Словарно – орфографическая работа как средство интеллектуального развития обучающихся
материал на тему
Словарно – орфографическая работа как средство интеллектуального развития обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovarnaya_rabota_-_kopiya2.pptx | 2.44 МБ |
moyo_vystuplenie.docx | 27.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дает широкие возможности для развития творческой деятельности школьников в учебном процессе. Способствует повышению интереса к знаниям. Развивает интеллект. Лексическая работа над словом
Осуществляется на всех уроках в начальной школе, но урокам русского языка принадлежит ведущая роль. Работа по обогащению словаря
Его значением; Употреблением; Способностью вступать в синонимические и антонимические отношения; Возможностью сочетаться с другими словами. Работа над словом
« Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка .» А.В. Текучев
Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний). Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов). Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.
Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.). Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу. Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.
1)Систематизировать слова, записывая их по возрастным классам в алфавитном порядке. 2)Спланировать ознакомление со словами по классам в алфавитном порядке, понедельно ; 3) Приготовить словарики. Первый этап -подготовительный
1) рассматривание карточки изучаемого предмета или через загадку; установление значения этого предмета; 2) проговаривание слова детьми хором, с целью определения ударения, количества слогов, произнесение по порядку всех звуков; 3) чтение слова офографически и орфоэпически ; установление разницы в произношении и написании; Второй этап -ознакомительный
4) решение орфографических задач; какую букву надо проверить при письме и почему? Как эту букву проверить? Можно ли проверить эту букву? Запись слов в словарях с постановкой ударения с выделением букв, которые надо при письме запомнить; 5) подбор однокоренных слов, составление словосочетаний, предложений; 6) подбор синонимов, антонимов, многозначность слова, где возможно. Второй этап -ознакомительный
1.Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овёс, билет, язык. 2.Игра «Из каких слов выпали гласные?». д.р.вн . п.ртр.т м.л.т.к с.л.м . к.ньк . т.л.ф.н Третий этап – тренировочно -закрепительный
3. Игра «Собери слово». пус , ка, та; роз, мо ; же, ин, нер ; тор, трак . 4.Выпишите из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда» и т.д. Третий этап – тренировочно -закрепительный
Его цель: проверить умения учащихся правильно писать изученные слова в письменной работе Выборочный диктант. Картинный диктант. Комментируемый диктант. Диктант с использованием загадок. Четвертый этап –учетно- контрольный
1)Путем перечисления предметов(признаков, действий) Способы определения значения: бабочки жуки муравьи Насекомые
1)Путем перечисления предметов(признаков, действий) Способы определения значения: бабочки жуки муравьи Н а с е комые
2) Описательным способом Способы определения значения: адресат
2) Описательным способом Способы определения значения: а др е сат
3) Путём родовидового определения Амбар - здание, постройка для хранения зерна. Способы определения значения:
различные виды работы с орфографическим словарем; подбор к изучаемому слову однокоренных слов; адрес - адресный, адресок, адресовать ветер -ветерок, ветреный, обветрить В своей работе использую следующие задания:
разбор слова по составу; берёза, дорога, товарищ подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов; различные виды работы загадками и отрывками из стихотворений; разгадывание кроссвордов; разгадывание ребусов с изучаемым словом. , В своей работе использую следующие задания:
Предварительный просмотр:
Словарно – орфографическая работа как средство интеллектуального развития обучающихся
В последнее время существенно изменилось обучение русскому языку в школе. Одно из ведущих мест среди многочисленных направлений в работе над языком прочно заняла проблема развития речи учащихся, а именно, обогащение школьников лексическими средствами как основными в коммуникативной деятельности. В школьной методике преподавания русского языка обогащению словарного запаса (лексикона) учащихся способствует, прежде всего, словарная работа.
Анализ приемов словарной работы в начальной школе привел к выводу, что все ее многообразие в большинстве случаев сводится к отработке правописания конкретной языковой единицы. Несмотря на бесспорную необходимость формирования орфографической грамотности учащихся, нельзя всю словарную работу превращать в словарно-орфографическую. Работа над правописанием учащихся приобретает смысл лишь в общем контексте развития их речи. А наиважнейший элемент развития речи - обогащение словарно-лексического запаса.
Актуальность данной проблемы обусловлена и тем, что на уроках русского языка и чтения я часто встречаюсь с ответами, бедными в лексическом отношении. А бедная лексика, как известно, сочетается с бедным синтаксисом. Скудный словарный запас школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. При проверке правописания безударных гласных школьники часто не находят необходимых проверочных слов, потому что их нет в активном словарном запасе учащихся. Поэтому необходимость и целесообразность лексической работы в современной школе уже не вызывает сомнений.
Лексическая работа над словом даёт широкие возможности для развития творческой деятельности школьников в учебном процессе, способствует повышению интереса к знаниям, развивает интеллект.
Работа по обогащению лексического запаса младших школьников осуществляется на всех уроках в начальной школе, но урокам русского языка принадлежит ведущая роль, поэтому я стараюсь делать эти уроки интересными и доступными детям.
Программа по русскому языку для начальной школы определяет круг речевых умений и навыков учащихся начальных классов, которые должны формироваться на протяжении четырех лет обучения при изучении фонетики, грамматики, правописания и развития речи.
