Выступление на муниципальных педагогических чтениях по теме"Мониторинг образовательных достижений обучающихся начальной школы."
учебно-методический материал (3 класс) по теме

Немчанинова Ольга Михайловна

Выступление на муниципальных  педагогических чтениях  по теме «Мониторинг   образовательных  достижений  обучающихся    в начальной школе». Как отслеживать формирование УУД у младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на муниципальных  педагогических чтениях                                                  по теме «Мониторинг   образовательных  достижений  обучающихся                                   в начальной школе» ( из опыта работы)

 (слайд 1) Федеральные государственные образовательные стандарты задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Теперь результативность складывается из единого комплекса показателей, описывающих предметные, метапредметные и  личностные достижения ребенка. Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий (УУД) и эффективности собственной педагогической работы является мониторинг.(слайд 2)Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения. Для того, чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводить его необходимо регулярно, с опорой на перечень УУД, подлежащих формированию и оценке.

(слайд 3)Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.                                              

У меня, как у учителя, работающего по новым образовательным стандартам с 2011 года, сложилась система мониторинга качества образования по отслеживанию уровня сформированности предметных , личностных и метапредметных учебных действий  обучающихся. Использую различный  апробированный методический  инструментарий оценки  достижения планируемых результатов  и  копилка методик  пополняется. Если  у  кого-то  имеется  потребность  в данном  материале, могу  предоставить  в электронном  виде  и 1 методика в печатном  варианте («карта наблюдений за  индивидуальными  достижениями ученика» )Некоторые результаты мониторинга можно наглядно  посмотреть в папках.

При организации мониторинга соблюдаю следующие условия:(слайд 4)

  • продолжительность во времени (все 4 года обучения в начальной школе);
  • систематичность (при проведении базового предметного мониторинга 1 раз в четверть  и  тематического  мониторинга от 3 и больше работ);
  • сравнимость (с результатами предыдущих работ);
  • объективность.

При проведении анализа работ я пользуюсь текстовой аналитической справкой, схемами, графиками, таблицами, диаграммами, возможно их сочетание(слайд 5)

В  начале 1 класса проводится мониторинг( слайд 6)

 - стартовой диагностики

По  стартовой диагностике  определяем уровень готовности  каждого  ребёнка  к обучению, а также с  какими заданиями класс справился  успешно  или нет (слайд 7)

- мониторинг  развития личностных и  коммуникативных  УУД (анкета по Н.Г.Лускановой  (слайд 8), по  методике «Рукавички» (Г.А.Цукерман) (слайд 9)

- мониторинг  уровня  адаптации проводится  по  4 критериям: «эффективность учебной деятельности», «усвоение  школьных норм поведения», «успешность социальных контактов», «эмоциональное благополучие». Наглядно на диаграмме определяю по каким  критериям показатели более  высокие. (слайд 10)

При проведении предметного мониторинга в своей работе я использую базовый и тематический контроль  (слайд 11)

Базовый состоит из контрольных работ:

В начале         года провожу диагностические работы (входной контроль), цель которых – определение уровня качества знаний в начале обучения. В конце каждой четверти провожу мониторинг по планируемым результатам.

После чего оформляю листы учёта и контроля знаний в виде таблиц:

(слайд 12,13- русский , математика )

Такая обработка результатов позволяет увидеть:

по горизонтали – слабоуспевающих учеников,

по вертикали – какие темы хуже усвоены обучающимися.

 

(слайд 14 )После анализа этих работ выделяю группы детей для дальнейшей коррекционной  работы, а также параллельно веду работу с родителями о качестве выполнения домашнего  задания..

На основании приведённой таблицы делаю сравнительный анализ, при помощи которого можно проследить динамику  изменения успешности каждого ученика и сделать вывод: некоторые ребята остались на прежнем уровне, у кого- то повысилась или снизилась степень обученности.

