Портфолио ученика как система оценивания достижения требований ФГОС
методическая разработка на тему

Богданова Наталия Васильевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistemnaya_ocenka_lichnostnyh.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио ученика как система оценивания достижения требований Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения

                                                                                   

           Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.

          Портфолио ученика:

·   является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

·   реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;

·   позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
·   предполагает активное вовлечение учащихся  в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

           Портфолио – портфель, который представляет собой комплект материалов, в который входят материалы, представляющие достижения учащегося.

         Портфолио как инновационный продукт  носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика.

           Основные цели и задачи портфолио:

-  Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.

- Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни.

- Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию.

-  Формирование установки на творческую деятельность , развитие мотивации дальнейшего творческого роста.

- Приобретение навыков саморефлексии,

 формирование умения анализировать собственные интересы,

 склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.

           Преимущества Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:

  -  направлено на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);

 -   учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем  использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;

-  позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение  информации и размышлять о том, что они узнали.

          Работая с портфолио, школьник:

-  формирует навык самоконтроля и самооценки;

-  видеть своё продвижение.

        Учитель:

-  наглядно видит  процесс формирования предметного знания у детей, обеспечивает своевременную  и  целенаправленную коррекцию;

-  делает отметку содержательной и для ученика и для родителей;

-  делать оценку работы оптимистичной.

         Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и  идеологии  практико-ориентированного обучения. 

Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти  творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное

Идея учебного портфолио становится сегодня всё более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. Технология «Портфолио» наиболее актуальна в средней и старшей школе, где в рамках предпрофильной подготовки формируется портфолио достижений учащегося, куда включаются важные показатели учебной и внеучебной деятельности. Это помогает школьнику осознанно выбрать дальнейшее направление своей специализации, исходя из своих интересов и представлений о своих способностях.

Впервые возникает потребность в создании  так называемого «дневника» уже в первые дни 1-го класса, есть желание и необходимость фиксировать то, о чем дети договариваются на своих первых уроках, обсуждая «правила игры», по которым будет строиться их жизнь в первом классе. Отсюда возникает при совместном обсуждении на уроке идея придумать такое «место», где можно было, с одной стороны, собирать все «правила» и «школьные открытия», с другой стороны, собирать свои впечатления, свои размышления о себе, о классе и о школе, о тех правилах, по которым класс договорился жить в первом классе. Кроме этого, уже могут войти и результаты «стартовых»  работ, с помощью которых каждый ребенок и класс в целом могли увидеть то, с чем они пришли в школу. Сами работы также размещаются в отдельных файлах.

В ходе учебного года в «дневник» набирается учебный материал, который размещается в отдельных файлах без какой-либо системы. Основная задача в первый школьный год – приучить школьников собирать свои работы в отдельном месте.

        Задача – совместными усилиями  разобраться в собранном материале, как-то его классифицировать, систематизировать и назвать:

- Выяснить, на какие группы можно разделить все  материалы « дневника» и как эти группы назвать.

- Систематизировать по разным основаниям материалы в каждой из выделенных групп, оформить эти материалы в отдельных файлах.

- Определить относительно персонального «старта» свои достижения в отдельных учебных дисциплинах и по отдельному учебному предмету.

В результате коллективной работы дневник первоклассников приобретает свои разделы, которые со временем могут и меняться.

Перед тем как внедрить технологию «Портфолио» в практику, я определила содержание работы с портфолио.  Продумала оформление индивидуальной папки обучающегося, объяснила детям, для чего они будут вести учебное портфолио. Как правило, для создания портфолио требуется папка "на кольцах" (обычная или архивная), которая наполнена файлами с перфорацией. Дополнительно можно вложить разделители, которые помогут структурировать папку по разделам, а также проинструктировала их, как правильно начать работу:

« Сегодня мы заведем особенную папку – портфолио. Она предназначена не для школьных заданий. Она необходима для записи ваших успехов и достижений. Заполняя портфолио, каждый из вас сможет рассказать о себе, а папка сохранит ваши рассказы для вас самих и других людей, которые захотят узнать вас лучше ».

В качестве формы работы с детьми использовала классные часы, где шла работа по содержанию портфолио, анализ и оценка результатов. Название разделов пусть придумывают сами дети.

 Они остановились на следующих разделах:

Мой мир.  Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Это может быть

- "Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

-"Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье или родословное дерево.

- "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

- "Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

- "Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Можно обьеденить с разделом «Мое творчество».

      Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

 Мое творчество. В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

        Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.

           

Мои впечатления. В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.

Мои достижения. Здесь размещаются         грамоты,сертификаты, дипломы,    благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

        Роль классного руководителя прежде всего в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ним различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению. В самом начале, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

 

            В конце учебной четверти, полугодия или года учащийся может презентовать содержание своего портфолио на родительском собрании или классном собрании или на конференции и т.п. На презентацию учащийся выходит с комментарием своего портфолио.

            Оценка материалов и документов в рамках школы не проводится. Материалы портфолио могут учитываться администрацией школы при зачислении ученика в профильные классы на 3 ступени (полного) общего образования как подтверждение выбранного профиля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио ученика как система оценивания достижений учащихся

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио. ...

Система оценивания достижений по ФГОС

Основные особенности стандартов второго поколения — под­ход к стандарту как к общественному договору, реализация деятельностной парадигмы образования, нацеленность стандартов и регу­лируемого ими учеб...

«Планируемые результаты как основа системы оценки достижения требований ФГОС начального общего образования»

«Планируемые результаты как основа системы оценки достижения требований ФГОС начального общего образования»...

Портфолио как новая система оценивания результатов по ФГОС.

       В  настоящее время использование современных образовательных технологий,   обеспечивающих личностное развитие ребёнка в учебном в  процессе, ...

Планируемые результаты как основа системы оценки достижения требований ФГОС начального общего образования

Итоги освоения достижения планируемых результатов основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС...

Планируемые результаты как основа системы оценки достижения требований ФГОС НОО

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов....

Разработка портфолио ученика начальной школы с учетом требований ФГОС

Разработка портфолио ученика начальной школы  с учетом требований ФГОС  Воспитание, а, следовательно, и присвоение детьми ценностей, не может быть локализовано или сведено к какому-то о...