Рабочая программа "Перспектива" 2 класс окружающий мир
рабочая программа (2 класс) на тему

Банникова Дарья Андреевна

Рабочая программа по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_fomina_2b.doc259.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 169 с углубленным изучением английского языка
Центрального района Санкт-Петербурга
191024, Санкт-Петербург, ул. Харьковская д.13 тел./факс (812) 417 32 50 e-mail: sch169@center-edu.spb.ru
ОКПО 23061613 ОКОГУ 23010 ИНН/КПП 7825441231/782501001

ПРИНЯТА                                                        «УТВЕРЖДАЮ».

Педагогическим советом ОУ                                Директор ГБОУ СОШ № 169

от 30.08.2016  № 1         _______М.А. Калашникова
Приказ №179-о  от 30.08.2016

 

Рабочая программа

Учебный предмет: Окружающий мир

Класс:  2 "Б"

Учитель – составитель: Фомина Д. А.

Учебный год: 2016 – 2017

СОГЛАСОВАНА

наметодическом объединении

Протокол № 1 от 25.08.2016

Председатель МО   ______М.Р.Гринштейн

Заместитель директора по УВР _______С.А.Ильина


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета  «Окружающий мир» в начальной школе:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;  

- духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального  многообразия российского общества.

Предмет «Окружающий мир» соединяет в равной степени знания о природе, обществе и истории и знакомит учащихся с материалом естественных и социально – гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребенка:

1 уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории;

2 понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нем;

3 модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4 психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико – ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно – следственные связи  в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.  Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников  фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения  за природными  явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей,  правила здорового образа жизни.  Это позволит учащимся освоить  основы природо – и культуросообразного  поведения.

В предмете «Окружающий мир» заложена содержательная основа  для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин  начальной школы.  Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально – научного и эмоционально – ценностного  постижения мира вокруг.

Знакомство с основами естественных и социально – гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи помогает ученику осмыслить личный опыт, делая явления окружающего мира понятными и предсказуемыми, гармонично соотносить свои личные интересы  с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как личное, так и социальное благополучие. «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно: на уроках физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. Благодаря интеграции естественно – научных и социально – гуманитарных знаний в рамках данного предмета успешно в полном соответствии с возрастными особенностями младших школьников решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования у детей системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества  как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет «Окружающий мир» создает прочный фундамент  для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

  1.  Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир и его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  3. Формирование уважительного отношения  к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Овладение начальными навыками адаптации и динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей  и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  4. Использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных  и практических задач.
  5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий ( ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами , осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной речи.
  7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  8. Овладение начальными сведениями  о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности ( природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного  учебного предмета.
  9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного материала.  

Предметные результаты

  1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости и национальные свершения, открытия, победы.
  2. Уважительное отношение к России. Родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
  3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
  4. Освоение доступных способов изучения природы и общества ( наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификации и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

       Развитие навыков установления и выявления причинно – следственных связей в окружающем мире.

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Раздел «Личностные универсальные учебные действия»

У выпускника будут сформированы:

1. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего ученика»;

2. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

3. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

4. Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

5. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

6. Основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

7. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

8. Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

9. Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

10. Установка на здоровый образ жизни;

11. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;

12. Эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им.

Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»

Выпускник научится:

1. Принимать и сохранять учебную задачу;

2. Учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

3. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

4. Учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

5. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;

6. Адекватно воспринимать оценку учителя; действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

7. Различать способ и результат действия;

8. Оценивать правильность выполнения;

9. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

10. Выполнять учебные действия    в материализованной, громкоречевой и умственной форме

Раздел «Познавательные универсальные учебные умения»

Выпускник научится:

1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

2. Использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

3. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

4. Ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

5. Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

6. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

7. Осуществлять синтез как составление целого из частей;

8. Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

9. Устанавливать причинно – следственные связи;

10. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

11. Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

12. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

13. Устанавливать аналогии;

14. Владеть общим приемом решения задач.

Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»

Выпускник научится:

1. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

2. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

3. Формулировать собственное мнение и позицию;

4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

5. Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

6. Задавать вопросы;

7. Контролировать действия партнера;

8. Использовать речь для регуляции своего действия;

9. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Человек и природа.

Природа живая и неживая. Признаки предметов. Примеры явлений природы. Природные явления в творчестве народов России и мира.

Вещество. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы.

Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус – модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Ориентирование на местности. Компас. Образы звезд и планет в культуре народов России и мира.

Смена дня и ночи. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца  ка причина смены времен года. Образ Солнца и времена года в традиционном календаре народов России и мира.

Погода, ее составляющие ( температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за природой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения ( свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация измерений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей.  Растения родного края. Образ растений в традиционной народной культуре. Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Размножение животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей.

Круговорот веществ. Взаимосвязи  в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных, животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества.

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы.  Освоение человеком законов природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека  на природу. Охрана природных богатств. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.

