Блоки Дьенеша – эффективное средство сенсорного развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Блоки Дьенеша – эффективное средство сенсорного развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Сенсорное воспитание это одна из основных сторон воспитания детей с интеллектуальными нарушениями, именно оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Сенсорное развитие основывается на развитии ощущений, восприятий и представлений, т.е. включает всю сложную систему работы анализаторов. Учащиеся с умеренной умственной отсталостью имеют нарушения сенсорной сферы. Все это отрицательно сказывается на развитии и социализации учащихся с умеренной умственной отсталостью и вызывает необходимость коррекции недостатков сенсорного развития школьников. Сенсорное воспитание является эффективным способом коррекции отклонений в развитии учащихся с умеренной умственной отсталостью. Сенсорное воспитание представляет собой систему педагогических приемов, направленных на развитие органов чувств, совершенствование зрительных, слуховых, двигательных, осязательных и других ощущений и восприятий.
Выделяют два основных сенсомоторных метода — обследование и сравнение.
Обследование — специально организованное восприятие предмета (объекта) с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности.
Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов.
Обследование может идти по контуру (плоскостные предметы) или по объему (объемные предметы); оно зависит от деятельности, которой будет заниматься ребенок. Например, обводя предмет по контуру, мы выделяем его плоскостной образ из объема, познаем ту форму, которая становится основной в рисовании. На ощупь познается объемная форма предметов.
Общая схема обследования предполагает определенный порядок:
- восприятие целостного облика предмета;
- выделение его главных частей и определение их свойств (форма, величина и т. д.);
- определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева и т. д.);
- выделение мелких деталей (частей) и определение их величины, соотношения, расположения и т. д.;
- повторное целостное восприятие предмета.
Сравнение — это и дидактический метод, и одновременно мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями.
Сравнение может идти путем сопоставления предметов или их частей, путем наложения предметов друг на друга или приложением предметов друг к другу, ощупывания, группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов, а также путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета.
Многие развивающие методики совмещают обучение и игру. Через игру действует и система Дьенеша. Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш посвятил исследованиям, преподаванию математики детям в разных странах и в итоге выяснил, что только опираясь на потенциал ребенка, можно добиться реальных успехов в математике. Логические блоки Дьенеша позволяют работать с материалом, предъявляемым в наглядной форме, организовывать занятия в игровой занимательной форме, использовать разную степень сложности заданий.
Золтан Дьенеш предлагает использовать для игр «логические блоки» (иногда их называют кубиками Дьенеша). Логические блоки Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, желтые, синие), размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие ).
Основные задачи в работе с блоками Дьенеша:
- способствовать развитию умений различать и правильно называть основные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); цвет; толщину;
- определять свойства фигур на ощупь;
- обобщать фигуры по одному, двум, трём свойствам.
У игр и упражнений есть три варианта сложности.
- Так, вначале малыши пробуют оперировать одним свойством (например, среди нескольких фигур следует найти все круглые),
- на следующем этапе осваиваются 2 свойства (нужно, к примеру, выложить цепочку из блоков, чтобы каждая последующая фигура была такой же по цвету, но не такой же по форме),
- третий вариант – классификация блоков по трем свойствам.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5x5 см.), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые "рассказывают" о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств.
Работа с блоками Дьеныша начинается с их знакомства. Сначала обучающиеся обследуют блоки: трогают, перебирают, держат в руках, используют в строительных играх. Затем можно предложить следующие задания:
- Покажи все фигуры такого же цвета, как эта.
- Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).
- Разложи на синее поле все синие фигуры, на желтое— желтые, а на красное– красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.
В зависимости от возможностей детей с интеллектуальной недостаточностью игры и упражнения можно усложнять:
- Назови (покажи), какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине)?
- Найди все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
- Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
- Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.
Многие дети с интеллектуальными нарушениями не разговаривают, для них в своей работе мы используем карточки с изображением блоков и пиктограммы с изображением действий, которые необходимо совершить с блоками (дай, возьми, убери и т.д.)
Блоки Дьенеша являются эффективным дидактическим материалом, который удачно сочетает в себе элементы конструктора и развивающей игры. В процессе работы с логическими блоками ребята сначала приобретают навыки выделять и абстрагировать в фигурах только одно свойство: цвет, толщина, размер или форма. Через время дети выполняют задания с более высоким уровнем сложности. При этом принимается во внимание уже два свойства предмета и более. Результативность от игр с логическими блоками зависит от индивидуальных особенностей детей и от профессионализма педагога или родителя. Золтан Дьенеш рекомендует взрослым в ходе работы сотрудничать с ребенком и предоставлять возможность самостоятельно исправлять ошибки. Необходимо отметить, что блоки Дьенеша эффективно использовать и в качестве диагностического материала в обследовании обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии как эффективное средство в развитии познавательной активности.
Сегодня меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы, ориентированные на идею гуманизации процесса обучения и формирования г...
Статья "Использование ИКТ на занятиях игротерапии как средство формирования психомоторных и сенсорных процессов обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
Статья предназначена для учителей начальных классов коррекционных школ для детей с ограниченными возможностями здоровья....
повышение эффективности коррекции речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями с использованием различных технологий и специального оборудования
laquo;В соответствии с современными педагогическими теориями представление о педагогических технологиях, инновациях связывается с определённым набором базисных техник, использование которых поз...
Формирование навыков смыслового чтения как эффективное средство общего развития обучающихся и залог их успешного обучения в школе
Начальная школа – особый этап в жизни ребенка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Основой успешного обучения ребёнка в школе, по...
Художественная литература как одно из эффективных средств всестороннего развития обучающихся с нарушениями слуха
В настоящее время актуальна проблема приобщения детей к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детя...
Формирование навыков смыслового чтения как эффективное средство общего развития обучающихся и залог их успешного обучения в школе
Начальная школа – особый этап в жизни ребенка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат м...
Рабочая коррекционно-развивающая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (Вариант 2)
Данная программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Вариант 2. Програм...