«Актуальные вопросы обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС: достижения, опыт, перспективы»
методическая разработка
Внеурочная деятельность обучающихся.
Организация внеурочной деятельности школьников в рамках реализации ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 64.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мерлинская школа Краснинского района Смоленской области
Районные педагогические чтения
« Актуальные вопросы обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС: достижения, опыт, перспективы»
Номинация: Внеурочная деятельность обучающихся.
Организация внеурочной деятельности школьников в рамках реализации ФГОС.
Работу выполнила:
Сербаева Людмила Викторовна,
учитель начальных классов
первой категории
Мерлино 2016
Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущной для общества.
Современное общеобразовательное учреждение - важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования ( ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, достижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей. (слайд 2)
Задачи внеурочной деятельности:
- Развитие личности каждого ребёнка через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуаций;
- Развитие инициативы и творчества детей;
- Воспитание любви к родному краю;
- Пропаганда здорового образа жизни. (слайд 3)
Принципы организации внеурочной деятельности:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка. (слайд 4)
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую активность, ведь именно стандарты закрепили обязательность её организации.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. (слайд 5)
В Концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Сегодня недостаточно внимания уделяется воспитательному потенциалу учебного процесса, между тем его реализация призвана повысить эффективность решения школой воспитательных задач.
Воспитание в школе должно идти через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом. При этом воспитание не может быть сведено к какому-то одному виду деятельности, оно должно охватывать все виды: учебную и внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников ( кроме учебной и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации.
Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Время, отводимое в школе на внеурочную деятельность,
используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Формы внеурочной деятельности:
- экскурсии
- диспуты
- кружки
- секции (слайд 6)
Направления внеурочной деятельности.
Для реализации в школе доступны следующие направления внеурочной деятельности:
1.Спортивно-оздоровительное;
2. Духовно – нравственное;
3.Социальное;
4.Общекультурное;
5.Общеинтеллектуальное. (слайд 7)
Спортивно-оздоровительное:
- работа спортивных секций;
- экскурсий, подвижных игр, «Весёлых стартов», спортивных соревнований «Рыцарь спорта»;
- проведение бесед по охране здоровья;
- физкультминутки;
- прогулки;
- участие в школьных и районных соревнованиях.
- туристические походы. (слайд 8-9)
Духовно-нравственное и общекультурное:
- экскурсии, посещение театров, музеев, выставки рисунков, поделок, творческих работ обучающихся;
- мини-спектакли, конкурсы;
- проведение классных часов по эстетике внешнего вида, культуре поведения, речи;
- участие в конкурсах школы и района;
-встречи с ветеранами ВО войны и труда;
-уроки мужества;
- фестивали патриотической песни. (слайд 10-13)
Социальное:
- дежурство в классе;
- проведение субботников: уборка территории школы, памятника;
- работа на пришкольном участке;
- уход за комнатными растениями;
- психологическая азбука;
- сюжетно-ролевые игры;
- путешествие по правилам дорожного движения;
- тесты, игры, просмотр видеофильмов;
- обсуждение притч. ( слайд 14- 15)
Общеинтеллектуальное:
- кружки;
- игры;
- беседы;
- наблюдения
- разработка проектов
- составление презентаций (слайд 16-18)
Ресурсы для организации внеурочной деятельности обучающихся
В нашей школе для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену, есть медицинский кабинет, столовая, библиотека, спортзал, стадион, кабинет информатики, оборудованный компьютерной техникой и подключённый к сети Интернет. (слайд 19)
Осуществление внеурочной деятельности:
Взаимодействие обучающихся происходит с обучающимися школы других классов, с педагогами – предметниками, классными руководителями, родителями, медработниками, библиотекарями, поварами, работниками сельского дома культуры, работниками детских организаций.
Внеурочная деятельность – это деятельность, организуемая с классом, обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, походы, конкурсы, игры, путешествия, дискотеки, концерты и т.д.), их участия в самоуправлении и общественно-полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. (слайд 20)
Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать.
