Формирование волевой саморегуляции как составляющая педагогического контроля и оценки образовательных достижений в начальной школе
статья (3 класс) на тему
Введение ФГОС ставит перед учителем задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширению оценочного инструментария. Система оценивания занимает особое место в ФГОС. актуальным в педагогическом процессе сегодня становится повышение качества образования, использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование волевой саморегуляции как составляющая педагогического контроля и оценки образовательных достижений в начальной школе.
Ошибки — это всего лишь индикатор того, нуждается ли ученик в помощи, в дополнительной практике. Вы не в состоянии оказать эту помощь каждому конкретному ученику в классе. Эту ответственность ваши ученики в состоянии взять на себя сами, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу.
Е. С. Полат
В широком смысле контроль означает проверку чего-либо. Наиболее часто контроль рассматривается как принцип обратной связи, характерной для управления саморегулирующейся системой. Контроль за учебной деятельностью учащихся обеспечивает внешнюю обратную связь (контроль, выполняемый учителем) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль учащегося). Обратная связь служит основанием для внесения необходимых коррективов в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов и форм организации, руководства и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. Контроль является необходимой составной частью, компонентом процесса обучения, и направлен на изучение программного материала, его осмысление, закрепление и применение, формирование навыков и умений учащихся. Систематическое осуществление контроля дает возможность педагогу привести в систему усвоенный школьниками за определенный период материал, выявить успехи в учении, пробелы и недостатки в знаниях, умениях и навыках у отдельных учащихся и у всего класса в целом, определить качество усвоения пройденного. Система контроля и оценки позволяет установить личную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Она ставит важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Контроль наряду с другими компонентами учебно - воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) непременно должен соответствовать требованиям современного общества, основным приоритетами целям образования в начальной школе. Стремительные изменения, произошедшие в России за последние десять лет, а именно, скорость обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема; усложнение содержания учебного материала школьного образования приводит к несформированности у обучающихся умения учиться. Они определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования, способствующий изменению общей парадигмы, т.е. подхода в образовании. Вот поэтому перед системой образования остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.
Поэтому система контроля и оценивания учебной работы школьника при новых требованиях не может ограничиваться узкой целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. В современных условиях предполагается более важная социальная задача: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Ведь контроль для младшего школьника - первая личностно значимая форма отчетности перед учителем, родными и одноклассниками. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
Универсальные учебные действия (УУД) дают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать свою деятельность и свои результаты. УУД создают условия для личностного развития и волевой саморегуляции учащихся. Одним из самых важных и ключевых УУД, которые должны сформироваться при успешном обучении, - это регулятивные УУД. Как показывает практика, регулятивные УУД являются основой для успешной учебной деятельности.
Действие контроля имеет свои специфические функции: оно направлено на саму деятельность, фиксирует отношение к себе как субъекту, характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс. По моему мнению, самоконтроль и самооценка - очень важные компоненты учебной деятельности. Поскольку формирование оценочной самостоятельности начинается с первых дней пребывания ребенка в школе, поэтому и задача учителя научить учащихся оценивать свой труд.
В своей педагогической деятельности я определила, что каждый ученик должен пройти все этапы оценочной деятельности, чтобы осознать, что нужно оценить, для чего нужно оценивать, зачем, какие формы оценок существуют. Так, если раньше контроль и оценка осуществлялись только педагогом, то теперь эти компоненты учебной деятельности должны формироваться у учеников. Что касается действия оценки, то она напрямую связана с действием контроля. Основная функция содержательной оценки в этом случае заключается в том, чтобы определить, с одной стороны, степень освоения учащимися заданного способа действия, с другой стороны, продвижение учащихся относительно уже освоенного уровня способа действия.
При организации учебно-воспитательной работы на уроке выделяю основные психолого-педагогические требования к формированию контрольно – оценочной самостоятельности школьников:
1) контроль и оценка должны соответствовать целям и задачам, этапам обучения,
2) контроль и оценка должны быть неотъемлемой частью учебной деятельности школьников,
3) преимущество должно отдаваться действиям самоконтроля и самооценки учащихся и контролю учителя за формированием этих действий у учащихся,
4)контроль и оценка должны стать для ребенка осмысленным действием
5) контроль и оценка должны быть предельно индивидуализированы, направлены на отслеживание динамики роста учащегося относительно его личных достижений,
6) контроль и оценка должны проводиться исключительно в целях диагностики и выявления уровня развития знаний, способностей, мышления, установления трудностей ребенка, прогноза и коррекционно-педагогических мероприятий,
7) процессуальный контроль должен преобладать над результативным. Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.
