"Особенности методической работы в условиях реализации ФГОС НОО"
материал по теме

Герасимова Т. В.

 В докладе освещаются особенности организации методической работы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на примере опыта  работы ШМО учителей 1 ступени образования МОУ «СОШ № 30 « г. Сыктывкара, построенной через создание системы непрерывного профессионального образования; раскрываются направления методической работы, а также эффективные формы работы. Текст доклада дополнен мультимедийной  презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon osobennosti_metodicheskoy_raboty.zip513.76 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации методической работы в условиях реализации

федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования

Переход общеобразовательных учреждений на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует научно-методического сопровождения.

«Методическая работа в школе –  это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно - воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья учащихся» Поташник М.М.

Цель методической работы в школе в условиях внедрения ФГОС - обеспечение профессиональной готовности педагогических к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога.

Критерии готовности методической службы нашей школы к введению ФГОС:

  • разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
  • осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов;
  • обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями  ФГОС

Важная роль для введения ФГОС в практику школы принадлежит ШМО.

Направления методической работы:

1. Внедрение требований ФГОС в практику ОУ:

  • анализ нормативных, научных и методических источников; выявление рекомендаций, соответствующих возникающим в практике проблемам;
  • детализация рекомендаций с целью облегчить их внедрение в реальную практику;
  • оценка эффективности применения рекомендаций, разработанных на основе научных исследований.

2. Анализ и обобщение педагогического опыта в решении проблем введения ФГОС:

  • анализ практики решения педагогических задач;
  • выявление педагогических средств, обеспечивающих наилучший педагогический результат;
  • анализ наиболее типичных трудностей, встречающихся в педагогической практике; создание методических рекомендаций по их преодолению.

3. Текущая методическая помощь:

  • консультирование педагогов с целью помощи им в выборе литературы для решения педагогических задач;
  • анализ возникающих у педагогов затруднений и трудностей, оказание им помощи в решении профессиональных проблем;
  • разработка текущих методических материалов для проведения с учащимися разнообразных занятий и мероприятий.

В нашей школе, как и во всех школах Российской Федерации, переход на ФГОС НОО осуществляется поэтапно и  должен завершиться в 2014-2015 учебном году.

В соответствии с этим планом перехода в школе осуществляется подготовка педагогов к работе по новым Стандартам, в частности, организуется их обучение на курсах повышения квалификации в учреждениях дополнительного образования.

В целях непрырывного профессионального образования  организовано корпоративное (внутришкольное) повышение квалификации педагогических работников.

Некоторые из педагогов (большинство из тех, кто работает в старших классах)  получают опережающую информацию «про запас», другие (учителя начальных классов, не работающие по новому Стандарту) – на ближайшую перспективу, а третьи (педагогические работники, работающие по Стандарту) – для непосредственного использования в профессиональной деятельности.

Корпоративное повышение квалификации позволяет создать единое информационное поле по проблеме ФГОС ОО и способствует постепенному повышению мотивации педагогического коллектива для работы по новым Стандартам.

Тема методической работы  ШМО на 2010-2012 учебные  года: «ФГОС как инструмент реализации государственной политики в области образования».

        Были проведены заседания ШМО по темам: «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», «Особенности нового базисного учебного плана» «Проектирование универсальных учебных действий в начальной школе», «Подготовка учителя начальных классов в условиях внедрения новых образовательных стандартов», «Реализация программы  духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся в рамках ФГОС НОО»,  «Рассмотрение рабочей программы по модулю «Основы светской этики» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Тема методической работы ШМО на 2012-2013 учебный  год: «Повышение качества образования в начальной школе в условиях внедрения ФГОС».

        Заседания ШМО по темам: «Формирование ключевых компетенций участников образовательного процесса в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта», «Проектно-исследовательская деятельность как условие повышения качества образования обучающихся», «Развитие обучающихся в процессе формирования универсальных учебных действий», «Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов  общего образования нового поколения».

Тема методической работы МО на 2013-2014 учебный  год: «Мониторинг качества образования как необходимое условие повышения качества образования в начальной школе в условиях внедрения ФГОС».

        На этапе введения ФГОС школьные команды разработали единичные проекты: «Формирование УУД учащихся начальной школы», «Система оценки результатов освоения ООП НОО», «Программа воспитания и социализации учащихся начальной ступени обучения», «Программы внеурочной деятельности: «Уроки здоровья», «Вредные привычки и полезные навыки», «Азбука юного пешехода. Добрая дорога», «Мир деятельности», «Тропами родного края», «Игротека», «Интеллектуальные игры», «Проектная деятельность учащихся начальной школы», «Система работы с одаренными обучающимися», «Программа «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни», «Система работы с родителями младших школьников», «Методическая работа с учителями начальной школы в ОУ»,  «Повышение квалификации учителей начальной школы». Большинство проектов были представлены затем на всех уровнях: школьном, муниципальном, республиканском.

Так учителя начальных классов выступили на школьных педсоветах по темам: «Формирование компетентностей учащихся как один из факторов повышения качества образования в условиях перехода на ФГОС», «Современные образовательные технологии», «ФГОС как перспектива модернизации начального и общего основного образования в свете президентской инициативы «Наша новая школа», «Классный час в системе личностно-ориентированного воспитания в школе», «Учимся работать по новым стандартам»,  «Применение современных образовательных технологий как показатель инновационной  культуры ОУ в условиях введения ФГОС».

При подготовке кадров к реализации Стандартов (в том числе к использованию новых эффективных образовательных технологий) были выбраны целесообразные содержание и формы деятельности.

