Родительское собрание «Современные подходы к контролю и оценке знаний обучающихся как структурным и функциональнымкомпонентам образовательной технологии» (особенности контроля и оценки знаний обучающихся в начальной школе).
план-конспект занятия (2 класс) по теме
Контроль и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важнейших задач педагогической деятельности учителя. Система контроля и оценки позволяет устанавливать персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Вопросы об осуществлении контроля, критериях оценивания знаний обучающихся всегда актуальны и часто возникают у учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_roditelskogo_sobraniya.docx | 115.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9»
(МОУ «СОШ № 9»)
140208, РФ, Московская область, г. Воскресенск, ул. Быковского, д. 23,тел. (факс) (496)44-274-05, тел. (496) 44-272-07
E-mail: vosk-school9@mail.ru ОКПО 50188397, ОГРН 1025000925344, ИНН/КПП 500501001
______________________________________________________________________________________
Разработка родительского собрания «Современные подходы к контролю и оценке знаний
обучающихся как структурным и функциональным
компонентам образовательной технологии» (особенности контроля и оценки знаний обучающихся в начальной школе)
2015 – 2016 уч. год
г. Воскресенск
Современные подходы к контролю и оценке знаний
обучающихся как структурным и функциональным
компонентам образовательной технологии
(особенности контроля и оценки знаний обучающихся в начальной школе)
Контроль и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важнейших задач педагогической деятельности учителя. Система контроля и оценки позволяет устанавливать персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Вопросы об осуществлении контроля, критериях оценивания знаний обучающихся всегда актуальны и часто возникают у учителей начальных классов.
Исходя из приоритетных целей системы начального образования, определены функции контроля.
Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки младших школьников.
Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого результата с действительным.
Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.
Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (отметки) создаёт определённый эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика.
Информационная функция является основой планирования и прогнозирования. Главная её особенность – возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса.
Функция управления очень важна для развития самоконтроля ученика, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога.
Диагностическая функция выражается в определении степени усвоения обучающимися учебного материала, а также объёма усвоенного материала и глубины понимания.
Имея полное представления о функциях контроля долгое время (до введения ФГОС) у учителей начальных классов отсутствовали чёткие, научно выверенные нормативные документы, положения о контроле и оценке знаний обучающихся, которыми могли бы руководствоваться педагоги. Министерством образования и науки России для использования в практической работе было предложено методическое письмо «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (1998 г.). По вопросам планирования, формах и видах контроля учителя начальных классов консультируются у специалистов ИУУ. С учётом рекомендаций составляются планы внутриклассного и внутришкольного контроля, утверждаемые на ШМО.
В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида: предварительный (входящий), текущий, тематический, итоговый.
Предварительный контроль осуществляется методом диагностирования, тестирования будущих первоклассников с целью определения их стартовых возможностей и индивидуальных особенностей. По результатам диагностирования учитель определяет степень готовности детей к обучению, даёт рекомендации родителям и планирует коррекционную работу.
Формы организации контроля разнообразны: устный опрос, самостоятельные, проверочные, контрольные работы, словарные и арифметические диктанты, грамматические задания, изложения, сочинения, тесты, творческие проекты и т.д. Учителями начальных классов нашей школы разработаны и систематизированы контрольно-измерительные материалы по разным учебным предметам. В последнее время с целью отслеживания
результативности обучения в начальных классах проводятся мониторинги. Младшие школьники активно участвуют в интеллектуальных конкурсах («Русский медвежонок», «Кенгуру», «Старт»), олимпиадах, научно-практических конференциях.
Оценивание знаний и умений учащихся осуществляется традиционно (по пятибалльной шкале) в соответствии с методическими рекомендациями.
На основании письма Министерства общего образования России от 25.09.2000 года «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы» в первых классах четырёхлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звёздочки, солнышки…). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия…). Допускается фиксация продвижения младших школьников в освоении умений, необходимых для формируемых навыков, с помощью «Листа индивидуальных достижений», которые заводят на каждого ребёнка. Освоенные навыки дети (с учителем или самостоятельно) отмечают с помощью каких-либо цветных значков.
