Система оценки образовательных достижений обучающихся начальной школы
методическая разработка
Файл содержит содержательный аспект оценивания образовательных результатов обучающихся. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. Приведены примеры критериев оценивания разных видов деятельности как в урочное время, так и вне урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy_fem.doc | 204.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания образовательных достижений в начальной школе.
Формы и методы оценивания.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в нашей школе методическим объединением учителей начальных классов разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
- использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:
- сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,
- ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
- сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
- сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
- сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
- знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности.
А потому оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов:
Оценивание является постоянным процессом, естественным образом, интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленных за период обучения отметок.
Оценивание может быть критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности»
Всё это требует пересмотра существующей практически повсеместно системы оценивания, выраженной в баллах по пятибалльной (а точнее, по четырехбалльной ) шкале.
Такая оценка ограничивается сугубо утилитарной целью: проверить степень усвоения знаний, выработку умений и навыков по конкретному учебному предмету и носит крайне неинформативный характер как для учителя, поскольку не позволяет ему выносить суждения об эффективности программы обучения, ни об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся, так и для ученика, поскольку дает ему информацию лишь об общем уровне выполнения программы, но не о характере испытываемых затруднений, не позволяет развивать рефлексию и такие универсальные учебные действия, как умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Следовательно, в школе требуется создать такую систему оценивания, которая бы точно и объективно позволяла бы отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика — как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и давала бы действительно целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов обучения.
Один из таких методов — проведение итоговых комплексных проверочных работ в конце каждого года обучения.
Методами, служащими цели получения интегральных оценок, являются также портфолио, выставки и презентации крупных целостных, законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени, и требующие для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности — от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний.
Таким образом, складывается следующая совокупность данных об отдельных сторонах учения ребенка и его учебных достижениях: листы наблюдений, отражающие динамику образовательных достижений учащихся (начиная с 1-го класса) по следующим показателям:
Оценка выполнения работы, отражающая малочисленные, но существенно более объективные данные об особенностях выполнения отдельных видов учебной деятельности учащимися; причем все результаты, выводы и оценки в этом случае могут быть перепроверены, поскольку такая оценка делается на основе аудио- и видеозаписей, письменной фиксации фактов.
Результаты тестирования, отражающие, как правило, учебные достижения учащихся в освоении материала от дельных тем курса. В приводимых рекомендациях этот метод следует использовать на этапе проведения тематических зачетных работ, а также на этапе стартовой диагностики.
Принципы современной системы оценивания:
- в центре оценивания – ученик;
- учитель определяет что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию;
- оценивание – непрерывный процесс, запускающий механизм обратной связи, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели.
Цель оценивания – улучшать качество учения.
Процесс оценивания - один из самых важных в нашей работе. От правильного оценивания зависит отношение ученика к изучаемому предмету, взаимоотношения между учеником и учителем, между учениками внутри группы. Правильное оценивание - залог успешной работы, как ученика, так и учителя.
Оценивание также является и результатом, показателем, на сколько полно, правильно усвоены знания, какие умения приобретены, какие навыки развиты. Несомненно, оценивание может стимулировать учебный процесс. Через оценивание учащиеся видят свой прогресс, оценивание "подогревает" стремление узнать больше.
Методы и приемы, которые использует учитель для вовлечения учащихся в процесс оценивания, имеют универсальный характер и могут быть адаптированы к потребностям учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям.
В своей работе я использую критериальные модели оценивания: самооценивание, взаимооценивание, рефлексию.
В начальной школе дети очень любят оценивать себя. Поэтому вместе с детьми разрабатываем критерии к разным видам деятельности.