Внеурочная деятельность – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
В процессе многоплановой внеурочной деятельности можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Очень важно создать режим благоприятствования для воспитанников, создать условия для их занятий, широко использовать их творческие способности в подготовке внеклассных, общешкольных мероприятий, демонстрации личных достижений: авторские выставки, сольные концерты, презентации, показы, выступления и др.
Диагностика эффективности внеурочной деятельности:
Правильно организованная внеурочная деятельность, обязательно принесёт свои положительные результаты.
К концу обучения в начальной школе у ребёнка должны быть сформированы следующие качества:
- осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляции своего поведения в соответствии с ними;
- использование начал эстетической, духовной, правовой культуры, экологической грамотности при анализе простейших жизненных ситуаций;
- готовность к актуальному взаимодействию с окружающим миром;
- желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
- инициативность, самостоятельность и навыки сотрудничества в разных видах деятельности. (слайд 21)
Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности.
В каждом ребёнке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться.
Я осторожно и бережно помогаю ребёнку раскрыться, дать почувствовать свою уверенность независимо от конкретных успехов. Потенциал ребёнка в большей степени выявляется через игру. Поэтому большинство мероприятий и дел я провожу в виде игр, конкурсов, викторин.
В формировании и развитии личности обучающихся ведущую роль отвожу гражданско-патриотическому воспитанию.
В своей работе по этому направлению воспитываю уважение к атрибутам Российского государства, прививаю любовь к малой Родине, к родной школе, семье.
В основе моей работы лежит педагогика сотрудничества с детьми. Только сохраняя в себе ранимость, детскость, тонкость чувств можно понять ребёнка. Внимание и уважение к каждому ребёнку - принцип моей работы.
На уроках и внеурочной деятельности мною руководит заповедь - дать радость познания успеха каждому ученику через его труд.
Это самое главное, но и самое трудное. Многое в этом плане зависит от учителя. Я всегда стараюсь, чтобы ребёнок не терял веры в свои силы.
У моих ребятишек учёба и внеурочная деятельность вызывает радость познания, так как они не хотят уходить из школы домой, тем более на выходные и каникулы.
Главная цель начального образования и воспитания – сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, его физического и психического развития, развития готовности к самообразованию, формирование коммуникативных умений.
Известно, что 70 % личных качеств закладывается именно в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, считать нужны ребёнку в жизни, а умение анализировать, сравнивать, выделять главное, быть самостоятельным - вот с чем надо войти в этот мир.
Результаты внеурочной деятельности за 2013 – 2016 г.
Учебный год | Название конкурса | Количество участников | Результат |
2013 -2014 | Школьный конкурс « Живая классика» | 4 | 2 грамоты за 1 и 2 места, 2 грамоты за участие |
Районный конкурс новогодних открыток | 10 | Дипломы 2 и 3 степени | |
Районный конкурс « Мастерим кормушку для птиц» | 2 | Грамоты победителя, статья в газете «Краснинский край» | |
2014-2015 | Конкурс «Сам себе дизайнер» | 9 | Благодарность за активное участие |
Конкурс на лучший проект «Родное село» | 9 | Грамота за 1 место, подарок | |
Районный конкурс новогодней игрушки | 9 | Грамота за 2 место, 4 грамоты за активное участие | |
Конкурс рисунков и фото на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» | 6 | 6 грамот за активное участие | |
Районная научно-практическая конференция «Старт в науку» | 1 | Благодарность за участие | |
Космическая викторина «Знатоки космоса» | 6 | 6 грамот за участие | |
2015-2016 | Конкурс фото на тему: «Как прекрасен этот мир» | 1 | Грамота за участие |
Районный фестиваль детского творчества «Бал литературных героев» | 10 | Диплом, статья в газете «Краснинский край» | |
Открытое мероприятие «Первоклассник, первоклашка! У тебя сегодня праздник!» | 10 | Грамоты всем детям и благодарности всем родителям | |
Школьный и районный конкурс «Новогодний дизайн» | 6 | Грамота за 3 место, 1 грамота за участие | |
Районный конкурс «Подарок» для воинов вооружённых сил РФ. | 3 | ||
Школьный конкурс «Моя семья» | 1 | Грамота за 1 место | |
Районный конкурс «Мультимедийные герои» | 5 | 5 дипломов участника районного конкурса юных художников | |
Открытое мероприятие «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» | 9 | Благодарности всем детям | |
Районный конкурс рисунков «Покорители космоса» | 7 | ||
Всероссийский конкурс рисунков «Наследники Ю.А.Гагарина» | 2 | ||
Открытое мероприятие «Язык родной, дружи со мной!», посвящённое дню славянской письменности. | Начальные классы - 18 | Грамоты за активное участие |
Данные результаты таблицы говорят, что обучающиеся не только активно участвуют в школьных и районных мероприятиях из года в год, но их внеурочная деятельность даёт результаты. (слайд 22-24)
Перед современной школой стоит очень важная задача - подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе. И ключевую роль в решении этой задачи играет компетенция современного человека в ИКТ. Использование ИКТ во внеурочной деятельности позволяет развивать ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией с помощью современных технических средств: компьютеров, мобильной связью, Интернет и т.д.
