"Особенности методической работы в условиях реализации ФГОС НОО"
материал по теме
В докладе освещаются особенности организации методической работы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на примере опыта работы ШМО учителей 1 ступени образования МОУ «СОШ № 30 « г. Сыктывкара, построенной через создание системы непрерывного профессионального образования; раскрываются направления методической работы, а также эффективные формы работы. Текст доклада дополнен мультимедийной презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_metodicheskoy_raboty.zip | 513.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации методической работы в условиях реализации
федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования
Переход общеобразовательных учреждений на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует научно-методического сопровождения.
«Методическая работа в школе – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно - воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья учащихся» Поташник М.М.
Цель методической работы в школе в условиях внедрения ФГОС - обеспечение профессиональной готовности педагогических к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога.
Критерии готовности методической службы нашей школы к введению ФГОС:
- разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
- осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов;
- обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС
Важная роль для введения ФГОС в практику школы принадлежит ШМО.
Направления методической работы:
1. Внедрение требований ФГОС в практику ОУ:
- анализ нормативных, научных и методических источников; выявление рекомендаций, соответствующих возникающим в практике проблемам;
- детализация рекомендаций с целью облегчить их внедрение в реальную практику;
- оценка эффективности применения рекомендаций, разработанных на основе научных исследований.
2. Анализ и обобщение педагогического опыта в решении проблем введения ФГОС:
- анализ практики решения педагогических задач;
- выявление педагогических средств, обеспечивающих наилучший педагогический результат;
- анализ наиболее типичных трудностей, встречающихся в педагогической практике; создание методических рекомендаций по их преодолению.
3. Текущая методическая помощь:
- консультирование педагогов с целью помощи им в выборе литературы для решения педагогических задач;
- анализ возникающих у педагогов затруднений и трудностей, оказание им помощи в решении профессиональных проблем;
- разработка текущих методических материалов для проведения с учащимися разнообразных занятий и мероприятий.
В нашей школе, как и во всех школах Российской Федерации, переход на ФГОС НОО осуществляется поэтапно и должен завершиться в 2014-2015 учебном году.
В соответствии с этим планом перехода в школе осуществляется подготовка педагогов к работе по новым Стандартам, в частности, организуется их обучение на курсах повышения квалификации в учреждениях дополнительного образования.
В целях непрырывного профессионального образования организовано корпоративное (внутришкольное) повышение квалификации педагогических работников.
Некоторые из педагогов (большинство из тех, кто работает в старших классах) получают опережающую информацию «про запас», другие (учителя начальных классов, не работающие по новому Стандарту) – на ближайшую перспективу, а третьи (педагогические работники, работающие по Стандарту) – для непосредственного использования в профессиональной деятельности.
Корпоративное повышение квалификации позволяет создать единое информационное поле по проблеме ФГОС ОО и способствует постепенному повышению мотивации педагогического коллектива для работы по новым Стандартам.
Тема методической работы ШМО на 2010-2012 учебные года: «ФГОС как инструмент реализации государственной политики в области образования».
Были проведены заседания ШМО по темам: «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», «Особенности нового базисного учебного плана» «Проектирование универсальных учебных действий в начальной школе», «Подготовка учителя начальных классов в условиях внедрения новых образовательных стандартов», «Реализация программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся в рамках ФГОС НОО», «Рассмотрение рабочей программы по модулю «Основы светской этики» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Тема методической работы ШМО на 2012-2013 учебный год: «Повышение качества образования в начальной школе в условиях внедрения ФГОС».
Заседания ШМО по темам: «Формирование ключевых компетенций участников образовательного процесса в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта», «Проектно-исследовательская деятельность как условие повышения качества образования обучающихся», «Развитие обучающихся в процессе формирования универсальных учебных действий», «Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов общего образования нового поколения».
Тема методической работы МО на 2013-2014 учебный год: «Мониторинг качества образования как необходимое условие повышения качества образования в начальной школе в условиях внедрения ФГОС».
На этапе введения ФГОС школьные команды разработали единичные проекты: «Формирование УУД учащихся начальной школы», «Система оценки результатов освоения ООП НОО», «Программа воспитания и социализации учащихся начальной ступени обучения», «Программы внеурочной деятельности: «Уроки здоровья», «Вредные привычки и полезные навыки», «Азбука юного пешехода. Добрая дорога», «Мир деятельности», «Тропами родного края», «Игротека», «Интеллектуальные игры», «Проектная деятельность учащихся начальной школы», «Система работы с одаренными обучающимися», «Программа «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни», «Система работы с родителями младших школьников», «Методическая работа с учителями начальной школы в ОУ», «Повышение квалификации учителей начальной школы». Большинство проектов были представлены затем на всех уровнях: школьном, муниципальном, республиканском.
Так учителя начальных классов выступили на школьных педсоветах по темам: «Формирование компетентностей учащихся как один из факторов повышения качества образования в условиях перехода на ФГОС», «Современные образовательные технологии», «ФГОС как перспектива модернизации начального и общего основного образования в свете президентской инициативы «Наша новая школа», «Классный час в системе личностно-ориентированного воспитания в школе», «Учимся работать по новым стандартам», «Применение современных образовательных технологий как показатель инновационной культуры ОУ в условиях введения ФГОС».
При подготовке кадров к реализации Стандартов (в том числе к использованию новых эффективных образовательных технологий) были выбраны целесообразные содержание и формы деятельности.
Профессиональная готовность педагогического коллектива к осуществлению инновационной деятельности из трех компонентов:
- мотивационная готовность педагогических работников к освоению нового (наличие профессиональных мотивов);
- когнитивная готовность педагогических работников (наличие необходимых знаний);
- технологическая готовность педагогических работников (наличие необходимых для этого умений).
