Родительское собрание «Современные подходы к контролю и оценке знаний обучающихся как структурным и функциональнымкомпонентам образовательной технологии» (особенности контроля и оценки знаний обучающихся в начальной школе).
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Контроль и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важнейших задач педагогической деятельности учителя. Система контроля и оценки позволяет устанавливать персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Вопросы об осуществлении контроля, критериях оценивания знаний обучающихся всегда актуальны и часто возникают у учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_roditelskogo_sobraniya.docx115.42 КБ

Предварительный просмотр:

логотип СОШ 9

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9»

(МОУ «СОШ № 9»)

140208, РФ,  Московская область, г. Воскресенск, ул. Быковского, д. 23,тел. (факс) (496)44-274-05, тел. (496) 44-272-07

E-mail: vosk-school9@mail.ru  ОКПО 50188397, ОГРН 1025000925344, ИНН/КПП 500501001

______________________________________________________________________________________

Разработка родительского собрания «Современные  подходы  к  контролю  и  оценке знаний

обучающихся  как  структурным  и  функциональным

компонентам  образовательной  технологии» (особенности  контроля  и  оценки  знаний  обучающихся  в  начальной  школе)

 

                                                       

C:\Users\Елена\Desktop\0009-009-Kachestvo-znanij.jpg

                                     

2015 – 2016 уч. год

г. Воскресенск

Современные  подходы  к  контролю  и  оценке знаний

обучающихся  как  структурным  и  функциональным

компонентам  образовательной  технологии

     (особенности  контроля  и  оценки  знаний  обучающихся  в  начальной  школе)

           Контроль   и  оценка  достижений  младших  школьников  является  весьма  существенной  составляющей  процесса  обучения  и  одной  из  важнейших  задач  педагогической  деятельности  учителя. Система  контроля  и  оценки  позволяет  устанавливать  персональную  ответственность учителя и  школы  в  целом  за  качество  процесса  обучения. Вопросы об осуществлении контроля, критериях  оценивания  знаний  обучающихся  всегда  актуальны  и часто возникают у  учителей начальных  классов.

          Исходя  из  приоритетных  целей  системы  начального  образования,  определены  функции контроля.

Социальная  функция  проявляется  в  требованиях, предъявляемых  обществом  к  уровню  подготовки  младших  школьников.

Образовательная функция  определяет  результат  сравнения  ожидаемого  результата  с  действительным.

Воспитательная  функция  выражается  в  рассмотрении  формирования  положительных  мотивов  учения  и  готовности  к  самоконтролю  как  фактору  преодоления  заниженной  самооценки  учащихся  и  тревожности.

Эмоциональная  функция  проявляется  в  том, что любой  вид  оценки (отметки) создаёт  определённый  эмоциональный  фон  и  вызывает  соответствующую  эмоциональную  реакцию  ученика.

Информационная  функция  является  основой  планирования  и  прогнозирования. Главная  её  особенность – возможность  проанализировать причины  неудачных  результатов  и  наметить  конкретные  пути  улучшения  учебного  процесса.

Функция  управления  очень  важна  для  развития самоконтроля  ученика, его  умения  анализировать  и  правильно  оценивать  свою  деятельность, адекватно  принимать  оценку  педагога.

Диагностическая  функция  выражается в определении  степени усвоения  обучающимися  учебного  материала, а  также  объёма  усвоенного  материала  и  глубины  понимания.

          Имея  полное  представления  о  функциях  контроля  долгое  время  (до  введения  ФГОС)  у  учителей  начальных  классов  отсутствовали чёткие, научно  выверенные  нормативные  документы, положения  о  контроле  и  оценке  знаний  обучающихся, которыми могли бы  руководствоваться  педагоги. Министерством  образования  и  науки   России для  использования  в  практической  работе  было  предложено  методическое  письмо  «Контроль  и оценка  результатов  обучения  в  начальной  школе» (1998 г.). По  вопросам  планирования, формах и видах  контроля  учителя  начальных  классов  консультируются  у  специалистов  ИУУ. С  учётом  рекомендаций составляются   планы  внутриклассного и  внутришкольного  контроля, утверждаемые  на  ШМО.  

