Индивидуальный образовательный маршрут педагога в системе учительского роста
статья на тему

Индивидуальный образовательный маршрут педагога

в системе учительского роста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut_pedagoga.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут педагога

в системе учительского роста

         Наша школа является стажировочной площадкой по внедрению профессионального стандарта «Педагог» (Приказ Управления образования города Ростова-на-Дону от 17.03.2016 № УОПР – 147 «О внесении изменений в приказ УО от 29.12.2015 № 1338»). Мы рассмотрим для чего разработан профессиональный стандарт, основное содержание данного документа, и что нового нас ожидает в образовательном процессе. 

Чем же вызвана необходимость введения профессионального стандарта «Педагог»? Во-первых, это инициатива президента (не только педагоги получат свой профессиональный стандарт). Во-вторых, меняется время, школа XXI века приобретает свой новый, современный облик, меняются и ее ученики. Современные дети модернизированы, шагают в ногу со временем. Естественно, что современная школа диктует новые требования к работе учителя. Поэтому утверждение профессионального стандарта педагога – это закономерность, вызванная требованиями времени, логичное продолжение инновационных процессов, происходящих в образовании.

Понятие «профессиональный стандарт» - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления профессиональной деятельности.

Сфера применения стандарта: документ разработан для применения при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»; проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования; при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.

Итак, в структуру принятого профессионального стандарта педагога входят четыре уровня образования (дошкольное, начальное, основное и среднее общее образование), модули предметного обучения по математике и русскому языку, описание трудовых функций или функциональной карты вида профессиональной деятельности в традиционной триединой цели обучения, воспитания и развития, а также требований к образованию и обучению педагога (учителя), его опыта и условиям допуска к работе.

Существуют два, по сути, почти идентичных текста:

  1. Развернутая концепция профессионального стандарта педагога, созданная в логике структуры его профессиональной деятельности с учетом новых задач , которые стоят сегодня перед образованием. Чтобы уловить суть, смысл и перспективы предстоящих изменений в деятельности педагога, необходимо изучить в первую очередь именно этот документ.
  2. Профессиональный стандарт педагога, утвержденный Минтрудом России. По содержанию аналогичен развернутой концепции, но отличается по форме, так как разработан по утвержденной правительством форме описания профессионального стандарта, которая является универсальной для всех профессий вне зависимости от их специфики. В варианте Минтруда России закреплены трудовые функции, вменяемые в обязанность сотрудникам.

Профессиональный стандарт педагога предполагает разные уровни его освоения: стартовый (базовый) – это планка, опускаться ниже которой просто неприлично, и высокий уровень мастерства. По отношению к минимальным требованиям к педагогу (знать свой предмет, уметь планировать урок и т.п.) в стандарте звучат категорические требования: «педагог должен». В отношении более тонких дефиниций работы педагога, того, что еще только предстоит осваивать, в тексте стандарта долженствование уступает место советам: «педагогу рекомендуется».

Стандарт устроен исходя из структуры педагогической деятельности: обучение, воспитание, развитие. Самым сложным на сегодняшний день для учителя моментом является развитие ребенка, и в Стандарте этому уделено огромное внимание.

Профессиональный стандарт сегодня требует, чтобы учитель овладел следующими компетенциями:

- работа с одаренными учащимися;

- работа в условиях реализации школой программ инклюзивного образования;

- преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным;

- работа с учащимися массовых школ, имеющими проблемы в развитии;

- работа с девиантным социально запущенными учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении;

- мониторинг и экспертиза качества обучения, соответствующие международным стандартам.

Педагог должен быть отчасти психологом, отчасти коррекционным педагогом, отчасти воспитателем, отчасти социальным работником и социальным педагогом и т.д. Поэтому  уровень педагога должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя.  

Одной из технологий профессионального развития педагога служит индивидуальный образовательный маршрут. ИОМ педагога представляет собой целенаправленную проектируемую образовательную программу, обеспечивающую педагогу позиции субъекта выбора, разработки и реализации личной программы развития. Целью и результатом ИОМ любого типа является развитие профессиональной компетентности педагога.

ИОМ целесообразно проектировать на основе личных образовательных потребностей, специфики методической проблемы, над которой работает педагог, особенностей проблематики конкретного образовательного учреждения.

В ИОМ отражаются четыре основных направления деятельности по развитию профессиональной компетентности педагогов в соответствии с уровневой моделью методического процесса образовательного учреждения:

- нормативно-правовое;

- научно-методическое;

- психолого-педагогическое;

- организационно-методическое.

Согласно обозначенным направлениям деятельности определяются цели, содержание, формы, методы работы педагога по развитию профессиональной компетентности на текущий учебный год. Продвижение по индивидуальному маршруту фиксируется в «дорожной карте». Значительное место в «дорожной карте» необходимо выделить самообразованию и развитию профессиональной компетентности  по следующим направлениям:

  1. Повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования.
  2. Деятельность педагога в профессиональном сообществе.
  3. Участие педагога в методической работе.
  4. Самообразование педагога.

Повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования реализуется через обучение на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Деятельность педагога в профессиональном сообществе осуществляется через участие в работе методических объединений, творческих экспериментальных групп, ассоциаций и т.д.

Участие педагога в методической работе может осуществляться через традиционные формы развития профессиональной компетентности (семинары, лектории, методические советы, круглые столы, педагогические мастерские и т.д.). Взаимообучение и развитие профессиональной компетентности педагогов может происходить через различные формы презентаций инновационного педагогического опыта (открытые уроки, мастер-классы, презентации на заседании городских методических объединений и семинарах, проектную деятельность и т.д.)

Самообразование педагога реализуется через работу с научной и методической литературой, посещение и взаимопосещение занятий, самостоятельное освоение современных образовательных технологий, выполнение исследования, разработку проекта и т.д.

Итак, алгоритм разработки «дорожной карты» индивидуального образовательного маршрута педагога предусматривает:

- диагностику профессионального мастерства, самоопределение педагога;

- составление на основе полученных результатов индивидуального образовательного маршрута;

- реализацию маршрута;

- рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.

Результативность реализации «дорожной карты» индивидуального  образовательного маршрута педагога может составлять основу для раздела «Достижения» личного портфолио педагога.

 

Приложение

«Дорожная карта» индивидуального

 образовательного маршрута педагога

Направление деятельности

Содержание деятельности

Результат как педагогический продукт

Формы презентации

Повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования

курсы

Овладение дополнительными профессиональными компетенциями:

-……;

-…….

Сертификат

Деятельность педагога в профессиональном сообществе

Участие в работе методического объединении учителей русского языка и литературы на портале УчМет

1.Публикация методической разработки урока.

2. Публикация обобщенного опыта по теме самообразования

Публикация

Сертификат о публикации

Участие педагога в методической работе

Участие в региональном семинаре «……»

Участие в вебинаре «…….»

Знакомство с инновационным педагогическим опытом

Сертификат

Самообразование педагога


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут педагога

Цель программы– развитие у учителя навыков раскрытия и эффективного использования личностных ресурсов, собственного потенциала для успешной самореализации. Задачи:- изучить современную лите...

Индивидуальный образовательный маршрут педагога

План работы педагога по теме самообразования...

Карта индивидуального образовательного маршрута педагога

Индивидуальный образовательный маршрут педагога...

Индивидуальный образовательный маршрут педагога

Одной из технологий профессионального развития педагога служит индивидуальный образовательный маршрут....

Индивидуальный образовательный маршрут педагога

Индивидуально-образовательный маршрут (ИОМ)   помогает педагогу спланировать свою работу. Составляется в начале года и корректируется в течении, в зависимости от проводимых в учреждении мето...