Учебная самостоятельность - ключевая компетентность младшего школьника
статья на тему
Выступление на городском семинаре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnaya_samostoyatelnost.doc | 40.5 КБ |
uchebnaya_samostoyatelnost.pptx | 130.52 КБ |
Предварительный просмотр:
В материалах ФГОС НОО одним из ценностных ориентиров указано развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условие ее самоактуализации.
В связи с этим ключевой компетентностью младшего школьника является учебная самостоятельность, которая основывается на рефлексивных навыках, учитывает индивидуальные особенности учащихся и опирается на общеучебные умения и навыки.
В результате обучения у ребенка должны сформироваться:
- желание и умение учиться,
-инициативность,
- самостоятельность,
- навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
(2 слайд Составляющие «умения учиться»)
Первая составляющая умения учиться обеспечивается образованием, расширяющим рефлексивные возможности младших школьников.
Вторая – связана с развитием еще одной фундаментальной человеческой способности – выходить за границы наличного опыта, трансцендировать (переступать, выходить за пределы, нарушать).
УМК «Перспективная начальная школа» по которому мы работаем содержит требование воспитывать УС и формировать умение учиться. Ребенок, который к концу начального образования не приобрел этих качеств, в основной школе не справляется с растущими требованиями к усвоению учебного материала, увеличивающееся нагрузкой. Он теряет интерес к занятиям, учится значительно ниже своих возможностей, а став выпускником школы, оказывается не в состоянии без посторонней помощи творчески выполнять свою работу.
Самостоятельность невероятно многозначное слово и в равной мере используется как для первоклассников, так и для одиннадцатиклассников в следующих значениях:
- Независимый, свободный, вольный неподчиненный;
- Действующий по собственной инициативе:
- Сам себя побуждающий к началу какого-либо дела.
Иными словами, самостоятельность:
(3 слайд «Что такое самостоятельность»)
1. Это способность ученика обходиться без помощи взрослого.
2. Способность запрашивать и получать необходимую помощь по собственной инициативе.
3. Способность критично, независимо оценивать качество помощи, предлагаемой тем или иным источником (авторитетным взрослым, учебником и пр.).
Методы, способствующие формированию УС:
(4 слайд «Методы, способствующие формированию УС»)
- метод качественной оценки УС ученика и класса как учебного сообщества.
- Метод микроанализа учебного взаимодействия «учитель-ученик», позволяющий отличить проявления учебной инициативы в действиях и высказываниях учеников на уроке от других видов детской активности.
- Метод экспертных оценок активности школьников на уроках. Благодаря этому методу можно проследить динамику следующих проявлений детской активности, а именно участие в поиске новых способов и средств решения задач; участие в общеклассной дискуссии, выполнение инструкции.
Формирование УС проходит в своем становлении три качественно различных этапа:
(5 слайд «Этапы становления УС»)
- Интерпсихический, когда ученики ищут способ действия совместно, в ходе общего обсуждения – или ученик осуществляет поиск при поддержке учителя.
- Зкстрапсихический, когда реальные партнеры по действию не присутствуют непосредственно, но подразумеваются (например при выполнении школьного теста, или д/з).
- Интрапсихический, когда поиск осуществляется полностью самостоятельно, по собственной инициативе, а обсуждение процесса и результатов поиска с воображаемыми партнерами происходит целиком в умственном плане.
Первый этап развития УС должен быть пройден уже в младшем школьном возрасте.
Второй этап становится доступным школьникам на переходе из начальной в основную школу.
Третий этап достигается позднее, к концу обучения в
основной школе, причем далеко не всеми учениками.
УС проявляет класс, работающий как команда, а не каждый отдельный участник совместного учебного действия. Класс как учебная общность, обнаруживает учебную самостоятельность в педагогически подготовленной ситуации, когда:
- учитель ставит новую задачу так, чтобы пропасть между известным и неизвестным можно было преодолеть в один прыжок, но не в один шажок. (Это расстояние неодинаково для разных классов, и даже для одного и того же класса в разные дни. Заранее, до начала урока вычислить это расстояние можно лишь очень приблизительно.)
- каждое инициативное поисковое действие ученика поддерживается учителем, получает ответ и даже специально провоцируется. (Лучшим из известных сегодня способов инициации детской инициативы является позиционная организация работы детей в малых группах.)
