Формирование регулятивных действий у младших школьников.
статья (2 класс) на тему

Перова Лидия Николаевна

Формирование универсальных учебных действий (УУД) является приоритетным направлением деятельности современного учителя. Особое место в группе образовательных результатов занимают регулятивные учебные действия, обеспечивающие способность учащихся к организации своей деятельности. Это умения, по сути, являются базой, фундаментом для успешного обучения и формирования всех УУД, поэтому проблема их формирования является актуальной для учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perova_l._n._samoobrazovanie.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование регулятивных действий у младших школьников.

Л. Н. Перова,

учитель начальных классов

Формирование универсальных учебных действий (УУД) является приоритетным направлением деятельности современного учителя. Особое место в группе образовательных результатов занимают регулятивные учебные действия, обеспечивающие способность учащихся к организации своей деятельности. Это умения, по сути, являются базой, фундаментом для успешного обучения и формирования всех УУД, поэтому проблема их формирования является актуальной для учителя.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.  

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

        Формирование умения учиться -  задача всех ступеней школьного образования.  Сущность  современного обучения - в создании условий, при которых в процессе обучения ребёнок становится её субъектом, т.е. обучение ради самоизменения. Организация такой деятельности формирует у учащихся умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи; планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для её реализации, осуществить контроль по ходу выполняемой работы и умение оценить полученные результаты. В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребёнка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик самоосвобождается от необходимости контролировать и оценивать. В связи с этим учебная работа ребёнка постепенно лишается собственно контролирующего и оценивающего компонентов и, следовательно, внутренней мотивирующей и направляющей основы.

Начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки. В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста:

   - целеполагание (постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);

   -  планирование  (определение последовательности  промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий);

   -  прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик);

   -  контроль  (сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);

    - коррекцияю  (внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами);

   -  оценку (выделение и осознание обучающимся того,

что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы);

   - саморегуляцию  (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий).

  Процесс формирования регулятивных УУД происходит на всех этапах урока. Формирование навыков самостоятельности, самоорганизации и самодисциплины – это качественная и эффективная постановка целей деятельности учащимися на разных этапах обучения. Этому способствует создание учителем проблемной ситуации (выполнение пробного действия),   в ходе которой учащиеся определяют область знания – незнания. Поняв, чего они еще не знают и/или не умеют, школьники осознанно смогут поставить цель своей деятельности: узнать новое и/или научиться новому действию. Из формулировки цели рождается логично рождается тема урока.

     Например, на уроке математики при изучении темы: «Прием вычислений вида 30-7» (2 класс, УМК «Школа России») учитель подводит учащихся к постановке цели следующим образом:    

   - На прошлом уроке вы учились находить значение выражений 56-4, 99-7, 48-5, 87-2, 30-7. Возникли ли трудности в работе?

   Второклассники могут сказать: а) у них не было трудностей, и они решили все примеры; б) им было  трудно решить последний пример, но они вычислили значение выражения 30-7; в) они не решили последний пример. Учитель предлагает проверить ответы. Про проверке последнего ответа мнения школьников расходятся.

   Почему получились разные ответы в последнем примере? (Не знаем, как решать такие примеры.) Сформулируйте цель урока. (Научимся вычитать единицы из круглых чисел.) Назовите тему урока. (Вычитание вида 30-7).

   Учитель прикрепляет к доске зрительные ориентиры – таблички с надписями, напротив которых проговаривают цели урока:

УЗНАЕМ

НАУЧИМСЯ

    В зависимости от типа урока, его цели, конечно, могут меняться (повторить, обобщить), но наиболее часто практикуемых уроков (открытия нового знания и рефлексии) данные цели остаются.

    Формулируя таким образом цель, понимая, что необходимо узнать и чему научиться, учащиеся планируют: сначала узнаю алгоритм действия, правило, а потом буду его применять.

   При обучении умению планировать собственную деятельность эффективно использовать план-схему урока, что предоставляет младшим школьникам возможность зрительно воспринять этапы урока, учит распределять время для работы. Для составления план-схемы также можно использовать пиктограммы или условные обозначения, которые целесообразно разместить на карточках, так как этапы урока могут повторяться. Например при изучении новой темы на уроке русского языка можно выделить и зафиксировать этапы урока.

Условное обозначение этапа урока

Название этапа урока

1. М. Ч.

