Рабочая программа коррекционного курса "Веселый счет"
рабочая программа на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_veselyy_schet.doc | 161 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Организация занятий по внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в учреждении, реализующем Федеральный государственный образовательный стандарт.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это реализуется за счёт проведения занятий по внеурочной деятельности коррекционного курса «Веселый счет», расширяющих математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующих формированию познавательных универсальных учебных действий.
Предлагаемые занятия предназначены для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности - позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание занятий коррекционного курса «Веселый счет» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание так же использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цель курса: развивать математический образ мышления.
Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области многозначных чисел;
- учить применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
- Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математике, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- выполнение творческих работ;
- самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
Общая характеристика занятий.
Коррекционный курс «Веселый счет» входит во внеурочную деятельность общеинтеллектуального направления. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различие, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Происходит движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Курс «Веселый счет» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживается прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий используется принцип свободного перемещения по классу, работа в парах постоянного и сменного состава, работа в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Содержание занятий отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности, соответствует учебному курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Реализация программы.
Программа предназначена для обучающихся 2 общеобразовательного класса и рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 35 мин. Общий объем учебного времени – 35 часов в год.
Содержание программы
1. | Математика – это интересно. Вводное занятие. |
2. | Мир чисел. История появления чисел. Как люди научились считать. |
3. | Полезная математика. Для чего мы учимся считать? Применение математики. |
4. | Весёлый счёт. Стихи, сказки и загадки о цифрах. Игра-соревнование «Весёлый счёт». |
5. | Интересные приемы устного счёта. Устный счёт. |
6. | Учимся отгадывать числовые ребусы. Работа с ребусами. Составление ребусов. |
7. | Занимательные задачи на сложение и вычитание. Решение задач в стихах, задач-шуток, задач на смекалку. |
8. | Магические рамки. Работа с магическими рамками: волшебные квадраты и треугольники. |
9. | Игра «Задумай число». Цепочки вычислений: решение и составление. |
10. | Игра «Угадай число». Цепочки вычислений: решение и составление. |
11. | Путешествие в Задачкино. Решение нестандартных задач. |
12. | Секреты задач. Решение задач разными способами. |
13. | Задачи, связанные с величинами. Задачи с величинами. |
14. | Задачи на планирование действий. Решение задач. |
15. | Письменное сложение и вычитание в пределах 100. Решение примеров в столбик. |
16. | Математические игры. Игры на сложение и вычитание в пределах 100. Игра «Засели домик» |
17. | Арифметические действия над числами в пределах 100. Нахождение значений числовых и буквенных выражений. |
18. | Числовые кроссворды (судоку). Разгадывание и составление числовых кроссвордов. |
19. | Умножение чисел. Сложение одинаковых чисел. Разложение числа на одинаковые слагаемые. |
20. | Задачи на умножение. Задачи, приводящие к умножению. |
21. | Игра «Набери множителями». Составление примеров на умножение. |
22. | Задачи с изменением вопроса. Решение задач. |
23. | Задачи, требующие особых приемов решения. Решение задач. |
24. | Выражение и его значение. Нахождение значений числовых и буквенных выражений. |
25. | Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Решение уравнений. |
26. | Математические горки. Игра «Набери слагаемыми» (Д.м. с.103) |
27. | КВМ Игры и конкурсы в командах. |
28. | Таблица умножения на пальцах. Приемы запоминания таблицы умножения |
29. | Игра «Запомни таблицу». Отработка таблицы умножения. |
30. | Занимательные задачи на умножение и деление. Решение задач в стихах, задач-шуток, задач на смекалку. |
31. | Числовые кроссворды и ребусы. Разгадывание и составление числовых кроссвордов. |
32. | Математика с улыбкой. Шуточные задания. |
33. | Подумай и реши. Олимпиадные задания. |
34. | Математическое путешествие. Игры, конкурсы, соревнования. |
35. | Круглый стол «Подведем итоги». Коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе. |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Название темы | Общее количество часов | Теория | Практика | |
план | факт | |||||
1 | Математика – это интересно. | 1 | 1 | - | ||
2 | Мир чисел. | 1 | 1 | - | ||
3 | Полезная математика. | 1 | 1 | - | ||
4 | Весёлый счёт. | 1 | - | 1 | ||
5 | Интересные приемы устного счёта. | 1 | - | 1 | ||
6 | Учимся отгадывать числовые ребусы. | 1 | - | 1 | ||
7 | Занимательные задачи на сложение и вычитание. | 1 | - | 1 | ||
8 | Магические рамки. | 1 | - | 1 | ||
9 | Игра «Задумай число». | 1 | - | 1 | ||
