Рабочая программа "Перспектива" 2 класс окружающий мир
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_fomina_2b.doc | 259.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 169 с углубленным изучением английского языка
Центрального района Санкт-Петербурга
191024, Санкт-Петербург, ул. Харьковская д.13 тел./факс (812) 417 32 50 e-mail: sch169@center-edu.spb.ru
ОКПО 23061613 ОКОГУ 23010 ИНН/КПП 7825441231/782501001
ПРИНЯТА «УТВЕРЖДАЮ».
Педагогическим советом ОУ Директор ГБОУ СОШ № 169
от 30.08.2016 № 1 _______М.А. Калашникова
Приказ №179-о от 30.08.2016
Рабочая программа
Учебный предмет: Окружающий мир
Класс: 2 "Б"
Учитель – составитель: Фомина Д. А.
Учебный год: 2016 – 2017
СОГЛАСОВАНА
наметодическом объединении
Протокол № 1 от 25.08.2016
Председатель МО ______М.Р.Гринштейн
Заместитель директора по УВР _______С.А.Ильина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Предмет «Окружающий мир» соединяет в равной степени знания о природе, обществе и истории и знакомит учащихся с материалом естественных и социально – гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребенка:
1 уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории;
2 понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нем;
3 модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4 психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико – ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно – следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо – и культуросообразного поведения.
В предмете «Окружающий мир» заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально – научного и эмоционально – ценностного постижения мира вокруг.
Знакомство с основами естественных и социально – гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи помогает ученику осмыслить личный опыт, делая явления окружающего мира понятными и предсказуемыми, гармонично соотносить свои личные интересы с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как личное, так и социальное благополучие. «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно: на уроках физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. Благодаря интеграции естественно – научных и социально – гуманитарных знаний в рамках данного предмета успешно в полном соответствии с возрастными особенностями младших школьников решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования у детей системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет «Окружающий мир» создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир и его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации и динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий ( ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами , осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной речи.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности ( природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного материала.
Предметные результаты
- Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости и национальные свершения, открытия, победы.
- Уважительное отношение к России. Родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
- Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
- Освоение доступных способов изучения природы и общества ( наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификации и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Развитие навыков установления и выявления причинно – следственных связей в окружающем мире.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Раздел «Личностные универсальные учебные действия»
У выпускника будут сформированы:
1. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего ученика»;
2. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
3. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
4. Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
5. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
6. Основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
7. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
8. Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
9. Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
10. Установка на здоровый образ жизни;
11. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
12. Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
1. Принимать и сохранять учебную задачу;
2. Учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
3. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
4. Учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
5. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;
6. Адекватно воспринимать оценку учителя; действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
7. Различать способ и результат действия;
8. Оценивать правильность выполнения;
9. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
10. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме
Раздел «Познавательные универсальные учебные умения»
Выпускник научится:
1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
2. Использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
3. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
4. Ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
5. Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
6. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
7. Осуществлять синтез как составление целого из частей;
8. Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
9. Устанавливать причинно – следственные связи;
10. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
11. Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
12. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
13. Устанавливать аналогии;
14. Владеть общим приемом решения задач.
Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
1. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
2. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
3. Формулировать собственное мнение и позицию;
4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
5. Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
6. Задавать вопросы;
7. Контролировать действия партнера;
8. Использовать речь для регуляции своего действия;
9. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и природа.
Природа живая и неживая. Признаки предметов. Примеры явлений природы. Природные явления в творчестве народов России и мира.
Вещество. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус – модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Ориентирование на местности. Компас. Образы звезд и планет в культуре народов России и мира.
Смена дня и ночи. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца ка причина смены времен года. Образ Солнца и времена года в традиционном календаре народов России и мира.
Погода, ее составляющие ( температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за природой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения ( свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация измерений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей. Растения родного края. Образ растений в традиционной народной культуре. Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Размножение животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей.
Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных, животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества.