Темы занятий

Кол-во часов

Вселенная, время, календарь

14

Осень

16

Зима

13

Весна и лето

15

Резерв учебного времени

7

Итого за год:

65

В соответствии с календарным планом-графиком ГБОУ школы № 169 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга на 2016-2017 учебный год рабочая программа рассчитана на  65 часов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема урока

Тип/ форма урока

Планируемые результаты обучения

Виды и формы контроля

Дата провед. (план)

Дата провед. (факт)

Освоение предметных знаний

УУД метапредмет. результаты

Вселенная, время, календарь – 14 часов

1

Мы – союз народов России.

Урок-путешествие

Иметь представление о многообразии субъектов Российской Федерации – республиках, краях, областях, городах федерального значения;
углублять знания о разнообразии народов России и о том, что соединяет нас всех в едином государстве; знать название субъекта Российской Федерации, в котором находится город и школа, в которой дети учатся;
находить и показывать субъект на политической карте России;

называть его природные и историко-культурные достопримечательности;

определять самое привлекательное в культуре народа, к которому принадлежит каждый из учащихся класса

Соотносить святыни России и своего края с традиционными религиями;
моделировать ситуацию общения игровых кукол на языках народов своего края и других народов России;

высказывать на основе своего опыта мотивированное суждение о роли русского языка в Российской Федерации

Письменный опрос

Р.Т. № 2, 3  

с. 6—7

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

05.09.16

2

Мы – жители

Вселенной.

Урок-игра

Знать в общем виде строение Вселенной; называть планеты и порядок их расположения  в Солнечной системе;
определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы;
перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров;
узнавать небесные тела по описанию

Определять взаимосвязь Земли и Вселенной; определять по рисунку и моделям  форму Солнца, Земли, Луны;
анализировать схему в учебнике;
рассказывать по схеме о движении Земли и Луны в космическом пространстве;
сравнивать размеры планет;
осуществлять самопроверку

Проверочная работа

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

07.09.16

3

Наш космический корабль – Земля.

Урок-игра

Иметь представление о горизонте, сторонах горизонта, компасе;
определять стороны горизонта;
находить на фотографиях в учебнике и на местности линию горизонта;
определять по схеме способ обозначения сторон горизонта;
изучить устройство компаса; определить стороны горизонта по инструкции;
зафиксировать результаты определения, расставляя таблички

По своим представления рисовать Землю – наш космический корабль;
анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу;
применять способ обозначения сторон горизонта, заполняя схемы в рабочей тетради;
осуществлять самопроверку;
работая в паре, предлагать маршрут кругосветного путешествия и соответствующие средства транспорта

Практическая

работа по определению сторон света во дворе школы.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

12.09.16

4

Наш космический корабль – Земля.

Урок закрепления знаний

Иметь представление о форме Земли, глобусе;
знать устройство глобуса и условные обозначения на нем;
находить на глобусе океаны и материки;
определять их названия и число;
находить на глобусе нашу страну;
определять материк, на котором она расположена;
изучить устройство компаса; определить стороны горизонта, зафиксировать результаты определения, расставляя таблички

По представлениям рисовать Землю – наш космический корабль;
анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу;
применять способ обозначения сторон горизонта, заполняя схемы в рабочей тетради;
осуществлять самопроверку;
работая в паре, предлагать маршрут кругосветного путешествия и соответствующие средства транспорта

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

14.09.16

5

Время.

Урок открытия новых знаний

Приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт;
иметь представление о понятии «единицы измерения времени»; перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения;
определять по рисункам учебника настоящее, прошлое и будущее;
изучать устройство часов, определять время по часам

Рассказывать о старинных и современных часах;
объяснять, как действуют солнечные, водяные, песочные часы;
предлагать рисунки-символы, обозначающие настоящее, прошлое и будущее;
обосновывать свое решение;
определять по фотографиям в учебнике временные характеристики изображенных событий;
моделировать время на часах;
выделять приметы времени;
сравнивать достоинства и недостатки различных видов старинных часов

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Вопросы «Проверь себя» с.19

19.09.16

6

Сутки и неделя.

Урок открытия новых знаний

Иметь представление о связи естественных единиц измерения времени – сутки, неделя – с движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи;

давать научное объяснение смены дня и ночи, используя схему в учебнике, и связывать с этим явлением две естественные единицы измерения времени – сутки и неделю;
определять количество дней в неделе;
называть дни недели, выстраивать их последовательность

Моделировать смену дня и ночи с помощью схемы-аппликации;
участвовать в дидактических играх «Сутки», «День – ночь»,
находить в творчестве народов своего края мифы, сказки, загадки о смене дня и ночи;
составлять фоторассказ  о своей жизни за неделю;
писать рассказ об интересном событии в семье, происходившем в воскресенье

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

21.09.16

7

Месяц и год.

