Формирование регулятивных действий у младших школьников.
статья (2 класс) на тему
Формирование универсальных учебных действий (УУД) является приоритетным направлением деятельности современного учителя. Особое место в группе образовательных результатов занимают регулятивные учебные действия, обеспечивающие способность учащихся к организации своей деятельности. Это умения, по сути, являются базой, фундаментом для успешного обучения и формирования всех УУД, поэтому проблема их формирования является актуальной для учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perova_l._n._samoobrazovanie.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование регулятивных действий у младших школьников.
Л. Н. Перова,
учитель начальных классов
Формирование универсальных учебных действий (УУД) является приоритетным направлением деятельности современного учителя. Особое место в группе образовательных результатов занимают регулятивные учебные действия, обеспечивающие способность учащихся к организации своей деятельности. Это умения, по сути, являются базой, фундаментом для успешного обучения и формирования всех УУД, поэтому проблема их формирования является актуальной для учителя.
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Формирование умения учиться - задача всех ступеней школьного образования. Сущность современного обучения - в создании условий, при которых в процессе обучения ребёнок становится её субъектом, т.е. обучение ради самоизменения. Организация такой деятельности формирует у учащихся умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи; планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для её реализации, осуществить контроль по ходу выполняемой работы и умение оценить полученные результаты. В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребёнка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик самоосвобождается от необходимости контролировать и оценивать. В связи с этим учебная работа ребёнка постепенно лишается собственно контролирующего и оценивающего компонентов и, следовательно, внутренней мотивирующей и направляющей основы.
Начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки. В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста:
- целеполагание (постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);
- планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий);
- прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик);
- контроль (сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);
- коррекцияю (внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами);
- оценку (выделение и осознание обучающимся того,
что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы);
- саморегуляцию (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий).
Процесс формирования регулятивных УУД происходит на всех этапах урока. Формирование навыков самостоятельности, самоорганизации и самодисциплины – это качественная и эффективная постановка целей деятельности учащимися на разных этапах обучения. Этому способствует создание учителем проблемной ситуации (выполнение пробного действия), в ходе которой учащиеся определяют область знания – незнания. Поняв, чего они еще не знают и/или не умеют, школьники осознанно смогут поставить цель своей деятельности: узнать новое и/или научиться новому действию. Из формулировки цели рождается логично рождается тема урока.
Например, на уроке математики при изучении темы: «Прием вычислений вида 30-7» (2 класс, УМК «Школа России») учитель подводит учащихся к постановке цели следующим образом:
- На прошлом уроке вы учились находить значение выражений 56-4, 99-7, 48-5, 87-2, 30-7. Возникли ли трудности в работе?
Второклассники могут сказать: а) у них не было трудностей, и они решили все примеры; б) им было трудно решить последний пример, но они вычислили значение выражения 30-7; в) они не решили последний пример. Учитель предлагает проверить ответы. Про проверке последнего ответа мнения школьников расходятся.
Почему получились разные ответы в последнем примере? (Не знаем, как решать такие примеры.) Сформулируйте цель урока. (Научимся вычитать единицы из круглых чисел.) Назовите тему урока. (Вычитание вида 30-7).
Учитель прикрепляет к доске зрительные ориентиры – таблички с надписями, напротив которых проговаривают цели урока:
УЗНАЕМ
НАУЧИМСЯ
В зависимости от типа урока, его цели, конечно, могут меняться (повторить, обобщить), но наиболее часто практикуемых уроков (открытия нового знания и рефлексии) данные цели остаются.
Формулируя таким образом цель, понимая, что необходимо узнать и чему научиться, учащиеся планируют: сначала узнаю алгоритм действия, правило, а потом буду его применять.
При обучении умению планировать собственную деятельность эффективно использовать план-схему урока, что предоставляет младшим школьникам возможность зрительно воспринять этапы урока, учит распределять время для работы. Для составления план-схемы также можно использовать пиктограммы или условные обозначения, которые целесообразно разместить на карточках, так как этапы урока могут повторяться. Например при изучении новой темы на уроке русского языка можно выделить и зафиксировать этапы урока.