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Освоение человеком законов природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
Темы занятий | Кол-во часов |
Вселенная, время, календарь | 14 |
Осень | 16 |
Зима | 13 |
Весна и лето | 15 |
Резерв учебного времени | 7 |
Итого за год: | 65 |
В соответствии с календарным планом-графиком ГБОУ школы № 169 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга на 2016-2017 учебный год рабочая программа рассчитана на 65 часов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Тип/ форма урока | Планируемые результаты обучения | Виды и формы контроля | Дата провед. (план) | Дата провед. (факт) | ||
Освоение предметных знаний | УУД метапредмет. результаты | |||||||
Вселенная, время, календарь – 14 часов | ||||||||
1 | Мы – союз народов России. | Урок-путешествие | Иметь представление о многообразии субъектов Российской Федерации – республиках, краях, областях, городах федерального значения; называть его природные и историко-культурные достопримечательности; определять самое привлекательное в культуре народа, к которому принадлежит каждый из учащихся класса | Соотносить святыни России и своего края с традиционными религиями; высказывать на основе своего опыта мотивированное суждение о роли русского языка в Российской Федерации | Письменный опрос Р.Т. № 2, 3 с. 6—7 Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 05.09.16 | ||
2 | Мы – жители Вселенной. | Урок-игра | Знать в общем виде строение Вселенной; называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе; | Определять взаимосвязь Земли и Вселенной; определять по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны; | Проверочная работа Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 07.09.16 | ||
3 | Наш космический корабль – Земля. | Урок-игра | Иметь представление о горизонте, сторонах горизонта, компасе; | По своим представления рисовать Землю – наш космический корабль; | Практическая работа по определению сторон света во дворе школы. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 12.09.16 | ||
4 | Наш космический корабль – Земля. | Урок закрепления знаний | Иметь представление о форме Земли, глобусе; | По представлениям рисовать Землю – наш космический корабль; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 14.09.16 | ||
5 | Время. | Урок открытия новых знаний | Приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт; | Рассказывать о старинных и современных часах; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Вопросы «Проверь себя» с.19 | 19.09.16 | ||
6 | Сутки и неделя. | Урок открытия новых знаний | Иметь представление о связи естественных единиц измерения времени – сутки, неделя – с движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи; давать научное объяснение смены дня и ночи, используя схему в учебнике, и связывать с этим явлением две естественные единицы измерения времени – сутки и неделю; | Моделировать смену дня и ночи с помощью схемы-аппликации; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 21.09.16 | ||
7 | Месяц и год. | Урок открытия новых знаний | Иметь представление о связи естественных единиц измерения времени – «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли, за изменениями в природе от весны до весны, когда Земля делает полный оборот вокруг Солнца; выстраивать правильную последовательность месяцев года; | Устанавливать связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Защита проекта Р.Т. № 4, 5 с. 21 | 26.09.16 | ||
8 | Времена года | Урок открытия новых знаний | Объяснять причину смены времен года с помощью схемы; называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года; | Предлагать для каждого времени года рисунки-символы; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Проверочная работа | 28.09.16 | ||
9 | Погода | Урок-исследование | Наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде; | Сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Проверочная работа | 03.10.16 | ||
10 | Календарь - хранитель времени, страж памяти | Урок открытия новых знаний | Ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря; | Сравнивать календари разных типов; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Фронтальный опрос | 05.10.16 | ||
11 | Красные дни календаря | Урок открытия новых знаний | Кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике | Описывать празднование одного из этих праздников в своем городе; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 10.10.16 | ||
12 | Народный календарь | Урок открытия новых знаний | Знать некоторые народные приметы на погоду своего края; | Соотносить народные приметы с ощущениями разных органов чувств; отражать наблюдения в календаре долгосрочных прогнозов погоды; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Вопросы рубрик «Подумаем!», «Проверим себя» с. 43 | 12.10.16 | ||
13 | Экологический календарь | Урок открытия новых знаний | Участвовать по мере сил в охране природы; | Высказывать предположения о том, что такое экология; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 17.10.16 | ||
14 | Обобщающий урок | Урок-экскурсия | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 19.10.16 | ||||
Осень (16 часов) | ||||||||
