Выступление по теме: "Формирование логических действий у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"
статья

Черепнина Галина Анатольевна

Формирование логических  действий у  младших  школьников в урочной и внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление по теме:

«Формирование логических  действий у  младших  школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Черепнина Галина Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «Костровская СОШ»

Под  влиянием  возрастающих  требований  жизни  уже  в  начальной  школе  все дети  должны иметь равные  стартовые  возможности, независимо  от  того, в каком  образовательном  учреждении они  бы не обучались,  овладеть  элементами  логических  действий  и, в конечном  итоге, самостоятельно приобретать  знания.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  направлен  на  формирование самостоятельной  учебной  деятельности, поэтому   учитель  начальных классов  должен  планировать  свою  работу  с  учетом   требований   к  результатам   формирования  универсальных  учебных  действий  у  младших  школьников, в частности  логических.

Развитие   логических    действий  из-за отсутствия  дошкольной подготовки детей  в  сельской местности  в значительной  мере  идет стихийно, поэтому  большинство  обучающихся  не  овладевают  начальными  приемами  умственной  деятельности,  без  них  полноценного  усвоения  материала  не  происходит.

В  этой  связи  формирование логических действий  младших  школьников  является  весьма  актуальной  задачей  в  современной  начальной  школе.

Выявим  условия  формирования  логических    действий  у младших  школьников в   урочной  и  внеурочной  деятельности.

В составе   основных  видов универсальных учебных  действий,  соответствующих ключевым  целям  общего  образования,  выделяют  четыре  блока: личностный, регулятивный, познавательный,  коммуникативный.

Для  успешного  обучения  в начальной  школе  внутри  познавательных универсальных  учебных  действий  должны  быть  сформированы  общеучебные,  логические,  действия  постановки  и  решения  проблем.

Таким  образом,  формирование  УУД  предполагает  необходимость  учета  особенностей  мышления  младшего  школьника.    

Работу  по  развитию  логического  мышления  нельзя  начинать  с  любого  логического  приема  и  любого  умения, т.к. внутри системы  логических  приемов мышления существует строго  определенная  последовательность, один прием строится  на  другом.

Последовательность формирования  логических  умений  и  приемов отражена  в  таблице.

Умения

Приемы

Умение  выделять  в  предметах  свойства.

Прием  сопоставления  данного  предмета  с  другими  предметами, обладающими  другими  свойствами.

Умение  находить  общие  и  отличительные  признаки  предметов.

Прием  установления  динамики  от  частного  к  общему.

Умение  отличать  в  предметах существенные (важные) с  точки  зрения определенного  понятия от свойств несущественных (неважных), второстепенных.

Прием  сравнения  предметов и  прием  изменения свойств.

Умение  выделять  признаки  необходимые  и  достаточные.

Прием  выведения следствий.

Прием  установления необходимых  и  достаточных  признаков.

Умение устанавливать отношения   между   понятиями.

Прием   установления  родо-видовых  отношений.

Прием установления  отношений  соподчинения.

Прием  классификации.

В качестве педагогического инструмента развития логического мышления обучающихся   в рамках данного подхода я выбрала ежедневное проведение "логических пятиминуток".

Это своеобразный логический тренажер для младших школьников, достоинство которого заключается в том, что в "пятиминутках" можно  реализовать  два  условия  формирования  логического  мышления – целенаправленность и последовательность  введения  упражнений. При  этом  "пятиминутки" не требуют разработки и утверждения  учебной  программы, формирования  объемного учебно-методического комплекса.

Виды "логических пятиминуток" по назначению: "стартовые", "вводные", "инструктивные", "тренинговые", "мониторинговые", "финишные".

"Логические  пятиминутки" формируют и развивают не логическое мышление вообще, а конкретный перечень учебно-логических умений, овладев которыми, ученик будет способен корректно анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, определять понятия, доказывать и опровергать.

Содержание "логических пятиминуток" включает не только содержание учебных предметов, но и эмпирический материал, взятый обучающимися из повседневной жизни – их увлечений, игр, моды. Дети благодаря этой форме обучения  убеждаются в том, что процесс учения и познания не ограничивается только стенами школы и учебниками, им пронизана вся их жизнь.

Слова,  определяющие  действия  в  заданиях,  следующие: раскройте значение; как  вы  понимаете;  почему  думаете что; определите; докажите; обоснуйте; оцените; охарактеризуйте со  своей  точки  зрения.

Большие возможности развития операций мышления имеются на уроках  математики, русского  языка, окружающего мира, литературного чтения. Задания даю ученикам ежедневно  и в системе на разных этапах урока.

«Логическая пятиминутка» (тренинговая)

Цель: способствовать овладению  умением определять компоненты объекта в соответствии с установленным аспектом анализа и синтеза.

У: Сегодня объектом нашего внимания будут числа из королевства его величества Количества. Не следует думать, что числа ведут скучное существование. Многие числа имеют общие интересы и увлечения. Место, где они могут встретиться – это множество. А что такое множество? (Это наборы однотипных логически связанных друг с другом объектов).

У: Прежде чем выбрать подходящее для себя множество, числа знакомятся с его уставом. Примерно таким:

Считать членами множества все числа, которые:

  • Делятся на 5 без остатка;
  • Не заканчиваются  0;
  • Состоят из двух цифр;
  • Меньше 50.

У: Выясним, какие именно числа войдут в это множество. Как вы думаете?

В  процессе рассуждения  дети  установили, что нужны только: 15, 25, 35, 45. Именно они могут стать членами данного множества, исходя из условий устава.

Таким  образом, было  установлено:  в  зависимости от точки зрения, с которой анализировался  объект, зависит, из каких компонентов он состоит.