Профессиональная готовность педагогического коллектива к осуществлению инновационной деятельности из трех компонентов:

  • мотивационная готовность педагогических работников к освоению нового (наличие профессиональных мотивов);
  • когнитивная готовность педагогических работников (наличие  необходимых знаний);
  • технологическая готовность педагогических работников (наличие необходимых для этого умений).

Очевидно, что профессиональная готовность педагогических работников к внедрению инноваций достигается тогда, когда будут сформированы мотивационный, когнитивный и технологический компоненты  готовности.

Наиболее значимым путем мотивации педагогов является их обучение. Существует тезис: «Мотивация кадров происходит в обучении». Именно поэтому правильно организованное обучение (как корпоративное, так и в других учреждениях и организациях), в процессе которого педагогам предоставляется актуальная информация, которая потребуется им в ближайшее время (один из принципов обучения взрослых – «здесь и сейчас»), способствует повышению их мотивации для работы по новым Стандартам.

Для формирования когнитивного компонента профессиональной готовности педагогов, необходимой для освоения ими новых эффективных в условиях ФГОС НОО образовательных технологий, целесообразными являются следующие формы:

- педагогические чтения;

- научно-методические и научно-практические конференции;

- cеминары и пр.

Для формирования технологического компонента профессиональной готовности педагогов, необходимой для организации проектной деятельности младших школьников, целесообразными являются следующие формы:

- мастер-классы;

- мастерские;

- тренинги;

- семинары-практикумы;

- проблемные группы;

- творческие лаборатории и пр.

        Наши педагоги активно работают в проблемных группах, наработанный опыт активно транслируют для педагогов района, города, республики. Примером может служить ряд семинаров, проведённых на базе школы для учителей района, где члены ШМО провели мастер-класс по теме «Проектирование уроков в рамках реализации ФГОС НОО».   Педагоги использовали материал  серии обучающих вебинаров  «Формирование УУД на основе системно-деятельностного подхода Л. Г. Петерсон в контексте реализации ФГОС»                                  

Введение ФГОС стало новым стимулом к стремлению к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию.

Обобщение опыта работы

2010-2011 учебный год            На уровне района 

Муниципальная ярмарка педагогических идей

                                            На уровне города

Конкурс «Самый классный классный»

Семинар для студентов ГОУ СПО «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И. А. Куратова»

Конференция «Инновации в образовании: опыт, проблемы, перспективы»

                                                  На уровне республики

Конкурс «Учитель года»

2011-2011 учебный год       На уровне района

Муниципальная ярмарка педагогических идей

Практический семинар «Проектирование уроков в 1 классе (УМК «Школа 2100», система Л. В. Занкова) с использованием новых образовательных технологий (личностно-ориентированный подход)

Практический семинар «Организация работы учителей по введению ОРКСМ по выбранному модулю»

Семинар «Поисково-исследовательская и конкурсная деятельность учителя, как условие его непрерывного профессионального образования (в рамках введения ФГОС нового поколения»

Практические семинары «Проектирование уроков в рамках реализации ФГОС НОО»                                          

                                   На уровне республики

Семинар «Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России в рамках ФГОС нового поколения»

2012-2013 учебный год       На уровне района

Практический семинар «Проектирование уроков русского языка и литературного чтения в рамках реализации ФГОС начального общего образовании» для учителей 1-2-х классов.

Фестиваль «Современный урок» среди учителей начальных классов.

                                                 На уровне города

Семинар «Воспитательная работа в школе в условиях ФГОС»

Конкурсы   «Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования», «КИМы нового поколения в практике деятельности учителя по новым ФГОС НОО»

                                   На уровне республики

Семинар для слушателей проблемных курсов КРИРО «Инновационные подходы к преподаванию модуля «Основы светской этики в курсе ОРКиСЭ»

Научно-практическая конференция «Реализация ФГОС как механизм инновационного развития образовательного учреждения и профессионального развития педагога»

Семинар для слушателей проблемных курсов КРИРО «Первые результаты интеграции урочной и внеурочной деятельности в реализации школьной программы духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России»

Конкурс творческих работ «Учительская весна-2013»

Межрегиональная практическая конференция по ОРКиСЭ

2013-2014 учебный год       На уровне района

Муниципальная ярмарка педагогических идей

                                             На уровне республики

Межрегиональная научно-практическая конференция «Инновационные процессы в дошкольном, общем и профессиональном педагогическом образовании в условиях реализации новых образовательных стандартов»

В заключение, необходимо отметить, что педагоги будут в наибольшей степени мотивированы на решение задач, возникающих в условиях перехода на новые Стандарты, в том случае, если им понятно, что нужно делать (содержание деятельности), как это делать (методики технологии, методы, приемы), выдерживаются разумные темпы и сроки инновационной деятельности и оказывается квалифицированное научно-методическое сопровождение этой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы в условиях реализации ФГОС в 4-м классе

ЦЕЛЬ: создать условия для формирования и гармоничного               развития личности каждого ученика, учитывая его ...

Организация воспитательной работы в условиях реализации ФГОС «Воспитание ученика творчески – активной и социально - зрелой личностью»

Воспитательная система - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданн...

Статья"Воспитательная работа в условиях реализации ФГОС"

В статье рассматривается вопрос воспитания в свете стандартов второго поколения....

Методическое сопровождение педагогов условиях реализации ФГОС НОО: опыт, проблемы, перспективы.

1.Опыт.Задачи:1.Повысить качество преподавания предметов в начальных классах2.Активно использовать технологии деятельностного типа и информационные технологии3.Активизировать участие педагогов МО в пр...

Особенности современного урока в условиях реализации ФГОС НОО

Особенности современного  урока в условиях реализации ФГОС НОО...