 В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида: предварительный (входящий), текущий, тематический, итоговый.                                                                      

             Предварительный  контроль  осуществляется   методом  диагностирования, тестирования  будущих  первоклассников  с  целью  определения их стартовых  возможностей  и индивидуальных  особенностей. По  результатам диагностирования  учитель  определяет  степень  готовности   детей  к  обучению, даёт  рекомендации  родителям  и  планирует  коррекционную  работу.  

             Формы  организации  контроля  разнообразны: устный опрос, самостоятельные, проверочные, контрольные  работы, словарные  и  арифметические диктанты, грамматические  задания, изложения, сочинения, тесты, творческие  проекты  и т.д. Учителями  начальных  классов нашей  школы разработаны и систематизированы  контрольно-измерительные  материалы  по  разным учебным  предметам. В  последнее время  с целью  отслеживания  

результативности  обучения  в  начальных  классах проводятся  мониторинги. Младшие  школьники  активно участвуют в  интеллектуальных конкурсах  («Русский  медвежонок», «Кенгуру», «Старт»), олимпиадах, научно-практических конференциях.

              Оценивание  знаний  и  умений  учащихся  осуществляется  традиционно (по  пятибалльной  шкале) в  соответствии  с  методическими  рекомендациями.

             На  основании  письма  Министерства  общего  образования  России от  25.09.2000 года «Об  организации  обучения  в  первом  классе  четырёхлетней  начальной  школы» в  первых  классах  четырёхлетней  начальной  школы исключается  система  балльного (отметочного)  оценивания. Недопустимо  также  использование  знаковой  символики, заменяющей  цифровую  отметку (звёздочки, солнышки…). Допускается  лишь  словесная  объяснительная  оценка. Никакому  оцениванию  не  подлежат: темп  работы  ученика; личностные  качества  школьников, своеобразие  их  психических  процессов (особенности  памяти, внимания, восприятия…). Допускается  фиксация  продвижения  младших  школьников  в  освоении  умений, необходимых  для  формируемых  навыков, с  помощью  «Листа  индивидуальных  достижений», которые  заводят  на  каждого  ребёнка. Освоенные навыки  дети (с  учителем  или  самостоятельно) отмечают  с  помощью  каких-либо  цветных значков.

            Оценивание   обучающихся 2-4 классов предполагает регулярную проверку и оценку  письменных работ и устных ответов ученика.  В качестве проверочных работ используются, как правило, задания, подготовленные  учителем либо принятые на уровне школы, разработанные в соответствии с государственным стандартом образования.

            Данная система оценивания обеспечивает возможность совмещения текущих и итоговых оценок, что даёт основания для прогноза и представляет удобную форму фиксации итоговых достижений учащихся. Однако она имеет серьёзные недостатки и заслуженно  критикуется как  учителями и научным педагогическим сообществом. Её основной проблемой является закрытость и субъективность оценки, отсутствие чётких критериев, на основании которых определяется качество оцениваемых достижений. Расплывчатость и, зачастую, произвольность норм и критериев выставления отметки делают систему оценивания непрозрачной для учащихся, что мало способствуют становлению и

         

развитию их оценочной и в целом учебной самостоятельности, ставит их в зависимость от внешней оценки, от реакции на нее окружающих.                                                                            

                  С введением  ФГОС, как  целостной  системы  требований  ко  всей  системе  образования  страны, а  не  только  требований  к  предметному  содержанию  образования, изменилась   и  система оценки образовательных результатов. 

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.

          Система  оценки  достижения  планируемых  результатов   освоения  основной  образовательной  программы  начального  общего  образования  представляет  собой  один  из  инструментов  реализации  Требований  Стандарта  к  результатам  освоения  основной  образовательной  программы  начального  общего  образования  и  направлена  на  обеспечение  качества  образования, что  предполагает  вовлечённость  в  оценочную  деятельность,  как  педагогов, так  и  обучающихся.

           В  соответствии  со  Стандартом  основным  объектом системы  оценки, её содержательной  и  критериальной  базой  выступают планируемые  результаты.