По  результатам контрольных работ  делаю сравнительный анализ    сформированности  предметных УУД   у обучающихся  за первое  полугодие. (слайд 15,16)

(слайд 17) В коррекционной работе с группами обучающихся мне помогает тематический мониторинг, который также провожу по планируемым результатам. Например, по математике – знание  таблицы умножения.

     Провожу несколько самостоятельных или проверочных работ, анализирую работы,  данные заношу в таблицу. Между выполнением этих работ при подготовке к урокам включаю различные виды заданий, направленные на коррекцию  допущенных ошибок.

(слайд 18)Результаты учебных достижений по каждой теме оформляю в виде диаграммы качества знаний . В обзорной ведомости техники чтения видно, что несмотря на то, что некоторые ученики читают не выше нормы, а то и ниже, динамика роста чтения у всех положительная  (слайд 19,20)

 Данный мониторинг позволяет мне получить:(слайд 21)

  • объективную динамику образования ученика за определенный период обучения;
  • возможность постоянно корректировать свою работу, исходя из анализа динамики;
  • возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны ученика и класса в целом;
  • систематический контроль над качеством знаний, полученных учениками с учетом индивидуальных возможностей обучающихся.

 (слайд 22,23)В конце  года  провожу комплексную работу, направленную на отслеживание уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся. Анализирую, результаты заношу в таблицу, по которой наглядно видно кто из  учеников  достиг базового  или повышенного  уровня.

Метапредметный  мониторинг:

(слайд 24,25)Мониторинг индивидуальных достижений   провожу по   карте  на каждого ученика:  в конце учебного года   данные  заносятся в Сводную таблицу , подводятся итоги работы по формированию метапредметных результатов, намечаются пути коррекции  индивидуально по каждому ребёнку. Анализируя  данные мониторинга, проведённые в следующем  учебном  году, можно  сделать  вывод об  уровне  сформированности УУД  у  обучающихся .(слайд 26, 27,28,29,30,31,32)

          (слайд 33)Таким образом, системный подход по  отслеживанию планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования позволяет определить индивидуальные достижения учащихся, выявить проблемы и скорректировать работу по достижению планируемых результатов; осуществлять преемственность между  начальной и основной школами в формировании и отслеживании результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; корректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса; координировать и согласовывать деятельность учителей разных предметов, обеспечивая современное качество образования.(слайд 34).

                                         Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мониторинг образовательных достижений обучающихся начальной школы.

Слайд 2

Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения

Слайд 3

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Слайд 4

При организации мониторинга соблюдаю следующие условия: продолжительность во времени систематичность сравнимость объективность

Слайд 5

При проведении анализа работ пользуюсь: текстовой аналитической справкой диаграммами графиками таблицами схемами

Слайд 6

Педагогическая диагностика готовности учащихся 1 класса к овладению грамотой и математикой Список обучающихся Задание № 1 Зрительное восприятие Задание № 2 Пространст венное восприятие Задание № 3 Выбор и выполнение арифметических действий Задание № 4 Сравнение множеств Задание № 5 Классификация предметов Задание № 6 Фонематический слух Задание № 7 Предпосылки к овладению Звуковым анализом Задание № 8 Произвольность (умение следовать указаниям) Общий балл 1. 2 б. 0 б. 2 б. 0 б. 3 б. 1 б. 3 б. 2 б. 13 б. из 26 2 2 б. 2 б. 2 б. 2 б. 0 б. 0б. 2 б. 2 б. 12 б. из 26 3 2 б. 2б. 3б. 0 б. 3 б. 2б. 4б. 4 б. 20 б. из 26 4 2 б. 0 б. 3 б. 4 б. 3 б. 0 б. 3б. 2б . 17 б. из 26 5 1б. 2б. 3б. 0б. 3б. 0 б. 3б. 4б. 16 б. из 26 6 1 б. 0 б. 2 б. 4 б. 2 б. 0 б. 3 б. 2 б. 14 б из 26 7 1б. 0 б. 2б. 4 б. 2б. 0 б. 2 б. 2б. 13 б. из 26 8 3б. 3б. 2 б. 2 б. 3 б. 2 б. 3 б. 4 б. 22 б. из 26. 9 2 б. 0 б. 3 б. 0 б. 3 б. 0 б. 2б. 2 б. 12 б из 26 10 3б. 3 б. 3б. 4б. 2б. 1б. 2б. 4 б. 22 б. из 26 11 3 б. 2б. 2б. 4 б. 3б. 2б. 3б. 4 б. 23 б. из 26 12 1 б. 3 б. 2 б. 0 б. 2 б. 0 б. 3 б. 2 б. 13 б. из 26 13 2 б. 0 б. 2 б. 0 б. 2б. 0б. 3б. 2б. 11 б. из 26 Всего 100 % 53 % 100 % 53 % 92 % 38% 100 % 100%

