Аналитическая справка по итогам обследования устной и письменной речи учащихся начальных классов
материал по логопедии

Машкова Полина Станиславовна

Аналитическая справка по итогам обследования устной и письменной речи учащихся начальных классов,  проведенного логопедом Машковой П.С. на логопедическом пункте МАОУ СОШ №36 в мае 2021г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskaya_spravka_20-21.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по итогам обследования устной и письменной речи учащихся начальных классов проведенного логопедом Машковой П.С.

на логопедическом пункте МАОУ СОШ №36 в мае 2021г.

В конце 2020\2021 учебного года проводилось исследование устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста с целью выявления уровня сформированности навыка обучения основных фактов речи по тем же параметрам, что и в начале учебного года.

 Было обследовано        29     детей.   Из них:

15  человек   - учащиеся 1- го класса;

9 человек  - учащиеся 2- го класса;

1человек  - учащиеся 3-го класса;

4 человека   - учащийся 4- го класса;

За основу была взята методика Фотековой Т.А., предложенная автором для исследования речевой сферы детей младшего школьного возраста. Представленная диагностика использовалась для исследования этих детей в начале года.

Диагностика состояла из девяти  речевых проб для исследования состояния устной речи и двух проб для исследования состояния письма. В ходе выполнения заданий также заполнялись протоколы на каждого ребенка.

При оценке результатов были получены следующие данные:

  3 ребенка,  имеющих ФФНР и ОНР ( группа учащихся 1-х классов)    успешно выполнили пробы задания и получили более 160 баллов, двое учащихся (Александр Н. 1Е Полина Т. 1А  )  допустили большое количество ошибок и набрали 140 и 131 балл из 186. Они продолжат обучение в следующем учебном году.

Среди детей данной  группы не было детей, не выполнивших данный вид заданий.

  6 детей, имеющих  ФНР (учащиеся 1-х классов, посещавшие индивидуальные занятия)    успешно выполнили пробы задания и получили более 160 баллов, один учащийся (Арсений Б. )  допустил большое количество ошибок и набрал 125 баллов  из 186. Он продолжит обучение в следующем учебном году.

Среди детей данной  группы не было детей, не выполнивших данный вид заданий.

6 детей из группы 2 классов,  имеющих нарушение чтения и письма, обусловленные  ФФНР и ОНР выполнили пробы задания и получили более 160 баллов, двое учащихся (Магомед Б.. 2Ж, Марк Б.2 Д )  допустили большое количество ошибок и набрали 121 и 139 балл из 186.  Магомед Б. 2Ж  продолжит обучение в следующем учебном году. Марк Б.2 Д выбыл в середине учебного года  по заявлению родителей.

Среди детей данной  группы не было детей, не выполнивших данный вид заданий.

  1 ребенок  из третьих и четвертых классов,  имеющих нарушение чтения и письма, обусловленные  ФФНР и ОНР   выполнил пробы задания и получил 184 балла,

1  учащийся  (Кирилл П.)  допустил большое количество ошибок и набрал 145 баллов из 186.  Он  продолжит обучение в следующем учебном году.

Среди детей данной  группы не было детей, не выполнивших данный вид заданий.

Были обследованы дети, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам основного общего образования

1  ребенок  с ТНР  (вариант 5.1)  выполнили пробы задания и получил 167 баллов, 2  учащихся   (Владимир К. 4Д , Виктория К. 1Д )  допустили большое количество ошибок и набрали  143 балла  и 147 из 186.  Они   по заключению территориальной ПМПК продолжат обучение в следующем учебном году по АООП ООО для обучающихся с ТНР (5.1).

  1  ребенок  с ЗПР  (вариант 7.2) ( Дмитрий П. 4В)  выполнили пробы задания и получил 168 баллов. Он   по заключению территориальной ПМПК логопедические занятия посещать не будет.

1 ребенок  с НОДА  (вариант 6.2) выполнил пробы задания и получил153  балла. Он   продолжит обучение в следующем учебном году по АООП ООО для обучающихся с НОДА  (6.2).  По результатам независимой оценки качества учебных достижений Дарья Ф.  переведена во второй класс.

1 ребенок  с РАС  (вариант 8.2) выполнил пробы задания и получил 20 баллов,  показав  средний уровень развития устной и письменной речи  при неустойчивой  динамике развития.  Он   продолжит обучение в следующем учебном году по АООП ООО для обучающихся с РАС  (8.2).

Среди детей данной  группы не было детей, не выполнивших данный вид заданий.