Очевидно, что профессиональная готовность педагогических работников к внедрению инноваций достигается тогда, когда будут сформированы мотивационный, когнитивный и технологический компоненты готовности.
Наиболее значимым путем мотивации педагогов является их обучение. Существует тезис: «Мотивация кадров происходит в обучении». Именно поэтому правильно организованное обучение (как корпоративное, так и в других учреждениях и организациях), в процессе которого педагогам предоставляется актуальная информация, которая потребуется им в ближайшее время (один из принципов обучения взрослых – «здесь и сейчас»), способствует повышению их мотивации для работы по новым Стандартам.
Для формирования когнитивного компонента профессиональной готовности педагогов, необходимой для освоения ими новых эффективных в условиях ФГОС НОО образовательных технологий, целесообразными являются следующие формы:
- педагогические чтения;
- научно-методические и научно-практические конференции;
- cеминары и пр.
Для формирования технологического компонента профессиональной готовности педагогов, необходимой для организации проектной деятельности младших школьников, целесообразными являются следующие формы:
- мастер-классы;
- мастерские;
- тренинги;
- семинары-практикумы;
- проблемные группы;
- творческие лаборатории и пр.
Наши педагоги активно работают в проблемных группах, наработанный опыт активно транслируют для педагогов района, города, республики. Примером может служить ряд семинаров, проведённых на базе школы для учителей района, где члены ШМО провели мастер-класс по теме «Проектирование уроков в рамках реализации ФГОС НОО». Педагоги использовали материал серии обучающих вебинаров «Формирование УУД на основе системно-деятельностного подхода Л. Г. Петерсон в контексте реализации ФГОС»
Введение ФГОС стало новым стимулом к стремлению к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию.
Обобщение опыта работы
2010-2011 учебный год На уровне района
Муниципальная ярмарка педагогических идей
На уровне города
Конкурс «Самый классный классный»
Семинар для студентов ГОУ СПО «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И. А. Куратова»
Конференция «Инновации в образовании: опыт, проблемы, перспективы»
На уровне республики
Конкурс «Учитель года»
2011-2011 учебный год На уровне района
Муниципальная ярмарка педагогических идей
Практический семинар «Проектирование уроков в 1 классе (УМК «Школа 2100», система Л. В. Занкова) с использованием новых образовательных технологий (личностно-ориентированный подход)
Практический семинар «Организация работы учителей по введению ОРКСМ по выбранному модулю»
Семинар «Поисково-исследовательская и конкурсная деятельность учителя, как условие его непрерывного профессионального образования (в рамках введения ФГОС нового поколения»
Практические семинары «Проектирование уроков в рамках реализации ФГОС НОО»
На уровне республики
Семинар «Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России в рамках ФГОС нового поколения»
2012-2013 учебный год На уровне района
Практический семинар «Проектирование уроков русского языка и литературного чтения в рамках реализации ФГОС начального общего образовании» для учителей 1-2-х классов.
Фестиваль «Современный урок» среди учителей начальных классов.
На уровне города
Семинар «Воспитательная работа в школе в условиях ФГОС»
Конкурсы «Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования», «КИМы нового поколения в практике деятельности учителя по новым ФГОС НОО»
На уровне республики
Семинар для слушателей проблемных курсов КРИРО «Инновационные подходы к преподаванию модуля «Основы светской этики в курсе ОРКиСЭ»
Научно-практическая конференция «Реализация ФГОС как механизм инновационного развития образовательного учреждения и профессионального развития педагога»
Семинар для слушателей проблемных курсов КРИРО «Первые результаты интеграции урочной и внеурочной деятельности в реализации школьной программы духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России»
Конкурс творческих работ «Учительская весна-2013»
Межрегиональная практическая конференция по ОРКиСЭ
2013-2014 учебный год На уровне района
Муниципальная ярмарка педагогических идей
На уровне республики
Межрегиональная научно-практическая конференция «Инновационные процессы в дошкольном, общем и профессиональном педагогическом образовании в условиях реализации новых образовательных стандартов»
В заключение, необходимо отметить, что педагоги будут в наибольшей степени мотивированы на решение задач, возникающих в условиях перехода на новые Стандарты, в том случае, если им понятно, что нужно делать (содержание деятельности), как это делать (методики технологии, методы, приемы), выдерживаются разумные темпы и сроки инновационной деятельности и оказывается квалифицированное научно-методическое сопровождение этой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитательной работы в условиях реализации ФГОС в 4-м классе
ЦЕЛЬ: создать условия для формирования и гармоничного развития личности каждого ученика, учитывая его ...
Организация воспитательной работы в условиях реализации ФГОС «Воспитание ученика творчески – активной и социально - зрелой личностью»
Воспитательная система - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданн...
Статья"Воспитательная работа в условиях реализации ФГОС"
В статье рассматривается вопрос воспитания в свете стандартов второго поколения....
Методическое сопровождение педагогов условиях реализации ФГОС НОО: опыт, проблемы, перспективы.
1.Опыт.Задачи:1.Повысить качество преподавания предметов в начальных классах2.Активно использовать технологии деятельностного типа и информационные технологии3.Активизировать участие педагогов МО в пр...
Особенности современного урока в условиях реализации ФГОС НОО
Особенности современного урока в условиях реализации ФГОС НОО...
Удостоверение о повышении квалификации "Работа с одарёнными детьми: Развитие и совершенствование системы работы в условиях реализации ФГОС"
Удостоверение о повышении квалификации....