Система  оценки  достижения  планируемых  результатов  освоения  основной  образовательной  программы  начального  общего  образования  предполагает  комплексный  подход  к  оценке  достижения  обучающимися  трёх  групп  результатов  образования: личностных (духовно-нравственное  развитие  и  воспитание), метапредметных (формирование  универсальных  учебных  действий) и  предметных (освоение   содержания  учебных  предметов). 

                   Цели оценочной деятельности:

-  ориентировать на достижение результата;

-  духовно-нравственное развитие и воспитание (личностные результаты);

-  формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты);

-  освоение содержания учебных предметов (предметные результаты);

- обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования(предметных, метапредметных и личностных);

-обеспечивать возможность регулирования системы образования на основании полученной  информации о достижении планируемых результатов;

-обеспечивать возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, на отдельной параллели, на отдельной ступени обученияи в ОУ в целом.

             В примерной основной образовательной программе (дополнение к ФГОС) предложена система оценки результатов. Её главное достоинство в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.

          Новая  система  оценивания  предполагает  изменить  формы  и  методы  оценки. Перечислим главные изменения.

             Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не

задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.                                                                                                                          

           Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

           Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика  результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую

диагностику только в виде неперсонифицированных работ. Иными словами, работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.

Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:

-       целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),

-       самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),

-       результаты учебных проектов,

-       результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

            Предлагается принципиально переосмыслить, а по сути, изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую «пятибалльную»). В настоящее время она построена по принципу «вычитания»: решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки - несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку. Подобный подход ориентирует на поиск неудачи  и  отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке. Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловных

успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.

         Убедившись в возможности овладеть учебной дисциплиной на уровне необходимой подготовки, поверив в себя, учащийся может воспользоваться правом испытать свои силы с помощью заданий повышенного уровня. Постоянное испытание своих познавательных возможностей пробуждает интерес к различным областям деятельности, помогает осознать свои интересы, предопределяет выбор будущего жизненного пути.

Что это означит? Сегодня как никогда в нашем демократическом обществе ярко выражена потребность родителей, учащихся, учителей, общественности в информации о результатах образования, которые адекватно отражают реальную ситуацию. Непосредственные участники образовательной системы – большинство родителей и учащихся – испытывают острую потребность в информации при выборе образовательного учреждения и программах обучения. Сейчас, к счастью, всё доступно: социальная база, информация об образовательных результатах довольно широка. И выбор соответственно.

К открытости также относятся внедрение электронных классных журналов, ученических дневников, что позволяет родителям постоянно контролировать своих детей, тем самым получая самую достоверную информацию о качестве учебного процесса.

Учителям такая информация позволяет анализировать собственную деятельность, результативность.

Руководителям образования она позволяет выстраивать стратегию развития образовательного учреждения, корректировать разнообразные управленческие решения. 

Школьный портал Московской области – это единая образовательная среда для педагогов, обучающихся и их родителей. Приоритетная цель создания системы - повышение качества образовательных услуг для граждан Московской области за счет автоматизации учебно-воспитательного процесса.

Помимо электронного дневника и журнала успеваемости, пользователи могут воспользоваться рядом других полезных сервисов! Так, например, обучающимся и их родителям доступны для просмотра результаты экзаменов, итоговой аттестации, расписание занятий и школьные учебные планы.

Кроме того, Школьный портал интегрирован с порталом госуслуг Московской области! Это значит, что граждане региона могут воспользоваться электронными государственными услугами, не покидая Школьный портал:

  • подать заявление на прием и зачисление детей в образовательные организации на территории Московской области;
  • получить полную информацию об организации начального, среднего и дополнительного профессионального образования;
  • получить информацию об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Московской области;
  • получить информацию о порядке проведения, участниках и результатах государственной (итоговой) аттестации обучающихся Московской области, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования;
  • получить информацию о результатах сданных экзаменов, тестирования и иных вступительных испытаний, а также о зачислении в образовательную организацию;
  • получить информацию об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиках.

Все участники образовательного процесса смогут воспользоваться электронными образовательными ресурсами и коммерческими сервисами.