Урок открытия новых знаний

Иметь представление о связи естественных единиц измерения времени –  «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли, за изменениями в природе от весны до весны, когда Земля делает полный оборот вокруг Солнца;
давать научное объяснение изменению внешнего вида Луны в течение месяца, используя схему;

выстраивать правильную последовательность месяцев года;
осваивать старинный способ определения количества дней в каждом месяце

Устанавливать связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»;
представлять единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев;

прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления;
моделировать смену лунных фаз в виде схемы-аппликации;
отгадывать народные загадки о Луне и соотносить образы загадок с разными лунными фазами;
наблюдать изменение облика Луны и фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Защита проекта

Р.Т. № 4, 5   с. 21

26.09.16

8

Времена года

Урок открытия новых знаний

Объяснять причину смены времен года с помощью схемы; называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года;
перечислять времена года в правильной последовательности;
называть месяцы каждого сезона;
понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге

Предлагать для каждого времени года рисунки-символы;
устанавливать по схеме связь сезонных изменений в природе с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси;
объяснять причины смены времен года;
моделировать их в виде схемы-аппликации;
наблюдать и определять реальную длительность сезонов своего края;
выявлять среди них специфические сезонные явления;
подбирать в языках народов своего края названия времен года и соответствующих им явлений природы

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Проверочная работа

28.09.16

9

Погода

Урок-исследование

Наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде;
получат возможность научиться составлять план рассказа и рассказывать по плану.

Сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике;
рассказывать по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях погоды;
сравнивать различные виды термометров;
Объяснять назначения метеорологических приборов;
осуществлять самопроверку;
рисовать условные знаки погодных явлений

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Проверочная работа

03.10.16

10

Календарь -  хранитель времени,     страж памяти

Урок открытия новых знаний

Ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря;
иметь представление о разнообразных видах и устройстве старинных и современных календарей

Сравнивать календари разных типов;
обсуждать правила пользования ими;
сравнивать даты начала учебного года в православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Фронтальный опрос

05.10.16

11

Красные дни календаря

Урок открытия новых знаний

Кратко характеризовать содержание  общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике

Описывать празднование одного из этих праздников в своем городе;
иллюстрировать рассказ фотографиями;
определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

10.10.16

12

Народный    календарь

Урок открытия новых знаний

Знать некоторые народные приметы на погоду своего края;
определять, наблюдения за какими именно явлениями природы, служат основой для народных примет на погоду;
наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе

Соотносить народные приметы с ощущениями разных органов чувств;
проверять народный прогноз погоды по ближайшему дню-погодоуказателю
сравнивать результат с прогнозом метеорологов;

отражать наблюдения в календаре долгосрочных прогнозов погоды;
сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Вопросы рубрик «Подумаем!», «Проверим себя»

 с. 43

12.10.16

13

Экологический календарь

Урок открытия новых знаний

Участвовать по мере сил в охране природы;
иметь представление об экологии;
знакомиться с экологическим календарем как проявлением культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли

Высказывать предположения о том, что такое экология;
находить в тексте учебника определение экологии как науки;
рассказывать по рисунку учебника о природе – нашем зеленом доме;
выражать свое отношение к природе в собственном рисунке;
вписывать в таблицу даты экологических дней, предлагать рисунки-символы к каждой дате; в сотрудничестве со взрослыми организовывать праздники, посвященные экологическим дням

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

17.10.16

14

Обобщающий урок

Урок-экскурсия

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

19.10.16

Осень (16 часов)

15

Осенние месяцы.

Урок открытия новых знаний

Находить признаки осенних явлений природы и называть особенности жизни людей осенью, которые отразились в старинных названиях осенних месяцев;
называть те черты в судьбе и произведениях художников, что особенно затронули внимание каждого из учащихся;
иметь общее представление о художниках И.И.Левитана, А.А.Пластова и главных темах из художественного творчества

Описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка;

Соотносить признаки осени в живой и неживой природе, а также события в жизни людей осенью со значением старинных названий осенних месяцев в языке народов своего края;
составлять на основе народной загадки схему круглого года с чередованием сезонов;
сочинять устный рассказ по картине;
сравнивать и различать общее и особенное в осенних праздниках разных народов России;

коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

24.10.16

16

Осень в неживой природе

Урок открытия новых знаний

Показывать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности;
называть осенние погодные и природные явления в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и т.д.);
наблюдать за изменениями погоды;

иметь представление о дне осеннего равноденствия

Рассказывать по своим наблюдениям о погоде летом и осенью;
устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и осенними изменениями извлекать из текста учебника информацию об осенних явлениях в неживой природе;

составлять в рабочей тетради список осенних явлений;

сравнивать иллюстрации учебника, определять по характерным признакам периоды осени;

играть в старинную детскую игру по правилам, описанным в учебнике;

фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение осени;
регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Тест

26.10.16

17

Народные праздники в пору осеннего равноденствия

Урок открытия новых знаний

Различать особенности, характерные для быта и в хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов в обрядах и обычаях осеннего равноденствия;
называть общее свойство праздников осеннего равно

Различать общее и особенное в осенних праздниках разных народов России, соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с особенностями праздничных обычаев и обрядов с особенностями природы и хозяйственной жизни этих народов;
выявлять и называть характерные атрибуты осенних народных праздников;

Устанавливать связь народных праздников с осенними изменениями в природе;
регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

 Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

09.11.16

18

Звездное небо осенью

Урок открытия новых знаний

Знать, что звезды, как и Солнце – сгустки раскаленных газов;
знать, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые;
наблюдать звёздное небо; сопоставлять иллюстрации с описанием; использовать модели.

