Выступление на муниципальных педагогических чтениях по теме"Мониторинг образовательных достижений обучающихся начальной школы."
учебно-методический материал (3 класс) по теме
Выступление на муниципальных педагогических чтениях по теме «Мониторинг образовательных достижений обучающихся в начальной школе». Как отслеживать формирование УУД у младших школьников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на муниципальных педагогических чтениях по теме «Мониторинг образовательных достижений обучающихся в начальной школе» ( из опыта работы)
(слайд 1) Федеральные государственные образовательные стандарты задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Теперь результативность складывается из единого комплекса показателей, описывающих предметные, метапредметные и личностные достижения ребенка. Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий (УУД) и эффективности собственной педагогической работы является мониторинг.(слайд 2)Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения. Для того, чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводить его необходимо регулярно, с опорой на перечень УУД, подлежащих формированию и оценке.
(слайд 3)Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
У меня, как у учителя, работающего по новым образовательным стандартам с 2011 года, сложилась система мониторинга качества образования по отслеживанию уровня сформированности предметных , личностных и метапредметных учебных действий обучающихся. Использую различный апробированный методический инструментарий оценки достижения планируемых результатов и копилка методик пополняется. Если у кого-то имеется потребность в данном материале, могу предоставить в электронном виде и 1 методика в печатном варианте («карта наблюдений за индивидуальными достижениями ученика» )Некоторые результаты мониторинга можно наглядно посмотреть в папках.
При организации мониторинга соблюдаю следующие условия:(слайд 4)
- продолжительность во времени (все 4 года обучения в начальной школе);
- систематичность (при проведении базового предметного мониторинга 1 раз в четверть и тематического мониторинга от 3 и больше работ);
- сравнимость (с результатами предыдущих работ);
- объективность.
При проведении анализа работ я пользуюсь текстовой аналитической справкой, схемами, графиками, таблицами, диаграммами, возможно их сочетание(слайд 5)
В начале 1 класса проводится мониторинг( слайд 6)
- стартовой диагностики
По стартовой диагностике определяем уровень готовности каждого ребёнка к обучению, а также с какими заданиями класс справился успешно или нет (слайд 7)
- мониторинг развития личностных и коммуникативных УУД (анкета по Н.Г.Лускановой (слайд 8), по методике «Рукавички» (Г.А.Цукерман) (слайд 9)
- мониторинг уровня адаптации проводится по 4 критериям: «эффективность учебной деятельности», «усвоение школьных норм поведения», «успешность социальных контактов», «эмоциональное благополучие». Наглядно на диаграмме определяю по каким критериям показатели более высокие. (слайд 10)
При проведении предметного мониторинга в своей работе я использую базовый и тематический контроль (слайд 11)
Базовый состоит из контрольных работ:
В начале года провожу диагностические работы (входной контроль), цель которых – определение уровня качества знаний в начале обучения. В конце каждой четверти провожу мониторинг по планируемым результатам.
После чего оформляю листы учёта и контроля знаний в виде таблиц:
(слайд 12,13- русский , математика )
Такая обработка результатов позволяет увидеть:
по горизонтали – слабоуспевающих учеников,
по вертикали – какие темы хуже усвоены обучающимися.
(слайд 14 )После анализа этих работ выделяю группы детей для дальнейшей коррекционной работы, а также параллельно веду работу с родителями о качестве выполнения домашнего задания..
На основании приведённой таблицы делаю сравнительный анализ, при помощи которого можно проследить динамику изменения успешности каждого ученика и сделать вывод: некоторые ребята остались на прежнем уровне, у кого- то повысилась или снизилась степень обученности.
По результатам контрольных работ делаю сравнительный анализ сформированности предметных УУД у обучающихся за первое полугодие. (слайд 15,16)
(слайд 17) В коррекционной работе с группами обучающихся мне помогает тематический мониторинг, который также провожу по планируемым результатам. Например, по математике – знание таблицы умножения.
Провожу несколько самостоятельных или проверочных работ, анализирую работы, данные заношу в таблицу. Между выполнением этих работ при подготовке к урокам включаю различные виды заданий, направленные на коррекцию допущенных ошибок.
(слайд 18)Результаты учебных достижений по каждой теме оформляю в виде диаграммы качества знаний . В обзорной ведомости техники чтения видно, что несмотря на то, что некоторые ученики читают не выше нормы, а то и ниже, динамика роста чтения у всех положительная (слайд 19,20)
Данный мониторинг позволяет мне получить:(слайд 21)
- объективную динамику образования ученика за определенный период обучения;
- возможность постоянно корректировать свою работу, исходя из анализа динамики;
- возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны ученика и класса в целом;
- систематический контроль над качеством знаний, полученных учениками с учетом индивидуальных возможностей обучающихся.