Средний балл по каждой группе составляет:

Класс

Средний балл (общий балл 186)

Начало года

Конец года

Дети,  имеющие ФФНР и ОНР     

1

94

156

Детей, имеющие ФНР

1

121

168

Дети,  имеющие нарушение чтения и письма, обусловленные  ФФНР и ОНР     

2

120

164

Дети,  имеющие нарушение чтения и письма, обусловленные  ФФНР и ОНР     

3

105

145

Дети,  имеющие нарушение чтения и письма, обусловленные  ФФНР и ОНР     

4

167

184

Дети с ТНР  (вариант 5.1)

1

68

147

Дети с ТНР  (вариант 5.1)

4

120

151

Дети с ЗПР  (вариант 7.2)

4

157

168

Дети с НОДА  (вариант 6.2)

1

116

153

Дети с РАС ( вариант 8.2)

2

14( уровень низкий, динамика незначительная)

20( уровень средний, динамика неустойчивая)

 

При исследовании сформированности  уровня звукопроизношения детям предлагалось повторить ряд слогов, слов и предложений с оппозиционными звуками.  У 17  детей на начало 2020\2021  учебного года отмечалось нарушение звукопроизношения различной степени тяжести:

Класс

Состояние звукопроизношения в %

Начало года

Конец года

Дети,  имеющие ФФНР и ОНР     

1

84%

96%

Детей, имеющие ФНР

1

70%

93%

Дети,  имеющие нарушение чтения и письма, обусловленные  ФФНР и ОНР     

2

92,5%

97,5%

Дети,  имеющие нарушение чтения и письма, обусловленные  ФФНР и ОНР     

3

100%

100%

Дети,  имеющие нарушение чтения и письма, обусловленные  ФФНР и ОНР     

4

100%

100%

Дети с ТНР  (вариант 5.1)

1

60%

87%

Дети с ТНР  (вариант 5.1)

4

90%

97%

Дети с ЗПР  (вариант 7.2)

4

100%

100%

Дети с НОДА  (вариант 6.2)

1

100%

100%

Дети с РАС ( вариант 8.2)

2

уровень низкий, динамика незначительная

уровень средний, динамика неустойчивая

Уровень звукопроизношения  по группам возрос  на 7%  и составил  96 %

Для выявления уровня сформированности слоговой структуры детям предлагались различные задания.

 

Класс

Сформированность слоговой структуры в %

Начало года

Конец года

Дети,  имеющие ФФНР и ОНР     

1

50%

79%

Детей, имеющие ФНР

1

66%

90%

Дети,  имеющие нарушение чтения и письма, обусловленные  ФФНР и ОНР     

2

73%

85%

Дети,  имеющие нарушение чтения и письма, обусловленные  ФФНР и ОНР     

3

83%

96%

Дети,  имеющие нарушение чтения и письма, обусловленные  ФФНР и ОНР     

4

100%

100%

Дети с ТНР  (вариант 5.1)

1

33%

79%

Дети с ТНР  (вариант 5.1)

4

66%

92%

Дети с ЗПР  (вариант 7.2)

4

100%

100%

Дети с НОДА  (вариант 6.2)

1

54%

90%

Дети с РАС ( вариант 8.2)

2

уровень низкий, динамика незначительная

уровень средний, динамика неустойчивая

По итогам оценки результатов уровня сформированности слоговой структуры у детей в группе составила  84,4%.

По сравнению с началом года этот показатель вырос на 15 %.

При исследовании этого уровня сформированности  фонематического восприятия получены следующие результаты.

Класс

Сформированность фонематического восприятия  в %

Начало года

Конец года

Дети,  имеющие ФФНР и ОНР     

1

43%

77%

Детей, имеющие ФНР

1

75%

91%

Дети,  имеющие нарушение чтения и письма, обусловленные  ФФНР и ОНР     

2

57%

75%

Дети,  имеющие нарушение чтения и письма, обусловленные  ФФНР и ОНР     

3

67%

100%

Дети,  имеющие нарушение чтения и письма, обусловленные  ФФНР и ОНР     

4

100%

100%

Дети с ТНР  (вариант 5.1)

1

46%

75%

Дети с ТНР  (вариант 5.1)

4

79%

89%

Дети с ЗПР  (вариант 7.2)

4

100%

100%

Дети с НОДА  (вариант 6.2)

1

83%

87%

Дети с РАС ( вариант 8.2)

2

уровень низкий, динамика незначительная

уровень средний, динамика неустойчивая

Средний показатель по фонематическому восприятию  составил 88 %, что на 16 % выше начала года.

При исследовании уровня сформированности  языкового анализа и синтеза  получены следующие результаты.