задавать вопросы; контролировать действия партнёра.

Рассказывать на основе наблюдений о впечатлениях от созерцания звездного неба;
сравнивать современные и древние представления о созвездиях;
анализировать схемы созвездий Большой Медведицы и Лебедя;
достраивать схемы созвездий в рабочей тетради, опираясь на иллюстрации учебника;
наблюдать звездное небо и фиксировать результаты наблюдений в виде записей в рабочей тетради;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Раб.  в паре с. 57, 61

14.11.16

19

Трава у нашего дома

Урок-исследование

Распознавать травянистые растения с помощью атласа-определителя; знать причины пожелтения травы осенью;

Узнавать изученные растения на рисунках и в природе;
фиксировать результаты работы в виде записей, рисунков, фотографий

Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью;
описывать устно внешний вид наиболее распространенных травянистых растений;
использовать сведения из дополнительных источников для написания собственного рассказа о растении; регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

16.11.16

20

Старинная женская работа

Урок открытия новых знаний

Назвать последовательность трудовых операций в работе со льном;
называть ткани из шерсти, хлопка, льна;
определять особенности льняной ткани

Распределять операции между собой в группе для выполнения задания учителя;
исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из разных природных материалов – шерсти, хлопка, льна;
реконструировать по рисункам последовательность трудовых операций в старинной работе со льном;
соотносить эти операции с образами загадки;
сравнивать и отмечать общее и различное в сезонной женской работе со льном у разных народов;
планировать последовательность и согласовывать распределение операций по изготовлению игрушки между мальчиками и девочками

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

21.11.16

21

Деревья и кустарники осенью

Урок-экскурсия

Узнавать вечнозеленые хвойные растения;
узнавать изученные деревья и кустарники по листьям;
перечислять причины листопада;
наблюдать листопад и устанавливать сроки его окончания у разных деревьев;
фиксировать результаты в виде записей в рабочей тетради

Определять деревья и кустарники по плодам, работая с атласом-определителем;

сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников; раскрашивать листья в соответствии с их осенней окраской;
сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью; формулировать соответствующие правила экологической этики регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

23.11.16

22

Чудесные цветники осенью

Урок открытия новых знаний

Перечислять названия цветов, которые видели в цветниках города или в собственном саду осенью;
узнавать изученные растения цветника по материалам учебника и натуральным образцам;
определять растения школьного цветника с помощью атласа-определителя;
определять растения цветников возле дома и в его окрестностях;
фиксировать результаты работы в виде записей, рисунков, фотографий

Выделять наиболее понравившиеся растения, объяснять причины своих предпочтений;
различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов;
сочинять сказочные истории из жизни осеннего цветника;
использовать дополнительную литературу и ресурсы для написания рассказа об одном из растений цветника;
регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Фронтальный опрос

28.11.16

23

Грибы

Урок открытия новых знаний

Знать, почему грибы выделены в особое царство живой природы;
знать строение грибов;
отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;

Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя

Сравнивать грибы по внешнему виду;
узнавать и рассказывать о строении гриба с помощью схемы учебника;
самостоятельно рисовать схему гриба;

формулировать соответствующие правила экологической этики; регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

30.11.16

24

Шестиногие и восьминогие

Урок открытия новых знаний

Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных;
называть этапы развития бабочки и стрекозы;
описывать паука-крестовика и его сеть;
узнавать изученных насекомых на рисунках;
приводить примеры насекомых различных групп

Отвечать на вопросы о насекомых и пауках по своим наблюдениям;
рассказывать по рисункам учебника о разнообразии насекомых;
раскрашивать рисунки, передавая характерные особенности окраски насекомых;
моделировать превращение насекомых в виде схем-аппликаций;
обосновывать необходимость бережного отношения к паукам;
формулировать соответствующие правила экологической этики;

Использовать атлас-определитель для написания собственных рассказов о насекомых

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

05.12.16

25

Птичьи секреты

Урок открытия новых знаний

Знать причины, по которым перелетные птицы покидают родные края;
различать перелетных и зимующих птиц;
приводить примеры перелетных и зимующих птиц;

наблюдать за птицами своей местности

Отвечать на вопросы о птицах;

Классифицировать перелетных и зимующих птиц по известным признакам;
отгадывать народные загадки о птицах;
выделять в тексте учебника проблемные вопросы регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Р.Т. № 2

с. 49

07.12.16

26

Как разные животные готовятся к зиме

Урок открытия новых знаний

Знать, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет;
узнавать изучаемых животных по описанию

Устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных;

Выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных;
раскрашивать рисунки в рабочей тетради с целью воспроизведения особенностей сезонной окраски зверьков;

формулировать соответствующие правила экологической этики

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Презентация фоторассказ

12.12.16

27

Невидимые нити в осеннем лесу.

