Система оценки образовательных достижений в начальной школе.
презентация к уроку на тему
Презентация к выспуплению на республиканском семинаре учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_14.04.ppt | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Л.С. Выготский о проблеме отметки и оценки «... награда и наказание являются психологически совершенно недопустимым средством в школе..». Д.Б. Эльконин о контроле и оценки «Контроль – это действие за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий..» С чего начать? Есть основание думать, что рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля Действия контроля и оценки в рамках урочной и внеурочной деятельности младших школьников.
В.В Давыдов о контроле и оценки «Оценка – действие по определению наличия или отсутствия у себя общего способа решения тех или иных задач» «Действие оценки – это и есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостает» «Контроль заключается в определении соответствия учебных действий условиям и требованиям учебной задачи. Он помогает ученику, меняя операционный состав действий, выявлять их связь с теми или иными особенностями условий задачи и получаемого результата»
Три основных линии контрольно-оценочных действий в образовательном процессе Первая Вторая Третья общественное мнение и установление положительных критических отношений в коллективе класса диагностика, коррекция и стимулирование учебной деятельности школьника самооценка (внутренняя, рефлексивная оценка).
ПРИМЕР ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Сопоставлять, сравнивать результаты: ответы, решения, свои действия с предложенным для обсуждения. Обнаруживать сходства, различия. Выбирать образец (то, чему можно следовать). Находить и исправлять ошибки. 1 класс Определять критерии оценивания. Классифицировать ошибки. Фиксировать схематично способы решения задач. Работать с готовыми алгоритмами для контроля, оценивания работы. Восстанавливать процесс выполнения, задачи. 2 класс
Определять причины ошибок. Контролировать процесс выполнения в целом или отдельных его частей. Составлять собственные алгоритмы, схемы для контроля и оценивания. Составлять задания. Определять темы и содержание контрольных работ, зачетов. Составлять задания разного уровня сложности. Выступать в роли учителя для младших школьников. 4 класс 3 класс
1 этап - 1 класс переходный от дошкольного к школьному образованию Освоение операционного (процессуального) контроля (сопоставление действий учащихся с заданным образцом); Соотнесение оценки учащегося с оценкой учителя, работа над критериями; - рефлексивная оценка ( знание- незнание) -сравнивать действия (отдельные операции) и результат с готовым образцом; по критериям оценивать свои действия и соот- носить свою оценку с оценкой учителя; - предъявлять на оценку свои достижения Содержание КОД Результат КОД
этап – 2 - 4 классы Опробование форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества Пооперационный контроль как средство определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин ошибок; - Формирование рефлексивного контроля (анализ основания собственного действия); Формирование прогностической оценки (работа по выбору заданий) Определять возможные «ошибкоопасные» места; Устанавливать возможные причины ошибок и намечать план их ликвидации; Устанавливать границу применимости СД; -Классифицировать задания по уровню сложности, выбирать объем и уровень сложности. Содержание КОД Результат КОД
З этап – 4- 5 классы Переходный от начальной к основной школе (рефлексивный этап) Определение критериев оценки (что будет проверяться); -составление проверочных заданий ( в том числе и с «ловушкой»); -выделение сложности задания; Создание образца для проверки; -Характеристика ошибок и их причины; - Составление корректировочных заданий -выход на полный цикл КОД; Сформированность КОД как основы учебной самостоятельности для основной школы Содержание КОД Результат КОД
Типы заданий для формирования контрольно-оценочной самостоятельности Типы заданий : 1) Учащийся выделяет критерии и оценивает свое выполнение задания по этим критериям. (Истинные критерии должны быть скрыты от учащегося). 2) Дано задание с решением и выделено несколько критериев. Учащимся необходимо оценить правильность выполнения задания по этим критериям. (Решение такое, что части критериев оно удовлетворяет, а другой части – нет.) 3) Даны несколько заданий. Ученик должен оценить, какие он может решить, а какие – нет. 4) Дано задание (или задания) и приведены ошибочные решения (способы решения должны быть подробно показаны). Ошибочные решения должны быть двух типов: а) ответ правильный, но способ решения неправильный, б) способ правильный, но ответ неправильный. Ученик должен найти ошибки и указать их причины . 5) Дано задание и небольшой справочник. При решении учащийся должен использовать справочник. (Задание должно быть таким, чтобы выполнить его без справочника учащийся не мог). 6) Дается задание, его решение, содержащее ошибку, и набор карточек. Нужно выбрать ту карточку, которая поможет разобраться с ошибкой.
Педагогические приемы формирования действий контроля и оценки у младших школьников 1. «Волшебные линеечки» ( изобретение оценочных шкал самими школьниками) 2. «Прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения задачи) 3 . «Задания-ловушки» (рефлексия освоенного способа) 4. «Составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест) 5. «Составление задачи, подобной данной»
6. «Классификация задач по способу их решения» ( выделение общего способа действия) 7. « Обнаружение ошибки» 8. «Создание помощника» 9 . «Обоснованный отказ от выполнения заданий» ( умение обнаружить границу своих знаний ) 10 «Многоступенчатый выбор» 11. «Орфографические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении задач ) Педагогические приемы формирования действий контроля и оценки у младших школьников
Новые методы и формы оценки метапредметные диагностические работы диагностика результатов личности развития. Репродуктивные Продуктивные вывод оценка Регулятивные УУД 1-2 класс «Рисование по точкам» «Скопируй по клеточкам» 3-4 класс «Тест простых поручений» Познавательные УУД 1-2 класс «Найди несколько отличий» 3-4 класс «Реконструкция простых предложений Коммуникативные УУД 1-2 класс «Рукавица» «Узор под диктовку» 3-4 класс «Взаимодействие в учебной группе» Психологическая карта результаты личностного развития 1 класс диагностика «Школьный старт» (Т.В.Беглова, М.Р.Битянова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и формы оценки образовательных достижений в начальной школе.
Презентация по теме: "Методы и формы оценки образовательных достижений в начальной школе". Выступление на МО учителей начальных классов....
Формирование волевой саморегуляции как составляющая педагогического контроля и оценки образовательных достижений в начальной школе
Введение ФГОС ставит перед учителем задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширению оценочного инструментария. Система оценивания занимает особое место в ФГОС. акт...
Система оценивания образовательных достижений обучающихся начальной школы.
В соответствии с ФГОС, в котором содержатся четкие требования к системе оценки достижений планируемых результатов, система оценки должна:1. Фиксировать цели оценочной деятельности:а) ориент...
Система оценивания образовательных достижений в начальной школе
Система оценивания – сложная и многофункциональная система, включающая текущую и итоговуюоценку результатов деятельности младших школьников.Основой для оценки динамики индивидуальных...
Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС
Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС...
Система оценивания образовательных достижений в начальной школе по ФГОС
В помощь учителю....
Система оценки образовательных достижений обучающихся начальной школы
Файл содержит содержательный аспект оценивания образовательных результатов обучающихся. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. Приведены примеры критериев оцен...