Из опыта работы по системе оценивания в рамках ФГОС НОО
статья по теме

Власова Юлия Алексеевна

Из опыта работы по системе оценивания в рамках ФГОС НОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Время бежит, меняются люди, совершенствуется все вокруг.

Ни для кого не секрет, что с  приходом новых федеральных государственных  образовательных стандартов в  начальную школу образовательная система «вдохнула глоток свежего воздуха ».

 Я работаю по ФГОС НОО первый год, и передо мной как перед любым педагогом стал актуальным вопрос. «А как же теперь оценивать учеников?» Просто отметками тут не обойтись. Изучив большое количество различной методической литературы, я пришла к выводу, что необходимо создавать такую систему оценивания, где должному вниманию подлежат не только знания, умения и навыки учащихся, но и  оценка творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни, которая  должна быть оформлена столь же весомо, как и оценка обычной стороны обучения .

Прежде всего, я  рассмотрела систему работы по обеспечению личностных и метапредметных результатов, где четко прослеживается целостная работа по формированию УУД через предметные линии развития, внеурочную деятельность, применение проектной технологии, технологии продуктивного чтения, групповой работы, проблемного диалога, оценивания.

Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания ( например, количество звуков в слове) и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки ( например, красота написания буквы). Критерии и формы оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками.

Конечно же в обучении по новым ФГОС нельзя умолчать о самооценке.

   Самооценка ученика должна дифференцироваться, т.е. складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребенок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

   Ребенок может выбрать сам ту часть работы, которую он хочет оценить, сегодня предъявить учителю  для оценки, сам назначает критерий оценивания. Это приучает школьников к ответственности оценочных действий.

Изучила необходимый уровень достижения личностных результатов для первоклассников, типовые задания, нацеленные на личностные результаты, спланировала изменения в построении учебного процесса, использовании инновационных технологий.

В план воспитательной работы включила разделы по развитию самоуправления, изучению определенных норм и правил, участию в общественной жизни лицея, города, района, посещение культурных мероприятий.

На уроках и во внеурочной деятельности использую разнообразные педагогические техники, формирующие у детей умение подводить итог проделанной работы, ставить цели, задачи предстоящей работы, давать самооценку происходящему. С целью повышения самооценки в течение месяца каждый ребенок смог рассказать о своих интересах, увлечениях (в форме игры «А вам, слабо?»). На родительском собрании решили создать для учащихся  портфолио. Для оформления используем материал ,который накапливается в процессе выполнения различных работ и участия в каких либо конкурсах. Так же учащиеся очень активно наполняют сое портфолио за счет посещения различных кружков вне школы, участвуя там в различных соревнованиях.

Т.К. в первом классе безотметочная система оценивания, то стало    необходимым поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности.

   В начале изучения вопроса о безотметочном обучении учителю желательно провести так называемую стартовую диагностику, цель которой – оценка начального уровня подготовки учащихся. Результат такой работы можно фиксировать по-разному: с помощью баллов, дробью, которая фиксирует отношение правильно выполненного объема работы к общему объему заданий, в процентах и т.д. В дальнейшем сравнение результата стартовой работы с результатом в конце изучения раздела поможет учителю зафиксировать «прирост» в умениях каждого ребенка. Так же такую работу провел школьный психолог, что тоже очень мне помогло, ведь здесь более конкретно раскрылась психическая сторона вопроса.

Мне приглянулся один очень интересный метод отслеживания личностных результатов учащихся. Текущую оценку учебных достижений можно фиксировать с помощью особых «геометрических узоров.  На каждом уроке за правильно выполненную работу( демонстрацию знаний и умений по предмету, освоение УУД и активности на уроке) учащиеся получают геометрические фигурки разных цветов и формы.

     Каждую неделю в «тетрадь успехов» (ученическая тетрадь) ученик вклеивает узор из геометрических фигур, полученных за неделю, и анализирует свои достижения, сравнивая их с достижениями предыдущих недель.

     Каждый месяц, собирая тетради, учитель подсчитывает результаты. Затем в соответствии с этими данными строится диаграмма, характеризующая прогресс ученика по каждому предмету в течение месяца. Построение диаграмм продолжается на протяжении всего учебного года.

    Родителям такой метод тоже пришелся по душе, так как, можно отследить, насколько активен их ребенок, какие вопросы у него западают, чему больше стоит уделить внимание.

 Периодически учителем, совместно с учащимися и родителями проводится анализ учебных достижений.

     В ходе анализа можно определить:

  • На каких уроках ребёнок в большей степени активен;
  • Какой предмет ребёнку интереснее других;
  • Какова результативность учебной деятельности учащегося;
  • Каково качество усвоения отдельных тем;
  • Какова работоспособность ученика в конкретные недели и месяцы;

Каков общий уровень успеваемости в классе за отдельный период.

Конечно же в процессе всей этой  работы  нужно должное внимание уделить развитию организационных умений, которые  осуществляются через проблемно-диалогическую технологию освоения новых знаний, где я «режиссёр» учебного процесса, а ученики совместно со мной ставят и решают учебную предметную проблему (задачу).

На уроках включаю проблемные ситуации, позволяющие школьникам обнаруживать и формулировать учебную проблему,  высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки.

Уже с первого месяца учу детей искать ошибки, информацию в предложенных источниках, организую совместную деятельность, учебное сотрудничество.

Внеурочная деятельность так же предусматривает формирование регулятивных действий через разучивание игр, введения правил, через организацию продуктивных видов деятельности, сотрудничества.

Конечно же только лишь в полной совокупности всех моих приемов и методов, и при  непрерывной системе работы, можно получить высокий результат…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания достижений по ФГОС

Основные особенности стандартов второго поколения — под­ход к стандарту как к общественному договору, реализация деятельностной парадигмы образования, нацеленность стандартов и регу­лируемого ими учеб...

Моделирования воспитательной системы класса в рамках ФГОС

Моделирование воспитательной системы с учащимися - это процесс взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями......

Портфолио как новая система оценивания результатов по ФГОС.

       В  настоящее время использование современных образовательных технологий,   обеспечивающих личностное развитие ребёнка в учебном в  процессе, ...

проектная деятельность в системе работы учителя начальных классов в рамках ФГОС

Тема: Проектная деятельность в системе работы учителя начальных классов в рамках ФГОСАннотация.Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать ...

Презентация опыта работы "Организация критериального оценивания на уроках литературного чтения" 1 часть выступления

Презентация опыта работы "Организация критериального оценивания на уроках литературного чтения", участие в акции "Педагогические открытия 2017 год1 часть выступления...

Статья "Система оценивания в условиях ФГОС

О системах оценивания учащихся в начальных классах пв условиях ФГОС...