Слайд 7

Список обучающихся Уровень общего развития Степень развития ряда неречевых функций, лежащих в основе овладения грамотой Наличие интуитивных дочисловых представлений Уровень развития речи Общее число баллов из 22 возможных 1 3 Б. ИЗ 3 2 Б. ИЗ 6 2 Б. ИЗ 7 4 Б. ИЗ 6 Б. 11 БАЛЛОВ 2 1 Б. ИЗ 3 4 Б. ИЗ 6 4 Б. ИЗ 7 2 Б. ИЗ 6 Б. 11 БАЛЛОВ 3 3 Б. ИЗ 3 4 Б. ИЗ 6 3 Б. ИЗ 7 4 Б. ИЗ 6 Б. 14 БАЛЛОВ 4 3 Б. ИЗ 3 2 Б. ИЗ 6 7 Б. ИЗ 7 3 Б. ИЗ 6 Б. 15 БАЛЛОВ 5 3 Б. ИЗ 3 3 Б. ИЗ 6 3 Б. ИЗ 7 3 Б. ИЗ 6 Б. 12 БАЛЛОВ .6 2 Б. ИЗ 3 1 Б. ИЗ 6 6 Б. ИЗ 7 3 Б. ИЗ 6 Б. 12 БАЛЛОВ 7 2 Б. ИЗ 3 1 Б. ИЗ 6 6 Б. ИЗ 7 2 Б. ИЗ 6 Б. 11 БАЛЛОВ 8 3 Б. ИЗ 3 6 Б. ИЗ 6 4 Б. ИЗ 7 5 Б. ИЗ 6 18 БАЛЛОВ 9 3 Б. ИЗ 3 2 Б. ИЗ 6 3 Б. ИЗ 7 2 Б. ИЗ 6 Б. 10 БАЛЛОВ 10 2 Б. ИЗ 3 6 Б. ИЗ 6 7 Б. ИЗ 7 3 Б. ИЗ 6 18 БАЛЛОВ 11 3 Б. ИЗ 3 5 Б. ИЗ 6 6 Б. ИЗ 7 5 Б. ИЗ 6 Б. 19 БАЛЛОВ 12 2 Б. ИЗ 3 4 Б. ИЗ 6 2 Б. ИЗ 7 3 Б. ИЗ 3Б. ИЗ 6 Б. 11 БАЛЛОВ 13 2 Б. ИЗ 3 Б. 2 Б. ИЗ 6 Б 2 Б. ИЗ 7 Б. 3 Б. ИЗ 6 Б. 9 БАЛЛОВ СРЕДНИЙ БАЛЛ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ПО КЛАССУ - 13 БАЛЛОВ 4 группы группы показателей готовности к обучению:

Слайд 8

1 класс начало учебного года

Слайд 9

1 класс начало учебного года

Слайд 11

Предметный мониторинг : Тематический (проверочные и самостоятельные работы). Базовый (диагностические и контрольные работы).