Оценивание обучающихся 2-4 классов предполагает регулярную проверку и оценку письменных работ и устных ответов ученика. В качестве проверочных работ используются, как правило, задания, подготовленные учителем либо принятые на уровне школы, разработанные в соответствии с государственным стандартом образования.
Данная система оценивания обеспечивает возможность совмещения текущих и итоговых оценок, что даёт основания для прогноза и представляет удобную форму фиксации итоговых достижений учащихся. Однако она имеет серьёзные недостатки и заслуженно критикуется как учителями и научным педагогическим сообществом. Её основной проблемой является закрытость и субъективность оценки, отсутствие чётких критериев, на основании которых определяется качество оцениваемых достижений. Расплывчатость и, зачастую, произвольность норм и критериев выставления отметки делают систему оценивания непрозрачной для учащихся, что мало способствуют становлению и
развитию их оценочной и в целом учебной самостоятельности, ставит их в зависимость от внешней оценки, от реакции на нее окружающих.
С введением ФГОС, как целостной системы требований ко всей системе образования страны, а не только требований к предметному содержанию образования, изменилась и система оценки образовательных результатов.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность, как педагогов, так и обучающихся.
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке достижения обучающимися трёх групп результатов образования: личностных (духовно-нравственное развитие и воспитание), метапредметных (формирование универсальных учебных действий) и предметных (освоение содержания учебных предметов).
Цели оценочной деятельности:
- ориентировать на достижение результата;
- духовно-нравственное развитие и воспитание (личностные результаты);
- формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты);
- освоение содержания учебных предметов (предметные результаты);
- обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования(предметных, метапредметных и личностных);
-обеспечивать возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов;
-обеспечивать возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, на отдельной параллели, на отдельной ступени обученияи в ОУ в целом.
В примерной основной образовательной программе (дополнение к ФГОС) предложена система оценки результатов. Её главное достоинство в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
Новая система оценивания предполагает изменить формы и методы оценки. Перечислим главные изменения.
Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не
задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую
диагностику только в виде неперсонифицированных работ. Иными словами, работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.
Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:
- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),
- самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),
- результаты учебных проектов,
- результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Предлагается принципиально переосмыслить, а по сути, изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую «пятибалльную»). В настоящее время она построена по принципу «вычитания»: решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки - несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку. Подобный подход ориентирует на поиск неудачи и отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке. Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловных
успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.
Убедившись в возможности овладеть учебной дисциплиной на уровне необходимой подготовки, поверив в себя, учащийся может воспользоваться правом испытать свои силы с помощью заданий повышенного уровня. Постоянное испытание своих познавательных возможностей пробуждает интерес к различным областям деятельности, помогает осознать свои интересы, предопределяет выбор будущего жизненного пути.
Что это означит? Сегодня как никогда в нашем демократическом обществе ярко выражена потребность родителей, учащихся, учителей, общественности в информации о результатах образования, которые адекватно отражают реальную ситуацию. Непосредственные участники образовательной системы – большинство родителей и учащихся – испытывают острую потребность в информации при выборе образовательного учреждения и программах обучения. Сейчас, к счастью, всё доступно: социальная база, информация об образовательных результатах довольно широка. И выбор соответственно.
К открытости также относятся внедрение электронных классных журналов, ученических дневников, что позволяет родителям постоянно контролировать своих детей, тем самым получая самую достоверную информацию о качестве учебного процесса.
Учителям такая информация позволяет анализировать собственную деятельность, результативность.
Руководителям образования она позволяет выстраивать стратегию развития образовательного учреждения, корректировать разнообразные управленческие решения.
Школьный портал Московской области – это единая образовательная среда для педагогов, обучающихся и их родителей. Приоритетная цель создания системы - повышение качества образовательных услуг для граждан Московской области за счет автоматизации учебно-воспитательного процесса.
Помимо электронного дневника и журнала успеваемости, пользователи могут воспользоваться рядом других полезных сервисов! Так, например, обучающимся и их родителям доступны для просмотра результаты экзаменов, итоговой аттестации, расписание занятий и школьные учебные планы.