Урок открытия новых знаний

Знать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу;
приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу;
делать выводы о значении схем как способа изображения связей в окружающем мире, о возможности построения разных вариантов схем для отображения одних и тех же связей

Извлекать из учебника информацию о связях в природе;

анализировать рисунок и схемы в учебнике;
соотносить рисунок и схему между собой;
сравнивать разные виды схем;
рассказывать по представленным схемам о невидимых нитях;
моделировать связи в осеннем лесу с помощью схем-аппликаций и графических схем;
формулировать правила экологической этики

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

14.12.16

28

Осенний труд

Урок открытия новых знаний

Знать некоторые виды работ, выполняемых осенью по отношению к культурным растениям и домашним животным

Сравнивать осенние работы в городах и селах в старину и сейчас;
соотносить работы с особенностями в мире осенней живой и неживой природы;
регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Рисование схемы строения гриба

19.12.16

29

Будь здоров!

Урок-игра

Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период;
знать и уметь  объяснить товарищу правила 2-3 народных игр, подходящих для осени

Формулировать правила здорового образа жизни осенью;
поддерживать в ходе игр благожелательное общения друг с другом;
корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отношениях;
контролировать свое поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры  

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Тест

21.12.16

30

Охрана природы осенью

Урок открытия новых знаний

Знать правила сбора грибов, ягод, орехов;
знать нормы поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору;
знать правила охраны природы осенью

Рассказывать о правилах охраны природы с помощью рисунков;
обсуждать, в каких делах мы можем проявить свою любовь к природе; предлагать меры охраны изучаемых объектов на основе полученной информации;
составлять фоторассказ об осенней прогулке

26.12.16

Зима (13 часов)

31

Зимние месяцы

Урок открытия новых знаний

Находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев;
иметь общее представление о жизни художников и о главной теме их художественного творчества;
находить черты в судьбе и произведениях художников, которые особенно затронули внимание каждого из учащихся

Соотносить признаки зимы в природе и в жизни людей со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края;
использовать выразительные средства родного языка для описания красоты зимней природы и произведений искусства;

Характеризовать погодные явления зимних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка;
сочинять устный рассказ по картине;
подбирать в творчестве народов своего края народные приметы и прогнозировать изменение погоды зимой

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Самостоятельная работа

28.12.16

32

Зима – время науки и сказок

Урок-игра

Знать несколько зимних народных примет на погоду;
иметь представление о том, как учились дети в старину

Объяснять, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость;
рассказывать о персонажах картин А.И.Морозова и братьев-художников А.П. и С.П.Ткачевых, опираясь на сюжеты этих произведений;

сравнивать сказки разных народов;
формулировать их нравственное значение для современной жизни

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

16.01.17

33

Зима в неживой природе

Урок-экскурсия

Перечислять зимние природные явления, опираясь на непосредственный жизненный опыт: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепель, гололед;
иметь понятие о зимнем солнцестоянии и поговорках о нем;
знать даты зимнего солнцестояния (22.12) и зимнего солнцеворота (25.12);

наблюдать за формой снежинок, за погодой зимой;
фиксировать результаты наблюдений в таблицах

Рассказывать о зимних изменениях в природе;
устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и зимними изменениями в природе;
рассказывать по иллюстрациям учебника о зимних видах отдыха детей;
устанавливать связь между ними и зимними изменениями в неживой природе;
извлекать из текста учебника информацию о зимних явлениях в неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких явлений;
отгадывать народные загадки о зиме, осуществлять самопроверку;
делать выводы об изменениях погоды в течение зимы

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Составление памятки

18.01.17

34

Звездное небо зимой

Урок открытия новых знаний

Иметь представление о созвездиях Малой Медведицы и Ориона, о Полярной звезде и звезде Сириус;
находить на звездном небе зимой ковши Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду;
осваивать способ нахождения на небе звезды Сириус;
наблюдать звездное небо по заданиям рабочей тетради;
применять освоенные на уроке способы поиска звезд и созвездий;
фиксировать результаты наблюдений в виде записей в рабочей тетради

Сравнивать схемы расположения ковша Большой Медведицы осенью и зимой, выявлять различия;

сравнивать схемы созвездий Большой Медведицы и Малой Медведицы;
придумывать сказку о созвездии Малой Медведицы и Полярной звезде;
анализировать схему созвездия Ориона;
достраивать схему созвездия Ориона в рабочей тетради

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

23.01.17

35

Зима в мире растений

Урок открытия новых знаний

Перечислять способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам;
называть зимние погодные явления и состояния природы зимой;
распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим специфическим признакам, используя атлас-определитель;
определять растения, зимующие под снегом

Отвечать на вопросы о зимних изменениях в жизни растений;
извлекать из текста учебника информацию о признаках, по которым можно узнать растения зимой;
устанавливать связи изученных растений с животными;
выделять и рисовать в тетради признаки, по которым определены растения

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Контрольные задания

25.01.17

36

Зимние праздники

Урок-игра

Знать особенности народных обычаев Рождественского праздника в странах Запада и России; об обычае украшать рождественскую елку и оставлять ее до Нового года;

иметь представление о происхождении и особенностях зимнего новогоднего праздника;
знать о существовании двух типов календаря – гражданского и православного, которые расходятся друг с другом на 13 дней, о следовании зимних праздников по православному календарю и современному гражданскому календарю