Класс

  Сформированности  языкового анализа и синтеза  в %

Начало года

Конец года

Дети,  имеющие ФФНР и ОНР     

1

53%

90,4%

Детей, имеющие ФНР

1

68%

92,5%

Дети,  имеющие нарушение чтения и письма, обусловленные  ФФНР и ОНР     

2

50%

86%

Дети,  имеющие нарушение чтения и письма, обусловленные  ФФНР и ОНР     

3

19%

76%

Дети,  имеющие нарушение чтения и письма, обусловленные  ФФНР и ОНР     

4

67%

100%

Дети с ТНР  (вариант 5.1)

1

33%

90%

Дети с ТНР  (вариант 5.1)

4

45%

74%

Дети с ЗПР  (вариант 7.2)

4

57%

86%

Дети с НОДА  (вариант 6.2)

1

76%

90%

Дети с РАС ( вариант 8.2)

2

уровень низкий, динамика незначительная

уровень средний, динамика неустойчивая

Средний показатель по фонематическому восприятию  составил 87,2%, что на 35 % выше начала года.

При исследовании уровня сформированности грамматического строя были предложены задания на:

 - словообразования;

 - словоизменения;

 - лексического компонента речи;

 Получены следующие результаты.

Класс

Словоизменение

Словообразование

Лексический компонент

Средний балл

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Дети,  имеющие ФФНР и ОНР     

1

48%

82%

41%

75%

53%

92%

47%

83%

Детей, имеющие ФНР

1

71%

93%

60%

84%

81%

93%

70%

90%

Дети,  имеющие нарушение чтения и письма, обусловленные  ФФНР и ОНР     

2

57%

89%

57%

84%

69%

93%

61%

89%

Дети,  имеющие нарушение чтения и письма, обусловленные  ФФНР и ОНР     

3

33%

67%

53%

60%

47%

67%

44%

65%

Дети,  имеющие нарушение чтения и письма, обусловленные  ФФНР и ОНР     

4

93%

100%

87%

100%

100%

100%

93%

100%

Дети с ТНР  (вариант 5.1)

1

33%

73%

26%

60%

47%

80%

35%

71%

Дети с ТНР  (вариант 5.1)

4

77%

90%

40%

73%

63%

83%

60%

82%

Дети с ЗПР  (вариант 7.2)

4

93%

93%

80%

100%

100%

100%

97%

97%

Дети с НОДА  (вариант 6.2)

1

73%

93%

53%

73%

75%

100%

67%

87%

Дети с РАС ( вариант 8.2)

2

уровень низкий, динамика незначительная

уровень средний, динамика неустойчивая

уровень низкий, динамика незначительная

уровень средний, динамика неустойчивая

уровень низкий, динамика незначительная

уровень средний, динамика неустойчивая

уровень низкий, динамика незначительная

уровень средний, динамика неустойчивая

Средний показатель по развитию  грамматического строя  составил 85%, что на 18 % выше начала года.

 При исследовании связной речи детям предлагались два вида заданий : составление рассказа по серии картинок и пересказ рассказа логопеда. Здесь также положительная динамика у 73 % детей.

Таким образом, уровень сформированности связной речи на начало года составляет по каждой группе:  

Класс

  Связная речь

Начало года

Конец года

Дети,  имеющие ФФНР и ОНР     

1

62%

82%

Детей, имеющие ФНР

1

72%

86%

Дети,  имеющие нарушение чтения и письма, обусловленные  ФФНР и ОНР     

2

66%

84%

Дети,  имеющие нарушение чтения и письма, обусловленные  ФФНР и ОНР     

3

33%

33%

Дети,  имеющие нарушение чтения и письма, обусловленные  ФФНР и ОНР     

4

83%

100%

Дети с ТНР  (вариант 5.1)

1

50%

66%

Дети с ТНР  (вариант 5.1)

4

61%

71%

Дети с ЗПР  (вариант 7.2)

4

61%

71%

Дети с НОДА  (вариант 6.2)

1

44%

66%

Дети с РАС ( вариант 8.2)

2

уровень низкий, динамика незначительная

уровень средний, динамика неустойчивая

При исследовании письменной  речи детям были предложены  задания              (у первоклассников этот вид работы проводился только в конце года)

- пересказ текста;

- чтение;

- списывание;

- диктант;

 

Получены следующие результаты.

Класс

Письмо

Чтение

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Дети,  имеющие ФФНР и ОНР     

1

0

77%

0

84%

Детей, имеющие ФНР

1

0

92%

0

88%

Дети,  имеющие нарушение чтения и письма, обусловленные  ФФНР и ОНР     

2

62%

87%

46%

77%

Дети,  имеющие нарушение чтения и письма, обусловленные  ФФНР и ОНР     

3

37%

100%

30%

50%

Дети,  имеющие нарушение чтения и письма, обусловленные  ФФНР и ОНР     

4

75%

100%

60%

80%

Дети с ТНР  (вариант 5.1)

1

0

100%

0

80%

Дети с ТНР  (вариант 5.1)

4

56%

81%

50%

60%

Дети с ЗПР  (вариант 7.2)

4

50%

50%

30%

30%

Дети с НОДА  (вариант 6.2)

1

 0

100%

0

80%

Дети с РАС ( вариант 8.2)

2

уровень низкий, динамика незначительная

уровень средний, динамика неустойчивая

уровень низкий, динамика незначительная

уровень средний, динамика неустойчивая

После обработки результатов исследования каждого ребенка и составления индивидуальных профилей был подсчитал средний балл каждой серии проб, а затем средний процент выполнения заданий.

