Рабочая программа коррекционного курса "Веселый счет"
рабочая программа на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 161 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Организация занятий по внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в учреждении, реализующем Федеральный государственный образовательный стандарт.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это реализуется за счёт проведения занятий по внеурочной деятельности коррекционного курса «Веселый счет», расширяющих математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующих формированию познавательных универсальных учебных действий.
Предлагаемые занятия предназначены для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности - позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание занятий коррекционного курса «Веселый счет» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание так же использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цель курса: развивать математический образ мышления.
Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области многозначных чисел;
- учить применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
- Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математике, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- выполнение творческих работ;
- самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
Общая характеристика занятий.
Коррекционный курс «Веселый счет» входит во внеурочную деятельность общеинтеллектуального направления. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различие, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Происходит движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Курс «Веселый счет» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживается прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий используется принцип свободного перемещения по классу, работа в парах постоянного и сменного состава, работа в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Содержание занятий отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности, соответствует учебному курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Реализация программы.
Программа предназначена для обучающихся 2 общеобразовательного класса и рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 35 мин. Общий объем учебного времени – 35 часов в год.
Содержание программы
1. | Математика – это интересно. Вводное занятие. |
2. | Мир чисел. История появления чисел. Как люди научились считать. |
3. | Полезная математика. Для чего мы учимся считать? Применение математики. |
4. | Весёлый счёт. Стихи, сказки и загадки о цифрах. Игра-соревнование «Весёлый счёт». |
5. | Интересные приемы устного счёта. Устный счёт. |
6. | Учимся отгадывать числовые ребусы. Работа с ребусами. Составление ребусов. |
7. | Занимательные задачи на сложение и вычитание. Решение задач в стихах, задач-шуток, задач на смекалку. |
8. | Магические рамки. Работа с магическими рамками: волшебные квадраты и треугольники. |
9. | Игра «Задумай число». Цепочки вычислений: решение и составление. |
10. | Игра «Угадай число». Цепочки вычислений: решение и составление. |
11. | Путешествие в Задачкино. Решение нестандартных задач. |
12. | Секреты задач. Решение задач разными способами. |
13. | Задачи, связанные с величинами. Задачи с величинами. |
14. | Задачи на планирование действий. Решение задач. |
15. | Письменное сложение и вычитание в пределах 100. Решение примеров в столбик. |
16. | Математические игры. Игры на сложение и вычитание в пределах 100. Игра «Засели домик» |
17. | Арифметические действия над числами в пределах 100. Нахождение значений числовых и буквенных выражений. |
18. | Числовые кроссворды (судоку). Разгадывание и составление числовых кроссвордов. |
19. | Умножение чисел. Сложение одинаковых чисел. Разложение числа на одинаковые слагаемые. |
20. | Задачи на умножение. Задачи, приводящие к умножению. |
21. | Игра «Набери множителями». Составление примеров на умножение. |
22. | Задачи с изменением вопроса. Решение задач. |
23. | Задачи, требующие особых приемов решения. Решение задач. |
24. | Выражение и его значение. Нахождение значений числовых и буквенных выражений. |
25. | Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Решение уравнений. |
26. | Математические горки. Игра «Набери слагаемыми» (Д.м. с.103) |
27. | КВМ Игры и конкурсы в командах. |
28. | Таблица умножения на пальцах. Приемы запоминания таблицы умножения |
29. | Игра «Запомни таблицу». Отработка таблицы умножения. |
30. | Занимательные задачи на умножение и деление. Решение задач в стихах, задач-шуток, задач на смекалку. |
31. | Числовые кроссворды и ребусы. Разгадывание и составление числовых кроссвордов. |
32. | Математика с улыбкой. Шуточные задания. |
33. | Подумай и реши. Олимпиадные задания. |
34. | Математическое путешествие. Игры, конкурсы, соревнования. |
35. | Круглый стол «Подведем итоги». Коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе. |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Название темы | Общее количество часов | Теория | Практика | |
план | факт | |||||
1 | Математика – это интересно. | 1 | 1 | - | ||
2 | Мир чисел. | 1 | 1 | - | ||
3 | Полезная математика. | 1 | 1 | - | ||
4 | Весёлый счёт. | 1 | - | 1 | ||
5 | Интересные приемы устного счёта. | 1 | - | 1 | ||
6 | Учимся отгадывать числовые ребусы. | 1 | - | 1 | ||
7 | Занимательные задачи на сложение и вычитание. | 1 | - | 1 | ||
8 | Магические рамки. | 1 | - | 1 | ||
9 | Игра «Задумай число». | 1 | - | 1 | ||
10 | Игра «Угадай число». | 1 | - | 1 | ||
11 | Путешествие в Задачкино. | 1 | - | 1 | ||
12 | Секреты задач. | 1 | - | 1 | ||
13 | Задачи, связанные с величинами. | 1 | - | 1 | ||
14 | Задачи на планирование действий. | 1 | - | 1 | ||
15 | Письменное сложение и вычитание в пределах 100. | 1 | - | 1 | ||