НАПРИМЕР:
Критерии для самоанализа деятельности ученика на уроке и дома
Критерии оценки | На сколько баллов я оцениваю свою работу (от 1 до 5) | Оценка учителя |
1. Готовясь к уроку дома, я Поработал на … | ||
2.Я выучил (повторил) необходимую лексику, грамматику на … | ||
3. Я выполнил письменное задание на … | ||
4. Я работал со словарём на … | ||
5. Я использовал дополнительный материал на … | ||
6. Я подготовил устное задание на … | ||
7. Моё участие в работе на уроке можно оценить на … | ||
8. Моя реальная отметка за урок | ||
9. Какую отметку в журнал я бы сам себе поставил … | ||
Что я могу сделать, чтобы улучшить свой результат: | ||
1. Быть внимательнее на уроке | ||
2. Активнее работать на уроке | ||
3. Сразу просить объяснить то, что непонятно | ||
4. Получить консультацию учителя | ||
5. Воспользоваться помощью товарищей | ||
6. Увеличить количество времени на подготовку к уроку дома | ||
7. Другое |
Лист самооценивания работы на уроке литературного чтения
Что делаем на уроке | Отметка о выполнении: «!» - всё верно, «+» - есть ошибки, « –» - не справились. | Дополнение учителя к оценке |
| ||
| ||
| ||
| ||
6. Общий итог по уроку. |
Лист оценивания работы обучающегося на уроке математики
Задание | Правильность выполнения | Оценка о выполнении (!, +, –) | |||||||||
« Посчитай» | |||||||||||
«Реши задачу» | Кр. запись | Решение | Ответ | Схема | |||||||
«Подумай и сравни» |
Оцени свою работу. Отметь нужное место на линейке знаком X.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
На уроках русского языка часто использую листы самооценивания для проверки усвоения знаний как пройденного, так и нового материала.
Ф.И. | ||||
Задание по русскому языку | ||||
Проверяемое | Проверочное | |||
ед.ч. или мн. ч. | уменьш. – ласкательное | Другое однокоренное | ||
Ст…ной | ||||
Л..сичка | ||||
Л…сной | ||||
Тр…ва | ||||
Сл…ва | ||||
Оценка работы обучающегося | «!» - всё правильно «+» - есть ошибки, но сам исправил «-» - не выполнил задание | Оценка учителя |
Также прием самооценки применяю при работе с тестами на разных уроках: выполненные тесты мои ученики проверяют сами по слайдам-ответам. Сами выставляют себе количество баллов, а потом я беру тетради на проверку и сравниваю оценку ученика со своей оценкой.
Использовать самооценку можно и во внеурочной деятельности.
Лист самооценки творческого дела
Ф.И. ученик ___________________
Необыкновенный результат, его будет сложно повторить | ||||
Очень доволен, так как результат отличается от обычного | ||||
Доволен, похоже на то, что делаю обычно | ||||
Цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе |
Практикую на своих уроках парное взаимооценивание, так называемая взаимопроверка.
Лист взаимооценки выразительного чтения
Критерии чтения | Я как исполнитель | Мнение слушателя |
Названы автор и заглавие произведения | ||
Передано настроение автора и героя | ||
Голосом выделены ключевые слова каждой смысловой части | ||
Соблюдены паузы внутри и в конце высказываний | ||
Выбран необходимый темп чтения | ||
Текст прочитан с необходимой громкостью | ||
Удачно нарисован голосом словесный образ…. | ||
Слушателям понятно то, о чём было прочитано |
Критерии оценивания использую и при групповой работе. Учащиеся оценивают себя и друг друга при выполнении задания по весу участия каждого в групповой работе.
Лист оценивания на уроке технологии
Название группы ______________________________
Фамилия и имя ___________________________________
Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
- Все ли члены группы принимали участие в работе?
А. Да, все работали одинаково.
Б. Нет, работал только один.
В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
- Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
А. Работали дружно, ссор не было.
Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
- Тебе нравится результат работы группы?
А. Да, все получилось хорошо.
Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
В. Нет, не нравится.
- Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.
01 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Лист оценки работы в группе над проектом
По каждому пункту ученикам предлагается выставить баллы от 0 до 5.