Таким образом, по результатам исследований на конец года отмечается положительная динамика у  83 %  (24 детей).

У 59 % (17 детей)  - полная коррекция устной и письменной речи (эти дети выпускаются с логопункта)

У  24 % (7 детей)  - частичная коррекция речи со значительным улучшением письменной и устной речи ( они продолжат обучение на логопункте);

У 7 % (2 детей)  - незначительная динамика;

Остальные  3%  - 1 ребенок  не умеет улучшений.

В течение учебного года  2  детей ( 7%) были отчислены с логопедического пункта по заявлениям родителей.

По итогам проведенного исследования были намечены направления коррекционно - логопедической работы   на  следующий год для тех детей, которые продолжат свое обучение:

 Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

  • устойчивости внимания;
  • наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
  • способности к запоминанию;
  • способности к переключению;
  • навыков и приемов самоконтроля;
  • познавательной активности;
  • произвольности общения и поведения;
  1. Формирование полноценных учебных умений:
  • планирование предстоящей деятельности:
  • а) принятие учебной задачи;
  • б) активное осмысление материала;
  • в) выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели;
  • контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
  • работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.;
  • применение знаний в новых ситуациях;
  • анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
  1. Работа над произносительной стороной речи:

Коррекция звукопроизношения;

Дифференциация звуков в произношении;

  1. Коррекция и развитие фонематических процессов:
  • Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса
  • Различение слов, близких по звуковому составу
  • Дифференциация слогов
  • Дифференциация фонем
  • Определение количества слогов в словах разной сложности
  • Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука
  • Выделение из слога гласного, затем согласного звука
  • Выделение первого и последнего звука в слове
  • Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения
  • Определение места, количества, последовательности звуков в слове
  1. Коррекция лексической – грамматической стороны речи:
  • Расширение словаря
  • Активизация словаря
  • Уточнение словаря
  • Обогащение словаря
  • Формирование образования существительных единственного и множественного числа с помощью суффиксов
  • Обучение образованию (по образцу) однокоренные слова
  • Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов
  • Формирование словоизменения существительных
  • Формирование словоизменений глаголов.

6 Развитие связной речи

  • Формирование умения понимать прослушанный  и прочитанный текст
  • Развитие умения устно составлять текст из 2–4 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;
  •  Обучение нахождению  в предложениях и в тексте слов, значение которых требует уточнения;
  • Различение  понятия «слово» и «предложение»; вычленение  слова из предложения;
  • Составление  предложения  из набора  слов;
  • Чтение про себя, а также вслух коротких текстов с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
  1. Профилактика и коррекция дисграфии:
  • Расширение объема зрительной памяти ребенка
  • Овладение графической символизацией.
  • Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза
  • Развитие слухового анализа и синтеза
  • Развитие зрительного гнозиса (узнавание цвета, величины и формы)
  • Формирование временных и пространственных представлений
  • Формирование графомоторных навыков
  • Дифференциация букв, которые имеют кинетическое и оптическое сходство

Логопед                                                                П.С. Машкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые карты для обследования устной и письменной речи учащихся начальной школы

Данный материал необходим учителям-логопедам для обследования устной и  письменной речи учащихся младших классов. Речевые карты разработаны с учетом возрастных особенностей детей. Они позволяют о...

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.

В книге представленна система работы по профилактике и преодолению нарушений устной и письменной речи у детей 1-го класса....

Единые требования к устной и письменной речи учащихся начальных классов

Единые требования к устной и письменной речи учащихся начальных классов...

Итоги обследования устной и письменной речи учащихся 1-4 классов 2020-2021 уч. г.

Презентация для педсовета по итогам входной диагностики первоклассников (все вычисления для графики выполнены на основе реальных данных по Средней школе № 1 )...

Доклад "Проблемы речевого развития устной и письменной речи учащихся начальной школы"

Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов - научить ребенка читать и писать. Общепризнанно также, что обучение письменной речи - один из самых трудных для ребенка этапов обучения ...

Журнал обследования устной и письменной речи учащихся

Данный журнал обследования устной и письменной речи учащихся удобно вести как в электронном, так и в распечатанном виде....

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по итогам обследования устной и письменной речи учащихся начальных классов

Данная аналитическая справка позволяет количественно и качественно подвести итоги по результатам коррекционной работы за учебный год....