Методическое сопровождение педагогов условиях реализации ФГОС НОО: опыт, проблемы, перспективы.
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
1.Опыт.
Задачи:
1.Повысить качество преподавания предметов в начальных классах
Направления работы:
Технологии: проблемного диалога, продуктивного чтения, оценивания учебных успехов, ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_soprovozhdenie_pedagogov_v_usloviyah_realizatsii_fgos_noo.pptx | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОПЫТ РАБОТЫ Задачи: Повысить качество преподавания предметов в начальных классах Активно использовать технологии деятельностного типа и информационные технологии Активизировать участие педагогов МО в профессиональных конкурсах различного уровня Направления работы: Аналитическая деятельность; Информационная деятельность; Организационно – методическая деятельность; Консультационная деятельность. Технологии: проблемного диалога, продуктивного чтения, оценивания учебных успехов, ИКТ
За I полугодие МО НШ проведена следующая работа: - «Школьный старт» в 1-х классах и Мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания по А. Логиновой - Комплексные диагностические работы в 1-4 классах и проверка техники чтения ( входные, четвертные и за 1 полугодие) - Заседания МО начальных классов - Обучающие практические семинары - Предметные недели по русскому языку и математике с проведением школьной олимпиады среди уч-ся 1-4 классов - Участие учащихся в школьной и региональной НПК «Шаг в будущее» - Участие уч-ся в дистанционных олимпиадах и конкурсах - Введены новые предметные курсы в рамках Внеурочной Деятельности: 1. «Дистанционная Математическая Школа » г. Новосибирск для 2-4 классов, 2. «Я гражданин и патриот» по итогам ДНРиВ по «Книге моих размышлений» - Взаимопосещение уроков, посещение открытых уроков в СОШ№26 в январе - О бъявление инновационной площадки на базе школы -
Теоретические основы работы учителя. Новые технологии в обучении. А ) Заседания МО (по плану). Обучающие практические семинары: 1.«Психологическое моделирование процесса обучения грамоте по З. Гольдину » (1-е классы ) - октябрь 2.«Наглядность при изучении окончаний частей речи» (2-4 классы ) - ноябрь 3.«Наглядно-деятельностное моделирование в обучении. Формирование познавательных УУД в различных учебных дисциплинах » - декабрь 4.Презентация педмастерской «Апробация методик и инструментов КСО, элементов формирующего оценивания» - январь Б ) Аттестация учителей В) Участие и сопровождение учителей в деловой игре-тестировании «Учитель-Профи» Г)Посещение уроков в 1-х классах (адаптационный период), контроль качества уроков – октябрь, январь Д) Месячник «Мониторинг качества планирования и организации уроков в соответствии с требованиями ФГОС НОО – открытые уроки 1-4 кл. с итоговым заседанием по итогам мониторинга - февраль
ПРОЕКТ «Разработка и апробация методик и инструментов формирующего оценивания в условиях образовательной организации в рамках реализации требований ФГОС НОО и ООО» - статус муниципальной инновационной площадки. Результат - э кспертно-аналитический семинар «Фестиваль методических идей. Проблемы и перспективы развития проекта» с привлечением муниципальных, региональных экспертов Методический паспорт учителя Опросник "Мои педагогические затруднения« Участие в НПК Аттестация
Критерии результативности урока в рамках ФГОС. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создает атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель-ученик».
Критерии результативности урока в рамках ФГОС. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки
Схема анализа урока по ФГОС. Класс__________________________________________________________________ Предмет_______________________________________________________________ Автор учебника_________________________________________________________ Тема урока_____________________________________________________________ Этапы анализа Бал лы 1. Основные цели урока : образовательная, развивающая, воспитательная. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока? 2. Организация урока : тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели. 3. Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебный материал) 4. Соответствие урока требованиям ФГОС: 4.1. Ориентация на новые образовательные стандарты. 4.2. Нацеленность деятельности на формирование УУД 4.3. Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, др. 5. Содержание урока: 5.1. Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям 5.2. Соответствие содержания урока требованиям программы. 5.3. Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности. 5.4. Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи. 6. Методика проведения урока : 6.1. Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации. 6.2. Какие методы использовались учителем. Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравни соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера: («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») и примерное число заданий поискового характера( «докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку») 6.3. Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы. 6.4. Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и т. д.) 6.5. Применение диалоговых форм общения. 6.6. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся. 6.7. Осуществление обратной связи: ученик-учитель. 6.8 Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. 6.9 Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности. 6.10. Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения. 6.11. Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен. 6.12. Формирование навыков самоконтроля и самооценки. 7. Психологические основы урока: 7.1. Учёт учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития. 7.2. Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи. 7.3. Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности. 7.4. Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока. 8. Домашнее задание : оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора.. 9. Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона) Итого: За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично, 2- в полном объёме.
