Формирование коммуникативных УУД
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ФГОС НОО направлен на формирование компетентности.
Компетентность – есть готовность и способность человека действовать в какой-либо области.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования. Способом развития требуемых компетенций становится специально организованная деятельность учащегося, основными направлениями которой становятся: его самостоятельная творческая работа, учебное и научное исследование, проектирование, эксперимент
В соответствии с ФГОС в программе представлена характеристика 4 видов УУД : личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, которые формируются следующие блоки:
- Личностные УУД
- Метапредметные УУД
- Познавательные УУД
- Коммуникативные УУД
- Регулятивные УУД
- Предметные УУД
Под наличием сформированных коммуникативных УУД подразумевают умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в группе и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);
- формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);
- формирование умения работать в парах и малых группах;
- формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД как основа умения учиться.
В сфере коммуникативных УУД ученики смогут
- учитывать позицию собеседника (партнера);
- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
- адекватно передавать информацию;
- отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- «отгадай, о ком говорим»;
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Характеристика результатов формирования УУД на разных этапах обучения в начальной школе
Класс | Коммуникативные УУД |
1 класс | 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 4. Слушать и понимать речь других. 5. Участвовать в паре. |
2 класс | 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
3 класс | 1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. 6. Критично относиться к своему мнению 7. Понимать точку зрения другого 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. |
4 класс | 1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 7. Понимать точку зрения другого 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений. |
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий
К концу обучения младшего школьника в школе определяются следующие планируемые результаты формирования универсальных учебных действий.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Чтобы успешно формировать умение сотрудничать важно, изменить позицию самому педагогу, т.е. выстраивать отношения, в которых дети становятся активными участниками образовательного процесса, осуществляют поиск необходимых знаний и способов действий при изучении нового материала.
Рассмотрим фрагменты уроков. Так на уроке русского языка во втором классе при изучении темы "Правописание парных согласных на конце слова" предлагаю детям записать слово "плот". (Большинство детей поднимают руки).
Катя: А какой плот?
Учитель: Я затрудняюсь ответить на твой вопрос. Ребята, помогите мне ответить Кате на её вопрос.
Дима: Я тоже не знаю, какой «плот» записать, тот, что едим, или на котором можно плавать?
Андрей: Я думаю, что нужно записать и "плод" и "плот", потому что они произносятся одинаково, но пишутся по-разному.
Учитель: Сколько слов вы записали?
Софья: Я записала два слова "плод" и "плот".
Учитель: А почему в первом слове на конце "д", а в другом - "т"?
Георгий: Я знаю, что есть множественное и единственное число имён существительных. Если слово «плод» поставить во множественное число, то в слове «плоды», мы хорошо слышим «д», потому что после него стоит гласный. Значит, и в слове «плод» на конце нужно писать «д». Я думаю, чтобы проверить, какую букву нужно писать на конце слова, нужно слово изменить, так, чтобы хорошо слышать согласный звук, "плод - плоды".
Алёна: Я согласна с Герой, а слово "плот", на котором можно плавать проверим "нет плота".
Учитель: Как интересно, я просила записать одно слово "плот", а вы записали два слова, да к тому же ещё и объяснили правописание данных слов.
Таким образом, учебное сотрудничество возникает, когда предлагаю ученикам решить практическую задачу, но не даю готового образца её решения. Вступаю в сотрудничество с учащимся только по запросу о конкретной помощи, но делаю все возможное, чтобы такой запрос был сформулирован на языке содержания обучения.
При этом обучающийся научится:
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Вторую большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют действия, направленные на формирование и развитие согласованных усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности. Приведу пример работы в парах на уроке "Окружающий мир" по формированию коммуникативных УУД, направленных на кооперацию.
Учитель: Предлагаю вам сейчас поработать в парах. Ребята, у вас лежат на партах карточки с рисунками объектов окружающего мира (рыба, звёзды, пенал, река, цветок, корова, солнце, стрекоза, медведь). Выберите из них только рисунки объектов живой природы.
Андрей: Аня, нужно оставить рисунки, на которых изображены, рыба, корова, стрекоза, медведь.
Аня: Нет, нужно к этой группе добавить изображение цветка.
Андрей: Почему? Он ведь не двигается, как рыба или корова.
Аня: Ну и что, что не двигается. Вспомни, пожалуйста, признаки живой природы.
Андрей: Рождение, дыхание, питание, движение, умирание. Если у объекта нет хотя бы одного признака живой природы, он относится к неживой. А дерево не двигается, значит, этот объект относится к неживой природе.
Аня: Андрей, я с тобой не согласна. Я думаю, что цветок умеет двигаться, потому что он растёт.
Андрей: Действительно, цветок растёт, а это значит - движется. Значит, в группу объектов живой природы мы добавим с тобой, Аня, цветок. Правильно?
Аня: Да.
Таким образом, работая в паре, ученик научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
-задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Овладение учащимися коммуникативными УУД имеет особую значимость в образовательном процессе.
Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность обучающихся: если ученик при ответе испытывает дискомфорт, тревогу, то его ответ будет хуже имеющихся знаний, при этом его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный ответ может сказаться на последующей учебной деятельности.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит благополучие в классном коллективе. Если ребёнок легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения неприятности, одиночества в классе, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам.
Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
Используемая литература:
1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя под редакцией А.Г. Асмолова. Москва "Просвещение" 2008.
2. Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности....
Статья "Формирование коммуникативных способностей младших школьников"
О проблемах и актуальности формирования коммуникативных навыков в свете новых образовательных стандартов...
Мастер-класс с элементами здоровьесберегающей технологии.Формирование коммуникативных умений посредством художественного творчества при организации работы с текстом
Мастер- класс построен на приемах и методах здоровьесберегающей технологии арттерапии. Это одно из направлений современной практической психологии. Общие принципы организации таких занятий:-отсу...
Методическая разработка "Формирование коммуникативных умений и коммуникативного поведения у детей с ОНР"
Методическая разработка расчитана для педагогов коррекционных школ. В даном материале отражены и представлены практические задания для детей с ОНР, которые помогут сформировать коммуникативные у...
Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством использования на уроках «Технологии формирования типа правильной читательской деятельности»
Одной из главных задач работы учителя начальной школы на современном этапе является приобщение ребёнка к чтению. Именно учитель, стоящий у истоков зарождения интереса к этому виду деятельн...
Формирование устной и письменной речи как основа формирования коммуникативных компетенций.
Выступление по теме: "Формирование устной и письменной речи, как основа формирования коммуникативных компетенций"....
Формирование основ читательской культуры на уроках внеклассного чтения как одно из направлений формирования коммуникативных УУД
Данный материал полезен для учителей начальной школы при проведении семинаров. Формируя основы читательской культуры на уроках внеклассного чтения, а также, осознавая значимость внеклассного чтения дл...