Разбирать схему изготовления елочной игрушки и сделать ее своими руками;
отмечать на схеме годового круга день зимнего солнцестояния и солнцеворота;
различать общее и особенное в зимних праздниках Европы и России;
описывать картину Б.М.Кустодиева «Елочный торг»;

планировать изготовление и преподнесение новогодних подарков в семье и друзьям; регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

 Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

30.01.17

37

Растения в домашней аптечке

Урок-практикум

Называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения;
приводить примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях;
знать правила сбора, хранения и использования лекарственных растений;
узнавать по рисунку учебника названия наиболее распространенных лекарственных растений, находить среди них дерево, кустарник, травянистые растения;

Знать названия лекарственных растений домашней аптечки, записывать их в рабочую тетрадь

Рассказывать о лекарственных растениях в домашней аптечке;
отвечать на вопросы о лекарственных растениях на основе собственного жизненного опыта;
рассматривать предложенные лекарственные растения и изготовленное из них сырье, заполнять таблицу;
распознавать растения по изготовленному из них лекарственному сырью;
извлекать из текста учебника информацию о целебных свойствах изучаемых растений и их частей;

Организовывать дидактическую игру «В больнице доктора Айболита» с использованием лекарственных растений;

регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Творческая работа.

Р.Т.   № 4  с.4

01.02.17

38

Зимняя жизнь птиц и зверей

Урок-практикум

Знать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку, о способах их приспособления к зимним условиям;
узнавать зверей по описаниям;
знать об образе жизни и питании зимующих птиц;
находить изучаемых птиц на рисунках учебника;
наблюдать за птицами города;
определять их с помощью атласа-определителя; продолжать подкармливать птиц

Извлекать из текста учебника информацию о приспособленности птиц к условиям зимы;
узнавать, работая в группах, зимующих птиц по клювам;
устанавливать связь между строением клюва и особенностями питания птицы;
обсуждать причины перемещения многих птиц в зимнее время к человеческому жилью и возможности помощи им со стороны человека;

Готовить сообщения об особенностях зимней жизни зверей, используя текст учебника;

написать рассказ по результатам наблюдений;
проиллюстрировать его рисунком

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

06.02.17

39

Невидимые нити в зимнем лесу

Урок открытия новых знаний

Знать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу;
приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу

Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе;

анализировать рисунок и схему в учебнике;
соотносить их между собой;
прослеживать по схеме связи между елью и лесными животными;
моделировать связи в зимнем лесу с помощью различных видов схем, в том числе работая в группе;
рассказывать по схемам об изученных невидимых нитях;
придумывать и разыгрывать сценки из жизни зимнего леса, отражающие природные взаимосвязи

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

08.02.17

40

В феврале зима с весной встречается впервой

Урок-игра

Знать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым;
знать, когда в народе отмечали первую встречу весны;
характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края

Готовить подарок старшим родственникам на Масленицу и выбрать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края;
инсценировать обход дворов на Масленицу по традициям своего края;
планировать реальное проведение зимних праздников народов своего края

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Диагностические задания Р.Т.

№ 1, 3 с. 8

13.02.17

41

Зимний труд

Урок открытия новых знаний

Знать особенности ухода зимой за растениями и животными;
иметь представление о том, как в современной жизни зимой люди заботятся о сохранности урожая, растениях, животных и родном доме, как поддерживают порядок на улицах городов и сел;
сеять и выращивать в домашних условиях 1-2 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время

Инсценировать зимнюю мужскую и женскую работу в старину;
соотносить старинные виды зимних работ с зимними работами в настоящее время в городе;
рассказывать о том, как надо заботиться о домашних растениях и животных зимой в родном доме;
регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

15.02.17

42

Будь здоров!

Урок-практикум

Знать и соблюдать правила здорового образа жизни в зимний период;
знать и уметь объяснить  правила 2-3 народных игр, подходящих для зимы

Регулировать свое поведение во время игры по отношению к сверстникам;
корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отношениях;
формулировать правила здорового образа жизни зимой;
объяснять правила народных игр;
контролировать свое поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Фронтальный опрос

20.02.17

43

Охрана природы зимой.

Урок открытия новых знаний

Знать особенности жизни зимой 2-3 диких животных;
знать и соблюдать правила охраны природы во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу – не оставлять после себя мусор;
изготавливать простейшие кормушки для птиц;
изучать страницы Красной книги;
подкармливать птиц и наблюдать за ними у кормушки, фиксировать свою деятельность и результаты наблюдений в рабочей тетради

Анализировать рисунки учебника;
описывать по своим наблюдениям красоту зимней природы;
формулировать соответствующие правила экологической этики;
извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности;
предлагать меры охраны изучаемых объектов на основе полученной информации;
составить фоторассказ о зимней  прогулке

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Тест

22.02.17

Весна и лето (15 часов)

44

Весенние месяцы

Урок открытия новых знаний

Находить признаки весенних явлений природы и особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев;
проводить наблюдения за погодой 14 марта для сопоставления их результатов с результатами предстоящих наблюдений 6 мая;
иметь общее представление о жизни художников А.К.Саврасова и Б.М.Кустодиева и о главных темах их творчества

Называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые особенно затронули внимание каждого из учащихся;
соотносить признаки наступающей весны в живой и неживой природе, а также события в жизни людей весной со значением старинных названий весенних месяцев в языке народов своего края;

Использовать выразительные средства родного языка для описания красоты весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме;
сравнивать старинные и современные названия весенних месяцев;
характеризовать погодные явления весенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка;
сочинять устный рассказ по картине;
находить общее и различное в праздниках весеннего равноденствия разных народов России;
обозначать на схеме круглого года пору весеннего равноденствия

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Диагностические задания Р.Т.