«Логическая пятиминутка» (инструктивная)

Цель: способствовать овладению умением определять  свойства объекта, осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.

У: Мы с вами узнали, что каждый исследуемый объект имеет несколько свойств. Чем мы лучше изучаем объект, тем больше обнаруживаем у него свойства. Если мы располагаем целой совокупностью свойств некоего объекта, то нам уже легче его узнать. Убедимся в этом, поиграв в игру «Что? Где? Когда?».

У: Вот три черных ящика, в  которые  положены  три объекта. Вам предлагается определенная характеристика объекта, т.е. дается перечень свойств, угадайте о каком объекте идет речь...

►► Свойства объекта в первом ящике: По назначению (служит источником информации), по форме (прямоугольный, плоский); по размеру (небольшой); по материалу, из которого изготовлен (бумажный).

►► Свойства объекта во втором ящике: По назначению (продукт питания); по форме (шарообразный); по цвету (желтый); по размеру (небольшой как теннисный мяч); по вкусу (кислый, сочный).

►► Свойства объекта в третьем ящике: По назначению (средство двусторонней радиосвязи); по форме (прямоугольный, плоский); по цвету (серебристый); по размеру (маленький как ладонь); по материалу, из которого сделан (в основном пластмассовый).

У: Итак, какие объекты, с вашей точки зрения, обладают указанными свойствами... Дети определили, что это книга, лимон и мобильный телефон.              

Итак, главное, что дети  поняли и запомнили: определить объект можно только по совокупности его свойств.

«Логическая пятиминутка» (инструктивная)

Цель: формирование  умения отображать с помощью кругов Эйлера пересекающиеся понятия.

Детям  предлагалось два понятия «желтый» и «цветы».

У: Отобразите два понятия «желтый» и «цветы» с помощью кругов. (Кто-то изображал один круг в другом, мотивируя, например, тем, что «Цветы бывают желтыми», либо рисовали их независимо друг от друга. Такие ошибки естественны, поскольку дети  еще не знакомы с понятием пересечения классов.)

У: Подумайте. Цветы бывают желтыми. Но ведь они могут иметь и другой цвет, например, красный, белый, синий. Значит понятие «цветы» не может полностью войти в понятие «желтый», там ему будет тесно.

                                      «Желтый»        «Цветы»

У: Теперь рассматриваем понятие «желтый». Среди желтых объектов могут быть и цветы. Но не только цветы. Ведь есть много других предметов, которые нельзя отнести к цветам, например, скатерть, солнечный свет, обложка тетради. Следовательно, и понятие «желтый» не может полностью войти в понятие «цветы».

Дети  уяснили,  что  понятия могут быть  пересекающимися.

«Логическая пятиминутка» (тренинговая)

Цель: формирование  умения определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов.

На слайде рисунки:  рука ребёнка, дверная ручка и шариковая ручка.

У: Ребята, подберите к каждой загадке свою иллюстрацию:

1.У пяти братьев одна работа. 

 

    2.Каждого перед домом встречает,        

       Все за неё хватаются. 

3. В  белом поле по дороге

    Мчится конь мой одноногий.

    И на много-много лет

    Оставляет он свой след.

У: Ребята, разделитесь на  три  группы,   проанализируйте каждый свой объект и назовите  его составные части.

У: Расскажите, что у вас получилось?

Таким образом, учащиеся убедились  в   том,  что  каждый объект, который   был  проанализирован, обладает своим, только ему присущим составом. Для  того,  чтобы  правильно  и  всесторонне изучить какой-либо объект, необходимо  точно его определить. От  того, как  определен объект анализа, будет зависеть, какие у него составные части и существенные признаки.

Включение в структуру уроков  и во внеурочную деятельность подобных заданий создает возможность вовлечения учеников в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных операций мышления.

Итак,  «логические пятиминутки» позволяют учителю гибко развертывать содержание  работы с младшими школьниками.

Введение рассмотренных упражнений в качестве непременного компонента  в учебном   процессе способствует решению важных проблем:

- интенсивному формированию важнейших интеллектуальных качеств личности школьника: внимания и различных видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического), без развития которых процесс обучения не может быть плодотворным и эффективным;

- обеспечивает  развитие логичной, доказательной устной речи, поскольку каждое из заданий требует его выполнения в виде развернутого, последовательного рассуждения вслух;

- упражнения несут в себе элемент занимательности, это воспитывает  у детей интерес к урокам, вызывает положительные эмоции.

На  основе сравнительного  анализа был сделан   вывод  о    положительной  динамике  влияния  логических упражнений на  уровень развития мыслительных  операций  младших школьников. А  также доказано,  что  целенаправленность   и  последовательность включения в  учебный и воспитательный процесс «логических пятиминуток» выступает  основным  условием формирования логических   действий     у младших   школьников.

Мышление школьников, несомненно, имеет еще очень большие и недостаточно используемые резервы и возможности. Одна из основных задач учителя – до конца вскрыть эти резервы и на их основе сделать обучение более эффективным и творческим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование мобильного класса в урочной и внеурочной деятельности".

Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование мобильного класса в урочной и внеурочной деятельности"....

Выступление на заседании педсовета по теме «Преемственность урочной и внеурочной деятельности как одно из требований ФГОС»

В работе приводятся выкладки о преемственности урочной и внеурочной деятельности учителя в начальном звене...

Выступление на ШМО. Тема: "Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся"

  В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и акт...

Презентация по теме: "Формирование семейных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности"

Презентация по теме: "Формирование семейных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности"...

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЯ)»

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ  ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  (НА ПРИМЕРЕ ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЯ)»...