15 | Осенние месяцы. | Урок открытия новых знаний | Находить признаки осенних явлений природы и называть особенности жизни людей осенью, которые отразились в старинных названиях осенних месяцев; | Описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; Соотносить признаки осени в живой и неживой природе, а также события в жизни людей осенью со значением старинных названий осенних месяцев в языке народов своего края; коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 24.10.16 | ||
16 | Осень в неживой природе | Урок открытия новых знаний | Показывать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; иметь представление о дне осеннего равноденствия | Рассказывать по своим наблюдениям о погоде летом и осенью; составлять в рабочей тетради список осенних явлений; сравнивать иллюстрации учебника, определять по характерным признакам периоды осени; играть в старинную детскую игру по правилам, описанным в учебнике; фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение осени; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Тест | 26.10.16 | ||
17 | Народные праздники в пору осеннего равноденствия | Урок открытия новых знаний | Различать особенности, характерные для быта и в хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов в обрядах и обычаях осеннего равноденствия; | Различать общее и особенное в осенних праздниках разных народов России, соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с особенностями праздничных обычаев и обрядов с особенностями природы и хозяйственной жизни этих народов; Устанавливать связь народных праздников с осенними изменениями в природе; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 09.11.16 | ||
18 | Звездное небо осенью | Урок открытия новых знаний | Знать, что звезды, как и Солнце – сгустки раскаленных газов; задавать вопросы; контролировать действия партнёра. | Рассказывать на основе наблюдений о впечатлениях от созерцания звездного неба; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Раб. в паре с. 57, 61 | 14.11.16 | ||
19 | Трава у нашего дома | Урок-исследование | Распознавать травянистые растения с помощью атласа-определителя; знать причины пожелтения травы осенью; Узнавать изученные растения на рисунках и в природе; | Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 16.11.16 | ||
20 | Старинная женская работа | Урок открытия новых знаний | Назвать последовательность трудовых операций в работе со льном; | Распределять операции между собой в группе для выполнения задания учителя; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 21.11.16 | ||
21 | Деревья и кустарники осенью | Урок-экскурсия | Узнавать вечнозеленые хвойные растения; | Определять деревья и кустарники по плодам, работая с атласом-определителем; сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников; раскрашивать листья в соответствии с их осенней окраской; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 23.11.16 | ||
22 | Чудесные цветники осенью | Урок открытия новых знаний | Перечислять названия цветов, которые видели в цветниках города или в собственном саду осенью; | Выделять наиболее понравившиеся растения, объяснять причины своих предпочтений; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Фронтальный опрос | 28.11.16 | ||
23 | Грибы | Урок открытия новых знаний | Знать, почему грибы выделены в особое царство живой природы; Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя | Сравнивать грибы по внешнему виду; формулировать соответствующие правила экологической этики; регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 30.11.16 | ||
24 | Шестиногие и восьминогие | Урок открытия новых знаний | Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных; | Отвечать на вопросы о насекомых и пауках по своим наблюдениям; Использовать атлас-определитель для написания собственных рассказов о насекомых | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 05.12.16 | ||
25 | Птичьи секреты | Урок открытия новых знаний | Знать причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; наблюдать за птицами своей местности | Отвечать на вопросы о птицах; Классифицировать перелетных и зимующих птиц по известным признакам; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Р.Т. № 2 с. 49 | 07.12.16 | ||
26 | Как разные животные готовятся к зиме | Урок открытия новых знаний | Знать, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет; | Устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных; Выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных; формулировать соответствующие правила экологической этики | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Презентация фоторассказ | 12.12.16 | ||
27 | Невидимые нити в осеннем лесу. | Урок открытия новых знаний | Знать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу; | Извлекать из учебника информацию о связях в природе; анализировать рисунок и схемы в учебнике; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 14.12.16 | ||
28 | Осенний труд | Урок открытия новых знаний | Знать некоторые виды работ, выполняемых осенью по отношению к культурным растениям и домашним животным | Сравнивать осенние работы в городах и селах в старину и сейчас; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Рисование схемы строения гриба | 19.12.16 | ||
29 | Будь здоров! | Урок-игра | Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период; | Формулировать правила здорового образа жизни осенью; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Тест | 21.12.16 | ||