ПРОБЛЕМЫ Основные трудности при подготовке к уроку в рамках ФГОС - Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока. - Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её. - Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. - Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя. - Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока. - Контрольно-оценочная деятельность.
Основные трудности при подготовке к уроку в рамках ФГОС Недостаточно методических программных разработок по ФГОСу , помогающих учителю разнообразить и подготовить урок. Нет разработанных контрольных материалов, которые помогут проверить усвоение УУД. Много теории, но нет практического материала по организации новых форм преподавания. Как и по каким критериям оценивать работу обучающихся. Как отчитываться о результатах сформированности УУД? Необходимо посещение семинаров и курсов, обмен практическим опытом с коллегами других школ, работающих по ФГОС НОО. Необходимо включаться в работу по реализации ФГОС – всего коллектива школы, для разработки контрольно-измерительных материалов, обмена опытом работы.
ПЕРСПЕКТИВЫ Объекты контроля в соответствии с ФГОС - метапредметные и предметные результаты (применение в стандартной и нестандартной ситуации, овладение определенными способами действий); - компоненты учебной деятельности; - универсальные учебные действия; - индивидуальные достижения учащихся; - продвижение в развитии определенных личностных характеристик.
Результаты исследования «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся » Данные контрольного этапа исследования . КЛАСС ПРОБЛЕМЫ 1-е Недостаточно хорошее знание символов государства; Низкий уровень сформированности внутренней позиции младшего школьника 2-е Недостаточный уровень сформированности представлений о поведении в коллективе; Недостаточно выраженный интерес к учению; Недостаточная степень сформированности ценностного отношения к природе 3-и Недостаточная степень сформированности ценностного отношения к природе; Низкая степень сформированности интеллектуальных чувств и уважительного отношения к труду; Низкая степень сформированности первичных представлений об эстетическом познании мира 4-е Низкие знания государственной символики; Недостаточная степень сформированности навыков самостоятельной организации своей трудовой деятельности; Недостаточная степень понимания нравственного поведения; Недостаточная степень сформированности положительной нравственной самооценки; Недостаточная степень сформированности представлений о культурном человеке Перспектива развития и воспитания учащихся
ПРЕДСТОЯЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ: 1.Итоговый мониторинг «Учимся Учиться и Действовать» в 1-х кл . (Теплицкая , Беглова) - апрель 2.Итоговый этап мониторинга по духовно-нравственному воспитанию и развитию в 1-4 кл., «Книга моих размышлений» (А . Логинова) - май 3.Экспертиза учебных занятий в 1-х классах на соответствие требованиям ФГОС НОО - март 4.Составление «Методической копилки активных методов обучения» по итогам посещенных и открытых уроков – до конца года 5. «Фестиваль методических идей. Проблемы и перспективы развития проекта» - апрель 6.Обучающие практические семинары для школы 1,2 ступени по ВД, семинар по технологии Портфолио – февраль, апрель 7.Предметные недели по литературному чтению и окружающему миру – март, май
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности методической работы в условиях реализации ФГОС НОО"
В докладе освещаются особенности организации методической работы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на примере опыта ...
Оптимизация методической работы с кадрами на основе результатов исследования ценностных ориентаций педагогов в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Данная работа предназначена руководителям образовательных учреждений различного уровня, выстраивающих свою деятельность с кадровым педагогическим составом; психологическим службам образовательных учре...
Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обучения. Как добиться высокого показателя в начальной школе
Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обуче...
Реализация ООП НОО: опыт, проблемы, перспективы.
Для реализации ООП НОО сделан выбор УМК «Школа 2100», который прошёл государственно-общественную экспертизу и рекомендован к использованию в образовании по ФГОС НОО....
Проект "Сопровождение педагогов начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО"
Ключевой фигурой образовательного процесса является педагог, именно к нему предъявляются более высокие требования....
«Актуальные вопросы обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС: достижения, опыт, перспективы»
Внеурочная деятельность обучающихся.Организация внеурочной деятельности школьников в рамках ...
Методическая разработка по теме «Особенности системы сопровождения одарённых детей в условиях реализации ФГОС НОО»
В разработке указаны формы и методы работы с одарёнными детьми....