Сотрудничество ученика с учителем в выборе критериев оценки направлено, прежде всего, на развитие у него способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения. Самооценка отражает степень развития у ребенка чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
Организацию самоконтроля на уроке можно разделить на 3 группы:
1.фронтальная проверка (при фронтальной проверке провожу коллективный разбор правильности написанного текста, выполненного упражнения, задачи, решенной в классе или дома, изготовленного изделия и т.д. В ходе этой проверки учащиеся разбирают допущенные ошибки, их причины и пути устранения, знакомятся со способами реализации самоконтроля, обсуждают и оценивают предложения своих товарищей по исправлению ошибок. Такая форма является наиболее простой и применяется, как правило, для начального обучения учащихся самоконтролю)
2.взаимная проверка (провожу при проверке письменных и графических работ, изделий и т.д., а также при рецензировании устных ответов и сообщений. Учащиеся обмениваются работами, и каждый из них выступает в роли рецензента. Они должны отметить допущенные их товарищем ошибки, объяснить их причины, способы исправления и предупреждения при выполнении аналогичной работы. Взаимный контроль позволяет углубить знания и умения учащихся, способствует развитию внимания, ответственного отношения к делу, формированию навыка самоконтроля. Это более высокая форма действия контроля.
3.индивидуальная проверка (относятся все виды самоконтроля, проводимого по этапам выполняемой деятельности. Это основная и самая сложная форма самоконтроля - каждый выполняет все его элементы самостоятельно).
С помощью таких форм самоконтроля ученики всякий раз осознают правильность своих действий, в том числе в игре, учебе, труде.
Наиболее эффективными считаю следующие приемы самооценки и самоконтроля:
1) Словесные приемы:
а) посредствам вопросов
– Что ты узнал на уроке?
– Чему научился?
– За что себя можешь похвалить?
– Над чем еще надо поработать?
– Какие задания тебе понравились?
– Какие задания показались трудными?
– Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?
б) Использование рефлексивного приема « неоконченное предложение», которое помогает в оценивании своих достижений
Сегодня на уроке я …
Мне удалось…
Я могу похвалить…
Я недостаточно…
Я старался…
2) Графики.
3) Рисунки.
Свою работу в конце недели, в конце месяца можно оценить с помощью рисунка. Дети на подсознательном уровне изображают свою самооценку в цвете, в изображении какого- либо предмета. Например: изобразить дерево настроения, цветок настроения, облачко настроения или раскрасить в цвете какой-либо предмет.
4) Символы.
Такой прием наиболее часто использую в первом классе, когда дети еще не умеют писать.
5) Личный дневник школьника.
В 3-4 классах в начале каждой недели ученики класса пишут цель на предстоящую неделю, для этого отведена специальная строчка. Например: «На этой неделе буду активно работать на уроках», «Я постараюсь получать хорошие отметки». В конце недели школьники могут оценить степень достижения цели. Например: «Я выполнял домашние задания самостоятельно», «На этой неделе я получил 5 по русскому языку» и др.
При ведении дневника ученик ежедневно оценивает свои достижения, анализирует свои достижения и недостатки, а также ищет пути устранения последних. Благодаря ведению дневника, младший школьник может научиться планировать свои дела на неделю, на месяц. Для этого на листе «План моих дел» он отмечает, какие важные дела, в какие дни ему нужно сделать. Добиться регулярности записей помогают родители. В конце дневника напечатано содержание программ по предметам.
Обучающиеся проводят самоанализ в конце четверти, в конце года под руководством учителя. Такая работа служит и дополнительным источником мотивации ученика, и создает ситуацию успеха. Работа с дневником будет более эффективной и понятной, если он ведется с первого класса. Хотя в первом классе дети не умеют писать, они могут оценивать свои достижения в дневнике при помощи условных обозначений.
При регулярной работе над дневником можно отметить, что к 4 классу у большинства учеников формируется субъективность учебной деятельности, причем ярко проявляется в развитии таких компонентов, как учебно-познавательный интерес, целеполагание и оценка. Также они умеют анализировать свою деятельность, искать причины неудач и пути их исправления в школе и повседневной жизни.