В прошлом году я набрала 1 класс. Ко мне поступило 17 человек. Из них готовы к обучению 2 человека, условно готовы- 13,не готовы-2 человека. Поступив в школу, дети владели разговорно-бытовой речью и их словарь зачастую беден, недостаточен для того, чтобы выражать все представления и понятия, которые они получают в процессе школьного обучения. На уроках русского языка и литературного чтения они с трудом выражали свои мысли, объясняли те или иные понятия. В ходе работы я заметила, что дети могут понимать слова и выражения, но употреблять их в своей речи трудно. Поэтому передо мной возникла одна из важнейших задач в развитии речи-. упорядочивание словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессом обогащения словаря школьников. Проводилась работа над словом, которое имеет большое значение в системе обогащения лексического запаса младших школьников на уроках русского языка: над его значением, употреблением, способностью вступать в синонимические и антонимические отношения, сочетаться с другими словами. Чем богаче активный словарный запас учащегося, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь. Я согласна с мнением ученого-методиста А.В. Текучева, словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.
Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.
1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.
2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).
3.Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).
4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.
Работа по изучению слов с непроверяемыми написаниями, начинается с 1 класса. Это представляет собой следующие этапы работы.
Первый этап – подготовительный
- Систематизировать слова, записывая их по возрастным классам в алфавитном порядке.
- Спланировать ознакомление со словами по классам в алфавитном порядке, понедельно;
- Приготовить словарики.
Цели:
- раскрыть смысл каждого изучаемого слова;
- добиваться от детей правильного произношения и написания таких слов.
- развивать навыки работы со словом и умение употреблять их в устной и письменной речи.
Слова с непроверяемыми написаниями, использовать при объяснении нового материала, закреплении, при проведении минуток чистописания, особенно при написании строчных букв, в творческих и контрольных работах.
Мы учились видеть такие слова в стихах, загадках, рассказах, упражнениях и находить им объяснение.
Второй этап – ознакомительный
На нем знакомим детей со словами или группой слов – иначе, предъявляем слова.
- рассматривание карточки изучаемого предмета или через загадку; установление значения этого предмета;
- проговаривание слова детьми хором, с целью определения ударения, количества слогов, произнесение по порядку всех звуков;
- чтение слова офографически и орфоэпически; установление разницы в произношении и написании;
- решение орфографических задач; какую букву надо проверить при письме и почему? Как эту букву проверить? Можно ли проверить эту букву? Запись слов в словарях с постановкой ударения с выделением букв, которые надо при письме запомнить;
- подбор однокоренных слов, составление словосочетаний, предложений;
- подбор синонимов, антонимов, многозначность слова, где возможно.
Третий этап – тренировочно – закрепительный
Цель его: правильность и осознанность написания слов.
На него уходят 3-4 дня и более.
- Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овёс, билет, язык.
2. Игра «Из каких слов выпали гласные?».
д.р.вн. п.ртр.т
м.л.т.к с.л.м.
к.ньк. т.л.ф.н
3. Игра «Собери слово».
пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак.
- Выпишите из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда» и т.д.
Каждый урок русского языка начинаю с чтения слов по словарику или орфографической разминки.
Четвертый этап – учетно - контрольный
Цель его: проверить умения учащихся правильно писать изученные слова в письменной работе: выборочный диктант, картинный диктант, комментируемый диктант, диктант с использованием загадок.
Анализируя допущенные ошибки в словах, определяла степень усвоения навыков письма слов, включаю их снова в различные тренировочные упражнения, а затем и в последующие диктанты.
Итак, работая над словами с непроверяемыми написаниями, основной упор стараюсь делать на запоминание, но не механическое. Такая работа над словом развивает скорочтение, память, логическое мышление и конечно же, увеличивает словарный и лексический запас и грамотность письма.
Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии. Великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому принадлежат слова: “Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”.
Методикой разработано немало приёмов объяснения детям значения непонятных слов.
Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений.
Для слов с предметным значением предлагаю наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде.
Когда наглядное объяснение не представляется возможным, раскрываю содержание слова путём краткого словесного толкования.
Возможно применение следующих способов определений:
а) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют данным словом (насекомые - это бабочки, жуки, муравьи);
б) описательным способом (адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму);
в) путём родовидового определения (амбар – здание, постройка для хранения зерна).
Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное – это учить детей правильному и точному употреблению слова.
Даю задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи. Это следующие задания:
1) различные виды работы с орфографическим словарем;
2) подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;
3) разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы они осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главный внутренний смысл слова;
4) подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво;
5) различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений; разгадывание кроссвордов;
6) разгадывание ребусов с изучаемым словом.
При проведении словарно – орфографической работы совершенствуется и развивается логическое мышление, устойчивость внимания, орфографическая зоркость, интеллектуальное развитие. Такие упражнения, используемые мною на уроке, дают возможность поднять на новый уровень эффективность словарно-орфографической работы и урока русского языка в целом.
МБОУ «Николаевская СОШ»
Выступление на РМО
на тему:
«Словарно – орфографическая работа как средство интеллектуального развития обучающихся»
2016г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальное развитие обучающихся и формирование читательских компетенций средствами учебно-методического комплекса (на основе учебника литературного чтения авторов Свиридовой В.Ю. и Чураковой Н.А).
В статье отражены методические приемы формирования читательских компетенций и условия интеллектуального развития обучающихся в начальной школе на основе учебника литературного чтения авторов В.Ю. Свир...
Работа с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка как средство интеллектуального развития
Методический материал по работе с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка....
Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развивающие задания как педагогическое средство интеллектуального развития младших школьников:
Цель исследования: влияние системы развивающих заданий и упражнений на интеллектуальное развитие учащихся младшего школьного возрастаОбъект исследования: интеллектуальное развитие учащихся младшего шк...
Презентация к выступлению на МО по теме: Словарно-орфографическая работа как средство интеллектуального развития обучающихся
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка...
Мастер-класс Тема "Словарно-орфографическая работа, как средство интеллектуального развития учащихся"
Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах является словарно-орфографическая работа. В русском языке встречается немало слов, написание которых не подчиняется орфографичес...
Блоки Дьенеша – эффективное средство сенсорного развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
развитиее сенсорных эталонов...