30 | Охрана природы осенью | Урок открытия новых знаний | Знать правила сбора грибов, ягод, орехов; | Рассказывать о правилах охраны природы с помощью рисунков; | 26.12.16 | |||
Зима (13 часов) | ||||||||
31 | Зимние месяцы | Урок открытия новых знаний | Находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; | Соотносить признаки зимы в природе и в жизни людей со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края; Характеризовать погодные явления зимних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Самостоятельная работа | 28.12.16 | ||
32 | Зима – время науки и сказок | Урок-игра | Знать несколько зимних народных примет на погоду; | Объяснять, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость; сравнивать сказки разных народов; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 16.01.17 | ||
33 | Зима в неживой природе | Урок-экскурсия | Перечислять зимние природные явления, опираясь на непосредственный жизненный опыт: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепель, гололед; наблюдать за формой снежинок, за погодой зимой; | Рассказывать о зимних изменениях в природе; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Составление памятки | 18.01.17 | ||
34 | Звездное небо зимой | Урок открытия новых знаний | Иметь представление о созвездиях Малой Медведицы и Ориона, о Полярной звезде и звезде Сириус; | Сравнивать схемы расположения ковша Большой Медведицы осенью и зимой, выявлять различия; сравнивать схемы созвездий Большой Медведицы и Малой Медведицы; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 23.01.17 | ||
35 | Зима в мире растений | Урок открытия новых знаний | Перечислять способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам; | Отвечать на вопросы о зимних изменениях в жизни растений; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Контрольные задания | 25.01.17 | ||
36 | Зимние праздники | Урок-игра | Знать особенности народных обычаев Рождественского праздника в странах Запада и России; об обычае украшать рождественскую елку и оставлять ее до Нового года; иметь представление о происхождении и особенностях зимнего новогоднего праздника; | Разбирать схему изготовления елочной игрушки и сделать ее своими руками; планировать изготовление и преподнесение новогодних подарков в семье и друзьям; регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 30.01.17 | ||
37 | Растения в домашней аптечке | Урок-практикум | Называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения; Знать названия лекарственных растений домашней аптечки, записывать их в рабочую тетрадь | Рассказывать о лекарственных растениях в домашней аптечке; Организовывать дидактическую игру «В больнице доктора Айболита» с использованием лекарственных растений; регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Творческая работа. Р.Т. № 4 с.4 | 01.02.17 | ||
38 | Зимняя жизнь птиц и зверей | Урок-практикум | Знать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку, о способах их приспособления к зимним условиям; | Извлекать из текста учебника информацию о приспособленности птиц к условиям зимы; Готовить сообщения об особенностях зимней жизни зверей, используя текст учебника; написать рассказ по результатам наблюдений; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 06.02.17 | ||
39 | Невидимые нити в зимнем лесу | Урок открытия новых знаний | Знать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу; | Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе; анализировать рисунок и схему в учебнике; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 08.02.17 | ||
40 | В феврале зима с весной встречается впервой | Урок-игра | Знать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым; | Готовить подарок старшим родственникам на Масленицу и выбрать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Диагностические задания Р.Т. № 1, 3 с. 8 | 13.02.17 | ||
41 | Зимний труд | Урок открытия новых знаний | Знать особенности ухода зимой за растениями и животными; | Инсценировать зимнюю мужскую и женскую работу в старину; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 15.02.17 | ||
42 | Будь здоров! | Урок-практикум | Знать и соблюдать правила здорового образа жизни в зимний период; | Регулировать свое поведение во время игры по отношению к сверстникам; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Фронтальный опрос | 20.02.17 | ||
43 | Охрана природы зимой. | Урок открытия новых знаний | Знать особенности жизни зимой 2-3 диких животных; | Анализировать рисунки учебника; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Тест | 22.02.17 | ||
Весна и лето (15 часов) | ||||||||
44 | Весенние месяцы | Урок открытия новых знаний | Находить признаки весенних явлений природы и особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; | Называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые особенно затронули внимание каждого из учащихся; Использовать выразительные средства родного языка для описания красоты весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Диагностические задания Р.Т. № 1 с. 12, № 3 с. 15 | 27.02.17 | ||
45 | Весна в неживой природе | Урок открытия новых знаний | Перечислять причины потеплений весной; наблюдать за погодой; перечислять сезонные изменения в неживой природе; наблюдать за погодой весной, фиксировать результаты наблюдений в таблицах | Рассказывать о весенних изменениях в природе; Рассказывать по иллюстрациям о признаках весны в городе и за городом | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 01.03.17 | ||