10 | Игра «Угадай число». | 1 | - | 1 | ||
11 | Путешествие в Задачкино. | 1 | - | 1 | ||
12 | Секреты задач. | 1 | - | 1 | ||
13 | Задачи, связанные с величинами. | 1 | - | 1 | ||
14 | Задачи на планирование действий. | 1 | - | 1 | ||
15 | Письменное сложение и вычитание в пределах 100. | 1 | - | 1 | ||
16 | Математические игры. | 1 | - | 1 | ||
17 | Арифметические действия над числами в пределах 100. | 1 | - | 1 | ||
18 | Числовые кроссворды (судоку) | 1 | - | 1 | ||
19 | Умножение чисел. | 1 | - | 1 | ||
20 | Задачи на умножение. | 1 | - | 1 | ||
21 | Игра «Набери множителями» | 1 | - | 1 | ||
22 | Задачи с изменением вопроса. | 1 | - | 1 | ||
23 | Задачи, требующие особых приемов решения. | 1 | - | 1 | ||
24 | Выражение и его значение. | 1 | - | 1 | ||
25 | Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. | 1 | - | 1 | ||
26 | Математические горки. | 1 | - | 1 | ||
27 | КВМ | 1 | - | 1 | ||
28 | Таблица умножения на пальцах. | 1 | - | 1 | ||
29 | Игра «Запомни таблицу». | 1 | - | 1 | ||
30 | Занимательные задачи на умножение и деление. | 1 | - | 1 | ||
31 | Числовые кроссворды и ребусы. | 1 | - | 1 | ||
32 | Математика с улыбкой. | 1 | - | 1 | ||
33 | Подумай и реши. | 1 | - | 1 | ||
34 | Математическое путешествие. | 1 | - | 1 | ||
35 | Круглый стол «Подведем итоги» | 1 | 1 | - | ||
Итого | 35 занятий. | 35 | 4 | 31 |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, математического мышления, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательных задач, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.
- Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
- Самооценка и самоконтроль: определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения курса ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Итоги занятий могут быть подведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч при участии родителей, экскурсий и праздников, а также в форме коллективных творческих дел по созданию книжек-малышек, составлению кроссвордов по теме.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты
- целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.
- освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и творческой деятельности.
- установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции.
Метапредметные результаты
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификации, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.
- овладение навыками смыслового чтения текстов.
- умение работать в парах и группах, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
- освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
- овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счёта и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов.
- умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, изображать и исследовать геометрические фигуры.
- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Список литературы
- Вахновецкий Б. А. Логическая математика для младших школьников. - Москва: "Новый учебник", 2004 г.
- Винокурова Н. К. "Развитие познавательных способностей".- М., "Педагогический поиск", 1999.
- Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. - Москва: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999 г
- Левитас .Г.Г. "Нестандартные задачи по математике в 1(2,3,4)классе."- М., Илекса,
- Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2011.
- Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс /сост.Е.В.Языканова.-М.: Издательство «Экзамен», 2012.
- Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.
- Чернова Л.И. Методика формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей/Л.И.Чернова.-Магнитогорск: МаГУ, 2007.
- Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-3 класс: Пособие для начальной школы/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. –М.: ЗАО «Премьера»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
- Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
- Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
- Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
- Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
- Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
- Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
- Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Русский язык» для 3 специального (коррекционного) класса VII вида.
• Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 1-4 классы (УМК «Школа России», под ред. Рамзаевой Т.Г. Издательство «Просвещение», Москва; 2013 год....
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Русский язык» для 2 специального (коррекционного) класса VII вида.
===========================================================================...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)
Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получаю...
Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по литературному чтению"
Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по литературному чтению"...
Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по математике"
Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по математике"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с ЗПР (7.1)
Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся с задержкой психического развития на основе Адаптированной основной общеобразо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучпающихся с ЗПР (7.2)
Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся с задержкой психического развития на основе Адаптированной основной общеобразо...