речи вносит трудности в обучение письму. Ребенок не сумел уловить и вычленить в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы. Это ведет к слитному написанию слов или раздельному написанию частей слова. Раздельное написание частей слов наблюдается чаще всего в следующих случаях:
1) когда приставка, а в бесприставочных словах начальная буква или слог, напоминает предлог, союз ( и дут, я сный, с вой);
2) при стечении согласных («б рат», «поп росил»);
Слитно обычно пишут дети служебные слова (предлоги, союзы) к последующим или предыдущим словам («кдому», «надерево»). Здесь следует вести большую работу в членении словосочетания и предложения на отдельные слова.
При диктовке предложения нужно выдерживать небольшие паузы между отдельными словами. Перед записью предложение следует разделить на слова, посчитать количество слов, назвать первое, второе ... и т.д. слово. Напоминать: «Пишем второе, следующее слово предложения».
Использую также приемы графического обозначения слов предложения, составления схемы предложения.
И, наконец, третий тип специфических ошибок - на уровне предложения.
На начальном этапе обучения дети с трудом усваивают членимость речевых единиц, что отражается в отсутствии обозначения границ предложения - написанию заглавной буквы и точки. Ребенок не может продуктивно распределить свое внимание между многими задачами письма: техническими, логическими, орфографическими. У него не сформировано умение воспринимать интонационное оформление фраз. Основная масса специфических ошибок на уровне предложения выражается в так называемых аграмматизмах, т.е., в нарушении связи слов: согласования, управления («большая» пятно, ворона «улетело», на ветки «деревьях»). Значительные трудности связаны с употреблением предлогов: их могут учащиеся опускать, заменять («Мы Шариком бегали. Играю из девочкой Леной»).
Учителю (не только логопеду!!!) следует тщательно исследовать особенности письма младших школьников. Со всеми его колебаниями и сомнениями, отраженными в собственных исправлениях ребенка. Необходимо не только исправить ошибку, объяснить ее, но и выявить причины появления, работать над ее предупреждением.
Работа по развитию устной и письменной речи является важной частью общей коррекции учащихся с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Экскурсия как средство развития устной и письменной речи учащихся"
Презентация иллюстрирует процесс создания педагогического проекта, наглядно демонстрирует шаги его реализации и достигаемые при этом результаты....
Целесообразность работы по развитию устной и письменной речи учащихся в начальной школе. Борзенкова И. М.
Статья о целесообразности работы по развитию речи учащихся начальных классах....
Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках в начальной школе.
Речевое развитие младших школьников – актуальная задача современного этапа обучения русскому языку. Повышенное внимание к этой проблеме не случайно: ведь речь – это канал для развития интеллекта, пока...
"Проблемы в развитии устной и письменной речи у младших школьников"
В статье рассматриваются причины недоразвития устной и письменной речи младших школьников....
Творческие задания на уроках как средство развития устной и письменной речи у младших школьников.
Виды творческих заданий на уроках русского языка и литературного чтения, как средство развития устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста....
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В дошкольном возрасте, а отчасти и в школьном, язык усваивается ребёнком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого не достаточно. Некоторые очень важные стороны языка стихийно усвоены быть...
Доклад "Проблемы речевого развития устной и письменной речи учащихся начальной школы"
Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов - научить ребенка читать и писать. Общепризнанно также, что обучение письменной речи - один из самых трудных для ребенка этапов обучения ...