46 | Весна – утро года | Урок-игра | Знать по материалам учебника некоторые народные традиции встречи весны; | Объяснять, почему многие народы России и мира символически представлять весну в образе птицы; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 06.03.17 | ||
47 | Звездное небо весной | Урок открытия новых знаний | Определять положение созвездий Малой Медведицы и Большой Медведицы весной; Определять с помощью атласа-определителя другие созвездия и их главные звезды; | Сравнивать схемы расположения ковша Большой Медведицы в разные сезоны, выявлять различия; освоить способ нахождения на небе созвездия Кассиопеи; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 13.03.17 | ||
48 | Весеннее пробуждение растений | Урок открытия новых знаний | Называть причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; | Рассказывать о весенних изменениях в жизни растений; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Самостоятельная работа Р.Т. № 3 с. 27 | 15.03.17 | ||
49 | Чудесные цветники весной | Урок открытия новых знаний | Знать названия культурных растений весенних цветников; | Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Защита проектного задания | 20.03.17 | ||
50 | Весна в мире насекомых | Урок открытия новых знаний | Описывать весеннее пробуждение насекомых, их красоту; узнавать изученных насекомых на рисунках и в природе; | Обнаруживать взаимосвязи в мире насекомых; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 22.03.17 | ||
51 | Весна в мире птиц и зверей | Урок открытия новых знаний | Знать по учебнику о весенних изменениях в жизни птиц и зверей; | Рассказывать о весенних изменениях в мире птиц и зверей; разыгрывать сценки | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 03.04.17 | ||
52 | Невидимые нити в весеннем лесу | Урок открытия новых знаний | Приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу; | Рассказывать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Контрольные задания | 05.04.17 | ||
53 | Весенний труд | Урок-экскурсия | Иметь представление о видах старинной женской и мужской работы весной; | Различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 10.04.17 | ||
54 | Старинные весенние праздники | Урок-игра | Оформлять рамочки для фотографий своей и друга; Выразительно произносить народные благопожелания в Вербное воскресенье и на Пасхальной неделе; | Сопоставлять между собой традиции отношения к березе в культуре разных народов России; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 12.04.17 | ||
55 | Будь здоров! | Урок-практикум | Знать и соблюдать правила здорового образа жизни в весенний период; | Регулировать свое поведение во время игры по отношению к сверстникам; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Вопросы рубрики «Проверь себя» с.65 | 17.04.17 | ||
56 | Охрана природы весной | Урок-практикум | Знать и соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в весеннем парке, сквере, лесу – не оставлять после себя мусор; | Анализировать рисунки учебника; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 19.04.17 | ||
57 | Лето красное | Урок открытия новых знаний | Находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; | Соотносить признаки лета в живой и неживой природе, а также жизнь людей летом со значением старинных названий летних месяцев в языке народов своего края; характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка; делать выводы об изменении погоды в течение лета; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 24.04.17 | ||
58 | Летние праздники и труд | Урок-игра | Иметь представление о летних видах земледельческого труда в его старинных и современных формах; | Перечислять летние дары природы своего края; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Тест | 26.04.17 | ||
Резерв учебного времени (10 часов) | ||||||||
59 | Игра – занятие «В мире птиц и зверей» | Обобщение знаний учащихся о жизни зверей и птиц нашего края в разные времена года | регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Р.Т. с. 44 | 03.05.17 | |||
60 | Заочная экскурсия «Заповедные места Ленинградской области» | Систематизация знаний по изученному материалу за год | регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | сочинение | ||||
61 | Заочная экскурсия «Заповедные места Ленинградской области» | Систематизация знаний по изученному материалу за год | регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Диагностические задания Р.Т. № 3 с.47, № 1 с. 48 | 10.05.17 | |||
62 | Конкурс презентаций «Заповедники нашего края» | Систематизация знаний по изученному материалу за год | регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | 15.05.17 | |||
63 | КВН «Умники и умницы» | Систематизация знаний по изученному материалу за год | регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Диагностические задания Р.Т. № 1, 2 с. 52 | 17.05.17 | |||
64 | Просмотр кинофильма о планете Земля | Систематизация знаний по изученному материалу за год | регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Фронтальный опрос | 22.05.17 | |||
65 | Просмотр кинофильма о планете Земля | Систематизация знаний по изученному материалу за год | регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания. | Фронтальный опрос | 24.05.17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...