№ 1 с. 12,

№ 3 с. 15

27.02.17

45

Весна в неживой природе

Урок открытия новых знаний

Перечислять причины потеплений весной;
называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления  (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы);

наблюдать за погодой;

перечислять сезонные изменения в неживой природе;

наблюдать за погодой весной, фиксировать результаты наблюдений в таблицах

Рассказывать о весенних изменениях в природе;
устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и весенними изменениями в природе;
извлекать из текста учебника информацию о зимних явлениях в неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких явлений;
делать выводы об изменениях погоды в течение зимы;

Рассказывать по иллюстрациям о признаках весны в городе и за городом

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

01.03.17

46

Весна – утро года

Урок-игра

Знать по материалам учебника некоторые народные традиции встречи весны;
иметь представление о старинном русском обычае трехкратной встречи весны и празднике Нового года у нанайцев в период весеннего равноденствия, о других праздниках по старинным календарям народов своего края;
изготовлять игрушечную птицу в любой технике

Объяснять, почему многие народы России и мира символически представлять весну в образе птицы;
инсценировать весенние праздничные обычаи в виде мини-спектаклей;
участвовать в весеннем празднике по старинному календарю народов своего края

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

06.03.17

47

Звездное небо весной

Урок

открытия новых знаний

Определять положение  созвездий Малой Медведицы и Большой Медведицы весной;
находить созвездия Кассиопеи и Льва на звездном небе;

Определять с помощью атласа-определителя другие созвездия и их главные звезды;
наблюдать звездное небо по заданиям рабочей тетради;
применять освоенные на уроке способы поиска звезд и созвездий;
фиксировать результаты наблюдений в виде записей в рабочей тетради;
применять на практике освоенные на уроках способы поиска звезд и созвездий

Сравнивать схемы расположения ковша Большой Медведицы в разные сезоны, выявлять различия;

освоить способ нахождения на небе созвездия Кассиопеи;
соотносить схему созвездия Кассиопеи со старинным рисунком;
соотносить схему созвездия Льва со старинным рисунком;
достраивать схемы созвездий Кассиопеи и Льва в рабочей тетради;
использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания собственного рассказа об одном из созвездий;
придумывать сказку о созвездиях весеннего неба

 Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

13.03.17

48

Весеннее пробуждение растений

Урок открытия новых знаний

Называть причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми;
знакомиться по материалам учебника с разнообразием раннецветущих растений;
выявлять условия, необходимые для их цветения;
узнавать раннецветущие растения на фотографиях, рисунках и в природе;
наблюдать за весенним цветением растений по картинному плану, представленному в рабочей тетради;
фиксировать сроки цветения

Рассказывать о весенних изменениях в жизни растений;
характеризовать признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников;
обсуждать необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям;
формулировать соответствующие нормы экологической этики;
оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия раннецветущих растений;
использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания собственного рассказа об одном из раннецветущих растений

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Самостоятельная работа

Р.Т. № 3 с. 27

15.03.17

49

Чудесные цветники весной

Урок открытия новых знаний

Знать названия культурных растений весенних цветников;
знать легенды, связанные с этими цветами;
находить растения в атласе-определителе; знать растения цветника по материалам учебника и натуральным образцам;
определять растения школьного цветника с помощью атласа-определителя;
узнавать изученные растения на фотографиях, рисунках и в природе;
фиксировать результаты работы в виде записей, рисунков, фотографий

Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника;
выделять наиболее понравившиеся растения и объяснять причины своих предпочтений;
различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов;
сочинять сказочные истории из жизни весеннего цветника;
использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания собственного рассказа об одном из растений цветника

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Защита проектного

задания

20.03.17

50

Весна в мире насекомых

Урок открытия новых знаний

Описывать весеннее пробуждение насекомых, их красоту;
знать по материалам учебника о весенних изменениях в жизни насекомых;

узнавать изученных насекомых на рисунках и в природе;
наблюдать весеннее появление насекомых, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради, определять насекомых с помощью атласа-определителя

Обнаруживать взаимосвязи в мире насекомых;
по схемам в учебнике рассказывать о них;
достраивать схемы в рабочей тетради;
обсуждать отношение людей к насекомым;
обосновывать необходимость бережного отношения к насекомым;
предлагать возможные варианты своего поведения при встречах с насекомыми;
формулировать соответствующие правила экологической этики