Условное обозначение этапа урока | Название этапа урока |
1. М. Ч. | Минутка чистописания |
2. ? | Пробное действие |
3. Н. | Открытие нового знания |
4. У. + Р. Т. | Работа в учебнике и тетради на печатной основе |
5. К. | Работа с электронным приложением на компьютере |
6. П.С. | Проверь себя для оценки первичного усвоения нового материала). |
Учитель размещает этапы урока на доске. По ходу урока он фиксирует выполнение каждого этапа, а учащиеся контролируют свою деятельность и оценивают ее.
Обучение регулятивному действию оценки деятельности возможно только в случае четко выработанных критериев. Первоначально критерии вырабатываются вместе с учителем, фиксируются на доске. Для каждого задания формулируются свои критерии оценки. При этом важно не забывать, что выполнение задания учащимися на 50% и более говорит об усвоении базового уровня. Например, самостоятельную работу, состоящую из 8 примеров, можно оценивать по таким критериям.
Количество ошибок | Отметка (оценка) |
Без ошибок | 5 |
1-2 ошибки | 4 |
3-4 ошибки | 3 |
5 и более ошибок | ! |
Для того чтобы учащиеся смогли оценить свою деятельность за весь урок, им важно увидеть результат каждого выполненного задания. Оценивать их можно на полях в тетради или специально заготовленных оценочных листах. Со 2 класса учащиеся оценивают свою работу отметкой. В конце урока на этапе рефлексии они просматривают выполненную ими за урок работу, суммируют полученные отметки и выводят средний балл за урок. Конечно, среднее арифметическое младшим школьникам вывести трудно, поэтому здесь помогает учитель.
Номер задания | Отметка |
1 | 5 |
2 | 4 |
3 | 4 |
4 | 3 |
Итоговая отметка 4 |
Если учащийся недоволен своей отметкой, он имеет право на пересдачу, отработку умения в течение 7 дней (с одним условием – без напоминания учителем).
После проверки письменных работ, ученик получает право аргументировано оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика «я не согласен с выставленной отметкой», учитель предлагает ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценивания.
Если ученик прав, учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти собственную ошибку при проверке. | Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить ему на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции. !!! Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у них адекватной самооценке, а авторитарное решение учителя – нет! |
Идеал, когда ученик, испытывающий затруднение, ничего не стесняясь, поднимает (пусть и в одиночестве) руку и говорит: «Я не понял, как это сделать, мне нужна помощь, у меня затруднение в тот-то».
В итоге при выполнении учащимися учебных заданий, а так же на внутрипредметном и метапредметном уровне обобщения, проводилась специальная работа по овладению школьниками целостной структурой овладения регулятивными универсальными учебными действиями, за счет осознания последовательности структурных компонентов и увеличения доли самостоятельности учеников.
Принимая во внимание все вышеизложенное, можно с уверенностью утверждать, что реализация новых ФГОС НОО возможна при условии изменения характера учебной деятельности младших школьников, в частности при формировании у учащихся регулятивных универсальных учебных действий.
Таким образом, систематическая и поэтапная работа над формированием регулятивных действий позволяет учащимся стать организованными и самостоятельными, сознательно ставить цель своей деятельности, продумывать шаги по ее реализации, контролировать процесс и оценивать результат.
Список литературы.
- Бардин К.В. Как научить детей учиться. М., Просвещение 1987г.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008.
- Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов как средство формирования регулятивных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности
ФГОС предъявляет ряд требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Одним из них является требование к результатам обучающихся: личностным, ...
Что поможет формированию регулятивных УУД у младших школьников?
Методы и виды заданий для формирования регулятивных УУД у младших школьников....
Выступление по теме: "Формирование логических действий у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"
Формирование логических действий у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности...
Статья на тему "Возрастные особенности формирования коммуникативных действий у младших школьников"
Младший школьный возраст – это этап в развитии ребёнка, который соответствует периоду его обучения в начальной школе. В данной статье педагоги и родители смогут ознакомиться с особенностями форм...
Направления логопедической работы по формированию учебных действий у младших школьников с дизорфографией
Наличие данных об уровнях сформированности учебных действий у младших школьников позволяет осуществлять логопедическую работы по нескольким направлениям....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дана характеристика регулятивных УУД, изложена актуальность опыта, перечислены педагогические условия использования элементов проблемного обучения на уроках русского языка, представлены критерии диагн...
«Формирование регулятивных УУД у младших школьников посредством использования метода проектов в урочной и внеурочной деятельности»
Выступление из опыта работы с проектами...