(слайд 22,23)В конце года провожу комплексную работу, направленную на отслеживание уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся. Анализирую, результаты заношу в таблицу, по которой наглядно видно кто из учеников достиг базового или повышенного уровня.
Метапредметный мониторинг:
(слайд 24,25)Мониторинг индивидуальных достижений провожу по карте на каждого ученика: в конце учебного года данные заносятся в Сводную таблицу , подводятся итоги работы по формированию метапредметных результатов, намечаются пути коррекции индивидуально по каждому ребёнку. Анализируя данные мониторинга, проведённые в следующем учебном году, можно сделать вывод об уровне сформированности УУД у обучающихся .(слайд 26, 27,28,29,30,31,32)
(слайд 33)Таким образом, системный подход по отслеживанию планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования позволяет определить индивидуальные достижения учащихся, выявить проблемы и скорректировать работу по достижению планируемых результатов; осуществлять преемственность между начальной и основной школами в формировании и отслеживании результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; корректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса; координировать и согласовывать деятельность учителей разных предметов, обеспечивая современное качество образования.(слайд 34).
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
При организации мониторинга соблюдаю следующие условия: продолжительность во времени систематичность сравнимость объективность
При проведении анализа работ пользуюсь: текстовой аналитической справкой диаграммами графиками таблицами схемами
Педагогическая диагностика готовности учащихся 1 класса к овладению грамотой и математикой Список обучающихся Задание № 1 Зрительное восприятие Задание № 2 Пространст венное восприятие Задание № 3 Выбор и выполнение арифметических действий Задание № 4 Сравнение множеств Задание № 5 Классификация предметов Задание № 6 Фонематический слух Задание № 7 Предпосылки к овладению Звуковым анализом Задание № 8 Произвольность (умение следовать указаниям) Общий балл 1. 2 б. 0 б. 2 б. 0 б. 3 б. 1 б. 3 б. 2 б. 13 б. из 26 2 2 б. 2 б. 2 б. 2 б. 0 б. 0б. 2 б. 2 б. 12 б. из 26 3 2 б. 2б. 3б. 0 б. 3 б. 2б. 4б. 4 б. 20 б. из 26 4 2 б. 0 б. 3 б. 4 б. 3 б. 0 б. 3б. 2б . 17 б. из 26 5 1б. 2б. 3б. 0б. 3б. 0 б. 3б. 4б. 16 б. из 26 6 1 б. 0 б. 2 б. 4 б. 2 б. 0 б. 3 б. 2 б. 14 б из 26 7 1б. 0 б. 2б. 4 б. 2б. 0 б. 2 б. 2б. 13 б. из 26 8 3б. 3б. 2 б. 2 б. 3 б. 2 б. 3 б. 4 б. 22 б. из 26. 9 2 б. 0 б. 3 б. 0 б. 3 б. 0 б. 2б. 2 б. 12 б из 26 10 3б. 3 б. 3б. 4б. 2б. 1б. 2б. 4 б. 22 б. из 26 11 3 б. 2б. 2б. 4 б. 3б. 2б. 3б. 4 б. 23 б. из 26 12 1 б. 3 б. 2 б. 0 б. 2 б. 0 б. 3 б. 2 б. 13 б. из 26 13 2 б. 0 б. 2 б. 0 б. 2б. 0б. 3б. 2б. 11 б. из 26 Всего 100 % 53 % 100 % 53 % 92 % 38% 100 % 100%
Список обучающихся Уровень общего развития Степень развития ряда неречевых функций, лежащих в основе овладения грамотой Наличие интуитивных дочисловых представлений Уровень развития речи Общее число баллов из 22 возможных 1 3 Б. ИЗ 3 2 Б. ИЗ 6 2 Б. ИЗ 7 4 Б. ИЗ 6 Б. 11 БАЛЛОВ 2 1 Б. ИЗ 3 4 Б. ИЗ 6 4 Б. ИЗ 7 2 Б. ИЗ 6 Б. 11 БАЛЛОВ 3 3 Б. ИЗ 3 4 Б. ИЗ 6 3 Б. ИЗ 7 4 Б. ИЗ 6 Б. 14 БАЛЛОВ 4 3 Б. ИЗ 3 2 Б. ИЗ 6 7 Б. ИЗ 7 3 Б. ИЗ 6 Б. 15 БАЛЛОВ 5 3 Б. ИЗ 3 3 Б. ИЗ 6 3 Б. ИЗ 7 3 Б. ИЗ 6 Б. 12 БАЛЛОВ .6 2 Б. ИЗ 3 1 Б. ИЗ 6 6 Б. ИЗ 7 3 Б. ИЗ 6 Б. 12 БАЛЛОВ 7 2 Б. ИЗ 3 1 Б. ИЗ 6 6 Б. ИЗ 7 2 Б. ИЗ 6 Б. 11 БАЛЛОВ 8 3 Б. ИЗ 3 6 Б. ИЗ 6 4 Б. ИЗ 7 5 Б. ИЗ 6 18 БАЛЛОВ 9 3 Б. ИЗ 3 2 Б. ИЗ 6 3 Б. ИЗ 7 2 Б. ИЗ 6 Б. 10 БАЛЛОВ 10 2 Б. ИЗ 3 6 Б. ИЗ 6 7 Б. ИЗ 7 3 Б. ИЗ 6 18 БАЛЛОВ 11 3 Б. ИЗ 3 5 Б. ИЗ 6 6 Б. ИЗ 7 5 Б. ИЗ 6 Б. 19 БАЛЛОВ 12 2 Б. ИЗ 3 4 Б. ИЗ 6 2 Б. ИЗ 7 3 Б. ИЗ 3Б. ИЗ 6 Б. 11 БАЛЛОВ 13 2 Б. ИЗ 3 Б. 2 Б. ИЗ 6 Б 2 Б. ИЗ 7 Б. 3 Б. ИЗ 6 Б. 9 БАЛЛОВ СРЕДНИЙ БАЛЛ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ПО КЛАССУ - 13 БАЛЛОВ 4 группы группы показателей готовности к обучению:
1 класс начало учебного года
1 класс начало учебного года
Предметный мониторинг : Тематический (проверочные и самостоятельные работы). Базовый (диагностические и контрольные работы).
Список обучающихся Пропуск букв, слов, предложения Большая буква в начале предложения Безударные гласные Замена букв Жи-ши Перенос слов Кал лиграфия Кол оши бок Отметка Яна К. + 1 4 Дарья К. + 1 4 Владимир Л. + + + 3 3 Кирилл Л. 0 5 Костя М. + + 2 4 Полина П. 0 5 Алёна Р. + + 2 3 Андрей У. + 1 4 Татьяна Ч. 0 5 Алексей Ш. + + + + + 5 2 Кирилл Ш. + + + + 4 2 % выпол. заданий 73% 91% 45% 82 % 82 % 82 % 73% Класс 2 Предмет: русский язык Контрольный диктант
Список обучаю-щихся чтение и запись двузначных чисел цифрами нахождение значений числовых выражений в пределах 100 нахождение значений числовых выражений столбиком в пределах 100 решение задачи запись обозначения треуголь ников нахождение и запись числа на числовом луче, соответ. точкам кол. оши бок отметка Яна К. + + + 3 3 Даша К. 0 5 Вова Л. + 1 4 Кирилл Л. + 1 4 Костя М. + 1 4 Полина П. 0 5 Алёна Р. + + + + 4 2 Андрей У. 0 5 Татьяна Ч. + 1 4 Алёша Ш. + + + + 4 2 Кирилл Ш + + + + + 5 2 % выпол. заданий 82 % 73% 55% 64 % 55% 91% Класс 2 Предмет: математика Контрольная работа
Список обучающихся Входящий I четверть текущий II текущий Вова Л. 3 3 2 3 3 Алексей Ш. 2 2 3 2 3 Кирилл Ш. 2 2 3 3 3 Базовый контроль Контрольные работы по русскому языку – 2 класс Список обучающихся Входящий текущий I четверть II текущий Алёна Р. 3 3 4 4 4 Алексей Ш. 2 2 2 2 3 Кирилл Ш. 2 2 3 3 3 Контрольные работы по математике – 2 класс
Сравнительный анализ сформированности предметных УУД по русскому языку обучающихся 2 класса за 2016/2017 уч.год
Сравнительный анализ сформированности предметных УУД по математике обучающихся 2 класса за 1 полугодие 2016/2017 уч.г
№ п/п Список обучающихся 1 2 3 1. Яна К. 2. Даша К. 3. Вова Л. 4. Кирилл Л. 5. Костя М. 6. Полина П. 7 . Алёна Р. 8. Андрей У. 9. Татьяна Ч. 10. Алексей Ш. 11. Кирилл Ш. Не справился Есть проблемы Молодец! Мониторинг успешности обучающихся 2 класса по математике . Тема « Умножение числа 6 и деление на 6. Шестая часть числа. »
Мониторинг успешности обучающихся 2 класса по математике тема « Умножение числа 6 и деление на 6. Шестая часть числа »
№ п/п Список обучающихся Диагностика IV четверть 2015 / 2016 уч.г. ( 1 класс) 30 слов 1 четверть 2016/2017 уч.г. (2 класс) 35 слов II четверть 2016/2017 уч.г. (2 класс) 40 слов Динамика 1. Яна К. 43 66 70 + 2. Дарья К. 46 69 69 + 3. Владимир Л.. 26 34 34 + 4. Кирилл Л. 57 69 76 + 5. Константин М. 46 71 73 + 6. Полина П. 74 84 95 + 7 . Алёна Р. 41 61 71 + 8. Андрей У. 54 63 65 + 9. Татьяна Ч. 56 66 76 + 10. Алексей Ш. 27 36 37 + 11. Кирилл Ш. 27 35 36 + Обзорная ведомость динамики роста чтения обучающихся 1 - 2 класса 2015-2016, 2016 -2017 уч.год
Обзорная ведомость динамики роста чтения обучающихся 1 - 2 класса 2015-2016, 2016 -2017 уч.год
объективную динамику образования ученика за определенный период обучения; возможность постоянно корректировать свою работу, исходя из анализа динамики; возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны ученика и класса в целом; систематический контроль над качеством знаний, полученных учениками с учетом индивидуальных возможностей учащихся. Данный мониторинг позволяет получить:
Список обучающихся Основная часть Дополнительная часть Достигнутый уровень 1. Алёна Б. 8,5б. 5 б. Базовый 2.Аня Г. 1б. 0 б. Не достигла базового 3.Дарья К. 12б. 7,5 б. Повышенный 4.Яна К. 6 б. 6 б. Базовый 5.Владимир Л. 7 б. 3 б. Базовый 6.Кирилл Л. 13 б. 8 б. Повышенный 7.Кристина М. 3 б. 0 б. Не достигла базового 8.Константин М. 14 б. 7,5 б. Повышенный 9.Полина П. 14 б. 8,5 б. Повышенный 10.Алёна Р. 9 б. 7 б. Базовый 11.Андрей У. 14 б. 8 б. Повышенный 12.Татьяна Ч. 14 б 8 б. Повышенный 13. Алексей Ш. 10 б. 5 б. Базовый 14.Кирилл Ш. 7 б. 6 б. Базовый Результаты комплексной работы обучающихся 1 класса 2015-2016уч.год
Распределение обучающихся класса по уровням сформированности учебной компетенции 1 класс
Список обучающихся Познавательные умения Регулятивные умения Коммуникативные умения Яна. К. 26 б. 18 б. 32 б Дарья. К. 35 б. 19 б. 35 б. Владимир Л. 22б. 14 б. 27 б. Кирилл Л. 33б. 18 б. 35 б Константин М. 32 б. 18 б. 34 б. Полина П. 36 б. 19 б. 35 б. Алёна Р. 31 б 18 б. 34 б. Андрей У. 35 б. 19 б. 35 б. Татьяна Ч. 35 б. 19 б. 35 б. Алексей Ш.. 21 б. 13 б. 29 б. Кирилл Ш. 21б. 13 б 29 б. Мониторинг индивидуальных достижений личностных результатов обучающихся 1 класса .
2 класс
Коммуникативные УУД В СРАВНЕНИИ ПО КЛАССАМ
Уровень развития познавательных УУД 1 класс конец уч. года
Познавательные УУД про классам
Уровень развития регулятивных УУД 1 класс конец уч. года
Уровень развития регулятивных УУД по классам
2 класс начало учебного года
Системный подход к отслеживанию планируемых результатов позволяет : - определить индивидуальные достижения учащихся; - выявить проблемы и скорректировать работу по достижению планируемых результатов; -осуществлять преемственность между начальной и основной школами в формировании и отслеживании результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; - корректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса; -координировать и согласовывать деятельность учителей разных предметов, обеспечивая современное качество образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете на тему: "Интегрированные уроки в начальной школе".
Всё про интеграцию в начальной школе....
Обобщение педагогического опыта по теме: "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной активности обучающихся"
Значительные изменения в обществе не могли затронуть и изменения в образовании. Изменения технологий в информационной, коммуникационной и других сферах требуют и изменения технологических аспектов обр...
Выступление на районных педагогических чтениях по теме «Инновации в обучении – инвестиции в будущее»
Районные педагогические чтения«Инновации в обучении – инвестиции в будущее»ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «Активные методы обучения на уро...
Выступление на Педагогическом совете на тему: "Образовательный процесс в начальной школе в условиях нового ФГОС"
Об особенностях образовательного процесса в начальной школе на этапе введения ФГОС...
Формирование волевой саморегуляции как составляющая педагогического контроля и оценки образовательных достижений в начальной школе
Введение ФГОС ставит перед учителем задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширению оценочного инструментария. Система оценивания занимает особое место в ФГОС. акт...
Выступление на педагогическом совете по теме "Причины неуспеваемости в начальной школе" (2014г.)
Со держит презентацию и конспект по теме "Причины неуспеваемости в начальной школе....
Выступление на педагогическом совете по теме: "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"
Здоровье человека на 50% зависит от образа жизни. Жизнь учащихся всецело связана со школой, поэтому именно учитель может сделать для здоровья шк...