Школьный портал создан в рамках государственно-частного партнерства, инициатором которого выступило Правительство Московской области. Выбранный

формат сотрудничества способствует повышению эффективности государственного и муниципального управления в сфере образования.

Основанием для перехода на «Школьный портал» является Постановление Правительства Московской области от 13.03.2015 № 131/8.

 Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика должен теперь стать портфель достижений (портфолио). Портфель  достижений представляет  собой  специально  организованную  подборку  работ, которые  демонстрируют  усилия, прогресс  и  достижения  обучающегося  по  отдельным  предметам. Официальный классный журнал, конечно, не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу (решение о переводе на следующую ступень образования)

теперь будет приниматься не только на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.                                             Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Чтобы это получилось, педагогу нужно уметь сводить все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов.

             Учитель фиксирует  результаты  в  таблицы  только после проведения итоговых контрольных работы по предметам (один раз в четверть) и диагностик метапредметных результатов (примерно один раз в год). После проведения таких работ  учитель выставляет отметки за каждое из заданий в таблицу результатов (и  

в классный журнал, 2-4 класс). Отметки в таблицы результатов выставляются:

-       в 1-м классе в виде «+» (зачёт, решение задачи, выполнение задания) или отсутствие «+» (задача не решена, задание не выполнено),

-       в 2-4 классах отметки ставятся по той шкале, которая принята в данном образовательном учреждении (например, традиционная 5-балльная). Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны).

             Самое главное, что все помещаемые в таблицах оценки и отметки нужны не сами по себе, не для «официальной отчётности», а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученикам в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.

           Итоговая  оценка  выпускника  формируется  на  основе  накопленной оценки,    зафиксированной  в  портфеле  достижений, по  всем  учебным  предметам  и  оценок  за  выполнение, как  минимум, трёх (четырёх)  итоговых  работ  (по  русскому  языку, математике и  комплексной  работы  на  межпредметной  основе).

           На  основании  этих  оценок  по  каждому  предмету  и  по  программе  формирования  универсальных  учебных  действий  делаются  следующие  выводы  о  достижении  планируемых  результатов.

1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями        

Не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам образовательной программы (предметные, метапредметные, личностные результаты).        

Правильно выполнено менее 50% заданий необходимого (базового) уровня

2.Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач.        

Достижение планируемых результатов по всем основным разделам образовательной программы как минимум с оценкой «зачтено»/«нормально».        

Правильно не менее 50% заданий необходимого (базового) уровня.

3. Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач.        

Достижение планируемых результатов НЕ менее чем по половине разделов образовательной программы с оценкой «хорошо» или «отлично».                        

Правильно не менее 65% заданий необходимого (базового) уровня и не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

         Педагогический  совет  образовательного  учреждения  на  основе  выводов, сделанных  по  каждому  обучающемуся, рассматривает  вопрос  об  успешном  освоении  программы  начального  общего  образования и  переводе  на  следующую  ступень  общего  образования.

          Если показатели итоговой оценки не однозначны, то решение о самой оценке принимается педагогами-экспертами на основании динамики и в пользу ученика.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Родительское собрание по теме: «Книга-источник знаний»

Родительское собрание во 2 классе по теме: «Книга-источник знаний»Вопросы для обсуждения:1.      Значение книги в жизни младшего школьника.2.      Как...

Родительское собрание в 1 классе "Формирование адекватной оценки качества знаний с позиции педагога, родителей, первоклассника.

Данное собрание позволяет познакомить родителей учащихся с понятием "качество знаний", способствует формированию правильного отношения к оценке качества знаний учащихся....

Родительское собрание "Формирование адекватной оценки качества знаний"

Материал поможет классному руководителю ознакомить родителей обучающихся класса с понятием "качество знаний" ученика. Создать условия для осознания адекватной оценки качества знаний родителя...

Рабочие программы 1-2 класс Школа России. 4класс Планета Знаний. Планы уроков по предметам. Классные часы. Родительские собрания. Праздники.

Рабочие программы по предметам . УМК  Школа России 1-2 класс. УМК  Планета Знаний 4 класс. Программы ро внеурочной деятельности< Русский Фольклор>. Краткие планы уроков по русскому язы...