Слайд 12

Список обучающихся Пропуск букв, слов, предложения Большая буква в начале предложения Безударные гласные Замена букв Жи-ши Перенос слов Кал лиграфия Кол оши бок Отметка Яна К. + 1 4 Дарья К. + 1 4 Владимир Л. + + + 3 3 Кирилл Л. 0 5 Костя М. + + 2 4 Полина П. 0 5 Алёна Р. + + 2 3 Андрей У. + 1 4 Татьяна Ч. 0 5 Алексей Ш. + + + + + 5 2 Кирилл Ш. + + + + 4 2 % выпол. заданий 73% 91% 45% 82 % 82 % 82 % 73% Класс 2 Предмет: русский язык Контрольный диктант

Слайд 13

Список обучаю-щихся чтение и запись двузначных чисел цифрами нахождение значений числовых выражений в пределах 100 нахождение значений числовых выражений столбиком в пределах 100 решение задачи запись обозначения треуголь ников нахождение и запись числа на числовом луче, соответ. точкам кол. оши бок отметка Яна К. + + + 3 3 Даша К. 0 5 Вова Л. + 1 4 Кирилл Л. + 1 4 Костя М. + 1 4 Полина П. 0 5 Алёна Р. + + + + 4 2 Андрей У. 0 5 Татьяна Ч. + 1 4 Алёша Ш. + + + + 4 2 Кирилл Ш + + + + + 5 2 % выпол. заданий 82 % 73% 55% 64 % 55% 91% Класс 2 Предмет: математика Контрольная работа

Слайд 14

Список обучающихся Входящий I четверть текущий II текущий Вова Л. 3 3 2 3 3 Алексей Ш. 2 2 3 2 3 Кирилл Ш. 2 2 3 3 3 Базовый контроль Контрольные работы по русскому языку – 2 класс Список обучающихся Входящий текущий I четверть II текущий Алёна Р. 3 3 4 4 4 Алексей Ш. 2 2 2 2 3 Кирилл Ш. 2 2 3 3 3 Контрольные работы по математике – 2 класс

Слайд 15

Сравнительный анализ сформированности предметных УУД по русскому языку обучающихся 2 класса за 2016/2017 уч.год

Слайд 16

Сравнительный анализ сформированности предметных УУД по математике обучающихся 2 класса за 1 полугодие 2016/2017 уч.г

Слайд 17

№ п/п Список обучающихся 1 2 3 1. Яна К. 2. Даша К. 3. Вова Л. 4. Кирилл Л. 5. Костя М. 6. Полина П. 7 . Алёна Р. 8. Андрей У. 9. Татьяна Ч. 10. Алексей Ш. 11. Кирилл Ш. Не справился Есть проблемы Молодец! Мониторинг успешности обучающихся 2 класса по математике . Тема « Умножение числа 6 и деление на 6. Шестая часть числа. »

Слайд 18

Мониторинг успешности обучающихся 2 класса по математике тема « Умножение числа 6 и деление на 6. Шестая часть числа »

Слайд 19

№ п/п Список обучающихся Диагностика IV четверть 2015 / 2016 уч.г. ( 1 класс) 30 слов 1 четверть 2016/2017 уч.г. (2 класс) 35 слов II четверть 2016/2017 уч.г. (2 класс) 40 слов Динамика 1. Яна К. 43 66 70 + 2. Дарья К. 46 69 69 + 3. Владимир Л.. 26 34 34 + 4. Кирилл Л. 57 69 76 + 5. Константин М. 46 71 73 + 6. Полина П. 74 84 95 + 7 . Алёна Р. 41 61 71 + 8. Андрей У. 54 63 65 + 9. Татьяна Ч. 56 66 76 + 10. Алексей Ш. 27 36 37 + 11. Кирилл Ш. 27 35 36 + Обзорная ведомость динамики роста чтения обучающихся 1 - 2 класса 2015-2016, 2016 -2017 уч.год

Слайд 20

Обзорная ведомость динамики роста чтения обучающихся 1 - 2 класса 2015-2016, 2016 -2017 уч.год

Слайд 21

объективную динамику образования ученика за определенный период обучения; возможность постоянно корректировать свою работу, исходя из анализа динамики; возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны ученика и класса в целом; систематический контроль над качеством знаний, полученных учениками с учетом индивидуальных возможностей учащихся. Данный мониторинг позволяет получить:

Слайд 22

Список обучающихся Основная часть Дополнительная часть Достигнутый уровень 1. Алёна Б. 8,5б. 5 б. Базовый 2.Аня Г. 1б. 0 б. Не достигла базового 3.Дарья К. 12б. 7,5 б. Повышенный 4.Яна К. 6 б. 6 б. Базовый 5.Владимир Л. 7 б. 3 б. Базовый 6.Кирилл Л. 13 б. 8 б. Повышенный 7.Кристина М. 3 б. 0 б. Не достигла базового 8.Константин М. 14 б. 7,5 б. Повышенный 9.Полина П. 14 б. 8,5 б. Повышенный 10.Алёна Р. 9 б. 7 б. Базовый 11.Андрей У. 14 б. 8 б. Повышенный 12.Татьяна Ч. 14 б 8 б. Повышенный 13. Алексей Ш. 10 б. 5 б. Базовый 14.Кирилл Ш. 7 б. 6 б. Базовый Результаты комплексной работы обучающихся 1 класса 2015-2016уч.год

Слайд 23

Распределение обучающихся класса по уровням сформированности учебной компетенции 1 класс

Слайд 24

Список обучающихся Познавательные умения Регулятивные умения Коммуникативные умения Яна. К. 26 б. 18 б. 32 б Дарья. К. 35 б. 19 б. 35 б. Владимир Л. 22б. 14 б. 27 б. Кирилл Л. 33б. 18 б. 35 б Константин М. 32 б. 18 б. 34 б. Полина П. 36 б. 19 б. 35 б. Алёна Р. 31 б 18 б. 34 б. Андрей У. 35 б. 19 б. 35 б. Татьяна Ч. 35 б. 19 б. 35 б. Алексей Ш.. 21 б. 13 б. 29 б. Кирилл Ш. 21б. 13 б 29 б. Мониторинг индивидуальных достижений личностных результатов обучающихся 1 класса .

Слайд 26

2 класс

Слайд 27

Коммуникативные УУД В СРАВНЕНИИ ПО КЛАССАМ

Слайд 28

Уровень развития познавательных УУД 1 класс конец уч. года

Слайд 30

Познавательные УУД про классам

Слайд 31

Уровень развития регулятивных УУД 1 класс конец уч. года

Слайд 33

Уровень развития регулятивных УУД по классам

Слайд 34

2 класс начало учебного года

Слайд 35

Системный подход к отслеживанию планируемых результатов позволяет : - определить индивидуальные достижения учащихся; - выявить проблемы и скорректировать работу по достижению планируемых результатов; -осуществлять преемственность между начальной и основной школами в формировании и отслеживании результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; - корректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса; -координировать и согласовывать деятельность учителей разных предметов, обеспечивая современное качество образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме: "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной активности обучающихся"

Значительные изменения в обществе не могли затронуть и изменения в образовании. Изменения технологий в информационной, коммуникационной и других сферах требуют и изменения технологических аспектов обр...

Выступление на районных педагогических чтениях по теме «Инновации в обучении – инвестиции в будущее»

Районные педагогические чтения«Инновации в обучении – инвестиции в будущее»ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:            «Активные методы обучения на уро...

Выступление на Педагогическом совете на тему: "Образовательный процесс в начальной школе в условиях нового ФГОС"

Об особенностях образовательного процесса в начальной школе на этапе введения ФГОС...

Формирование волевой саморегуляции как составляющая педагогического контроля и оценки образовательных достижений в начальной школе

Введение ФГОС ставит перед учителем задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширению оценочного инструментария. Система оценивания занимает особое место в ФГОС. акт...

Выступление на педагогическом совете по теме "Причины неуспеваемости в начальной школе" (2014г.)

Со держит презентацию и конспект по теме "Причины неуспеваемости в начальной школе....

Выступление на педагогическом совете по теме: "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

              Здоровье человека на 50% зависит от образа жизни. Жизнь учащихся всецело связана со школой, поэтому именно учитель может сделать для здоровья шк...