6) «Портфель ученика».
Работу с «Портфелем ученика» начинаем с первого класса. Дети вместе с родителями собирают все творческие работы, начиная с первого и по четвертый классы.
В конце 4 класса все работы просматриваются учениками, отбираются на взгляд учеников лучшие работы, делаются выводы, какие предметы удавались лучше, какие предметы удавались не совсем хорошо. Выявлялись причины неудач, ставилась цель к учебной деятельности в 5 классе.
По результатам проделанной работы проводилась конференция, на которую приглашали будущих классных руководителей. Для выступления были предложены следующие вопросы:
– Чем отличился на протяжении всех 4 лет обучения?
– По каким предметам был успешнее?
– Какие предметы не совсем удавались? В чем причина?
– На что будешь обращать внимание в 5 классе?
– Какую цель поставишь в 5 классе?
7) Анализ работы за четверть, за год, за период обучения.
В конце четверти в 3-4 классах наряду с тем, что выставляем четвертные отметки, проводим самоанализ своей учебной деятельности. Для этого используем следующие вопросы:
– Что удалось в этой четверти?
– По каким предметам результаты получились лучше?
– Что не получилось? В чем причина?
– Какую цель поставишь в следующей четверти?
В конце года также проводим самоанализ своей работы. Для этого используем следующие вопросы:
– Какими результатами первой четверти можешь гордиться?
– Над чем еще необходимо поработать?
– По каким предметам возникали затруднения? В чем причина?
– Какую цель поставишь на следующую четверть?
8) Таблицы.
Такой прием наиболее эффективен в 4 классе. Используем при групповой форме обучения. Дети, работая в группах, оценивают работу своей и других групп. И в конце работу оценивает учитель.
Показатели успешности формирования регулятивных УУД будет ориентация школьника на выполнение действий выраженных в категориях:
знаю - могу
хочу
делаю
Хочется дать несколько рекомендаций по развитию регулятивных универсальных учебных действий:
1. Научить ребенка:
а) контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной теме;
б) выполнять свои действия по заданному образцу и правилу;
в) исправлять ошибки.
Для того чтобы развитие самооценки было эффективным, следует выполнять следующие условия:
1. совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая;
2. создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов;
3. сбеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов;
4. сопоставление и выводы об эффективности работы;
5. формирование учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.
Школьное образование является, на мой взгляд, не только условием формирования и развития психики ребенка, а также выступает важнейшим средством для самостоятельной регуляции его психических свойств и качеств.
Таким образом, регуляция (саморегуляция) представляет собой как одну из форм самостоятельного усвоения учащимися школьных знаний. Самоконтроль имеет важное образовательное и развивающее значение, способствуя всестороннему изучению школьников учителем, расширению, углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков, развитию познавательных интересов учащихся. Грамотно организованная деятельность учителя по формированию регулятивных УУД, как правило, приводит к повышению качества образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе.
Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98.Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начал...
Методы и формы оценки образовательных достижений в начальной школе.
Презентация по теме: "Методы и формы оценки образовательных достижений в начальной школе". Выступление на МО учителей начальных классов....
Система оценки образовательных достижений в начальной школе.
Презентация к выспуплению на республиканском семинаре учителей начальных классов....
Родительское собрание «Современные подходы к контролю и оценке знаний обучающихся как структурным и функциональнымкомпонентам образовательной технологии» (особенности контроля и оценки знаний обучающихся в начальной школе).
Контроль и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важнейших задач педагогической деятельности учителя. Система контроля и оценки по...
Выступление на муниципальных педагогических чтениях по теме"Мониторинг образовательных достижений обучающихся начальной школы."
Выступление на муниципальных педагогических чтениях по теме «Мониторинг образовательных достижений обучающихся в начальной школе». Как...
Система оценки образовательных достижений обучающихся начальной школы
Файл содержит содержательный аспект оценивания образовательных результатов обучающихся. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. Приведены примеры критериев оцен...
Педагогические технологии контроля и оценки учебной деятельности в начальной школе
В данной статье представлен опыт работы по технологиям контроля и оценки учебной деятельности в начальной школе с использованием методики А.Б.Воронцова "Педагогическая технология контр...