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

22.03.17

51

Весна в мире птиц и зверей

Урок открытия новых знаний

Знать по учебнику о весенних изменениях в жизни птиц и зверей;
иметь представление о гнездовых и выводковых птенцах;
определять с помощью текста учебника последовательность возвращения перелетных птиц из теплых краев;
фиксировать эту последовательность в рабочей тетради;
узнавать птиц на рисунке;
наблюдать за птицами города;
слушать весенние песни птиц;
написать рассказ по результатам наблюдений;
проиллюстрировать его рисунком или фотографией

Рассказывать о весенних изменениях в мире птиц и зверей;
осуществлять самопроверку с помощью атласа-определителя;
обсуждать отношение людей к птицам, формулировать соответствующие правила экологической этики;
играть в старинную игру, связанную с птицами по правилам, описанным в учебнике;

разыгрывать сценки

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

03.04.17

52

Невидимые нити в весеннем лесу

Урок открытия новых знаний

Приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу;
выявлять связи в весеннем лесу;
выявлять связи в весеннем лесу на конкретных примерах

Рассказывать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу;
извлекать из текста и иллюстраций учебника информации о связях в природе;
анализировать рисунки и схемы в учебнике;
соотносить их между собой;
сравнивать разные виды схем, в том числе работая в паре;
моделировать связи в весеннем лесу с помощью различных видов схем;
рассказывать по схемам о невидимых нитях в весеннем лесу;
использовать дополнительную литературу  для написания собственного рассказа о кукушке

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Контрольные задания

05.04.17

53

Весенний труд

Урок-экскурсия

Иметь представление о видах старинной женской и мужской работы весной;
наблюдать за состоянием природы 6 мая и сопоставить эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде 14 марта, ориентируясь на народные приметы этих дней

Различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину;
объяснять значение пословиц о весне;
инсценировать мужскую и женскую старинную весеннюю работу;
соотносить эту работу с видами весенней работы в городе и селе

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

10.04.17

54

Старинные весенние

праздники

Урок-игра

Оформлять рамочки для фотографий своей и друга;

Выразительно произносить народные благопожелания в Вербное воскресенье и на Пасхальной неделе;
характеризовать весенние праздники в культуре народов России, в том числе своего края

Сопоставлять между собой традиции отношения к березе в культуре разных народов России;
регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

12.04.17

55

Будь здоров!

Урок-практикум

Знать и соблюдать правила здорового образа жизни в весенний период;
знать и уметь объяснить  правила 2-3 народных игр, подходящих для зимы

Регулировать свое поведение во время игры по отношению к сверстникам;
корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отношениях;
формулировать правила здорового образа жизни зимой;
объяснять правила народных игр;
контролировать свое поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры;
регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Вопросы рубрики «Проверь себя» с.65

17.04.17

56

Охрана природы весной

Урок-практикум

Знать и соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в весеннем парке, сквере, лесу – не оставлять после себя мусор;
изучать страницы Красной книги;
знать правила охраны природы весной;
изготавливать по инструкции домик для птиц и размещать его в подходящем месте

Анализировать рисунки учебника;
рассказывать с помощью условных знаков о правилах охраны природы;
формулировать соответствующие правила экологической этики;
извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России; регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

19.04.17

57

Лето красное

Урок открытия новых знаний

Находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев;
иметь общее представление о жизни А.И.Куинджи и о главной особенности его художественного творчества;
вспоминать о главной теме в творчестве И.И.Шишкина; наблюдать за погодой летом; фиксировать результаты наблюдений в таблицах

Соотносить признаки лета в живой и неживой природе, а также жизнь людей летом со значением старинных названий летних месяцев в языке народов своего края;
описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка;
называть те черты в судьбе и произведениях искусства, посвященных этой теме;

характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка;

делать выводы об изменении погоды в течение лета;
регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

24.04.17

58

Летние праздники и труд

Урок-игра

Иметь представление о летних видах земледельческого труда в его старинных и современных формах;
иметь представление о народных обычаях празднования старинных летних праздников

Перечислять летние дары природы своего края;
разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда;
регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Тест

26.04.17

Резерв учебного времени (10  часов)

59

Игра – занятие «В мире птиц и зверей»

Обобщение знаний учащихся о жизни зверей и птиц нашего края в разные времена года

регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Р.Т.   с. 44

03.05.17

60

Заочная экскурсия «Заповедные места Ленинградской области»

Систематизация знаний по изученному материалу за год

регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

сочинение

61

Заочная экскурсия «Заповедные места Ленинградской области»

Систематизация знаний по изученному материалу за год

регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Диагностические задания Р.Т.

№ 3 с.47,

 № 1 с. 48

10.05.17

62

Конкурс презентаций «Заповедники нашего края»

Систематизация знаний по изученному материалу за год

регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

15.05.17

63

КВН «Умники и умницы»

Систематизация знаний по изученному материалу за год

регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Диагностические задания Р.Т.

№ 1, 2 с. 52

17.05.17

64

Просмотр кинофильма о планете Земля

Систематизация знаний по изученному материалу за год

регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Фронтальный опрос

22.05.17

65

Просмотр кинофильма о планете Земля

Систематизация знаний по изученному материалу за год

регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;
коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Фронтальный опрос

24.05.17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...