Внедрение информационных технологий провожу с учётом санитарно-гигиенических норм, что обеспечивает здоровьесберегающий режим воспитания. Индивидуальная работа за компьютером строго регламентируется и составляет не более 10 минут.
Особую роль во внеурочной деятельности играют современные технологии: игровая, проектная.
Игра – естественная форма обучения и воспитания. Она снимает усталость, обогащает обучающихся новыми впечатлениями, позволяет осуществить дифференцированный подход к каждому ребёнку.
Мои ребятишки очень любят коллективные игры на свежем воздухе.
С большим удовольствием играют в лапту, пионербол, теннис, шахматы. Нравится игра со стульями под музыкальное сопровождение. С большим интересом участвуют в спортивных мероприятиях: « Папа, мама, я – спортивная семья», «Рыцарь спорта», «Весёлые старты». Очень ждут турпоход в конце года.
Совершили поездку в музей п. Красный.
Ребята умеют самостоятельно фотографировать увиденное и интересное. Затем сбрасывают на компьютер и распечатывают фотографии.
Самостоятельно умеют делать видеозаписи интересных дел во внеурочное время.
Вместе с ребятами во внеурочное время выполняем проектные работы: « Моя малая Родина», «Мой класс и моя школа», «Люби живое», «Добро и зло», «Дерево дружбы», « Моя семья» и др.
Мультимедийная презентация - одна из активных форм обучения и воспитания, предполагающая использование компьютерных технологий.
Её цель – донести информацию в наглядной, легко воспроизводимой форме.
- просмотр мультимедийных дисков;
- поиск информации в Интернете.
В кабинете есть классный уголок, в который мы с ребятами помещаем фото по результатам совместной внеурочной деятельности.
6 ноября 2015 года мы с ребятами участвовали в районном фестивале детского творчества: «Бал литературных героев» с инсценировкой сказки «Теремок», с музыкальным сопровождением.
Дети получили столько впечатлений от первого выступления на большой сцене района.
Заключение.
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность.
Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «Я».
Ребенок, делая выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать его занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. (слайд 25)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности применения ИКТ при обучении слабовидящих школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Использование ИКТ технологий в школе III вида...
Доклад на тему «От уроков технологии к эстетическому и логическому воспитанию в условиях реализации ФГОС»
Доклад на тему «От уроков технологии к эстетическому и логическому воспитанию в условиях реализации ФГОС» ...
"Гражданско-патриотическое воспитание в условиях реализации ФГОС НОО"
Отчёт перед общественностью о работе по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников...
Методическое сопровождение педагогов условиях реализации ФГОС НОО: опыт, проблемы, перспективы.
1.Опыт.Задачи:1.Повысить качество преподавания предметов в начальных классах2.Активно использовать технологии деятельностного типа и информационные технологии3.Активизировать участие педагогов МО в пр...
" Инноватика в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС ( по уровням образования и предметным областям)" по предметной области " Изобразительное искусство"
Данный материал содержит ответы на вопросы, необходимые для повышения квалификации, по предмету: " Изобразительное искусство....
«Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС» (посредством УМК «Перспектива», «Школа России»).
Проектная деятельность – универсальное средство развития человека.В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои зна...
Системно-деятельностный подход в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. В программе О...