Критерии самооценки | |||||||
1 | Мы тщательно изучили тему проекта | ||||||
2 | Мы ознакомились с критериями оценивания проектной работы | ||||||
3 | Мы распределили обязанности участников проекта | ||||||
4 | Мы провели исследование по теме проекта | ||||||
5 | Каждый участник команды участвовал в сборе информации | ||||||
6 | Мы умеем работать в группе | ||||||
7 | Мы подобрали необходимый изобразительный и музыкальный ряд для презентации проекта | ||||||
8 | Мы правильно распределили время работы над проектом | ||||||
9 | Мы научились анализировать свои действия | ||||||
10 | Мы научились представлять результаты своего труда | ||||||
11 | Мы научились создавать презентации для представления проекта | ||||||
12 | Мы умеем употреблять в речи изученную лексику по теме проекта | ||||||
13 | Мы умеем работать с информационными ресурсами в сети Интернет | ||||||
14 | Мы научились защищать свой проект перед аудиторией | ||||||
Итого (балл) |
В процессе работы учащиеся пытаются оценить качество своего проекта, сверяясь с критериями и получая комментарии от учителя. Ученик видит, где он не достиг нужного результата и корректирует свою деятельность. Конечно, учащиеся не всегда объективны, поэтому отметки учителя и учеников могут отличаться.
Карточка взаимооценивания результатов работы в группе
Оцените работу всех членов группы, запишите результаты в таблицу, сдайте карточку учителю.
Задание 1: соотнеси тексты и их заголовки | Задание 2: задай 3 вопроса по содержанию текста | Задание 3: ответь на вопросы одноклас- сников | Задание 4: выскажи свое мнение по данному вопросу | |||||
текст1 | текст2 | текст3 | вопрос1 | вопрос2 | вопрос3 | количество правильных ответов | задание выполнено + задание не выполнено - | |
ученик 1 | + | - | + | + | + | - | + + | + |
ученик 2 | + | + | - | + | - | - | + + + | + |
ученик 3 |
1 «+» = 1 балл
9-10 баллов - отметка «5»
7-8 баллов – отметка «4»
5-6 баллов – отметка «3»
менее 5 баллов – Отметка «2»
В начальной школе дети очень любят участвовать в оценке других детей.
Зная заранее критерии оценивания, ученики более осознанно подходят к выполнению заданий и объективно оценивают свои собственные достижения, а также достижения своих одноклассников.
В конце урока обучающиеся проводят самооценку собственной деятельности или так называемую рефлексию. Каждый отмечает для себя уровень сложности материала, свою активность на уроке и свой личностный рост.
Рассмотрим варианты рефлексивных заданий, которые можно использовать на уроках.
1. Наш урок (мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать...
- Мне больше всего удалось...
- А особенно удалось...
- Что я получил от этого урока, мероприятия?
- За что ты можешь себя похвалить?
- За что ты можешь похвалить одноклассников?
- За что ты можешь похвалить учителя?
2. Мои достижения на уроке...
Сегодня на уроке я (мне):
- Научился...
- Было интересно...
- Было трудно...
- Мои ощущения...
3. Урок привлек меня тем ...
- Показался интересным...
- Взволновал...
- Заставил задуматься...
- Навел меня на размышления...
4. Я выбрал эти задания на уроке, потому что:
- Они мне нравятся больше остальных;
- Я чувствую, что справлюсь с ними лучше, чем с другими
заданиями;
- Они легче остальных заданий;
- Затрудняюсь ответить.
5.. «Лесенка успеха»
1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и формы оценки образовательных достижений в начальной школе.
Презентация по теме: "Методы и формы оценки образовательных достижений в начальной школе". Выступление на МО учителей начальных классов....
Формирование волевой саморегуляции как составляющая педагогического контроля и оценки образовательных достижений в начальной школе
Введение ФГОС ставит перед учителем задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширению оценочного инструментария. Система оценивания занимает особое место в ФГОС. акт...
Система оценки образовательных достижений в начальной школе.
Презентация к выспуплению на республиканском семинаре учителей начальных классов....
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий и система оценки образовательных достижений обучающихся в условиях ФГОС
Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в общеобразовательной школе....
Система оценивания образовательных достижений обучающихся начальной школы.
В соответствии с ФГОС, в котором содержатся четкие требования к системе оценки достижений планируемых результатов, система оценки должна:1. Фиксировать цели оценочной деятельности:а) ориент...
Система оценивания образовательных достижений в начальной школе
Система оценивания – сложная и многофункциональная система, включающая текущую и итоговуюоценку результатов деятельности младших школьников.Основой для оценки динамики индивидуальных...
Проектирование инструментария для оценки предметных достижений обучающихся начальной школы по окружающему миру
Подборка заданий для оценки предметных достижений обучающихся начальной школы по окружающему миру...