Кроме того, Школьный портал интегрирован с порталом госуслуг Московской области! Это значит, что граждане региона могут воспользоваться электронными государственными услугами, не покидая Школьный портал:
- подать заявление на прием и зачисление детей в образовательные организации на территории Московской области;
- получить полную информацию об организации начального, среднего и дополнительного профессионального образования;
- получить информацию об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Московской области;
- получить информацию о порядке проведения, участниках и результатах государственной (итоговой) аттестации обучающихся Московской области, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования;
- получить информацию о результатах сданных экзаменов, тестирования и иных вступительных испытаний, а также о зачислении в образовательную организацию;
- получить информацию об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиках.
Все участники образовательного процесса смогут воспользоваться электронными образовательными ресурсами и коммерческими сервисами.
Школьный портал создан в рамках государственно-частного партнерства, инициатором которого выступило Правительство Московской области. Выбранный
формат сотрудничества способствует повышению эффективности государственного и муниципального управления в сфере образования.
Основанием для перехода на «Школьный портал» является Постановление Правительства Московской области от 13.03.2015 № 131/8.
Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика должен теперь стать портфель достижений (портфолио). Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося по отдельным предметам. Официальный классный журнал, конечно, не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу (решение о переводе на следующую ступень образования)
теперь будет приниматься не только на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе. Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Чтобы это получилось, педагогу нужно уметь сводить все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов.
Учитель фиксирует результаты в таблицы только после проведения итоговых контрольных работы по предметам (один раз в четверть) и диагностик метапредметных результатов (примерно один раз в год). После проведения таких работ учитель выставляет отметки за каждое из заданий в таблицу результатов (и
в классный журнал, 2-4 класс). Отметки в таблицы результатов выставляются:
- в 1-м классе в виде «+» (зачёт, решение задачи, выполнение задания) или отсутствие «+» (задача не решена, задание не выполнено),
- в 2-4 классах отметки ставятся по той шкале, которая принята в данном образовательном учреждении (например, традиционная 5-балльная). Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны).
Самое главное, что все помещаемые в таблицах оценки и отметки нужны не сами по себе, не для «официальной отчётности», а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученикам в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.
Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх (четырёх) итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).
На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.
1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями
Не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам образовательной программы (предметные, метапредметные, личностные результаты).
Правильно выполнено менее 50% заданий необходимого (базового) уровня
2.Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач.
Достижение планируемых результатов по всем основным разделам образовательной программы как минимум с оценкой «зачтено»/«нормально».
Правильно не менее 50% заданий необходимого (базового) уровня.
3. Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач.
Достижение планируемых результатов НЕ менее чем по половине разделов образовательной программы с оценкой «хорошо» или «отлично».
Правильно не менее 65% заданий необходимого (базового) уровня и не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.
Педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных по каждому обучающемуся, рассматривает вопрос об успешном освоении программы начального общего образования и переводе на следующую ступень общего образования.
Если показатели итоговой оценки не однозначны, то решение о самой оценке принимается педагогами-экспертами на основании динамики и в пользу ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Родительское собрание "Как сделать, чтобы получение знаний приносило радость?"
В собрании участвуют родители, учащиеся и учителя...
Родительское собрание по теме: «Книга-источник знаний»
Родительское собрание во 2 классе по теме: «Книга-источник знаний»Вопросы для обсуждения:1. Значение книги в жизни младшего школьника.2. Как...
Родительское собрание в 1 классе "Формирование адекватной оценки качества знаний с позиции педагога, родителей, первоклассника.
Данное собрание позволяет познакомить родителей учащихся с понятием "качество знаний", способствует формированию правильного отношения к оценке качества знаний учащихся....
Родительское собрание "Формирование адекватной оценки качества знаний"
Материал поможет классному руководителю ознакомить родителей обучающихся класса с понятием "качество знаний" ученика. Создать условия для осознания адекватной оценки качества знаний родителя...
Рабочие программы 1-2 класс Школа России. 4класс Планета Знаний. Планы уроков по предметам. Классные часы. Родительские собрания. Праздники.
Рабочие программы по предметам . УМК Школа России 1-2 класс. УМК Планета Знаний 4 класс. Программы ро внеурочной деятельности< Русский Фольклор>. Краткие планы уроков по русскому язы...