16 | Математические игры. | 1 | - | 1 | ||
17 | Арифметические действия над числами в пределах 100. | 1 | - | 1 | ||
18 | Числовые кроссворды (судоку) | 1 | - | 1 | ||
19 | Умножение чисел. | 1 | - | 1 | ||
20 | Задачи на умножение. | 1 | - | 1 | ||
21 | Игра «Набери множителями» | 1 | - | 1 | ||
22 | Задачи с изменением вопроса. | 1 | - | 1 | ||
23 | Задачи, требующие особых приемов решения. | 1 | - | 1 | ||
24 | Выражение и его значение. | 1 | - | 1 | ||
25 | Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. | 1 | - | 1 | ||
26 | Математические горки. | 1 | - | 1 | ||
27 | КВМ | 1 | - | 1 | ||
28 | Таблица умножения на пальцах. | 1 | - | 1 | ||
29 | Игра «Запомни таблицу». | 1 | - | 1 | ||
30 | Занимательные задачи на умножение и деление. | 1 | - | 1 | ||
31 | Числовые кроссворды и ребусы. | 1 | - | 1 | ||
32 | Математика с улыбкой. | 1 | - | 1 | ||
33 | Подумай и реши. | 1 | - | 1 | ||
34 | Математическое путешествие. | 1 | - | 1 | ||
35 | Круглый стол «Подведем итоги» | 1 | 1 | - | ||
Итого | 35 занятий. | 35 | 4 | 31 |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, математического мышления, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательных задач, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.
- Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
- Самооценка и самоконтроль: определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения курса ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Итоги занятий могут быть подведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч при участии родителей, экскурсий и праздников, а также в форме коллективных творческих дел по созданию книжек-малышек, составлению кроссвордов по теме.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты
- целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.
- освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и творческой деятельности.
- установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции.
Метапредметные результаты
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификации, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.
- овладение навыками смыслового чтения текстов.
- умение работать в парах и группах, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
- освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
- овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счёта и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов.
- умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, изображать и исследовать геометрические фигуры.
- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Список литературы
- Вахновецкий Б. А. Логическая математика для младших школьников. - Москва: "Новый учебник", 2004 г.
- Винокурова Н. К. "Развитие познавательных способностей".- М., "Педагогический поиск", 1999.
- Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. - Москва: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999 г
- Левитас .Г.Г. "Нестандартные задачи по математике в 1(2,3,4)классе."- М., Илекса,
- Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2011.
- Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс /сост.Е.В.Языканова.-М.: Издательство «Экзамен», 2012.
- Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.
- Чернова Л.И. Методика формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей/Л.И.Чернова.-Магнитогорск: МаГУ, 2007.
- Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-3 класс: Пособие для начальной школы/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. –М.: ЗАО «Премьера»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
- Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
- Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
- Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
- Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
- Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
- Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
- Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458588-1403204436.jpg)
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Русский язык» для 3 специального (коррекционного) класса VII вида.
• Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 1-4 классы (УМК «Школа России», под ред. Рамзаевой Т.Г. Издательство «Просвещение», Москва; 2013 год....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458588-1403204436.jpg)
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Русский язык» для 2 специального (коррекционного) класса VII вида.
===========================================================================...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/08/picture-588924-1423398661.jpg)
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)
Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получаю...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/06/picture-1036077-1525595756.jpg)
Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по литературному чтению"
Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по литературному чтению"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/06/picture-1036077-1525595756.jpg)
Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по математике"
Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по математике"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/01/picture-823439-1475321411.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с ЗПР (7.1)
Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся с задержкой психического развития на основе Адаптированной основной общеобразо...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/01/picture-823439-1475321411.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучпающихся с ЗПР (7.2)
Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся с задержкой психического развития на основе Адаптированной основной общеобразо...