- учитель делегирует ученикам оценку и контроль за шагом поиска нового способа действия;
- схема как средство контроля, оценки и испытания новых возможностей действия становится местом пересечения учительского замысла и детской инициативы;
- каждое новое средство действия осваивается детьми одновременно в двух режимах: в режиме тренировки (действовать должно так и только так) и в режиме свободного выбора (действовать можно и с применением нового средства и по другому).
К концу обучения в начальной школе в совместных действиях учеников под руководством учителя появляются качественно-новые черты:
* рождаются вопросы и предположения, опережающие учительские замыслы;
* в учебной коммуникации школьники обнаруживают способность рассуждать с точки зрения собеседника, несовпадающей с точкой зрения говорящего.
Важнейшим педагогическим условием для проявления признаков УС является переход от устной к письменной форме учебной коммуникации. Именно письменная форма выражения мысли может привести к включению в поисковую активность класса детей, исходно не предрасположенных к поиску в силу своих особенностей.
Все названные проявления УС обусловлены уровнем поисковой активности учащихся на уроках. Динамика поисковой активности класса и каждого ученика является педагогически управляемой, рукотворной характеристикой обучения, и в наших силах научиться ею управлять.
Что же такое УС младших школьников?
Это не только форма самостоятельной деятельности младшего школьника, но и качество личности обучающегося, проявляющееся в умении самостоятельно ставить учебную цель, искать и использовать необходимые средства и способы ее достижения, контролировать и оценивать процесс, и результаты собственной деятельности.
1 слайд
«Учебная самостоятельность- как ключевая копетентность младших школьников»
2 слайд
«Составляющие «умения учиться»
Первая составляющая умения учиться обеспечивается образованием, расширяющим рефлексивные возможности младших школьников.
Вторая – связана с развитием еще одной фундаментальной человеческой способности – выходить за границы наличного опыта, трансцендировать (переступать, выходить за пределы, нарушать).
3 слайд
«Что такое самостоятельность»
1. Способность ученика обходиться без помощи взрослого.
2. Способность запрашивать и получать необходимую помощь по собственной инициативе.
3. Способность критично, независимо оценивать качество помощи.
4 слайд
«Методы, способствующие формированию УС»
- метод качественной оценки УС ученика и класса как учебного сообщества.
- Метод микроанализа учебного взаимодействия «учитель-ученик
- Метод экспертных оценок активности школьников на уроках.
5 слайд
«Этапы становления УС»
1. Интерпсихический;
2.Зкстрапсихический;
3. Интрапсихический
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Составляющие «умения учиться» Первая составляющая умения учиться обеспечивается образованием, расширяющим рефлексивные возможности младших школьников. Вторая – связана с развитием еще одной фундаментальной человеческой способности – выходить за границы наличного опыта, трансцендировать (переступать, выходить за пределы, нарушать.
Что такое самостоятельность С пособность ученика обходиться без помощи взрослого. Способность запрашивать и получать необходимую помощь по собственной инициативе. Способность критично, независимо оценивать качество помощи, предлагаемой тем или иным источником (авторитетным взрослым, учебником и пр.).
Методы, способствующие формированию УС Метод качественной оценки УС ученика и класса как учебного сообщества. Метод микроанализа учебного взаимодействия «учитель-ученик Метод экспертных оценок активности школьников на уроках.
Этапы становления УС 1. Интерпсихический Э кстрапсихический Интрапсихический
Что же такое учебная самостоятельность младшего школьника?
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.
Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...
Доклад на тему: ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Доклад на тему: Формирование ключевых компетентностей младшего школьника в процессе обучения...
Формирование ключевых компетентностей младших школьников в воспитательной работе.
Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации, как в образовании, так и воспитании младших школьников. Начального звена школы, как важного и неотъемлемого этапа с...
Проектная деятельность, как средство формирования ключевых компетентностей младших школьников
Карта инновационного педагогического опыта, исследовательский проект, презентация...
Применение информационно-коммуникационных технологий обучения как средство формирования ключевых компетентностей младших школьников
Инновационные технологии обучения....
Влияние современных образовательных технологий на формирование ключевых компетентностей младших школьников
В представленной статье приводятся примеры применения современных образовательных технологий, активных методов обучения в учебном процессе. Представлены результаты влияния технологий на формирование о...
Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»
Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...