Минутка чистописания

2. ?

Пробное действие

3. Н.

Открытие нового знания

4. У. + Р. Т.

Работа в учебнике и тетради на печатной основе

5. К.

Работа с электронным приложением на компьютере

6. П.С.

Проверь себя для оценки первичного усвоения нового материала).

  Учитель размещает этапы урока на доске. По ходу урока он фиксирует выполнение каждого этапа, а учащиеся контролируют свою деятельность и оценивают ее.

   Обучение регулятивному действию оценки деятельности возможно только в случае четко выработанных критериев. Первоначально критерии вырабатываются вместе с учителем, фиксируются на доске. Для каждого задания формулируются свои критерии оценки. При этом важно не забывать, что выполнение задания учащимися на 50% и более говорит об усвоении базового уровня. Например, самостоятельную работу, состоящую из 8 примеров, можно оценивать по таким критериям.

Количество ошибок

Отметка (оценка)

Без ошибок

5

1-2 ошибки

4

3-4 ошибки

3

5 и более ошибок

!

   Для того чтобы учащиеся смогли оценить свою деятельность за весь урок, им важно увидеть результат каждого выполненного задания. Оценивать их можно на полях в тетради или специально заготовленных оценочных листах. Со 2 класса учащиеся оценивают свою работу отметкой. В конце урока на этапе рефлексии они просматривают выполненную ими за урок работу, суммируют полученные отметки и выводят средний балл за урок. Конечно, среднее арифметическое младшим школьникам вывести трудно, поэтому здесь помогает учитель.

Номер задания

Отметка

1

5

2

4

3

4

4

3

Итоговая отметка 4

   

     Если учащийся недоволен своей отметкой, он имеет право на пересдачу, отработку умения в течение 7 дней (с одним условием – без напоминания учителем).

    После проверки письменных работ, ученик получает право аргументировано оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика «я не согласен с выставленной отметкой», учитель предлагает ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценивания.

Если ученик прав, учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти собственную ошибку при проверке.  

Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить ему на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции. !!! Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у них адекватной самооценке, а авторитарное решение учителя – нет!

   Идеал, когда ученик, испытывающий затруднение, ничего не стесняясь, поднимает (пусть и в одиночестве) руку и говорит: «Я не понял, как это сделать, мне нужна помощь, у меня затруднение в тот-то».

   В итоге при выполнении учащимися учебных заданий, а так же на внутрипредметном и метапредметном уровне обобщения, проводилась специальная работа по овладению школьниками целостной структурой овладения регулятивными универсальными учебными действиями, за счет осознания последовательности структурных компонентов и увеличения доли самостоятельности учеников.

     Принимая во внимание все вышеизложенное, можно с уверенностью утверждать, что реализация новых ФГОС НОО возможна при условии изменения характера учебной деятельности младших школьников, в частности при формировании у учащихся регулятивных универсальных учебных действий.

Таким образом, систематическая и поэтапная работа над формированием регулятивных действий позволяет учащимся стать организованными и самостоятельными, сознательно ставить цель своей деятельности, продумывать шаги по ее реализации, контролировать процесс и оценивать результат.

Список литературы.

  1. Бардин К.В. Как научить детей учиться. М., Просвещение 1987г.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008.
  3. Планируемые результаты начального общего образования   / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство формирования регулятивных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности

ФГОС предъявляет ряд требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Одним из них является требование к результатам обучающихся: личностным, ...

Что поможет формированию регулятивных УУД у младших школьников?

Методы и виды заданий для формирования регулятивных УУД у младших школьников....

Выступление по теме: "Формирование логических действий у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"

Формирование логических  действий у  младших  школьников в урочной и внеурочной деятельности...

Статья на тему "Возрастные особенности формирования коммуникативных действий у младших школьников"

Младший школьный возраст – это этап в развитии ребёнка, который соответствует периоду его обучения в начальной школе. В данной статье педагоги и родители смогут ознакомиться с особенностями форм...

Направления логопедической работы по формированию учебных действий у младших школьников с дизорфографией

Наличие данных об уровнях сформированности учебных действий у младших школьников позволяет осуществлять логопедическую работы по нескольким направлениям....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Дана характеристика регулятивных УУД, изложена актуальность опыта, перечислены педагогические условия использования элементов проблемного обучения на уроках русского языка, представлены критерии диагн...